Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Согласование Госкомэкологии России проекта Перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту.






Для окончательного формирования экологических ограничений на данной площадке заказчику необходимо получить официальное согласование в Госкомэкологии России Перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту. Экологические условия, согласованные Госкомэкологии России, одновременно будут предметом экологического контроля за текущей хозяйственной деятельностью природопользователя.

Государственный экологический контроль осуществляют Госкомэкологии России, его территориальные органы и специально уполномоченные государственные органы Российской Федерации в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов и/или их территориальные органы в соответствии со своей компетенцией.

Четвертый этап состоит из одной процедуры, которая заключается в подготовке Госкомэкологии России документа (письма) о согласовании экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту.

Согласование Перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту проводится при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации по объекту. Положительное заключение государственной экологической экспертизы есть подтверждение гарантий заказчика по обеспечению выполнения им в обосновывающей документации экологических требований законодательства Российской Федерации и экологических условий для выработки решений по объекту на данной площадке. Одновременно государственная экологическая экспертиза подтверждает выполнение заказчиком этапов, процедур и операций ОВОС при выработке решений по объекту в соответствии с требованиями нормативных документов по проведению ОВОС.

Согласование Госкомэкологии России Перечня экологических условий именно при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы по существу является одобрением решений по объекту, выработанных в том числе и с участием общественности.

Письмо Госкомэкологии России (или его территориального органа) о согласовании Перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту представляется заказчиком в соответствующий орган власти для получения:

– решения об изъятии (выкупе) и предоставлении предварительно согласованного земельного участка (или об осуществлении замысла по реконструкции, расширению, техническому перевооружению, консервации или ликвидации объекта);

– лицензии на комплексное природопользование.

Письмо-согласование Госкомэкологии России является заключительным звеном общественного участия в подготовке решений по объекту и выработке экологических условий для реализации намечаемой деятельности. На этом четвертый этап проведения ОВОС заканчивается. Итоги этого этапа следующие:

Заказчик деятельности:

– получил официальный документ о согласовании Перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту;

– получил подтверждение того, что все этапы, процедуры и операции ОВОС выполнены в соответствии с требованиями нормативных документов по проведению ОВОС. Эти своего рода «гарантии «очень важны для заказчика в том случае, если у него складываются сложные отношения с общественностью по поводу намечаемой им хозяйственной деятельности.

Органы государственного управления:

– подтвердили свою уверенность в том, что завершение выработки решений и реализация намечаемой деятельности возможны при данных экологических условиях;

– выполнили «экологическую» функцию в системе принятия решений о развитии хозяйственной деятельности.

Для оформления всех документов, подготовленных в процессе ОВОС, выделяется самостоятельный этап – пятый, который выполняется перед сдачей разработчиком проектной документации заказчику для ее утверждения. Требование комплектования документов, полученных при проведении ОВОС, основано на необходимости соблюдения последовательности их подготовки, согласования в рамках процесса ОВОС и накопления соответствующей информации.

Таким образом, весь процесс ОВОС завершается в период разработки и утверждения обосновывающей документации. И, наоборот, обосновывающая документация не может быть завершена раньше, чем будет закончено проведение всех этапов, процедур и операций ОВОС. Документы, полученные в рамках проведения ОВОС, комплектуются в самостоятельный раздел «Оценка воздействия на окружающую среду» в составе Пояснительной записки к ТЭО/проекту строительства, а также приложения к нему. Раздел «Оценка воздействия на окружающую среду» излагается кратко, ясно, в объеме, как правило, не более 15 стр., без повторения информации, содержащейся в других разделах обосновывающей документации и документах по ОВОС. К разделу «Оценка воздействия на окружающую среду» в составе Пояснительной записки к ТЭО/проекту строительства должно быть оформлено приложение «Состав документов по ОВОС» (приложение). На этом пятый, последний этап ОВОС заканчивается.

ГЛАВА 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Строительное проектирование – один из главных институтов в подготовке хозяйственных и иных решений, которое в вопросах охраны окружающей среды исходит из следующей посылки: нет норматива – нет воздействия на окружающую среду. В связи с этим никаких защитных мер от ненормируемого воздействия не предусматривается. О последствиях реализации намечаемой деятельности речь в проектировании практически не ведется, хотя в неявном виде их учет всегда присутствует в самих нормах, применение которых уже предотвращает возможные последствия. Существующая практика природоохранной деятельности основывается на нормировании воздействий и прогнозе изменений природных компонентов. Нормирование, как концентрированное и рафинированное выражение прошлого опыта, осуществляется через понимание последствий уже реализованной деятельности в прошлом, а планирование, программирование, проектирование и вообще развитие – это всегда шаги в будущее, то есть в неизвестное. Мы никогда не знаем, будет ли пригоден наш прошлый опыт в будущей деятельности, и если будет, то в какой мере. Нормативным расчетам в настоящий момент подвергается лишь очень ограниченное число видов воздействий на окружающую среду. Большая же их часть ни допустимых «порогов», ни критериев оценки в рамках нормативного подхода не имеет. Нет даже адекватных средств выявления этих воздействий.

Наметившаяся в последнее время тенденция в использовании научных методов прогнозирования изменений окружающей среды не снимает возникающих проблем, поскольку возможности надежного прогнозирования очень ограничены. Отсутствуют критерии, задающие рамки научных исследований (то есть необходимый охват и глубину), неясно, как относиться к получаемым прогнозам и кто должен в конечном итоге оценивать их результаты (благоприятно – неблагоприятно): то, что плохо для одних, хорошо для других. Естественно, научное прогнозирование акцентируется на тех предполагаемых изменениях, которые, с точки зрения профессионалов, могут привести к негативным последствиям.

