Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дополнительные информационные ресурсы по экологической безопасности и охране природных ресурсов 1 страница
Информационные ресурсы Минздрава России К компетенции системы Госсанэпиднадзора (Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России) относятся вопросы, связанные с инфекционными заболеваниями, а также заболеваниями, вызванными воздействием факторов состояния окружающей среды. Поэтому в обязанности этого ведомства входит и мониторинг этого состояния – прежде всего, в той мере, в какой оно связано со здоровьем населения. Органы Госсанэпиднадзора измеряют параметры качества воздуха на границе санитарно-защитной зоны хозяйственных объектов. В селитебной зоне установлены как стационарные, так и маршрутные посты. Программа измерений включает 4–5 основных химических параметров (CO, SO2, NOх), а также параметры, установленные с учетом местного перечня приоритетных загрязняющих веществ. В области качества вод к компетенции Госсанэпиднадзора относится, прежде всего, то, что касается качества питьевой воды. Проводятся химические и бактериологические анализы воды у водозабора, после станции водоподготовки, в некоторых местах водоразборной сети. Иногда (но редко) в сферу внимания Госсанэпиднадзора попадают и колодцы. Определяется также качество воды в водоемах официально установленной рекреационной зоны (пляжи и т.п.). В сферу внимания Госсанэпиднадзора входят сбросы муниципальных очистных сооружений, а также сбросы предприятий, находящихся в пределах населенных пунктов. Госсанэпиднадзор является единственной системой, которая занимается определением качества воздуха внутри помещений, например в рабочей зоне предприятий. К компетенции этого ведомства относятся также измерения, связанные с «экологией жилища» – прежде всего, определение качества воздуха в жилых помещениях и качества питьевой воды. Именно данные Госсанэпиднадзора рассматриваются административными органами при принятии решений в этой области. При судебных спорах, связанных с экологией жилища, в роли эксперта во многих случаях также выступает лаборатория СЭС. Органы этой системы есть как на уровне субъекта федерации (республики, края, области), так и на уровне района. Иногда есть еще один уровень – городской. Отметим, что система Госсанэпиднадзора – единственная из ведомственных систем, которая имеет районные подразделения, оснащенные штатными средствами измерений и лабораториями. Информация этой системы обобщается в федеральном и региональных докладах о санитарно-эпидемиологической обстановке, а также используется при составлении докладов о состоянии окружающей природной среды. Информационные ресурсы научных учреждений Большим количеством информации о качестве окружающей среды располагают научные учреждения, как подчиненные описанным ведомствам, так и другие, например входящие в систему РАН. Нередко эти учреждения выполняют научно-исследовательские работы (НИР) по проблемам качества окружающей среды, выполняемые по заказу Госкомэкологии России, Росгидромета и других ведомств. Эти материалы могут оказаться исключительно ценными в связи с конкретной ситуацией. Серьезную трудность представляет собой то, что результаты НИР, даже выполненных в рамках одной ведомственной системы, находятся в распоряжении различных учреждений и организаций, входящих в эту систему – заказчиков работ. При этом единого каталога этих работ, как правило, не существует. Тем острее эта проблема, когда речь идет о НИР, выполненных в различных ведомствах. Поэтому узнать о существовании нужного исследования бывает непросто. Некоторая информация об этих работах содержится в официальных докладах федерального и территориального уровней. Научные учреждения также выпускают ценные сборники научных трудов, материалы конференций. В качестве примера можно упомянуть ежегодный сборник «Проблемы комплексного экологического мониторинга», издаваемый в системе Росгидромета. Коммерческие информационные ресурсы Следует сказать несколько слов и об организациях, которые занимаются определением качества воды, воздуха или почвы на коммерческой основе. Некоторые такие фирмы организованы при подразделениях государственных организаций, например Госсанэпиднадзора Минздрава России. Другие действуют при научно-исследовательских институтах, или же сами институты выполняют за плату соответствующие измерения. Согласно действующим нормативным документам, для оказания услуг в области экологического мониторинга необходима лицензия. В связи с этим некоторые фирмы позиционируют свою деятельность как «экологический консалтинг», поскольку мониторинг, вообще говоря, подразумевает систематический характер наблюдений, а в данном случае речь идет о разовых измерениях. Ряд подобных организаций сотрудничает с риэлтерскими агентствами, поскольку проблема качества окружающей среды является актуальной в связи с обменом или приобретением недвижимости. Важным