Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления перспективного озеленения.






Необходимым условием развития озеленения является, в первую очередь, устранение комплекса причин, вызывающих угнетение и деградацию зеленых насаждений – уменьшение антропогенных нагрузок на природные комплексы, снижение уровня загрязнения компонентов природной среды и создание новой программы озеленения.

Программами развития озеленения городов определяются контрольные цифры по ежегодным объемам озеленительных работ, что может переломить кризисную ситуацию и сохранить их зеленый каркас.

Особого рассмотрения требует вопрос озеленения городских центров. Совершенно очевидно, что достичь нормативной обеспеченности их зелеными насаждениями не удастся. Здесь нужно идти по пути создания сети бульваров и скверов, садов на искусственных основаниях, вертикальном озеленении, на центральных магистралях использовать контейнеры с посадочным материалом.

В целях коренного улучшения работы специализированных строительных организаций предлагается сдавать дома и другие объекты коммунально-бытового и культурного строительства в эксплуатацию не одновременно с озеленением и благоустройством.

Вопросы размещения, вырубки и пересадки зеленых насаждений должны определяться специалистами, с учетом мнения заинтересованных лиц, проживающих на данной территории, или организаций, однако исключая их давление и вмешательство.

2.9. Санитарно-защитные зоны

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это особая функциональная зона в черте города, которая должна защищать человека от вредного воздействия промпредприятий.

Санитарно-защитная зона – зона, отделяющая промышленное предприятие, промузел, промрайон от селитебной территории городов и других населенных пунктов, в пределах которой размещение зданий и сооружений, а также благоустройство территории регламентируется санитарными нормами.

Санитарно-защитная зона устанавливается в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха до установленных пределов после проведения на предприятиях всех мер по очистке промышленных выбросов. Зона должны быть соответствующим образом планировочно организована, озеленена и благоустроена.

Проектирование санитарно-защитных зон в части установления размеров, зонирования территории с отведением участков под озеленение, застройку, прокладку транспортных путей и сетей инженерных коммуникаций, а также решения архитектурно-планировочных задач должно осуществляться в увязке с планировочной организацией промышленных предприятий и районов жилой застройки, прилегающих к зонам,

Со временем, при постепенной ликвидации вредных выбросов предприятий в окружающую среду, санитарная роль СЗЗ изменится, останется только «буферная». Постепенное снижение санитарной роли СЗЗ приведет к ее поэтапному сокращению до размеров, необходимых в планировочном отношении. Поэтому, разрабатывая проект СЗЗ, следует иметь в виду ее временный характер, закладывая в градостроительные решения СЗЗ возможность ее будущего освоения под городские нужды.

Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория промышленного предприятия и использоваться для расширения промышленной площадки.

Cанитарно-защитная зона для промышленных предприятий может быть увеличена при необходимости и надлежащем технико-экономическом и гигиеническом обосновании, но не более, чем в 3 раза, или уменьшена по совместному решению с органами санитарно-эпидемиологической службы, например:

а) в зависимости от эффективности предусмотренных или возможных для осуществления методов очистки выбросов в атмосферу;

б) при отсутствии способов очистки выбросов;

в) при необходимости размещения жилой застройки с подветренной стороны по отношению к предприятию в зоне возможного загрязнения атмосферы;

г) в зависимости от розы ветров и других неблагоприятных местных условий (например, частые штили и туманы);

д) при невозможности снизить поступающие в окружающую среду шум, вибрацию, электромагнитные волны радиочастот и другие вредные факторы до пределов, установленных нормами;

е) при строительстве новых, еще недостаточно изученных вредных в санитарном отношении производств.

Размеры санитарно-защитной зоны могут быть уменьшены:

а) если в результате расчета рассеивания в атмосфере вредных веществ, остающихся после очистки выбросов, совершенствования технологических процессов производства и других мероприятий будет установлено, что содержание вредных веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов не будет превышать нормативных предельно допустимых концентраций;

б) если в пределах жилой застройки уровни ультразвука, электромагнитных волн радиочастот, статистического электричества, ионизирующих излучений не будут превышать установленных нормативов.