Сама же постановка задачи в традиционной модели природоохранной деятельности подразумевает принципиальную возможность сохранения той среды обитания, которая была до начала осуществления намечаемой хозяйственной деятельности, хотя заведомо понятно, что с привнесением новых объектов среда уже необратимо изменилась и речь может идти не о сохранении «старой», а о формировании «новой» окружающей среды. Объекты деятельности всегда проектируются как чужеродные элементы в окружающей среде, которая рассматривается часто с утилитарной точки зрения (использования ресурсов, рационального размещения объекта, выбора благоприятных природных условий для его эксплуатации и т.д.).

Перечисленное выше не означает необходимость отказа от нормативного подхода. Напротив, нормирование воздействий на окружающую среду есть особая и перспективная область деятельности, обеспечиваемая прошлым опытом, а также результатами проведения ОВОС. Важно другое – понимание принципиальной недостаточности нормативного подхода и вообще идеологии нормирования при решении экологических проблем. Таким образом, нормы строительного проектирования и прогноз изменения окружающей среды являются необходимыми, но недостаточными условиями для выработки экологически обеспеченных решений по объекту.

Государственная экологическая экспертиза, основываясь только на этих двух подходах, не сможет достичь поставленной перед ней цели. Очевидно, достижение цели может произойти в случае пересмотра содержания самой экспертизы, когда в систему подготовки и принятия решений законодательно будут введены нормы и правила выявления и учета в принимаемых решениях возможных последствий реализации намечаемой деятельности – процесс ОВОС. Тогда по-иному сформируется истинный предмет экологической экспертизы – проверка соблюдения правильности и точности проведения процедур и операций ОВОС при подготовке обосновывающей документации. При этом перед экспертизой ставится исключительно сложная задача «анализ и оценка уровня экологической обеспеченности выработанных решений (насколько в них были учтены результаты, полученные при проведении ОВОС). Нормативной базой экологической экспертизы становится порядок проведения ОВОС.

Помимо этого, положительное заключение государственной экологической экспертизы должно быть основанием для согласования Госкомэкологии России заказчику хозяйственной деятельности экологических условий для выработки решений по объекту (в случае экспертизы – обоснований инвестиций) и экологических условий для реализации решений по объекту (после экспертизы ТЭО/проекта строительства объекта).

С целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, обеспечения экологических требований, предупреждения негативного влияния объектов на природную среду, поддержания экологического равновесия, соблюдения норм экологической безопасности, выявления экологической чистоты и экологических последствий эксплуатации осуществляется государственная, общественная и другие виды экологической экспертизы новых проектов, строящихся, реконструируемых объектов, а также сооружений со значительными выделениями загрязнений в окружающую среду («Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы» утверждено постановлением Правительства Российской Федерации 11 июня 1996 г. № 698).

4.1. Требования к экологическому обоснованию предпроектной и проектной документации

Прединвестиционная документация должна содержать информацию, достаточную для определения экологического риска намечаемой деятельности, оценки рациональности природопользования при различных вариантах этой деятельности. Намечаемая деятельность должна:

– быть взаимоувязана с ранее принятыми к реализации программами и проектами в части использования природных и трудовых ресурсов и учитывать долгосрочные интересы региона, функциональную значимость преобладающих ландшафтов, сложившиеся национальные традиции и культурно-историческое наследие;

– соответствовать принципам устойчивого, экологически безопасного развития территории, не создавать угрозы для здоровья населения;

– способствовать рациональному использованию природных ресурсов, сохранению природных богатств, уникальности природных экосистем региона и его демографических особенностей, историко-культурного наследия.

Исходные данные для экологического обоснования прединвестиционной документации могут быть получены на основе сбора опубликованных и фондовых материалов, рекогносцировочного обследования территории.

Экологическое обоснование в прединвестиционных материалах должно содержать оценку возможности развития намечаемой деятельности в районе возможного размещения с учетом:

– нормативов качества природной среды;

– существующей системы ограничений на природопользование;

– прогнозируемого состояния окружающей среды при планируемых сбросах, выбросах и отходах производства и других видах воздействия.

Прогноз экологической опасности намечаемой деятельности должен базироваться на:

– анализе природно-ресурсного потенциала территорий, существующего использования природных, трудовых и других ресурсов, состояния природной среды, историко-культурного наследия;

– потребности в важнейших ресурсах;

– прогнозных изменениях экологической ситуации при реализации намечаемой деятельности и последствиях этих изменений для социально-экономического развития территории.

Комплексные схемы по охране природы и природопользованию, разрабатываемые с целью обоснования стратегических направлений охраны природы, должны содержать рекомендации по:

– определению экологических ограничений на развитие и размещение объектов хозяйственной и иной деятельности с учетом перспектив развития районов и возможных антропогенных нагрузок – для вновь осваиваемых территорий;

– разработке системы мероприятий, направленных на ликвидацию негативных последствий существующей хозяйственной и иной деятельности – для освоенных территорий.

При этом они должны включать:

– природно-географическую и экономическую характеристики территории;

– анализ современного состояния природной среды при существующей инфраструктуре территории;

– прогноз состояния природной среды с учетом ретроспективного состояния преобладающих (зональных) экосистем и планируемого хозяйственного воздействия;

– варианты рекомендуемых мероприятий по сохранению природной среды и исторического наследия, оценку их эффективности;

– оценку последствий намечаемой природоохранной деятельности для населения;

– выбор оптимального комплекса природоохранных мероприятий;

– предложения по организации системы экологического мониторинга.

Генеральная схема расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил, а также схема распределения и территориальной организации производительных сил региона должны содержать материалы по экологическому обоснованию перспективы развития соответствующей территорий. При этом экологическое обоснование должно включать:

– характеристику природных особенностей территории;

– природно-ресурсный потенциал регионов(а), их(его) хозяйственное использование, включая национальное природопользование;

– наличие и размещение особо охраняемых природных территорий и историко-культурных памятников, подлежащих охране государством, а также зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации;

– социальную организацию территории – существующую демографическую ситуацию, численность населения, трудовые ресурсы, их использование, уровень жизни населения;

– оценку экологической ситуации в регионах(е) и условий жизни населения при существующей организации производительных сил;

– прогноз изменений экологической ситуации в регионе при осуществлении предложений по территориальной организации производительных сил;

– выбор оптимальной схемы распределения и территориальной организации производительных сил.

