Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Состав подраздела «Аварийно опасные объекты» в проектах городской застройки на всех стадиях проектирования
Инвентаризация возможных факторов риска. Ранжирование данной территории по степени риска. Прогнозирование возможных ущербов при возникновении той или иной чрезвычайной ситуации. Предложения по повышению устойчивости аварийно опасных объектов, эвакуации населения и восстановлению объектов. Ситуационный план с указанием аварийно опасных объектов, возможных очагов поражения (в том числе и от взрывной волны), направления движения зараженного облака, путей эвакуации населения и т.д. 2.12. Защита окружающей среды в период строительства Мероприятия по защите воздушной среды, борьба с шумом. Основные мероприятия по уменьшению загрязнения атмосферного воздуха при строительстве должны быть направлены на сокращение объемов выброса токсичных газов от автомашин и строительной техники. Для снижения уровня выброса токсичных газов следует ограничивать работу автомобилей и строительной техники на холостом ходу. Не допускать завышенной запыленности и загазованности воздуха при производстве строительно-монтажных работ в пределах территории застройки. Целесообразно применять на строительной площадке транспорт и технику с электроприводом. Не допускать сжигать строительные отходы и использовать их в качестве топлива, а также применять открытый огонь на строительной площадке. Для приготовления различных строительных смесей рекомендуется использовать индукционный электронагрев. Необходимо сокращать объем работ, выполняемых на стройплощадке различными установками и механизмами, больше использовать конструкции и изделия заводского изготовления. Уровень запыленности и загазованности воздуха можно уменьшить за счет сокращения земляных работ при сооружении различных объектов и широкого применения свайных оснований, опускных колодцев, устройства фундаментов способом «стена в грунте» и других приемов. Для обеспечения защиты атмосферного воздуха от вредных выбросов следует предусматривать правильные: размещение складов; перемещение сыпучих материалов; заправку автомобилей и строительных машин; установку пылеулавливающего и газоочистного оборудования. Снижению шума на стройках способствует своевременное качественное устройство подземных и внутриплощадочных дорог. Следует предусматривать снижение шума путем замены забивных свай на буровые, использование бесшумных строительных механизмов и инструментов с гидравлическим давлением. Для борьбы с шумом необходимо учитывать экранирующие свойства рельефа, зданий, сооружений, древесной растительности и применять специальные экраны, особенно при работе на застроенной территории. Мероприятия по охране поверхностных и подземных вод при производстве строительных работ предписывают: – не размещать в водоохранных зонах строительные площадки; – не допускать загрязнения их территорий отходами строительного производства, горюче-смазочными материалами; – применять техническое водоснабжение и замкнутый водооборот; – не допускать утечки хозяйственно-питьевой воды и сточных вод; – повышать технический уровень строительства, включая повышения сборности и совершенствования технологии строительства. Для охраны подземных вод при заборе необходимо производить вертикальную планировку территории застройки таким образом, чтобы атмосферные осадки стекали в грунт, пополняя запасы подземных вод, не допуская отсутствия противофильтрационных экранов в накопителях стоков. Для мойки автомашин и техники необходимо создавать специальные пункты с оборотным водоснабжением. Очищенную воду использовать повторно или сбрасывать в канализацию. В процессе буровых работ, если скважины достигают водоносных горизонтов, следует предотвращать самоизливание подземных вод. Охрана почв и рекультивация земель. На строительной площадке следует предусматривать раздельную разработку грунта с предварительным снятием почвенного слоя, а затем его возвращение после окончания работ, при этом не наносится ущерб сельхозугодиям. Не допускать перемещения техники и транспорта за пределами стройплощадки. Насыпные сооружения на вечной мерзлоте следует возводить с учетом ее сохранения, устраивая термоизолирующий слой. Не допускать попадания на растительный слогй нефтепродуктов, цемента, каменной мелочи и других строительных материалов. Зеленые участки, приводимые в состояние пригодное для использования в сельском или лесном хозяйстве, должны быть спланированы, покрыты плодородным почвенным слоем. В строительстве необходимо более широко применять биологическое закрепление нарушенных территорий и откосов, как наиболее доступный и дешевый способ борьбы с эрозией грунтов. Проекты рекультивации площадей (резервов, грунтовых карьеров, под временными зданиями, дорогами и др.) разрабатываются в процессе проектирования организацией, выполняющей проект основную проектную документацию, с учетом консультаций земельного органа или землепользователя, которым передаются рекультивированные земли. На территории строящихся объектов не допускаются не предусмотренные проектной документацией сведение древесно-кустарниковой растительности и засыпка грунтом корневых шеек и соответствующих деревьев и кустарников. Лес и другая растительность за границей строительного участка, а также все меченые деревья в пределах участка должны быть сохранены. ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗДЕЛА Эффективность системы принятия решений в значительной степени зависит от информационного обеспечения. При этом наибольшую практическую значимость имеет информация, представленная в удобном для многократного использования систематизированном виде, т.е. в виде информационных ресурсов (далее – ИР), таких как библиотечные, справочно-информационные, архивные фонды, базы данных и др. 3.1. Информационные ресурсы Растущее общественное сознание и интерес к экологической информации является одной из наиболее важных движущих сил в развитии ИР. Предпосылкой к раскручиванию этой спирали стала доступная с 1988 г. (образование Государственного комитета СССР по охране природы) информация, которая издавалась в форме ежегодных государственных докладов. Сегодня эта работа продолжается как на федеральном, так и на региональном уровнях. В большинстве субъектов Российской Федерации издаются подобные доклады. Если в 1994г. госдоклады издавались не более чем в 30% субъектов Федерации, то уже в 1998 г. эта цифра достигла 80%. В 1998 г. Национальным информационным агентством «Природные ресурсы» впервые издан аналитический обзор «Природные ресурсы России», в котором дается всесторонняя качественная и количественная оценка природных ресурсов. Кроме того, дается подробный анализ состояния экономического и правового механизмов природопользования, мер по охране и воспроизводству уникальных природных богатств. Многие проблемы являются общими для различных видов ИР, особенно с точки зрения стратегии формирования государственной информационной политики. Кроме того, большое значение имеют взаимодействие различных информационных ресурсов в ходе их формирования и развития и их комбинированное использование в ходе решения многообразных задач государственного управления, экономического и социального развития страны. При этом особую роль играют ИР, принадлежащие государству. Оно, в лице своих органов и организаций, по-прежнему остается крупнейшим производителем и крупнейшим потребителем информации. Государственные ИР являются важнейшим фактором, влияющим на выполнение всех функций государства: осуществление государственного управления, обеспечение прав и безопасности граждан, поддержку социально-экономического развития страны. ИР, используемые для решения задач государственного управления, формируются прежде всего в самих органах власти и управления всех уровней, а также в связанных с ними аналитических центрах. ИР органов власти и управления формируются в тесном взаимодействии с ИР подчиненных им или связанных с ними функционально предприятий и организаций, в том числе на основе аналитической обработки поступающих от них данных и документов. ИР органов различных ветвей государственной власти имеют, безусловно, свою специфику (по тематике и видам документов), но нацеленность на решение общих (пусть в разных аспектах и на разном уровне) задач государственного управления определяет необходимую общность принципов и источников их формирования. Для ИР министерств и ведомств особое значение имеет правильное соотношение между их тематической, отраслевой специализацией и сопоставимостью с ИР других взаимодействующих с ними органов управления. Регулярной обязательной государственной регистрацией в настоящее время охвачены лишь БД, созданные с использованием средств госбюджета. Реально из них регистрируются в основном БД, представляющие достаточно широкий общественный интерес и используемые для обслуживания внешних пользователей. В добровольном порядке довольно активно регистрируются негосударственные БД, предназначенные для продвижения на рынке информационных продуктов и услуг. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.02.96 № 226 государственная регистрация БД осуществляется НТЦ «Информрегистр», НИИ «Контур» и НТЦ «Система». По данным мониторинга российских БД, проводимого НТЦ «Информрегистр», падение количества БД, создаваемых в целях более или менее широкого общественного использования, отмечавшееся в 1993–94 гг., примерно с осени 1995 г. прекратилось, а с 1997 г. наблюдается его медленное увеличение. В результате число зарегистрированных российских БД (без учета их тиражирования и модификации) на середину 1998 г. превысило 3, 3 тыс. Для многих комплексных задач государственного и хозяйственного управления, особенно на муниципальном и территориальном уровнях, необходимо объединение разнообразных, собираемых организациями разных ведомств, сведений, относящихся к определенным участкам местности, объектам или субъектам, то есть построение кадастров и реестров. Специфика, перспективность и общественная значимость таких информационных систем заставляет рассматривать их как особый вид ИР. Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» библиотечные фонды и информационные продукты библиотек включены в состав государственных общедоступных информационных ресурсов. С помощью библиотек опубликованная информация становится доступной. Федеральными законами «О библиотечном деле» и «Об обязательном экземпляре документов» определены принципы деятельности библиотек, в соответствии с которыми библиотеки обязаны гарантировать «права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность». Библиотечная сеть России включает более 150 тысяч библиотек. Архивный фонд Российской Федерации, в соответствии с формой собственности на документы, состоит из государственной и негосударственной частей. По состоянию на начало 1998 г. его объем составляет более 240 млн. ед.хр. Временное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации осуществляют министерства, ведомства, учреждения, организация и предприятия, в том числе негосударственной формы собственности, отнесенные в установленном порядке к источникам комплектования государственных и муниципальных архивов. В них сосредоточено 44, 4 млн.ед.хр. В составе документов на бумажной основе наибольший объем составляет управленческая документация (78%), документы по личному составу – 19%, научно-техническая документация – 2% и документы личного происхождения – 1%. В составе документов автоматизированные ИР (документы на машинных носителях) составляют незначительную долю. К научно-технической информации (НТИ) обычно относят документированную информацию, возникающую в результате научной и научно-технической деятельности. По экспертным оценкам она составляет 15% мировых информационных ресурсов. В информационном обеспечении науки и техники основными документированными источниками являются различные виды НТИ. С точки зрения потребления НТИ ее потоки разделяются на две основные составляющие: первая – предназначена для научного сообщества, в среде которого на базе предыдущих достижений генерируются новые знания, зарождаются новые идеи и открытия, вторая – необходима при переходе от научных достижений к производству новой продукции и процессам конструирования, изготовления, маркетинга и распределения этой продукции. Основным нормативным актом, способствующим реализации функций государства по созданию федеральных информационных фондов и систем в области науки и техники, является «Положение о государственной системе научно-технической информации», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1997 г. № 950. Основные информационные ресурсы России в области НТИ включают: 1. Издания отечественные и зарубежные в печатной и электронной формах: журналы, книги (включая монографии, разовые сборники, труды конференций, препринты и пр.); депонированные научные работы, стандарты, отчеты о НИОКР, диссертации, патентные документы; 2. Вторичные издания: реферативные журналы, сигнальную информацию, экспресс-информацию; 3. Базы и банки данных, генерируемые в России; 4. Базы и банки данных международных организаций (INIS) и зарубежных стран, к которым Россия имеет доступ. Важно, что группировка НТИ должна идти по следующим шести взаимосвязанным и в то же время имеющим самостоятельное значение направлениям. 1. Формирование и развитие системы фондов научно-технической литературы и документации и создание справочно-поискового аппарата к ним. 2. Создание баз и банков данных по научно-технической информации. 3. Разработка и внедрение средств удаленного доступа к отечественным и зарубежным базам и банкам данных. 4. Совершенствование систем представления и поиска научно-технической информации. 5. Разработка стандартов, систем классификации и терминологии в области научно-технической информации. 