Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
День третий. Цель. Рассмотрение менеджерских умений, связанных с психологическими аспектами и возможностями поощрения и наказания подчиненных (фаза VI Цикла
Цель. Рассмотрение менеджерских умений, связанных с психологическими аспектами и возможностями поощрения и наказания подчиненных (фаза VI Цикла управленческих умений), а также вопросов влияния на групповые нормы и мотивацию работников и умения управлять конфликтами (психологические качества личности руководителя, отражающие систему взаимоотношений с подчиненными). Очевидно, что усиливающаяся роль межличностных коммуникативных умений руководителей в организации и регулировании совместной профессиональной деятельности требует понимания законов эффективного общения. Поэтому в начале этого дня необходимо активизировать имеющиеся базовые знания руководителей в данной области (в связи с этим желательно, чтобы тренинг, направленный на отработку навыков эффективных коммуникаций, предшествовал тренингу по совершенствованию менеджерских умений). Ведущему группы необходимо отобрать и представить на обсуждение (возможен режим балинтовской сессии) или проигрывание (ролевые и деловые игры) наиболее важные ситуации, заявленные ее участниками в качестве проблемных в первый день работы. Как правило, сложность почти всех этих ситуаций определяется эмоциональной включенностью руководителя в проблему, что также является предметом обсуждения. В этой части тренинга особенно важно обратить внимание руководителей на эмоциональные составляющие процесса управления людьми, рассмотреть ситуации, связанные с напряженным взаимодействием (вплоть до конфликтов), умением контролировать ситуацию и управлять ею, а также собственными чувствами и чувствами других людей. Еще раз подчеркнем, что этот пласт менеджерских умений тесно связан с психологическими моментами процесса управления, а высокое «выгорание» руководителей часто определяется плохим пониманием и недооценкой работы со своими чувствами и переживаниями, а также эмоциями подчиненных. То есть, помимо деловой составляющей, особому анализу подвергается эмоциональный компонент сложных отношений между коллегами, руководителем и подчиненными, подразделениями в организации и партнерами. Специальная программа тренинга по управлению конфликтами, которая может быть использована как дополнительная, продолжающая цикл управленческих тренингов, описана в главе 2 настоящей книги. Мотивация подчиненных, групповые нормы, психологический климат, уровень напряженности, командный дух, включенность в работу, доверие подчиненных связаны с таким базовым умением менеджера, как умение поощрять и наказывать. Это действие является сложным для большинства руководителей, и поэтому на него обращается особое внимание в ходе тренинга. Речь здесь идет о санкциях, которые могут быть как положительными (поощрение), так и отрицательным (наказание). По схеме алгоритма партнерской беседы прорабатываются техники отказа, разговора-наказания, увольнения и разговора-поощрения (1). Тренинг следует заканчивать работой с последней, позитивной темой. Алгоритм отработки этих умений не отличается от традиционного. Необходимо обратить внимание участников тренинга на то, что санкции, являясь составной частью контроля и обратной связи для подчиненных, в корректной и позитивной форме представляют собой мощный стимул к мотивированию сотрудников. На заключительном этапе тренинга управленческих умений кажется особенно необходимым получение каждым участником группы обратной связи по результатам его работы в группе. Такая процедура может быть спланирована ведущим в разнообразных, но, как правило, обычных формах тренинговой работы. Представленная нами концепция тренинга направлена на понимание целостности, непрерывности и завершенности Цикла управления, а также на осознание уровня развития индивидуальных менеджерских умений в рамках этого Цикла. Поэтому дальнейшая работа может быть сосредоточена на отдельных, особо важных для менеджеров и организации управленческих умениях. ЛИТЕРАТУРА 1. Бишоп С. Тренинг ассертивности. СПб.: Питер, 2001. 2. Дафт Р. Организации: Учебник для психологов и экономистов. СПб. прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
3- Панфилова А. П. Игротехнический менеджмент: Учебное пособие. СПб. ИВЭСЭП, Знание, 2003. 4- Психология менеджмента: Учебник / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб. Изд-во СПбГУ, 2000. 5- Чикер В. А. Психологическая диагностика организаций и персонала СПб.: Речь, 2003. 6- Wilson К. L. The Survey of Management Practices. N-Y., 1973.
|