Схемы районной планировки административно-территориальных образований разрабатываются в соответствии с утвержденной схемой расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил региона.

Обоснование намечаемых в схемах решений должно содержать анализ исходной информации о природных особенностях района (административно -территориального образования), его природно-ресурсного потенциала, хозяйственного использования, социально-демографических особенностей с целью определения возможных изменений в экологической ситуации района (административно -территориального образования) и социальных условий при реализации намечаемых градостроительных предложений и последствий этих изменений для населения и окружающей природной среды. При этом проводится оценка существующего и перспективного состояния природной среды, функциональной значимости различных экосистем, историко-культурных памятников для населения.

Проектная градостроительная документация включает генеральные планы городов и других поселений, проекты детальной планировки и проекты застройки.

Состав материалов по экологическому обоснованию проектных решений в градостроительной документации должен быть достаточным для оценки экологической безопасности проживания населения, правильности и оптимальности градостроительных и иных проектных решений, выбора основных сооружений, намечаемых мероприятий по охране природы и сохранению историко-культурного наследия.

Проектные решения в градостроительной документации должны обеспечивать:

– устойчивое социально-экономическое развитие территории;

– рациональное природопользование, в т.ч. землепользование;

– комфортные условия проживания населения, отвечающие утвержденным нормативам и требованиям населения к качеству окружающей среды;

– защиту территорий от опасных природных и техногенных воздействий;

– сохранение и восстановление историко-культурного наследия, уникальных природных ландшафтов, памятников архитектуры, садово-паркового искусства.

При разработке проектной градостроительной документации следует учитывать:

– нормативы и ограничения по природопользованию, санитарно-гигиенические нормы и правила, а также другие регламенты, определяющие экологическую безопасность проживания населения;

– природные (зональные и региональные) особенности территории – рельеф местности, преимущественное направление ветров, уклоны горизонтов подземных вод, источники водоснабжения, опасные природные процессы и явления, особо охраняемые природные объекты, зоны особого режима природопользования, полезные ископаемые и другие природные ресурсы;

– демографические особенности территории, ее историко-культурную ценность;

– современное экологическое состояние городской среды;

– современное и перспективное хозяйственное использование территории (города, поселения, района);

– обеспеченность транспортом, в т.ч. транспортную доступность при авариях и иных производственных нарушениях на промышленных объектах;

– состояние здоровья местного населения;

– динамику численности населения.

Генеральный план города (поселения) является основным документом, определяющим экологические условия проживания населения, перспективы сохранения природных богатств и историко-культурного наследия народа.

При разработке генерального плана должно быть предусмотрено:

– приоритетность решения экологических и социальных проблем;

– соответствие принимаемых решений ранее принятым решениям в схемах расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил, схемах и проектах районной планировки и других проектных материалах;

– наличие достаточной исходной информации о природных особенностях территории, объектах историко-культурного наследия, производственных мощностях, технологических процессах и других мероприятиях, осуществляемых и планируемых на конкретной территории;

– выполнение оценки воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности;

– разработка комплекса мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, оценка их эффективности;

– учет требований (рекомендаций населения по улучшению экологической ситуации в городе (поселении).

В генеральных планах городов (поселений) должны быть экологически обоснованы:

– выбор места (района) размещения нового города;

– размер (границы) города с учетом перспективы увеличения численности населения;

– потребность города в ресурсах в т.ч. природных, энергетических, трудовых и др.;

– функциональная организация территории, размещение промышленных, селитебных и рекреационных объектов;

– защита территории от опасных природных процессов и явлений;

– размеры и организация санитарно-защитных зон промышленных объектов;

– размещение общественных центров, жилой застройки, улично-дорожной сети;

– планировочная структура городской территории;

– размещение отходов города, в т.ч. промышленных и бытовых (твердых, жидких, газообразных), условия их хранения, захоронения и переработки.

На территории города (поселения) не следует размещать объекты, функционально не связанные с его деятельностью и негативно влияющие на экологическое состояние города (поселения).

Экологическое обоснование в генеральном плане города (поселения) должно включать:

– анализ и оценку существующей структуры землепользования, подтвержденную расчетами, аргументацию необходимости использования дополнительных земельных площадей;

– характеристики природных условий территории в районе размещения города (поселения), его историко-культурного наследия, оценку существующего экологического состояния городской среды, комплексный анализ состояния атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, ландшафтов, изменения геологических процессов при строительстве сооружений, экологической ситуации в жилых, промышленных и ландшафтно-рекреационных зонах;

– данные о водопользовании, оценку возможности дополнительного водообеспечения при перспективах развития города и прогнозируемых изменениях численности населения;

– сведения о сточных водах (количество, качество), включая ливневые, просадки карстов и д.р., способах их очистки, оценку возможности использования нормативноочищенных сточных вод (при технической невозможности повторного использования сточных вод – оценку предельно-допустимого сброса загрязняющих веществ);

– анализ планировочной структуры города (поселения), оценку организационных мероприятий по планировке территории;

– сведения о количестве и токсичности поступающих отходов (с учетом перспектив развития города и изменений отходности промышленных производств), способах складирования и утилизации;

– оценку загрязнения городской среды промышленными объектами, транспортными средствами (с учетом существующей и планируемой дорожно-транспортной сети);

– мероприятия по защите населения от физических воздействий (шума, вибраций, электрических и магнитных полей, ионизирующего излучения, радиации), оценку их достаточности;

– планируемые мероприятия по озеленению города, сохранению уникальных природных и исторических объектов, анализ их достаточности;

– оценку рекреационного потенциала города, расчет размеров зеленых зон городов при перспективном развитии города (поселения);

– прогноз изменений экологических условий в городской среде при реализации намечаемых решений по структурной организации территории и архитектурно-планировочных, архитектурно-строительных и природоохранительных мероприятий;

– оценку комфортности проживания в различных зонах города при существующей системе расселения и в перспективе при реализации планируемых решений (архитектурно-строительных, организационных, природоохранных), оценку экологического риска намечаемых градостроительных решений;

– мероприятия по организации экологического мониторинга в городе (поселении).