Комплексное решение санитарно-защитных зон с определением сметной стоимости их организации и благоустройства входит в задачу промышленных предприятий. Территория санитарно-защитной зоны состоит на балансе промышленного предприятия (в случае промузла – с долевым участием составляющих узел предприятий в зависимости от степени негативного влияния каждого предприятия на окружающую среды).

Размещение спортивных сооружений, парков, детских учреждений, школ, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений общего пользования на территории санитарно-защитной зоны не допускается.

Проектирование санитарно-защитных зон промышленных предприятий в части установления их размеров, планировочной организации, озеленения и благоустройства, а также порядок оформления, согласования и утверждения проектной документации должны находиться в увязке с проектными материалами, выполняемыми для соответствующего уровня.

Проект организации и благоустройства СЗЗ является частью проекта (рабочего проекта) на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение предприятия.

При разработке проекта планировки промышленной зоны (района) города:

а) в схеме планировки района, выполняемой в М 1: 5000, должны устанавливаться границы санитарно-защитных зон по материалам генплана города;

б) в схеме санитарно-гигиенической оценки современного состояния окружающей среды, выполняемой в М 1: 2000, наносятся источники загрязнения атмосферы и устанавливаются границы санитарно-защитных зон с учетом планировочной структуры района;

в) в эскизе планировки и застройки, выполняемом в М 1: 2000, должна быть дана архитектурно-планировочная организация территории санитарно-защитной зоны с указанием существующей, сохраняемой и проектируемой застройки, характера озеленения и благоустройства, а также должен быть выделен первый этап осуществления санитарно-защитной зоны.

В эскизе планировки и застройки должно быть предусмотрено и озеленение санитарно-защитных зон с учетом повышения эффективности очистки воздушного бассейна и возможного в дальнейшем сокращения размеров санитарно-защитных зон;

г) в схеме инженерной подготовки территории и оценки прогнозируемого состояния окружающей среды, выполняемой в М 1: 2000, должны быть указаны мероприятия по инженерной подготовке, направленные на обеспечение охраны окружающей среды, а также выделены участки с различной степенью загрязнения производственными выбросами;

д) в разработанном чертеже, выполняемом в М 1: 2000, на территории санитарно-защитной зоны должны быть указаны координаты углов красных линий с привязкой их к опорным зданиям или к закрепленным на местности геодезическим пунктам.

Проект (рабочий проект) санитарно-защитной зоны (также и ТЭО) отдельного промышленного предприятия выполняется в М 1: 500. Проект благоустройства и озеленения СЗЗ выполняется в масштабе 1: 500. Ситуационный план представляется в М 1: 2000. В проекте уточняется планировочная организация СЗЗ, зонирование территории, устанавливаются типы и конструкции посадок, ассортимент древесно-кустарниковых пород, цветов и газонных трав, разрабатывается агротехника работ по озеленению, определяются объемы работ по озеленению, инженерному оборудованию и благоустройству озеленяемых территорий. Составляется смета на озеленение и благоустройство санитарно-защитной зоны.

Рабочие чртежи озеленения СЗЗ (разбивочный, посадочный планы и др.) выполняются в М 1: 500, 1: 200, 1: 100.

Пояснительная записка к проекту включает:

а) краткую характеристику географических, климатических, гидрогеологических, санитарных и планировочных условий площади строительства, преобладающее направление ветра, условия проветривания промплощадки;

б) описание окружающей застройки, селитебной территории (наличие жилых домов, детских и лечебных учреждений, школ, ПТУ, общественных центров, объектов торговли и т.п.);

в) при размещении объекта в пределах промзоны или смежно с ней указания номера и название промзоны;

г) перечень мероприятий по организации и благоустройству СЗЗ;

д) краткое описание технологического процесса и перечень, используемых токсических веществ, их секундного и годового выбросов, наличие на них ПДК (ОБУВ), ТУ, согласованных с Минздравом СССР, на новые технологические процессы, материальный баланс (указанные сведения должны быть представлены как по существующему производству, так и по проектируемому, в случае наличия в состав проекта нового строительства, реконструкции или технического перевооружения объекта);

е) расчет рассеивания вредных выбросов в атмосферу, выполненный по ОНД-86 с учетом фоновых концентраций, т.е. проекта предельно допустимых выбросов.