фактором, который следует учитывать, принимая решение об обращении в такие организации, о выборе конкретной организации-исполнителя, является то, как предполагается использовать полученные сведения. Они, безусловно, применимы «для собственного пользования». При принятии официальных решений, судебных спорах, как правило, более весомой оказывается информация государственных органов, уполномоченных проводить соответствующие измерения. Это, например, органы Госсанэпиднадзора, если речь идет о качестве питьевой воды или экологии жилища. Поэтому для того, чтобы добиться использования информации из негосударственных источников при принятии решений, могут потребоваться специальные усилия. Многое зависит от того, может ли организация оформить результаты измерений в виде официального документа, есть ли лицензия, на номер которой можно сослаться в таком документе. Отметим, что общение с подобными организациями будет значительно более эффективным, если заранее представлять себе характер проблемы, а также то, о каких загрязняющих веществах в принципе может идти речь. Литературные источники Наиболее общим документом, отражающим состояние природных сред, является Государственный доклад «О состоянии окружающей среды в Российской Федерации», который готовит Госкомэкологии России с использованием информации ряда других министерств и ведомств. Такой подход поможет получить представление об общей ситуации на уровне страны или региона, а также о том региональным фоне, на котором могут наблюдаться интересующие вас явления местного масштаба. В некоторых случаях в этом докладе можно найти непосредственную информация о качестве окружающей среды в конкретном населенном пункте или местности. Так, если вас интересуют проблемы, связанные с качеством воздуха, вы, возможно, найдете название своего города (или региона в целом) в списке наиболее неблагополучных в отношении загрязнения атмосферного воздуха. Такой список обновляется и публикуется в государственных докладах с 1988 года, поэтому можно проследить характер изменения ситуации. В этом же списке указано, какие загрязняющие вещества определяют портрет города (на основании чего он внесен в список неблагополучных). В России издаются и республиканские (областные, краевые) доклады о состоянии окружающей среды. Они, как правило, имеют построение, близкое к структуре документа федерального уровня, и содержат сведения о загрязнении атмосферного воздуха в городах и промышленных центрах, состоянии поверхностных вод, размещении отходов, деградации почв. Областные комитеты по экологии не выпускают доклады не большим тиражом, но охотно предоставляют возможность ознакомиться с ними, а также публикуют некоторые разделы в своих периодических изданиях. В региональном докладе можно найти значительно больше деталей местного масштаба и уточнений, а также сведений о конкретных источниках воздействия. Именно региональный доклад является тем литературным источником, с которого во многих случаях целесообразно начинать информационный поиск. Более детальная информация о загрязнении природных сред содержится в публикациях Росгидромета. Так, важным источником информации является «Обзор загрязнения окружающей среды в Российской Федерации», выпускаемый Росгидрометом в качестве основного ежегодного доклада. В этой же системе издаются и публикации, посвященные загрязнению отдельных природных сред. Так, заслуживают внимания «Ежегодник состояния загрязнения атмосферного воздуха городов» и «Ежегодник качества поверхностных вод». В этих изданиях можно найти сведения о том, какие именно загрязняющие вещества отнесены к приоритетным, о концентрациях этих веществ в соответствующей среде, об основных источниках воздействия. «Ежегодники...», при создании которых учитываются материалы Росгидромета, Госкомэкологии России, ряда ведомств, доступны в центральных библиотеках. Более полные сведения по воде содержат издания Государственного водного кадастра, такие, как «Ежегодные данные о качестве поверхностных вод суши». Это издание аккумулирует данные гидрологического и гидрохимического характера по различным створам рек, каналов и водохранилищ. Информацию по гидробиологическим показателям можно почерпнуть из «Ежегодника состояния экосистем». Как правило, ежегодные публикации, посвященные состоянию воды и воздуха на соответствующей территории, выпускают органы Росгидромета, охватывающие несколько субъектов федерации (УГМС). В них содержится более подробная информация о состоянии окружающей среды, сведения о расположении конкретных постов наблюдения. Периодически публикуют свои результаты и многие органы Росгидромета уровня субъекта федерации, но формат и периодичность этих публикаций существенно различаются. Как правило, эти источники не издаются большим тиражом и не всегда попадают в библиотеки, но могут быть доступны в самих территориальных органах. В отношении загрязнения почв огромное количество материалов накоплено НПО «Тайфун» (г. Обнинск), входящим в систему Росгидромета, и отражено в публикациях этой организации. Интересно, что эта организация в настоящее время распространяет часть информации в электронном виде, так как средств на издание обширных сборников у нее нет. Кроме того, для многих областей выпущены карты загрязнения почв. Хотя масштаб этих карт не всегда достаточен для какого-либо конкретного применения, в любом случае они могут дать первичные сведения, над которыми придется задуматься и поработать. Как видно, все источники информации уделяют особое внимание химическому загрязнению окружающей среды. Иные факторы, например физические воздействия, рассматриваются в менее значительной степени. Так, в региональных докладах часто описываются эрозионные (водные) и дефляционные (ветровые) процессы деградации почв. В ряде областей введена плата за шумовое загрязнение среды, и органы Госсанэпиднадзора располагают сведениями о наиболее проблемных шумовых зонах городов. Вопросы электромагнитного и шумового воздействия для соответствующих предприятий отражены в проектной и предпроектной документации. Конечно, это лишь начало пути. И примеры конкретных изданий приведены лишь затем, чтобы продемонстрировать методику информационного поиска, а также дать читателю, лишь приступающему к работе над этими проблемами, некоторые ориентиры на начальном этапе. Стандарты качества окружающей среды Практически во всех материалах, которые вам удастся найти, вы встретите упоминания о нормативах или стандартах качества окружающей среды. В соответствии с природоохранным законодательством Российской Федерации нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия, гарантирующих экологическую безопасность населения, сохранение генофонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности. Значительную часть нормативов качества окружающей среды составляют хорошо известные ПДК – предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в той или иной среде. Важно отметить, что эти нормативы зависят не только от вещества и природной среды, но и от способа и времени воздействия на организм человека. Так, для содержания веществ в воздухе установлены нормативы для разового воздействия, постоянного воздействия, а также для рабочей зоны. Неправильный выбор значения норматива является одной из самых распространенных ошибок при интерпретации данных о загрязнении окружающей среды. Информационно-издательский отдел Госсанэпиднадзора Минздрава России выпускает сборники, содержащие таблицы установленных в Российской Федерации нормативов, а также действующих норм, унаследованных от СССР. Обширной законодательной и нормативно-правовой базой в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды располагает Национальное информационное агентство «Природные ресурсы» (директор–д.б.н., Н.Г. Рыбальский).Кроме того, массу полезных сведений можно почерпнуть в справочниках, большая часть которых доступна в районных библиотеках и непременно присутствует на книжных полках в комитетах по экологии и в лабораториях СЭС. Например, в «Справочнике помощника санитарного врача…» приведены основные определения, обширный фактический и цифровой материал, характеризующий такие вопросы, как: гигиена планировки населенных мест, санитарная охрана атмосферного воздуха населенных мест, гигиена воды и санитарная охрана источников водоснабжения, гигиена физических факторов в условиях населенных мест. Предприятие-загрязнитель Прежде чем перейти к анализу основных источников информации, отражающих воздействие предприятия на окружающую среду, рассмотрим важнейшие понятия, используемые в этих источниках. В научно-технической литературе под воздействием на окружающую среду понимают любые потоки вещества, энергии и информации, непосредственно образующиеся в окружающей среде или планируемые в результате антропогенной деятельности и приводящие к отрицательным изменениям окружающей среды и последствиям этих изменений. Основные источники воздействия на окружающую среду подразделяют на: – источники выбросов загрязняющих веществ – те, что связаны с рассеиванием загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, в том числе при размещении и захоронении отходов; – источники сбросов загрязняющих веществ, то есть связанные с поступлением и разбавлением загрязняющих веществ в поверхностных и/или подземных водах, а также в канализационных коллекторах, в том числе при размещении отходов; – источники физико-химического воздействия на окружающую среду – источники шума, вибраций, ионизирующих излучений, электромагнитных полей, источники сброса и выброса тепла; – источники биологического загрязнения окружающей среды. В принятой терминологии применительно к атмосфере можно говорить только о выбросах, а применительно к водным объектам – о сбросах. Отметим еще, что термин загрязнитель может относиться только к предприятию, а не к веществу. Вещество может быть названо загрязняющим, вредным или токсичным. В свою очередь различают стационарные и подвижные источники воздействия на окружающую среду. Положение подвижных источников в пространстве изменяется в рассматриваемый период их действия; в качестве примеров можно упомянуть движущиеся транспортные средства, разливы жидкостей. Стационарные источники выброса и сброса загрязняющих веществ делятся на организованные и неорганизованные (площадные, диффузные, объемные). Это источники, соответственно, имеющие или не имеющие фиксированного устья. Под фиксированным устьем понимают часть конструкции организованных источников выбросов или сбросов загрязняющих веществ, существенно ограничивающую область их перехода в окружающую среду, как правило, круглой или прямоугольной формы; к устью принято относить все характеристики источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Примером организованного источника выбросов может служить заводская труба или канал выпуска очищенных сточных вод. В качестве неорганизованного источника загрязнения может рассматриваться, например, промышленная площадка предприятия в целом. Вредные вещества из проливов нефтепродуктов, агрессивных жидкостей, из просыпей сырьевых материалов или продуктов могут поступать в воздух и попадать в водные объекты (например, с дождевыми водами). Отходы – остатки сырья, материалов, некондиционные и побочные продукты, использованная и потерявшая свои первоначальные потребительские качества готовая продукция, размещаемые в определенных местах по определенным правилам, с последующим обязательным использованием, переработкой или ликвидацией, захоронением; в зависимости от источника образования различают отходы производства и отходы потребления. Сами по себе отходы не обязательно являются источниками воздействия на окружающую среду, но образуют их в процессе размещения и удаления. Под организованным размещением отходов понимают регламентированные и осуществляемые в соответствии с установленными нормами и правилами процессы выделения, концентрирования, сбора, транспортировки, накопления, складирования, временного хранения отходов, предусматривающие возможность их дальнейшего использования, переработки или ликвидации, захоронения. В свою очередь, неорганизованное размещение отходов осуществляется с нарушением установленных норм и правил. Типичными примерами такого размещения служат стихийные свалки на обочинах дорог, опушках лесов, в оврагах. Удаление отходов – рассматриваемые совместно процессы размещения, переработки, использования, ликвидации или захоронения отходов. При удалении отходов всегда возможны альтернативные варианты, такие как переработка или ликвидация, использование или захоронение отходов. Предприятие и государство: основные виды государственной экологической отчетности. Фактически на любом предприятии присутствуют все описанные выше типы источников воздействия на окружающую среду. Кроме того, само предприятие можно рассматривать как некий совокупный источник воздействия. Существует целый ряд документов, регламентирующих возможное и отражающих реальное воздействие предприятия на окружающую среду. Среди них особого внимания заслуживают проекты томов предельно допустимых выбросов и предельно допустимых сбросов, проекты лимитов размещения отходов, экологические паспорта предприятий, а также различные формы статистической отчетности. Проекты томов ПДВ и ПДС Нормативы воздействия на окружающую среду для хозяйственных объектов разрабатываются в форме проектов томов ПДВ и ПДС. Эти нормативы связаны со стандартами качества окружающей среды, но в отличие от них устанавливаются не в терминах (единицах) концентраций загрязняющего вещества, а в терминах массы вещества, сбрасываемого (выбрасываемого) в единицу времени в окружающую среду. Предельно допустимый выброс (ПДВ) – масса вещества в отходящих газах, максимально допустимая к выбросу в атмосферу в единицу времени. Предельно допустимый сброс (ПДС) – масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени. Нормы ПДВ и ПДС устанавливаются для каждого источника загрязнения на предприятии и для каждой примеси с учетом комбинированного воздействия. Общий принцип установления нормативов ПДС и ПДВ состоит в том, что в результате выбросов (сбросов) не должны превышаться установленные нормативы качества воздуха или воды. Для выбросов это ПДКмр, (максимальная разовая), для сбросов – санитарные или рыбохозяйственные нормативы в зависимости от водного объекта. В основе определения ПДВ (ПДС) лежит методика расчета концентраций загрязняющих веществ, создаваемых источником в контрольных пунктах с учетом рассеяния (разбавления), вклада других источников, перспектив развития (проектируемые источники) и т.д. В случае если значения ПДВ (ПДС) по объективным причинам не могут быть достигнуты, для таких предприятий устанавливаются временно согласованные выбросы (сбросы) вредных веществ (ВСВ и ВСС) и вводится поэтапное снижение показателей выбросов (сбросов) вредных веществ до значений, которые обеспечивают соблюдение ПДВ (ПДС). Для хозяйственных объектов, вновь вводимых в действие, установление временно согласованных нормативов не допускается. Проекты томов ПДВ и ПДС отражают нормативы выбросов (сбросов), установленные для каждого источника загрязнения и каждого вещества. Эти документы готовятся, как правило, уже на стадии рабочего проектирования и должны пересматриваться в случае изменения мощности, технологии производства или режима работы предприятия, но не реже одного раза в 5 лет. Проекты томов ПДВ и ПДС подлежат утверждению в территориальных органах Госкомэкологии, на их основе предприятие получает разрешение на выброс (сброс) загрязняющих веществ. Здесь же следует упомянуть и такой документ, как проект лимитов размещения отходов. Лимитирование размещения твердых промышленных отходов осуществляется на основании «Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации». Экологический паспорт предприятия Каждое предприятие должно иметь специальный документ – экологический паспорт. Экологический паспорт промышленного предприятия как нормативно-технический документ был утвержден и впервые введен в действие в январе 1990 г. ГОСТом 17.0.0.04–90. Этот стандарт был разработан с целью систематизации информации, определяющей влияние предприятия на окружающую среду, и контроля соблюдения им природоохранных норм и правил в процессе хозяйственной деятельности. Экологический паспорт, как правило, содержит сведения общего характера об используемой технологии (какого типа процесс реализован на предприятии), об источниках воздействия (источниках выбросов, сбросов, образования отходов). Приводятся схемы промплощадок, результаты расчетов рассеяния загрязняющих веществ в окружающей среде и тому подобные материалы. В большинстве случаев экологический паспорт является открытым документом и хранится в территориальном природоохранном органе. В том случае, если речь идет о режимном предприятии, то в такой орган поступает лишь часть этого документа, не содержащая секретных сведений. Другая часть, содержащая информацию ограниченного доступа, остается на предприятии, доступ к ней осуществляется в соответствии с порядком, установленным для документов соответствующей категории (через первый отдел). Статистическая отчетность Обязанностью предприятия является также представлять отчеты о природоохранной деятельности в соответствии с формами государственной статистики. Основные виды экологической статистической отчетности включают следующие формы: Форма № 2-тп (воздух). Отчет об охране атмосферного воздуха. Представляется ежегодно и включает данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу, их очистке и утилизации; данные о выбросе в атмосферу специфических загрязняющих веществ; источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; выполнение мероприятий по уменьшению выбросов. Форма № 2-тп (водхоз). Отчет об использовании воды. Представляется ежегодно и включает данные о забранной из природных источников, полученной от других предприятий (организаций), использованной и переданной воды; данные о водоотведении, системах оборотного и повторного водоснабжения; установленные лимиты забора воды. Форма № 2-тп (токсичные отходы). Отчет об образовании и удалении токсичных отходов. Представляется ежегодно и включает данные об отходах I, II, III и IV классов опасности (наличие, образование, поступление от других предприятий, использование, обезвреживание, организованное и неорганизованное складирование, захоронение). Форма № 1-канализация. Отчет о работе канализации. Включает данные о наличии канализационных сооружений и их работе за год. Форма № 1-водопровод. Отчет о работе водопровода. Включает данные о наличии водопроводных сооружений и их работе за год. Форма № 4-ОС. Отчет о текущих затратах на охрану природы и экологических платежах. Все формы статистической отчетности подаются в органы Госкомстата России. Описанные формы, кроме этого, непременно поступают в территориальные комитеты по охране окружающей среды. Итак, все документы, перечисленные выше, находятся в территориальном Комитете по охране окружающей среды и могут быть доступны общественным организациям. Важно отметить, что список материалов, отражающих характер технологических процессов и воздействия хозяйственных объектов на окружающую среду, далеко не ограничивается этими документами. Для каждого объекта разработаны регламенты, так называемые технологические карты, схемы производственной канализации и другие материалы, ведутся различные журналы учета. Однако реальные возможности граждан и общественных организаций, как правило, ограничиваются доступом к экологическим паспортам, проектам томов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС), проектам лимитов размещения отходов и к формам государственной статистической отчетности. Следует отметить, что описанная документация содержит весьма ценный массив сведений, который при умелом использовании оказывается ценным источником информации об экологических аспектах деятельности предприятия. В то же время следует осознавать и ограничения, свойственные этим источникам. Проекты томов ПДВ и ПДС содержат расчетные показатели. Хотя при запуске предприятия должна быть проведена, например, инвентаризация выбросов, представители территориальных органов Госкомэкологии во многих случаях не имеют необходимых инструментальных средств. Даже если инструментальные замеры были проведены и подтвердили сделанные расчеты, объемы выбросов могут существенно измениться не только при изменении технологического цикла или выпускаемой продукции, но и при замене используемого сырья или топлива. Наконец, расчеты выполняются при условии работы очистных установок и сооружений. В то же время именно эти установки нередко оказываются первой жертвой экономии электроэнергии на предприятии. Что же касается данных экологического паспорта и статистической отчетности, то в большинстве случаев основной массив содержащихся в них сведений строится на расчетных показателях. На практике предприятие, как правило, не имеет возможности реально фиксировать объемы своих выбросов и сбросов. Поэтому источником данных выступают те же проекты томов ПДВ и ПДС. При этом часто предполагается, что объем выбросов и сбросов пропорционален объему выпускаемой продукции, что тоже не всегда соответствует действительности. Эти соображения важно иметь в виду не только при анализе документов конкретного предприятия, но и при работе с различными обобщающими докладами и обзорами. Все данные о количестве выбросов и сбросов для этих документов получаются путем обобщения статистической отчетности предприятий. Для того, чтобы проиллюстрировать эти утверждения, приведем несколько примеров из работы, посвященной анализу доклада «О свинцовом загрязнении окружающей среды Российской Федерации и его влиянии на здоровье населения». Суммарное потребление свинца промышленностью России можно оценить как 2–3% от мирового. В то же время выбросы свинца в атмосферу от стационарных источников, согласно данным Доклада, составляют примерно 0, 7% от мировых выбросов. Хотя приведенные значения носят оценочный характер, их очевидным следствием является то, что относительные потери свинца в российской промышленности в 3–4 раза меньше мировых, что вряд ли соответствует действительности. Информация о предприятии-загрязнителе или о состоянии окружающей среды в непосредственной близости от него может находиться в распоряжении ряда государственных организаций. Так, например, интересующий вас загрязнитель может быть описан в Актах проверок, предпринятых сотрудниками Комитета по охране окружающей среды, или в журналах лабораторий СЭС, в зоне его влияния может быть расположен пост Росгидромета. Так что, для получения сведений о воздействии хозяйственных объектов логично обратиться с официальными запросами в эти инстанции (что нередко и делают общественные организации). Очевидным достоинством этих источников информации является то, что они принципиально не зависят от загрязнителя, а информация, которой они располагают, строится на результатах наблюдений и измерений. Помимо информации о воздействии конкретного загрязнителя практически всегда необходимо и знакомство с общими закономерностями воздействия на окружающую среду источников, относящихся к данной отрасли. Это важно, во-первых, для правильного понимания и корректной интерпретации сведений о конкретном предприятии. Во-вторых, такие знания помогут точно и конкретно поставить вопрос при обращении в различные организации (например, запросить информацию о концентрациях определенных веществ в речной воде ниже выпуска завода по течению). Важно и то, что в такой ситуации общественность может выступить компетентным собеседником этих организаций, что, как показывает практика, значительно увеличивает вероятность получения нужной информации. Описанная выше статистическая отчетность предприятий обобщается в сводных отчетах, выпускаемых Госкомстатом России. Эти издания доступны в центральных библиотеках. Кроме того, закономерности воздействия источников, относящихся к различным отраслям хозяйства, описаны в периодически выходящих сборниках «Влияние отраслей экономики Российской Федерации на состояние природной среды». Как следует из названия, сборники полностью посвящены этой теме. В них представлены сведения об объемах выбросов и сбросов загрязняющих веществ, о масштабах размещения отходов, характерных для отрасли в целом (например, нефтехимической, металлургической и т.д.), а также для действующих и ныне «гигантов» прошлых лет («Нижнекамскнефтехим», «Североникель», «Красноярский алюминиевый завод»). Рассмотрены также проблемы регионов и ранжирован вклад отраслей хозяйства в общую картину загрязнения окружающей среды.
|