Экологическое обоснование генерального плана города (поселения) должно быть иллюстрировано картографическими материалами:

– ландшафтно-экологической картой города/поселения (картой существующего экологического состояния);

– факторными картами по компонентам природной среды (геологической, почвенной, растительности, животного мира, особо охраняемых территорий, защищенности грунтовых вод и т.д.);

– картой-схемой источников загрязнения городской среды и физических воздействий;

– картой расположения объектов историко-культурного наследия;

– картой прогнозируемого экологического состояния городской среды и пригородной зоны.

Выбор земельного участка под строительство населенного пункта (города) или его расширение должен осуществляться:

– с учетом санитарно-гигиенических и экологических показателей городской среды;

– исходя из рациональности использования природных, топливно-энергетических и других ресурсов, степени экологической опасности намечаемых градостроительных решений.

Проекты детальной планировки и проекты застройки отдельных частей города (поселения) разрабатываются в соответствии с решениями, принятыми в генеральном плане города (поселения), и ограничениями по природопользованию, согласованными со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

В документации должны быть экологически обоснованы:

– основные параметры функциональных зон;

– красные линии и линии регулирования застройки;

– использование земельных участков, их границы;

– размещение объектов социального и промышленного назначения;

– параметры улиц, проездов, пешеходных переходов и других сооружений городской транспортной инфраструктуры;

– размеры и размещение территорий, планируемых под озеленение;

– сохранение природных объектов, историко-культурных памятников и других ценных в социальном отношении объектов.

Экологическое обоснование планируемой хозяйственной и иной деятельности в предпроектной и проектной документации осуществляется с целью оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую природную среду, мероприятий для предотвращения негативного влияния конкретных объектов хозяйственной деятельности на экосистемы, снижения его до уровня, регламентированного нормативными документами по охране окружающей природной среды, а также сохранения природных богатств и создания благоприятных условий для жизни людей путем всестороннего комплексного рассмотрения всех преимуществ и потерь, связанных с реализацией намечаемой деятельности.

Экологические требования надлежит учитывать:

– при выборе площадки размещения объектов хозяйственной и иной деятельности;

– при разработке технических, технологических и иных проектных решений по снижению прогнозируемого воздействия объектов на окружающую среду и мероприятий по охране природной среды.

Обосновывающие материалы по выбору места размещения объекта должны разрабатываться на вариантной основе и базироваться на детальном анализе исходной информации об источниках воздействия, о природных особенностях территории, ее историко-культурном наследии, а также состоянии экосистем в зоне воздействия объекта по каждой площадке размещения.

Источниками исходной информации при обосновании площадки размещения объекта могут быть материалы специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды и их территориальных подразделений, опубликованные и фондовые материалы научных организаций и ведомств, данные статистической отчетности и экологического мониторинга, инженерные изыскания и экологические данные по объектам-аналогам, расчеты и модели прогноза.

В качестве исходной информации следует также использовать:

– кадастровые карты природных ресурсов, карты и карты-схемы компонентов природной среды (почвенные, геоботанические, животного мира и др.), карты защищенности грунтовых вод и др.;

– банки данных по отходам производства и потребления.

В составе обосновывающих материалов по месту размещения объекта приводятся:

– данные о месте размещения объекта; расположении земельного участка, отводимого в постоянное и временное пользование;

– характеристика природных условий территории в районе размещения объекта, оценка ее природно-хозяйственной ценности;

– краткие сведения о современном и перспективном использовании территории (в соответствии со схемами и программами развития), в т.ч. пользовании природными ресурсами при реализации намечаемой деятельности;

– ограничения по природопользованию;

– информация о природных и исторических особенностях территории в зоне возможного воздействия объекта, состоянии компонентов природной среды;

– характеристика намечаемой деятельности;

– информация по источникам воздействия – планировочные и другие строительные нарушения, сбросы, выбросы, отходы производства (с указанием токсичности привносимых в окружающую среду загрязняющих веществ), физические и иные воздействия;

– предварительная оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду, в т.ч. на особо охраняемые объекты;

– рекомендуемый состав природоохранных мероприятий, формируемый на основе оптимальных (оптимизированных) значений предельно-допустимых выбросов и сбросов;

– предварительная оценка экологического риска размещения объекта.

Предварительная оценка воздействия на окружающую среду при выборе площадки размещения объекта включает:

– оценку изученности территории и достаточности исходной информации о природных и исторических особенностях территории, состоянии компонентов природной среды;

– оценку возможности природопользования, исходя из экологического потенциала территории (в соответствии с потребностью объекта) и состояния экосистем;

– оценку масштаба и уровня воздействия при обычных режимах эксплуатации объекта и аварийных ситуациях;

– прогнозную оценку изменений в природной среде – состояния компонентов природной среды.

Приоритетным при выборе площадки размещения объекта должен быть вариант, где прогнозируемый экологический риск намечаемой деятельности будет минимальным.

В дополнение к обосновывающим материалам по выбору площадки размещения объекта следует представлять:

– рекомендации по разработке экологического обоснования в проектной документации;

– предложения по изучению природных особенностей территории на дальнейших этапах проектирования (при недостатке исходной информации);

– предложения по организации локального (производственного) экологического мониторинга.

Обосновывающие материалы при разработке технических, технологических и иных проектных решений разрабатываются по одной, согласованной с органами власти, площадке размещения (при необходимости могут разрабатываться и по другим возможным вариантам размещения).

Материалы по экологическому обоснованию проектных решений должны быть достаточными для оценки:

– прогнозируемого воздействия планируемой деятельности на окружающую среду;

– рациональности использования природных ресурсов;

– прогрессивности технологических решений при строительстве и эксплуатации объекта;

– уровня экологической опасности применяемой и производимой продукции, а также отходов производства, возможности их размещения;

– оптимальности выбранных мероприятий по охране природы и сохранению историко-культурного наследия, их эффективности и достаточности;

– ущерба природной среде и населению.