В случае отсутствия разработанного и утвержденного проекта ПДВ, необходимы следующие материалы:

– качественный и количественный состав выбросов предприятия;

– расчеты рассеивания вредных веществ в атмосферном воздухе;

– фоновое загрязнение района расположения предприятия с учетом и без учета вклада в загрязнение предприятия, учет фонового загрязнения по специфическим загрязнителям, присущим другим предприятиям или промышленной зоне;

– в случае расположения жилых домов в зоне влияния выбросов предприятия (превышения ПДК по одному или более веществам) или неблагоприятном влиянии выбросов ряда предприятий (промзоны) – гарантии по выселению жильцов из зоны влияния выбросов;

ж) расчет сброса и очистки производственных сточных вод и ливневых стоков в канализацию;

з) мероприятия и расчет уровней шума, генерируемого оборудованием и вентиляцией и проникающего в жилую и др. окружающую среду;

и) расчет вибрации, ЭМП, ионизирующей радиации и других физических факторов (при их наличии), проникающих в окружающую застройку, и расчет защиты;

к) указание размера СЗЗ по принятой расчетной СЗЗ, обоснование ее размера, наличие плана-графика выполнения работ по организации СЗЗ, подтвержденного выделением соответствующих ассигновений в сметном расчете;

л) сметно-финансовый расчет.

Основные требования к установлению СЗЗ. Санитарно-защитная зона – это особая функциональная зона, отделяющая предприятие от селитебной зоны либо от иных зон функционального использования территории с нормативно закрепленными повышенными требованиями к качеству окружающей среды.

СЗЗ устанавливается в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, уровней шума и других факторов негативного воздействия до предельно допустимых значений на границе с селитебными территориями за счет обеспечения санитарных разрывов и озеленения территории. В СЗЗ действует режим ограниченной хозяйственной деятельности. Основные правила установления регламентированных границ СЗЗ сформулированы в СанПиН 2.2.1/2.1.1.567–96 «Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий. Планировка и застройка населенных мест. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Регламентированный размер СЗЗ определяется в первую очередь классом предприятия или производства. Этот класс зависит от характера производства, определяющего состав вредных воздействий, диапазон удельных выбросов и др. В ряде случаев размеры СЗЗ дифференцированы от мощности производства.

В соответствии с этой классификацией большинство производств, предприятий и объектов могут быть отнесены к одному из 5 классов. Для объектов (предприятий, производств), отнесенных к какому-либо из этих классов, установлены следующие размеры СЗЗ:

– для объектов I-го класса – 2000 м;

– для объектов II-го класса – 1000 м;

– для объектов III-го класса – 500 м;

– для объектов IV-го класса – 300 м;

– для объектов V-го класса – 100 м.

Для отдельных производств, предприятий и объектов, не охарактеризованных в классификации, размеры их СЗЗ могут устанавливаться региональными или ведомственными нормативными документами, согласованными в установленном порядке городскими структурами ГСЭН, а для предприятий I и II классов – Минздравом России. В дальнейшем будем называть СЗЗ, определенные в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.567–96 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» или другим нормативным документом.

Если действующие на предприятии производственные процессы не сопровождаются выделением вредностей, (загрязняющих веществ, шума, излучения, статического электричества и т.д.), не являются пожаро- и взрывоопасными и не требуют устройства железнодорожных подъездных путей, по решению ГСЭН для предприятия устанавливается минимальный размер СЗЗ. При размещении такого предприятия в пределах селитебной территории расстояние от границ занимаемого им участка до жилых домов следует, принимать не менее 50 м.