6. Разработка правовых и методологических основ информационной деятельности. Информация о природных ресурсах, явлениях и процессах Основным содержанием деятельности большого числа государственных организаций, относящихся к разным ведомствам, является исследование разного рода природных объектов, явлений, процессов, сбор и анализ данных о них. Таким образом, для целой группы достаточно развитых в России отраслей (геология, гидрометеорология, геодезия и картография, экологический мониторинг и др.) информационная продукция является основной, имеющей огромное значение для всего общества. Этим указанная группа отраслей значительно отличается от большинства иных отраслей, где формируемые на предприятиях ИР прежде всего рассматриваются как «внутренняя» основа для обеспечения их производственных, экономических, социальных функций. Требования к полноте и точности сведений о природных объектах и процессах обычно весьма высоки, также как и стоимость, и трудоемкость выявления и сбора этих сведений. К тому же такая информация многообразна и, часто, трудно сопоставима. Все это делает качество информационных ресурсов организаций рассматриваемой группы отраслей весьма важным фактором для оценки уровня развития информационных ресурсов страны в целом. Государственные кадастры Важнейшей частью системы государственных информационных ресурсов природно-ресурсного комплекса Российской Федерации являются государственные кадастры. Действующим законодательством Российской Федерации было предусмотрено создание земельного кадастра, водного кадастра, лесного кадастра, кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и некоторых других Одним из важнейших формируемых в настоящее время информационных ресурсов рассматриваемого типа, способным в перспективе служить основой взаимодействия значительной части государственных информационных ресурсов России является земельный кадастр. Государственный земельный кадастр является государственным банком данных о земельных ресурсах. Объектами кадастрового учета являются земельные участки и территориальные зоны. Ведение государственного земельного кадастра представляет собой неразрывно связанную последовательность процедур сбора, обработки, учета хранения и представления сведений, осуществляемых по единой методике на всей территории Российской Федерации, и состоит из процессов формирования и учета объектов. Непосредственное руководство разработкой и внедрением АС ГЗК возложено на федеральный кадастровый Центр (ФКЦ «Земля»), как государственное предприятие. Земельные кадастры на основе современных геоинформационных технологий создаются в ряде регионов и городов страны. Так, в Москве на базе программных средств фирмы INTERGRAPH создается АИС городского земельного кадастра, предназначенная, в первую очередь, для информационного обеспечения таких процессов экономико-правового регулирования земельных отношений, как регистрация землепользований, резервирование земельных участков и удостоверение права на пользование землей. В Свердловской области функционирует информационно-графическая система в объеме земельного кадастра для оценки земли и налогообложения землепользователей, являющаяся частью многоцелевой информационно-графической системы для органов управления регионом. Работы по созданию автоматизированных территориальных земельных кадастров ведутся в Тверской, Томской и Ярославской областях. Землеустроительными предприятиями Центрального Черноземья (Белгород, Курск, Липецк, Тамбов) реализуется проект по разработке, комплектованию, поставке, установке и сопровождению системы автоматизации земельного кадастра, включая систему регистрации прав с применением программного комплекса PC ARC/INFO К важнейшим информационным ресурсам, содержащим информацию о природных ресурсах России, относится также Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых Российской Федерации (ГКМ России). Он представляет собой свод кратких унифицированных описаний (паспортов) месторождений и проявлений полезных ископаемых. ГКМ России содержит сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, горногеологические, гидрогеологические условия и горнотехнические особенности разработки месторождения, его геологоэкономическую оценку, а также сведения по каждому проявлению полезных ископаемых. ГКМ России используется для оперативного ознакомления с основными характеристиками месторождений и проявлений полезных ископаемых и содержит отсылки к более детальным их описаниям в отчетах о результатах геологоразведочных работ, ТЭО, ТЭДах, протоколах ГКЗ и других исходных документах. Поиск, обработка и выдача информации ГКМ России по запросам организаций осуществляется как в автоматизированном режиме с использованием компьютерной техники, так и традиционными методами. Работы по созданию лесного кадастра осуществляются в соответствии с «Основами лесного законодательства», принятого в 1993 году. Однако эти работы ведутся в основном на региональном уровне при незначительном централизованном управлении и финансировании этих разработок. Формирование региональных лесных кадастров активно ведется в Архангельской области (Северо-Западное лесоустроительное предприятие), в ряде районов Нижегородской области, в Башкирии (Поволжское лесоустроительное предприятие), в Свердловской области и ряде других субъектов Российской Федерации. В Республике Карелия в Петрозаводском Государственном университете функционирует «ГИС-леса Республики Карелия». Система обеспечивает решение многочисленных задач в автоматизации процессов обработки и представления данных по учету лесного фонда на основе прикладных программ и базового ПО Mapinfo. В Тюмени создан информационный банк лесных ресурсов (под управлением геоинформационной системы Mapinfo), который содержит сведения о 4748000 гектарах лесного фонда. Банк включает в себя таксационные описания, планы лесонасаждений и программные средства для их обработки. Банк ориентирован на территориальные комитеты управления лесами и на органы администрации. Создание государственного водного кадастра предусматривается Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 1994 г. N379 «О государственном водном кадастре Российской Федерации» и «Водным кодексом Российской Федерации», принятом 18 октября 1995 г. В соответствии с этими документами ведется разработка проекта закона о государственном водном кадастре. Государственный водный кадастр, как свод сведений о постоянно изменяющейся под воздействием природных и антропогенных факторов среде, включает информацию, получаемую системой государственного учета вод (поверхностных и подземных), а также данные регистрации водопользователей, учета и контроля использования вод. Государственный водный кадастр основан на системе государственного мониторинга поверхностных и подземных вод и является ее обобщением. Ресурсы экологической информации Своевременное информирование о научно-технических разработках, проектировании и строительстве объектов позволяет не только применять наиболее современные технологии, но и экономить в среднем от до 7% сметной стоимости работ. До 45% средств, затрачиваемых в мире на исследования и разработки, расходуется непроизводительно из-за недостаточной осведомленности специалистов. Особенностью экологической информации является ее чрезвычайно высокая рассеянность по различным направлениям науки и техники. Их результаты публикуются в тысячах изданий разного профиля, многие из которых труднодоступны или накапливаются в фондах различных учреждений. В настоящее время в мире выходит свыше 10 тыс. периодических изданий, отражающих экологическую тематику. Число организаций, занимающихся этими проблемами в несколько раз больше. Анализ заявок поступивших по ГП «ЭБР» показывает, что только на территории Российской Федерации их количество более 1000. Из них около 200 занимаются в настоящее время разработкой автоматизированных информационных систем (АИС) природно-ресурсного характера. Научные организации, создающие БД различного типа и объема, не имеют единого научно-методического руководства, и в результате, в разработках АИС отсутствуют средства аппаратно-программного или информационно-технологического сопряжения разнородных БД. Это приводит к необходимости создания различных типов интерфейса, но требуемого уровня сопряжения достичь не удается. Задача по объединению информационных ресурсов в единую автоматизированную систему экологической информации, использующую сети из нескольких сотен АИС, созданных на основе фактографических, документально-фактографических, объектографических и документальных баз и банков данных, распределенных по территории страны и подчиняющихся разным ведомствам и организациям, может рассматриваться в настоящее время в качестве стратегической. Началом создания единой автоматизированной системы экологической информации является инвентаризация сущестующих информационных ресурсов в области экологии и охраны окружающей среды и формирование банков метаинформации эти банки должны организовываться на добровольной основе, при этом производители информации при передаче в банк сведений об имеющихся у них БД в определенном формате должны сохранять все права на свою продукцию. Банки метаданных при этом выполняют таким образом справочную функцию, отсылая пользователя к соответствующей его потребностям БД. Примерами служит банк метаданных по гидрометеорологии ВНИИ гидрометеорологической информации (Мировой центр данных) и БД ИНФОТЕРРА, содержащая сведения о 6 тыс. организаций природно-ресурсного профиля (в том числе о 150 российских) и о предоставляемой ими информации. База метаданных ВИМИ включает сведения о 7 библиографических и 40 фактографических БД по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Говоря о