Дополнительно к обосновывающим материалам необходимо представить программу по организации локального экологического мониторинга и план ее финансирования.

Выбор оптимального проектного решения по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды должен базироваться на принципах сохранения и улучшения окружающей среды и минимизации воздействия на экосистемы антропогенной деятельности.

При строительстве объекта по очередям, а также в случае выделения пускового комплекса оценка воздействия на окружающую среду объекта и разработка природоохранных мероприятий выполняются в целом по предприятию с выделением первоочередных мер для пускового комплекса.

Для каждой последующей очереди строительства объекта природоохранные мероприятия могут быть уточнены и дополнены по данным мониторинга при разработке рабочей документации.

4.2. Государственная экологическая экспертиза проектов строительства

Государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов. Различают предплановые работы (прогнозы развития отрасли, состояние природной среды и др.) и предплановую документацию (схемы расселения, схемы планировки и застройки городов и др.).

Государственной экологической экспертизе могут подлежать:

– проекты схем развития и размещения производительных сил, развития отраслей народного хозяйства, генеральных планов населенных пунктов, схем районной планировки и другая предплановая и предпроектная документация;

– технико-экономические обоснования, проекты на строительство и реконструкцию (расширение, техническое перевооружение) предприятий и других объектов, которые могут отрицательно влиять на состояние окружающей природной среды независимо от форм собственности и подчинения, в том числе военного назначения;

– проекты инструктивно-методических и нормативно-технических актов и документов, регламентирующих хозяйственную деятельность, отрицательно влияющую на окружающую природную среду;

– материалы, вещества, продукция, хозяйственные решения, системы и объекты, внедрение или реализация которых может нарушить нормы экологической безопасности и отрицательно воздействовать на окружающую природную среду или создать опасность для здоровья людей.

Государственная экологическая экспертиза – это единая система органов, входящих в структуру Госкомэкологии России. Руководство экспертными комиссиями и группами экспертов и проведение экспертизы осуществляется нештатными экспертами.

Основными задачами государственной экологической экспертизы являются:

– определение экологической безопасности хозяйственной и иной деятельности, которая может в настоящем или в будущем прямо или косвенно отрицательно повлиять на состояние окружающей природной среды;

– установление соответствия предпроектных, предплановых, проектных и иных решений требованиям законодательства об охране окружающей природной среды;

– оценка полноты и обоснованности предусматриваемых мер по охране окружающей природной среды и здоровья населения.

Заключение экспертной комиссии должно содержать обоснованные выводы о допустимости (или недопустимости) воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта экспертизы.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является основанием для открытия финансирования всех программ и проектов. Оно должно содержать выводы:

– о соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;

– о допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду;

– о возможности реализации объекта экспертизы.

Отрицательное заключение может содержать два типа выводов:

– о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям экспертной комиссии;

– о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду несоблюдения требований экологической безопасности.

Реализация программ, проектов и решений без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается.

Общественная экологическая экспертиза осуществляется независимыми группами специалистов по инициативе общественных объединений, а также местных органов власти за счет их собственных средств или на общественных началах. Общественная экологическая экспертиза проводится независимо от государственной. Ее заключение становится обязательным только после утверждения результатов органами государственной экологической экспертизы.

Экологическая стандартизация и нормирование проводятся с целью установления комплекса обязательных норм, правил, требований по охране окружающей природной среды, использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности.

Экспертиза проводится экспертными группами, в состав которых входят соответствующие специалисты разных отраслей народного хозяйства (строительство, промышленность, медицина, сельское хозяйство, мелиорация, транспорт, энергетика, лесное хозяйство, рекреация, строительные материалы, геология и др.).

При окончательном решении о начале проектирования и строительства должен быть определен порядок экологического контроля. Экологический контроль строительного комплекса необходим на всех стадиях проектирования, строительства, эксплуатации и реконструкции, начиная с изысканий. Система экологического контроля должна включать подготовку и аттестацию специалистов-строителей, общественности, временных творческих коллективов экспертов.

В целях реализации Федерального закона «Об экологической экспертизе» действует следующий Регламент проведения экологической экспертизы (Приказ Госкомэкологии Российской Федерации от 17 июня 1997 г. № 280, зарегистрированный в Минюсте России 28 июля 1997 г. № 1359).

Согласно этого Регламента Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы (Госкомэкологией России и его территориальными органами). Материалы по объектам экспертизы федерального уровня направляются заказчиком (физическим или юридическим лицом, представляющим материалы на государственную экологическую экспертизу) в Госкомэкологию России, а по объектам экспертизы уровня субъектов Российской Федерации – в его территориальные органы.

Объект экспертизы представляется в 2 экземплярах, другие материалы – в 1 экземпляре.

Государственная экологическая экспертиза осуществляется в соответствии с Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 № 2060–1, Федеральным законом «Об экологической экспертизе», «Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. № 698, нормативными и методическими документами, регламентирующими проведение государственной экологической экспертизы.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза проводится за плату. Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов, определяемой в соответствии с порядком, установленным Госкомэкологией России.

Приказом Госкомэкологии России от 16 апреля 1998 г. № 226 утвержден примерный перечень работ и услуг природоохранного назначения, в том числе платных, оказываемых организациями Госкомэкологии России.

На государственную экологическую экспертизу представляется документация, подлежащая государственной экологической экспертизе в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

При представлении документации, не соответствующей указанным требованиям, Госкомэкология России (его территориальный орган) в срок не более семи дней со дня регистрации поступивших материалов направляет заказчику уведомление о некомплектности материалов и сроках их представления.

Документация, не укомплектованная в течение одного месяца со дня получения извещения, возвращается заказчику с письменным уведомлением.