Размеры СЗЗ предприятия (группы предприятий) определяются в направлении жилой застройки, функциональных и других зон с нормативно определенными повышенными требованиями к качеству окружающей среды.

Вопрос о необходимости установления СЗЗ решается по согласованию с ГСЭН с учетом возможности строительства на соответствующих территориях жилья или возникновения других зон с нормативно определенными повышенными требованиями к качеству окружающей среды.

Если в соответствии с предусмотренными техническими решениями и расчетами загрязнения атмосферы, уровней шума и др. размеры СЗЗ для предприятия получаются больше, чем размеры, установленные СанПиН 2.2.1/2.1.1.567–96, то необходимо пересмотреть проектные решения и обеспечить выполнение требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.567–96 за счет уменьшения количества выбросов вредных веществ в атмосферу, минимизации шума и других видов воздействий. Если и после дополнительной проработки не выявлены технические возможности обеспечения размеров СЗЗ, требуемых санитарными нормами, то размер СЗЗ принимается в соответствии с результатами расчета загрязнения атмосферы, уровней шума и др. и подтверждении расчетных данных натурными замерами по согласованию со службой санэпиднадзора.

По ОНД-86 (п.8) требуется корректировка размеров СЗЗ с учетом розы ветров. Увеличение размеров СЗЗ за счет поправки на розу ветров рекомендуется использовать только для ограничения нового жилого строительства на территории между нормативной и откорректированной в сторону увеличения (расширения) с учетом розы ветров СЗЗ.

Уменьшение размеров СЗЗ допускается в исключительных случаях. Размеры СЗЗ могут быть уменьшены при:

– объективном доказательстве стабильного достижения уровней техногенного воздействия на окружающую среду и население ниже (либо в пределах) нормативных требований по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за состоянием воздушной cреды и благоприятных характеристиках ПЗА;

– подтверждении замерами снижения уровней шума и уровней воздействия других физических факторов в пределах селитебной территории ниже гигиенических нормативов;

– перепрофилировании (реконструкции, модернизации и т.п.) предприятия с соответствующим уменьшением категории санитарной опасности объекта.

Необходимость увеличения размеров СЗЗ по сравнению с нормативными определяется:

– наличием морально устаревшего технологического оборудования на действующем предприятии или его отдельных цехах, не обеспечивающего качество атмосферного воздуха селитебной территории в соответствии с нормативами;

– низкой эффективностью газопылеулавливающего оборудования и отсутствием технических решений по снижению загрязнения атмосферного воздуха до гигиенических нормативов;

– неблагоприятным по господствующим направлениям ветра взаиморасположением селитебных и промышленных территорий;

– превышением ПДК содержания в атмосфере химических веществ и ПДУ шума, вибрации, ЭМИ и других вредных физических факторов за пределами нормативной СЗЗ при невозможности снижения уровня загрязнения техническими средствами.

По литературным данным, каталогам, паспортам оборудования или путем натурных измерений определяют шумовые характеристики оборудования, являющегося источником шума для прилегающей к границам промпредприятия территории.

Выбирается несколько расчетных точек на прилегающей территории или в ближайших к предприятию помещениях, в которых нормируется шум (жилые помещения, учебные классы, палаты и кабинеты лечебных учреждений и т. п.). Полученные расчеты уровней шума, проникающего от каждого источника в расчетные точки, сравниваются с допустимыми по санитарным нормам уровнями (с учетом обязательных поправок). В тех же точках определяется суммарный уровень шума, проникающего от всех источников, и рассчитываются превышения допустимых уровней шума.

В зависимости от наличия превышения допустимых уровней разрабатываются рекомендации по снижению шума с оценкой их эффективности. В расчетных точках определяются уровни шума от каждого источника после реализации шумозащитных мероприятий и оценивается суммарный шум от всех источников.

В проектной документации на строительство (реконструкцию объекта) все рекомендуемые шумозащитные мероприятия отражаются на рабочих чертежах и сопровождаются сметно-финансовым расчетом.

Рекомендуемые для действующего предприятия шумозащитные мероприятия подтверждаются планом-графиком их реализации.

План-график, как правило, должен содержать следующие мероприятия:

– разработка и подготовка конструкторской документации;

– приобретение материалов;

– изготовление (приобретение) экранов, глушителей, кожухов;

– монтаж шумоглушащих конструкций.

Расчет СЗЗ по шуму и план-график сроков внедрения шумозащитных мероприятий подлежат обязательному согласованию с центрами госсанэпиднадзора административных округов.

Компьютерные программы расчета уровней шума должны пройти соответствующую сертификацию и быть допущены к применению.

Ограничения уровней шума на территории городской застройки определяются в соответствии с санитарными нормами.

2.10. Охрана окружающей среды от загрязнения отходами

Проблема обращения с отходами является сложной многопрофильной санитарной, технической и экологической проблемой, требующей ее решения на всех стадиях технологического цикла от их образования, сбора и транспортировки до переработки, хранения и захоронения.

При разработке подраздела необходимо руководствоваться нормативно-методическими документами об охране атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, строительными нормами и правилами (СНиП), санитарными нормами и правилами (СанПиН), «Временной типовой методикой определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий о оценке эффективности осуществления природоохранных мероприятий по оценке экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды», действующим законодательством Российской Федерации и местных органов управления о вопросам охраны окружающей среды и управления отходами.

Подраздел разрабатывается на стадии предпроектной проработки (ТЭО) и на стадии проект (рабочий проект). На стадии проект (рабочий проект) подраздел разрабатывается в случае, если в эти стадии вносятся дополнения и изменения, отличающиеся от заложенных в ТЭО, и влияющие на величину поступления вредных веществ в атмосферу, водный бассейна и почву.

При разработке подраздела необходимо рассматривать раздельно методы ликвидации твердых бытовых отходов (ТБО) и методы переработки и обезвреживания промышленных отходов (в первую очередь токсичных).

Состав и оформление подраздела «Охрана окружающей среды» от загрязнения ТБО на стадии технико-экономического обоснования (ТЭО) и на стадии проект (рабочий проект)

Подраздел составляется для региона, города, района и т.д., на территории которого образуются твердые бытовые отходы жилого сектора, коммунальных и коммерческих структур.

На полигоны ТБО могут вывозиться инертные неиспользуемые отходы и отходы III, IV классов оасности в соответствии с «Инструкцией о роектированию и экслуатации олигонов длоя твердых бытовых отходов» (утвержденной Минжилкомхозом РСФСР 21.08.84) в части регламентации риема на них промышленных отходов и «Санитарными правилами устройства и содержания полигонов доля твердых бытовых отходов» N 2811–83 (утвержденными Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 16.05.83).

При выборе способа переработки, обезвреживания или захоронения отходов необходимо принимать во внимание расходы на сбор ТБО и их транспортировку.

Выбор способа обращения с отходами определяется также следующими факторами:

– объемом образования и составом ТБО;

– методом сбора и заготовки отходов;

– расстоянием от источника образования отходов до мест разгрузки мусоровозов;

– типом и количеством мусоровозных машин;

– санитарно-эпидемиологическими условиями;

– периодичностью санитарной обработки контейнеров и возможностью такой обработки непосредственно в домовладениях;

– рельефом местности;

– климатическими условиями местности.

Исходя их этих факторов, выбирается один из трех следующих методов обращения с ТБО:

– размещение ТБО на полигонах;

– сортировка и компостирование отходов на мусороперерабатывающих заводах;

– термическое обезвреживание отходов на мусоросжигательных заводах.

Подраздел должен включать материалы, характерные для каждого выбранного направления обращения с отходами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал