Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тренинг управленческих умений
Современный уровень управления предполагает развитие и активное функционирование широкого спектра менеджерских умений руководителей. В настоящее время критическим фактором для руководителя становятся не столько профессиональные знания, сколько некоторые личностные характеристики, которые связаны с эффективными коммуникациями, кооперацией между людьми, мотивацией, созданием команд и умением работать в них, искусством ведения переговоров и достижения соглашений. Организационный менеджмент предусматривает управление интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми, материальными ресурсами в целях наиболее высокой эффективности деятельности предприятия (3). Менеджер — это специалист по управлению, который разрабатывает планы, определяет, что и когда делать, кто и как будет выполнять намеченное (управление персоналом), разрабатывает рабочие процедуры (технологии) управленческого процесса, осуществляет контроль. То есть менеджер планирует, организует, контролирует основные организационные процессы, управляет ими. При создании концепции управленческого тренинга мы опирались на теоретическую поведенческую модель К. JI. Вилсона (5, 6). Он дает управлению следующее определение, которое лежит в основании его диагностической концепции и опросника (см. приложение), направленного на оценку управленческих умений. Процесс управления — это логическая последовательность или цепь квалифицированных поведенческих актов менеджера. Успешность руководителя складывается из двух одинаково важных умений: умения управлять людьми и умения достигать рабочей цели (в традиционной отечественной терминологии — направленность на дело и на людей). Эти два управленческих умения в идеале должны быть в балансе и существовать в связанной цепи более частых умений менеджера. Ни одно из перечисленных далее умений не является более важным, чем другие; все они должны быть представлены у руководителя хотя бы в малой степени и, в идеале, находиться в балансе. Обращая особое внимание в своей теоретической концепции на управленческие умения, К. Л. Вилсон выделяет их в качестве базовых и главных в «пирамиде» качеств, обеспечивающих успешную деятельность руководителя (рис. 1).
Рис. 1. «Пирамида» качеств руководителя, или Цикл управленческих умений Управленческие умения — это нечто, являющееся не только следствием особых личностных качеств (лидерские умения) и приобретенных умений (администраторские умения), но и особым свойством осуществления профессиональной деятельности. Низший уровень умений руководителя — это администраторские умения: обдумывание и передача поручений, предвидение будущего и стратегическое планирование, создание рабочей обстановки в организации, разбор сложных ситуаций, обучение подчиненных. Следующий уровень — лидерские умения. Основное в лидерских умениях — предвидение и способность влиять на других людей, направлять их. Уровень менеджерских умений связан с воплощением управленческих целей, что обеспечивает ясность целей, планирование, решение проблемы, обучение, осуществление обратной связи, контроля над выполнением работ и т. д. Именно эти умения в основном сохраняют и поддерживают «жизнь» организации. Социальные умения — умение управлять рабочими группами — отражаются у сотрудников организации в удовлетворенности от членства в группах, в улучшении функционирования и повышении сплоченности рабочих групп. Это умения, включающие в себя возможности успешного планирования и управления группой и людьми. И наконец, последний, наиболее высокий уровень — специальные менеджерские умения, связанные со спецификой конкретной профессиональной управленческой деятельности. Управление рассматривается как последовательный процесс или цепь действий руководителя. Эффективность деятельности менеджера, соответственно, зависит от непрерывности, целостности и завершенности этого процесса. Непрерывность, целостность и завершенность К. Л. Вилсон называет балансом, который обеспечивается путем выполнения менеджером определенных функций. Каждая функция представляет собой серию взаимосвязанных действий или задач. Успешное выполнение каждой последующей новой задачи возможно только при успешном завершении предшествующих задач. Ни одна задача не является более важной, чем другие. Только выполнение всех задач может привести к эффективному управлению рабочим процессом и людьми. Вследствие этого К. Л. Вилсон подчеркивает значение «баланса» выполняемых менеджером задач. Таким образом, деятельность менеджера состоит из решения серии задач. Хотя задачи различаются в зависимости от ситуации, природа всех задач в управлении одинакова. Основные шаги или поведенческие акты (действия) постоянно повторяются, что отражается в понятии «Цикл управленческих умений». К. Л. Вилсон представляет 6 последовательных фаз деятельности менеджера, из которых состоит Цикл функций управления (рис. 2). Обратим внимание на последовательность этих функций. Сначала менеджер определяет цель (фаза I); в противном случае он бездействует и «топчется на месте», так как не знает, в какую сторону ему двигаться. Людям необходимо знание основных целей. Если их нет, то мотивация подчиненных будет низкой. Когда есть цель, руководитель может составить план по ее достижению (фаза II). Рис. 2. Цикл функций управления