При отсутствии документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы, в течение 30 дней со дня получения заказчиком документации уведомления о необходимости оплаты, государственная экологическая экспертиза представленных материалов не проводится, а сами материалы возвращаются заказчику с сопроводительным письмом о возврате материалов.

В соответствии со ст.14 п.4 Федерального закона «Об экологической экспертизе» срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, учитывающей экологическую опасность намечаемой деятельности, сложность природных условий, опасность природных процессов и экологической ситуации в районе намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Срок проведения государственной экологической экспертизы составляет:

– для простых объектов – до 30 дней;

– объектов средней сложности – до 60 дней;

– сложных объектов – до 120 дней.

Срок проведения государственной экологической экспертизы может быть продлен, но не должен превышать шести месяцев для сложных объектов.

Приказом Госкомэкологии России (его территориального органа) в состав экспертной комиссии могут в случае необходимости дополнительно включаться специалисты по конкретным вопросам рассматриваемого объекта экспертизы. В этом случае заказчику документации, проходящей государственную экологическую экспертизу, выставляется дополнительный счет на ее оплату с приложением дополнительной сметы расходов.

В соответствии с п.12 постановления Правительства «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» в процессе проведения государственной экологической экспертизы при необходимости могут быть изменены сроки ее проведения. Изменение сроков проведения государственной экологической экспертизы оформляется приказом Госкомэкологии России (его территориального органа). Об изменении сроков информируется заказчик документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, соответствующие административные органы и общественные организации.

Для получения дополнительной информации о рассматриваемом объекте по запросу экспертов (членов экспертной комиссии) или руководителя экспертной комиссии, руководитель экспертного подразделения направляет официальное уведомление заказчику о предоставлении дополнительных материалов.

Проект заключения экспертной комиссии обсуждается на заключительном заседании экспертной комиссии, на которое приглашаются заказчик, разработчики материалов, представители администрации, территориального органа, общественности. Руководитель экспертной комиссии докладывает о результатах работы экспертной комиссии и выводах проекта заключения. Приглашенные на заключительное заседание экспертной комиссии могут высказать по проекту замечания.

Заключение государственной экологической экспертизы составляется с учетом ст.18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и подписывается всеми членами экспертной комиссии Госкомэкологии России (его территориального органа).

Утверждение заключения производится приказом Госкомэкологии России (его территориального органа), в котором устанавливается срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы. Заключение государственной экологической экспертизы подписывается членами экспертной комиссии в количестве двух экземпляров.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное в установленном порядке, теряет юридическую силу:

– в соответствии с п.5 ст.18 Федерального закона «Об экологической экспертизе»;

– в случае признания его недействительным решением суда или арбитражного суда.

После завершения государственной экологической экспертизы ответственный исполнитель в соответствии с п.6 ст.18 Федерального закона «Об экологической экспертизе»:

– направляет заключение государственной экологической экспертизы заказчику в течение пяти дней со дня утверждения заключения государственной экологической экспертизы;

– направляет информацию о заключении государственной экологической экспертизы территориальным специально уполномоченным на то государственным органам в области охраны окружающей природной среды (в случае проведения государственной экологической экспертизы федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления;

– направляет письма о выполнении поручения органов государственной власти в случае ее проведения по их поручению;

– направляет письма с информацией о результатах проведения государственной экологической экспертизы с целью информирования общественности и средств массовой информации по их запросам;

– подготавливает информацию в банковские организации, осуществляющие финансирование проектов, в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы;

– оформляет акты приемки выполненных экспертами работ и оформляет документы для их оплаты.

При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы заказчик вправе доработать документацию в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и предложениями и вновь представить материалы на государственную экологическую экспертизу.

При несогласии заказчика, общественных организаций и других заинтересованных лиц с заключением государственной экологической экспертизы, результаты государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

В соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» основанием для повторного рассмотрения материалов по объектам экспертизы являются:

доработка материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в уведомлении экспертного подразделения, проводившего первоначальное рассмотрение материалов, направленных на государственную экологическую экспертизу, или содержащихся в отрицательном заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы;

– изменение условий природопользования;

– реализация объекта экспертизы с отступлениями от ранее принятых решений, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы;

– истечение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

– решения суда, арбитражного суда.

Повторная государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, как правило, в первоначальном (ранее осуществлявшем экспертизу этого объекта) составе и образуется тем же уполномоченным органом в области государственной экологической экспертизы.

Повторная экспертиза по решению судебных органов осуществляется экспертным подразделением государственной экологической экспертизы, определяемым решением суда.

Финансовое обеспечение повторной государственной экологической экспертизы осуществляется заказчиком в установленном порядке.

В случаях проведения повторной государственной экологической экспертизы по поручению судебных органов решение о компенсации затрат на проведение государственной экологической экспертизы принимается судом.

После завершения повторной государственной экологической экспертизы заключение государственной экологической экспертизы направляется судебному органу, по решению которого она проводилась.

Наличие в составе материалов по объекту экспертизы документов согласований (разрешений) Госкомэкологии России или его территориального органа не может считаться заключением государственной экологической экспертизы по данному объекту.

Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, имеют право:

– получать от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, организующего проведение государственной экологической экспертизы, информацию о сроках проведения экологической экспертизы, затрагивающей интересы этих заказчиков;

– получать для ознакомления от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, организующего проведение государственной экологической экспертизы, нормативно-технические и инструктивно-методические документы о проведении государственной экологической экспертизы;

– обращаться в специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы, организующие проведение государственной экологической экспертизы, с требованиями устранения нарушений установленного порядка проведения государственной экологической экспертизы;

– представлять пояснения, замечания, предложения в письменной или устной форме относительно объектов государственной экологи ческой экспертизы;

– оспаривать заключения государственной экологической экспертизы в судебном порядке;

– предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного умышленным нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

4.3. Общественная экологическая экспертиза

Общественное участие ставит задачу уточнить и согласовать с населением оценки социально-экономического качества проекта или оценить приемлемость для населения влияния проекта на природную среду. В ряде случаев общественное участие преследует достижение этих целей одновременно. Процедура может проводиться как для предварительного анализа, так и для полной оценки влияния на социальную и природную среду, а также для сравнения воздействия этих или иных альтернатив и вариантов проекта.