национальных ресурсах экологической информации, следует отметить одно направление, развитие которого отнюдь не стимулируется рыночными отношениями в их нынешнем виде. Что касается подготовки специальных экологических изданий, рассчитанных не на специалистов, а на широкую общественность, то их совершенно необходимо поддержать за счет государственного финансирования. Население черпает экологические данные из газет, где они зачастую сильно искажены. Поражения населения при технологических катастрофах последних лет, резкий рост заболеваемости в районах размещения вредных производств показали, что люди не знают или знают недостаточно об опасности промышленных объектов, в зоне которых они проживают или работают, и о необходимых мерах безопасности. Такого рода информация должна иметь широкое распространение среди населения. Важную роль в информировании населения о состоянии окружающей среды играют издаваемые ежегодные доклады о состоянии окружающей природной среды от федерального до регионального уровня, а также экологические издания типа экологических вестников, карт, бюллетеней, журналов, газет («Природно-ресурсные ведомости»; «Зеленый мир»; «Спасение»; «Берегиня»; «Использование и охрана природных ресурсов России», «Евразия»; «ЭКОС-информ»; «Зеленый крест»; «Свирель»; «Экологический вестник России» и многие другие). ИР по экологии характеризуются объемами выпускаемой и накапливаемой литературы и научно – технической документации, которые; (1) содержат характеристики окружающей среды, (2) отражают практический опыт охраны среды и использования природных ресурсов, результаты соответствующих исследований и технологических разработок, (3) составляют правовую и нормативную базу природоохранной и природопользовательской деятельности. Принципиально важными являются полнота отражения процессов, происходящих в сфере экологии, в литературе и документации, а также доступность этих источников для заинтересованного потребителя информации. Решающую роль в достижении высокой полноты и доступности экологической информации приобретает применение электронных информационных технологий – формирование баз данных и баз знания, их использование в режиме телекоммуникационного доступа и распространение на компактных дисках, компьютерное моделирование. Число выпускаемых книг и брошюр по общим вопросам экологии и охране окружающей среды в последние годы несколько растет (при постоянном снижении тиражей, что ограничивает их доступность) Согласно предварительным подсчетам, в 1997 г. было издано около 300 наименований книг и брошюр (по данным Всероссийской книжной палаты, в 1995г – 250 при общем тираже 372 тыс. экз., в 1996 г. – 272 при общем тираже 313 тыс экз.). В числе указанных изданий; научно – популярные, сборники научных статей, а также учебные и учебно – методические пособия, разработке и выпуску которых уделяется много внимания как в столице, так и в ряде регионов. Госкомэкологии России и региональными природоохранными органами регулярно издается нормативная природоохранная документация. Законодательство, регулирующее отношения в сфере охраны окружающей среды, распространяется в официальных изданиях, публикующих нормативные правовые акты, а также в составе общих правовых баз данных, доступ к которым обеспечивается как государственными, так и частными центрами. Вместе с тем выпускаются специальные сборники и распространяются базы данных правовых нормативных актов, относящихся к природоохранной и природопользовательской деятельности. Значительная роль в формировании информационных ресурсов по экологической и смежной тематике принадлежит научно – техническим библиотекам и региональным информационным центрам. Возможности наполнения фондов отечественными изданиями у многих из них ограничены вследствие недостатка средств (отсюда и падение тиражей, отмеченное выше). Наиболее крупные библиотеки и информационные центры располагают достаточно полными фондами отечественных изданий. Проблема доведения до всех заинтересованных специалистов информации по экологии и смежным направлениям, содержащейся в литературе (равно как и других традиционных документальных источниках), находит решение с помощью формирования баз данных – библиографических, реферативных, полнотекстовых, их распространения на компактных дисках, предоставления телекоммуникационного доступа к ним. В России уже имеется значительный опыт работы с такими базами данных как у индивидуальных пользователей, так и у библиотек и информационных центров. ГПНТБ России, например, имеет опыт предоставления читателям бесплатного доступа через Интернет к мировой информационной системе STN с последующей доставкой полных текстов отобранных статей. С 1996 г. в свободном доступе через Интернет действует WWW-сервер Российского экологического федерального информационного агентства (РЭФИА), являющегося национальным выделенным центром ИНФОТЕРА-ЮНЕП. В 1999 г. Национальным информационным агентством «Природные ресурсы» (НИА-Природа) запущен комплексный межведомственный сервер природно-ресурсного комплекса. На использовании баз данных на компактных дисках сосредоточена БЕН РАН. Мощным генератором реферативной информации по мировому потоку публикаций природоохранной и природопользовательской проблематики является ВИНИТИ, распространяющий ее в журнальном варианте и в виде баз данных. Обрабатывая 13 000 наименований сериальных изданий, книги, описания изобретений и другие источники по всему спектру естественных и технических наук, ВИНИТИ сосредотачивает весьма рассеянную информацию по этой проблематике. За год в 12 номерах реферативного журнала «Охрана природы и воспроизводство природных ресурсов» и в соответствующей базе данных отражается 12000 публикаций (30 % на русском и 70 % на иных языках), поступающих из 130 стран мира. Как известно, в литературных источниках отражается лишь часть всего многообразия выполняемых исследований и разработок, и потому заметное место в составе информационных ресурсов по экологии занимают фонды ВНТИЦ, накапливающего отчеты по НИОКР и диссертации и распространяющего реферативную информацию в журнальном варианте и в виде баз данных. За последние 5 лет в фонды ВНТИЦ поступило и было отреферировано порядка 7000 документов по проблеме «Охрана окружающей среды», в том числе 2300 кандидатских диссертаций и около 700 докторских. В обстановке кризиса науки приток документации во ВНТИЦ существенно снизился и не только вследствие сокращения числа НИОКР, но также из-за того, что их исполнители не имеют достаточных стимулов представлять документацию (созданием таких стимулов с помощью разработки и внедрения соответствующих нормативных актов озабочено ныне Миннауки России). Сокращение притока документации коснулось экологической тематики несколько меньше, чем других, причем в последние годы здесь наблюдается медленный рост. Ограниченные возможности «бумажной» информатики определили громадную роль в обеспечении полноты и доступности информационных ресурсов по экологии баз данных, которые формируются не по традиционным документальным источникам, а непосредственно в ходе исследований, разработок, наблюдений, производства, социальных процессов. НТЦ Информрегистр, учитывающий все виды информационного ресурса в электронной форме, располагает сведениями о 200 его единицах, относящихся к экологической тематике, – о базах данных (упомянутых выше библиографических и реферативных), АРМах для обработки экологической информации, представленной помощью ГИС-технологии картографической информации, обучающих системах (около 7 % всех сведений, имеющихся и представленных в Каталоге баз и банков данных, который распространяется на машиночитаемых носителях и в виде печатного издания). Они представлены также в Интернет. В базах данных по экологической тематике содержатся, сведения о предприятиях, действующих в области охраны среды и использования природных ресурсов, данные о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ, нормативно-правовая информация, данные о нормах платежей природопользователей, информация об оборудовании, научно – технических достижениях, прогнозные показатели загрязнения среды, характеристики состояния окружающей среды по отдельным видам загрязнений, в частности по радиоактивному загрязнению. Имеются базы данных по мониторингу федеральных и целевых программ, а также базы данных по охране среды, созданные рядом соответствующих региональных органов. Однако НТЦ Информрегистр учитывает лишь некоторую часть создаваемых в стране электронных ресурсов. Отчасти в связи с этим, а отчасти и независимо от этого недоступным для заинтересованных специалистов остается громадное количество относящихся к сфере экологии исследований, разработок, достойные распространения практический опыт и результаты анализа ситуаций и наблюдений, в частности, -природно-ресурсного мониторинга. Это происходит, потому что в одних случаях соответствующая информация вообще не фиксируется в электронной форме, в других, -потому что ее электронные массивы доступны лишь в пределах тех технологических структур (административно – управленческих, производственных, исследовательских), в рамках которых они формируются («встроенные» базы данных), в третьих, – потому что не обеспечивается возможность свободного обращения заинтересованных пользователей к базе данных, которая предназначена для внешнего пользователя, ибо она мало известна, доступ к ней не предоставляются в сетевом режиме и затруднен в режиме локальном (подчас и такие базы данных не представляются для регистрации в НТЦ «Информрегистр»). Указанное относится, например, к многим информационным продуктам: которые создаются научными организациями, выполняющими работы по построению моделей и прогностике окружающей среды, применяющими ГИС -технологии для ее представления и анализа (ВНИИГЕОСИСТЕМ, ВЦ РАН и др.), а также к информационным продуктам, создание которых связано с практикой обоснования инвестиционных проектов, накоплением информации о природных ресурсах, о щадящих среду и ресурсосберегающих технологиях и т.п. До сих пор ни ежегодные доклады общегосударственного значения, ни региональные доклады и аналитические материалы не распространяются в электронной форме. Не получила должного распространения в электронной форме и нормативная документация. В результате ценнейшая информация доступна лишь весьма ограниченному кругу пользователей. В немалой степени такое положение объясняется отсутствием достаточно четкой нормативно-правовой регламентации, с одной стороны, обязанностей производителей информационных ресурсов, а с другой, – прав собственности (исключительных прав) на информацию, являющуюся результатом творческого труда в науке, в производственной сфере, распространяемой в электронной форме. В целом информационная база управления, ориентированного на устойчивое развитие, не соответствует предъявляемым к ней требованиям. Она раздроблена, разделена ведомственными барьерами. В различных направлениях сбора, накопления и переработки собственно экологической информации нет согласованности. Это касается, прежде всего, природно-ресурсного мониторинга. Информационно непрозрачны финансовые потоки, образующиеся вокруг природоохранной деятельности и использования природных ресурсов. Преодоление указанных недостатков в деле формирования российских информационных ресурсов по экологии приобретает особую актуальность всвязи с тем, что интеграция информационного пространства России в мировое затрагивает, прежде всего, экологическую тематику. Задачу помощи этому процессу ставит перед собой ЮНЕПКОМ – российский Национальный комитет содействия Программе ООН по охране окружающей среды, созданный еще в 1994 г. по инициативе ряда государственных учреждений, научной и деловой общественности, руководства Программы ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП). В 1997 г. ЮНЕПКОМ продолжал выпуск журнала «Наша планета» на русском языке, распространение информационных и методических материалов. Что касается ЮНЕП, то она уже заложила основы создания глобальной системы наблюдения за планетой, в частности. Международной системы информации по окружающей среде (ИНФОТЕРРА). В России намечен ряд выделенных центров системы Наконец, существенное влияние на формирование в России информационных ресурсов по экологии оказывает Международная организация стандартизации (ИСО) – серия добровольных стандартов экологически ориентированного управления на уровне компаний и предприятий – ИСО 1400010. Среди них: стандарты природно-ресурсного аудита, анализа жизненного цикла продукции и т.п. Интерес к экологической информации будет быстро возрастать по мере того, как станет все более осознаваться ответственность за состояние окружающей среды лицами, принимающими решения на всех уровнях управления экономикой и социальными процессами. В связи с этим насущно необходима программа формирования электронных информационных ресурсов по экологии, которая обеспечила бы ликвидацию имеющихся в нем пробелов, создание распределенного банка данных, свободный доступ к нему всех заинтересованных пользователей. Приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что создание системы информационных ресурсов данного вида находится в целом на начальной стадии и замыкается в основном в рамках ведомственных и региональных программ. Проводимые ведомствами работы по созданию государственных кадастров не согласованы между собой в организационных, методологических, информационных и функциональных аспектах на всех этапах создания кадастров – от инвентаризации объектов до формирования автоматизированных баз кадастровой информации. Не сформирован правовой фундамент для ведения работ по кадастровому учету большинства видов природных ресурсов и хозяйственных объектов. Отсутствие единой методологической и нормативной базы, унифицированных систем классификации, кодирования и структур представления информации не позволят в дальнейшем эффективно использовать информацию этих кадастров для решения комплексных государственных задач, в том числе вопросов региональной политики, развития территорий, пользования природными ресурсами, налоговой политики и многих других вопросов.
|