Теперь необходимо воплотить этот план в жизнь, а для этого менеджер должен проинструктировать подчиненных, что и как они должны делать и как можно помочь группе в осуществлении этого плана путем обеспечения необходимыми материальными ресурсами, условиями для работы, обучением, временем, инструментами и т. п. (фаза III). В процессе выполнения задания менеджер должен следить за тем, как идет работа, постоянно сообщать группе, на каком этапе выполнения работы она находится и насколько успешно продвигается работа (фаза IV— обратная связь, вознаграждение). Если же не наблюдается никакого прогресса, то руководителю стоит внести изменения в рабочий процесс с помощью усиленного контроля (фаза V), вплоть до изменения планов, ресурсов и даже целей, И наконец, когда работа выполнена, менеджер должен поощрить и вознаградить подчиненных (фаза VI). Каждая из шести фаз включает в себя задачи, которые необходимо выполнить, чтобы осуществить ту или иную функцию. Успешность выполнения задачи обусловлена способностями, знаниями, навыками менеджера. Все фазы управления предполагают наличие умений, которые могут быть диагностированы и развиты в ходе тренинга. Уровень их актуального развития можно определить при помощи опросника Вилсона (см. приложение), основанного на описании ключевых менеджерских умений, представленных ниже. Фаза I. Разъяснение целей и задач подчиненным и объяснение их значимости Как правило, это обсуждение целей с коллективом для внесения ясности в деловую ситуацию. Первый шаг в управлении людьми во время рабочего процесса — это разъяснение целей. Любое задание начинается с этого пункта. Руководитель должен быть уверен, что подчиненные понимают, какую цель он преследует, что в конечном итоге надо получить. Это отправная точка структурирования рабочего процесса, даже больше — это краеугольный камень менеджмента. Оценки по этому умению говорят о том, насколько хорошо руководитель дает подчиненным почувствовать значимость задания, насколько ясно объясняет, что он ожидает от людей. Фаза II. Планирование и решение технических и организационных проблем После разъяснения целей и их значимости следующим шагом в процессе управления является разработка плана для достижения этих целей. Это, прежде всего, взаимоотношения с подчиненными. Данная фаза предполагает определенный тип взаимодействия руководителя с подчиненными: руководитель или выслушивает предложения и пожелания коллектива, использует идеи работников, или линии коммуникации прерваны. Поощрение участия подчиненных в процессе планирования и принятия решений дает возможность руководителю лучше представлять обстановку в группе. Это умение отражает степень участия подчиненных в принятии решений, возможность выдвигать свои идеи. Тщательное планирование рабочего процесса — это организация рабочего процесса без сбоев. Одним из важнейших качеств руководителя является организованность. Руководитель должен «опережать» группу, предвидеть неблагоприятные обстоятельства. Компетенция менеджера говорит о знании политики организации, продуктов или услуг, выпускаемых или оказываемых организацией и т.д. Это отражает, насколько менеджер хорошо знает организацию, в которой работает, ее ценности, системы поощрения и санкционирования, насколько хорошо он знает область своей работы и делится со своими знаниями с подчиненными. Фаза III. Обеспечение необходимыми условиями работы Обеспечение необходимыми средствами, ресурсами, инструментарием, обучение и т. д. для успешного выполнения работы, в зависимости от целей и планов. После того как работа распланирована, от руководителя требуется необходимая поддержка коллектива для того, чтобы подчиненные могли выполнить свою работу и достичь поставленных целей. Под поддержкой понимаются необходимые инструкции, указания, советы, обучение, нужное оборудование и т. д. Фаза IV. Обратная связь Наблюдение руководителя за работой подчиненных, фиксация любого прогресса в работе исообщение об этом рабочей группе. Одна из самых важных задач менеджера — доносить до сведения работников, насколько успешно они продвигаются к поставленной цели. Если показатель «взаимоотношения с подчиненными» оценивает открытость менеджера к идеям других, то «обратная связь» — отношения с персоналом по поводу выполнения работы. Причем если обратная связь осуществляется часто, а взаимоотношения с подчиненными неудовлетворительны, то это указывает скорее на частую критику, чем на поддержку. Фаза V. Контроль Руководитель должен быть уверен, что качество и количество выполняемой работы укладываются в приемлемые стандарты; для этого он контролирует рабочий процесс. Контроль не должен быть слишком сильным или слишком слабым. Эта фаза цикла управления включает в себя, прежде всего, следующие аспекты. Контроль времени. Это соответствие расписанию. Организация требует, чтобы работа была закончена вовремя. Эта шкала указыва ет на наличие у менеджера способности так руководить рабочим процессом, чтобы работа была выполнена в намеченные сроки. Контроль деталей. Стремление к детальному выполнению задания. Многим менеджерам очень трудно отслеживать детали работы, но при этом не быть властным. Чтобы руководитель не воспринимался авторитарным по отношению к своим подчиненным, менеджеру следует обратить свое внимание на показатели по первичным шкалам (фазы I - IV) и постараться сбалансировать жесткий контроль с хорошей постановкой целей, тщательным планированием, обеспечением необходимого обучения и инструкций, и постоянной обратной связью. Мотивация цели (давление на подчиненных). Подталкивание подчиненных к быстрому и успешному выполнению задания. Хотя давление на подчиненных иногда необходимо, надо, чтобы у людей осталось чувство удовлетворения от выполнения задания и чтобы давление не превратилось в жесткую диктатуру, оно должно быть нейтрализовано хорошими отношениями между менеджером и подчиненными, авторитетностью менеджера в глазах подчиненных (фаза I). Делегирование полномочий. В этом случае часть ответственности за выполнение задания находится в руках подчиненных. Это очень важный момент в работе менеджера, но это умение также должно быть сбалансировано с оценками (выше средних) по шкалам от А до F, чтобы взаимоотношения с подчиненными не переходили грань попустительства или яркого недоверия по отношению к подчиненным. Фаза VI. Поощрение за хорошо выполненную работу Признание выполненной работы: похвала, вознаграждение. Когда задание выполнено, руководитель должен выразить благодарность рабочей группе. Менеджер может не иметь возможности увеличить зарплату персоналу, но всегда может похвалить за выполненное задание. Это обеспечит моральное удовлетворение людей от работы и хорошие взаимоотношения между руководителем и персоналом. Кроме менеджерских умений, описанных Циклом управленческих умений, для эффективной работы менеджера крайне важны психологические качества, отражающие систему взаимодействия с подчиненными. Хорошие взаимоотношения между руководителем и подчиненными — это следствие успешного выполнения задач менеджером в цикле управленческих функций. Эти умения показывают, насколько свободно руководитель взаимодействует с подчиненными, поддерживает их идеи и помогает достичь профессиональных успехов. Все перечисленные ниже качества обязательно обсуждаются на тренинге в режиме индивидуальной обратной связи и специальных, подчас персональных упражнений. Можно указать основные личностные качества руководителя, на которые обращается особое внимание в психодиагностических процедурах и тренинге. Ориентация на людей. Эта оценка открытости и дружелюбия руководителя, желание взаимодействовать с людьми, умение устанавливать контакт и понимать личные нужды сотрудников. Умение создать команду. Чтобы группа эффективно выполняла задания, ее работа должна быть скоординирована. Группа должна представлять собой единую команду. Это еще одна задача менеджера, которая влияет на успешность управления рабочим процессом и людьми. Командная работа основана на хорошей интуиции руководителя, умении распределять роли, поощрять успешных сотрудников, обучать и т. д. Заинтересованность в профессиональном росте подчиненных. Лучший способ повысить мотивацию подчиненных — это давать им возможность профессионально развиваться, ставить перед группой такие задачи, которые позволяют подчиненным чему-либо научиться и профессионально вырасти. Доверие подчиненных. Как мы уже говорили, очень важно, чтобы между руководителем и подчиненными были хорошие взаимоотношения, основанные на взаимном доверии. Доверительные отношения позволяют избегать конфликтов, а в случае их возникновения эффективно регулировать. Учет групповых норм и мотивации. Это помогает выявить отношение подчиненных к работе, друг к другу, к руководителю и организации в целом. Менеджер оказывает сильное влияние на установки подчиненных, в то время как политика организации и внешние факторы оказывают влияние на установки группы. Руководитель играет главную роль в формировании групповой морали, групповых установок и в конечном счете лояльности персонала. Указанные ниже умения не описываются Циклом управленческих умений, но имеют большое значение в эффективной работе менеджера. Это косвенные характеристики успешности его работы. Включенность в работу. Эта характеристика отражает не только то, насколько руководитель включен в работу коллектива, но и насколько ему интересно заниматься своей деятельностью, и насколько интересной он делает работу для коллектива. Профессиональная компетентность подчиненных. Профессиональная компетенция подчиненных — это отражение эффективности управления людьми. Эффективный менеджер всегда направлен на развитие профессиональной и личностной компетентности сотрудников, готов к передаче своего опыта. Сплоченность группы и позитивный психологический климат. Эта характеристика тесно связана с умением создать команду, но показатель «сплоченность группы» отражает атмосферу внутри группы, то, как себя чувствует группа независимо от руководителя. В противоположном случае группа воспринимает себя как единое целое, но в это целое не входит руководитель, он — за ее пределами. Благоприятные условия для должностного роста. Не только внешние обстоятельства могут положительно или отрицательно влиять на «благоприятные условия для должностного роста» в организации, но также это во многом зависит от менеджера. Эта характеристика оценивает умение создавать внутрифирменные условия для должностного роста подчиненных, в том числе и мотивацию к карьерному росту. Уровень напряженности (умение улаживать конфликтные ситуации). На уровень напряженности в рабочей группе могут воздействовать три обстоятельства: сама работа, конфликт между группой и руководством и общая атмосфера в организации. Руководитель может в чем-то влиять на все эти три обстоятельства и попытаться снизить стрессовую ситуацию в группе. То есть эта характеристика касается умения руководителя улаживать конфликтные ситуации и снижать тем самым уровень напряженности. * * * Основой авторской программы (В. А. Чикер) «Тренинг управленческих умений» является схема цикла функций управления К. Л. Вилсона, описанная выше и представленная в литературе (5, 6). В программе моделируется продвижение участников по пути осознания и объективизации индивидуальных и групповых аспектов процесса управления в рамках этого цикла, а также отражаются некоторые моменты формирования групповых норм, мотивации, отношения к людям, регулирования конфликтов и сплочения команды. Цель тренинга — диагностика и отработка наиболее значимых для конкретной деятельности руководителя управленческих умений в рамках последовательного и сбалансированного процесса Цикла управленческих умений — цепи действий менеджера. Программа тренинга адаптируется ведущим для руководителей различного ранга. Как правило, участниками группы являются менеджеры одного уровня. Кроме этого, программа может быть модифицирована и расширена в связи со сложностью и спецификой решения управленских задач (представленная ниже программа рассчитана на три полных восьмичасовых дня занятий). Адресность программы «усиливается» предварительной или проведенной в ходе тренинга организационной и личностной психодиагностикой, а также разбором и анализом наиболее существенных, важных и запутанных случаев и ситуаций из практики (кейсов) для каждой конкретной организации и руководителя. Совокупность тренинговой и диагностических процедур дает возможность построения системы рекомендаций и индивидуальных программ сопровождения и консультирования руководителей (коучинг). В целом программу тренинга можно отнести к психологическим программам бихевиоральной направленности, в которых внимание фокусируется на отработке навыков и умений путем осознания уровня их развития и дальнейшей тренировки. Однако активное использование элементов деловых имитационных игр позволяет останавливаться не только на психологическом содержании увиденного и проигранного, но и на сугубо технологических составляющих процесса управления (3). Помимо традиционных процедур бихевиорального тренинга (дискуссии, ролевые игры, психологические разминки) в программе тренинга активно обсуждаются теоретические аспекты, связанные с сущностью управления, а также применяются тестовые психодиагностические методы (например, методика диагностики управленческих умений К. Л. Вилсона — см. приложение). В арсенале используемых методов есть и деловые игры, которые позволяют максимально приблизить обсуждаемый материал к реальной деятельности организации. Для повышения качества обратной связи желательно наличие видеотехники.
|