Эта важная и ответственная работа требует соответствующей подготовки населения, зачастую вызывает задержку принятия решения и т.п. Тем не менее, процедуры общественного участия позволяют в той или иной степени поднять качество проекта и преодолеть сопротивление тех или иных групп населения. Причины неудач, на наш взгляд, постигшие многие проекты, есть в известной мере следствие пренебрежения процедурами общественного участия при согласовании проектов строительства с населением.

В нашей стране бытует неправильное представление о проекте как чисто техническом средстве и что социальные аспекты проекта, в том числе и процедуры общественного участия, имеют второстепенное значение. В развитых странах банки не финансируют проекты при отсутствии документов, характеризующих процесс общественного участия и его окончательные результаты.

Развитие таких методов согласования проектов с населением, как процедуры общественного участия и методы разрешения конфликтов, позволяет ставить вопрос об изменении технологии проектирования. По существу, функционирование уже созданного проекта в результате критики и протестов общественности обычно не удается приспособить к интересам населения. Такой путь явно непродуктивен, он заведомо отсекает полезные варианты и альтернативы, которые существовали на ранней стадии проектирования. От таких традиционных способов согласования проектов с интересами населения несут огромные убытки государство, проектные организации, в конечном счете и само население, которое вынуждено будет жить с вновь построенным объектом, создающим массу проблем.

Наиболее перспективный путь избежать ошибки – это включение населения уже на стадии разработки схем развития и размещения производства, а также на стадии предпроектного обоснования строительства и обсуждения планов и проектов. Переговоры с населением должны проводиться на каждой стадии проектирования. Люди, проживающие на определенной территории, обычно связны друг с другом и лично знакомы. Они ощущают свою принадлежность к определенному территориальному сообществу. Иначе говоря, сообщество – это агрегация людей, проживающих на определенной территории, являющейся своего рода их малой родиной. Давняя проблема региональной социологии заключается в понимании того, как распределены фактическая власть и влияние в такого рода сообществах.

Социология выделяет в локальных сообществах два вида связи и взаимодействия, которые оказывают влияние на принятие решений: «горизонтальны? связи» (связи внутри территории сообщества) и «вертикальные связи» (связи за пределами территории сообщества). Так, например, врач, учитель, фермер, колхозник в сипу своей профессии постоянно встречаются с местными жителями и поэтому устанавливают прочные «горизонтальные связи». Через эту сеть локальных связей они оказывают влияние на принятие решений, которые могут влиять на условия их жизни.

Другие категории жителей, место работы которых расположено вне территории сообщества, неизбежно устанавливают «вертикальные связи» (вне сообщества). Эти связи они поддерживают в силу своей профессии, характера деятельности и т.п. Наличие «горизонтальных» и «вертикальных» связей может быть источником всевозможного рода конфликтов при принятии решений в данном сообществе. Лица, имеющие развитые «вертикальные связи», способны оказывать влияние в основном на решения, требующие специальных знаний и экспертизы. Эта категория лиц имеет чаще всего поддержку своих интересов во властных структурах. При определенных условиях местное население может организовывать всевозможные комитеты защиты природы, культурных ценностей и получать поддержку своей борьбы против проекта на достаточно высоком уровне.

Часто конфликты, связанные с размещением строительных объектов, являются следствием внутренних конфликтов: борьбы различных местных элит.

До проведения общественного участия представителям проектных организаций, экспертам и заказчику проекта полезно изучить политический профиль сообщества. Для этого на первом этапе необходимо выявить в местном сообществе наиболее влиятельных лиц – лидеров. Эти лидеры, даже не имея высокого официального статуса, через свои «горизонтальные связи» могут оказывать влияние на процесс принятия решения. Так, например, если лидер активно включен в широкий спектр политической, культурной и благотворительной деятельности, он способен оказывать ощутимое воздействие на процесс принятия решений местными властями.

Социологи выделяют следующие категории лидеров, имеющих влияние на принятие решений в местном сообществе:

– руководители промышленности и всевозможного рода хозяйственных организаций (они располагают материальными ресурсами);

– выборные местные органы власти и исполнительная власть;

– ученые, судьи, врачи, учителя;

– редактора средств массовой информации, журналисты; лидеры профсоюзных организаций; религиозны деятели;

– лидеры местных общественных организаций, имеющие связи с общереспубликанскими организациям.

Выявление лидеров, оценку их позиции (степень влияния), а также оценку степени заинтересованности в проекте лучше всего поручить активистам, которые хорошо знают политически; климат местного сообщества. Разумеется, выявление политического профиля, скорее, искусство, основанное на знании местных социально-психологических условий, нежели четко формализуемая процедура. Из достигнутого «по блокам» согласия можно получить общее согласие на переговорах в целом.

В ходе переговоров нападки на личность, участвующую в них, должны быть исключены. Должно быть исключено и обсуждение мотивов поведения участников переговоров, так как вопросы такого рода обострят личные отношения. Нужно избегать стереотипов в представлении о другой стороне. Стороны на переговорах решают, какие вопросы они считают главными, какие – нет, совместно оценивают надежность различных данных, фактов. Если переговоры заходят в тупик, каждой стороне конфликта предоставляется, если нужно, социологический анализ конфликта. Этот анализ зачастую помогает переосмыслить ситуацию. В результате такой полемики ценностно-нормативное содержание предложений проектировщиков и экспертов становится более ясным, а «объективные факты», на которых они строят свои заключения, становятся более обоснованными, так как политическая аргументация позволяет ставить вопросы о границах суждений и обнаруживать те факторы, которые не учитывают эксперты.

Участие в таких дискуссиях демократично по своей сути. Оно не требует каких-либо теоретических: знаний и специальной компетенции от граждан. Границы априорных суждений практического разума не зависят от теоретических знаний экспертов, а определяются только через консенсус заинтересованных сторон, испытывающих влияние проекта. Процедура общественного участия убедительно доказывает, что нельзя правильно сформулировать плановую или проектную проблему, основываясь только на теоретических знаниях. Для этого нужно выявить ценности всех тех, на кого окажет влияние проект.

Население территории, где предполагается разместить объект, часто считает, что переговоры о будущем района ведутся за его спиной. Люди всегда хотят знать, какие решения будут приняты и как они могут повлиять на их будущее, каков риск для здоровья, какие возможны компенсации. В тех ситуациях, когда население участвует в обсуждении проблем через процедуры общественного участия, у людей возникает ощущение, что они контролируют свой риск через диалог с экспертами. Именно на решения, принятые за их спиной, они чаще всего готовы наложить вето. Установление доверительных отношений с населением весьма желательно. На встречах с населением можно заявить: «Мы ценим Ваше участие». Разумеется, какая-то часть населения всегда будет не доверять эксперту в вопросах оценки приемлемости риска.

Рекомендуется как можно раньше проводить дебаты заинтересованных сторон, чтобы избежать по возможности возникновения трудноразрешимого конфликта между экспертами и населением. Только после включения граждан в обсуждение проблем риска можно заслужить доверие со стороны населения. На этих дебатах нужно сблизить субъективное восприятие вероятности риска населением с его объективной вероятностью, оцениваемой экспертами. Для этого эксперты должны не только уделять внимание научному базису своих оценок риска, но и глубже понимать интересы населения, его нужды и ценности. Вместо того чтобы оперировать научной, безликой аргументацией, эксперты должны уметь терпеливо выслушивать возражения населения и вникать в его опасения. Пренебрежение интересами населения или неправильная их оценка провоцирует конфликт, который потом трудно уладить дополнительными разъяснениями.

Изучение политической и социальной обстановки в районе предполагаемого строительства, выявление активных лидеров и их точек зрения на проблему, работа со средствами массовой информации, встречи с населением являются важнейшими составными частями общественного участия. Информация, получаемая проектировщиками, должна указывать пути модификации проекта и приспособления его к нуждам населения. Технология проектирования должна быть приведена в соответствие с этой информацией.

Наиболее простая форма включения граждан в обсуждение проекта – создание общественного комитета (совета) по тому или иному проекту, оказывающему серьезное воздействие на природную или социальную среду. Комитет играет важную роль во взаимодействии между проектными организациями, властями, местными группами населения и организациями, интересы которых затрагиваются строительством, и выявлении точек зрения всех заинтересованных сторон. Одна из главных целей работы комитета – создание атмосферы доверия между населением, проектными организациями и местными органами власти.

Комитет, ответственный за проведение общественного участия, выявляет взаимосвязи между интересами различных групп населения, политический климат, положительное и отрицательное отношение к проекту. Эта работа ведется методами интервью, организацией выставок и экспозиций, изданием буклетов и информационных бюллетеней, публикацией материалов в печати, выступлениями по радио и телевидению, организацией дискуссий, встреч за круглым столом.

В СМИ организуется дискуссия, прямо или косвенно связанная с обсуждаемым проектом. Приводятся аргументы «за» и «против». Интенсивные споры участников встреч способствуют более глубокому пониманию позиций друг друга; работа вместе, в одной команде и в интенсивном ритме развивает чувство кооперации и солидарности между ее членами. Граждане часто ощущают, что они не могут без технической помощи аргументировано представить свою точку зрения и разработать свои варианты удовлетворения хозяйственных потребностей района, области и т.п.

Проектные институты могут оказать техническую помощь и дать консультации отдельным гражданам или группам по обоснованию и оценке тех вариантов (альтернатив), которые могут выдвигать сами граждане. В конфликтных ситуациях совместно развитые предложения по строительству объектов могут быть приняты населением с гораздо большей готовностью, чем варианты, предлагаемые проектными институтами.

В сложных случаях за рубежом прибегают к помощи медиаторов (от лат. mediator – посредник). Медиация – это метод включения третьей, незаинтересованной стороны в решение споров, конфликтов, разногласий. Медиатор (посредник), взаимодействуя со всеми заинтересованными в исходе изучения проекта сторонами, выполняет роль психотерапевта. Работа медиатора-посредника возможна только при добровольном согласии сторон участвовать в переговорах. На эту роль подбирается квалифицированный, авторитетный и опытный человек.

Решению задач может помочь создание согласительных комиссий. Эта форма чаще всего используется в кризисной ситуации. Как и медиация, работа согласительной комиссии предполагает участие всех заинтересованных сторон в поиске взаимоприемлемого решения.

Все негативные явления, связанные со строительством объекта, отражаются на тех, кто живет в районе строительства, в зоне его влияния. Хорошо предусмотренная компенсационная политика может стать эффективным средством преодоления оппозиции, направленной против объектов строительства, призванного удовлетворить различные хозяйственные нужды района, области и т.д.

Граждане должны получать всю необходимую информацию о проекте, участвовать в обсуждении и выносить суждения о его приемлемости. Окончательное решение вопроса входит в компетенцию правительственных органов, опирающихся не только на заключения экспертов, но и на результаты его обсуждения населением.

Соучастие граждан в обсуждении проектов довольно трудоемкий процесс, требующий определенных знаний и соответствующих методических разработок. В развитых странах затраты на привлечение граждан к обсуждению проектов доходят обычно до 25% стоимости затрат на проектно-изыскательские работы.

Соучастие граждан в обсуждении проектов – это пример прямой демократии. Именно через демократию при обсуждении проектов лучше выявляются интересы населения. Эти процедурные нормы реализуются в соответствии с требованиями действующего законодательства через общественную экспертизу, оказывающую действенное влияние на качество проекта и помощь в согласовании локальных, региональных и государственных интересов.

Согласно законодательства граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:

– выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;

– направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

– получать от специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;

– осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных в статьях 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе», за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.

Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу имеют право:

– получат


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.057 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал