Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
День первый. Цель. Знакомство с новыми, неизвестными культурами, теориями межкультурной адаптации и аккультурации.
Цель. Знакомство с новыми, неизвестными культурами, теориями межкультурной адаптации и аккультурации. Первый этап этого дня посвящен знакомству участников группы как между собой, так и с целями и правилами тренинга. Часть первого этапа отводится анализу трудностей, с которыми сталкивались участники в ситуациях межкультурных контактов. Интересные случаи, рассказанные участниками, в дальнейшем смогут быть использованы в качестве сценария ролевых игр, дискуссий, тренинговых упражнений. Второй этап тренинга включает в себя проведение ролевой игры. Тренер предлагает участникам прожить часть времени в иной, незнакомой для них культуре. Участникам объясняют правила их поведения в новом сообществе. Эти правила обычно отражают традиционную культуру, при этом они не всегда приятны для человека, часто могут вызывать дискомфорт. Участники игры в своем поведении должны строго придерживаться этих правил. Они общаются между собой, соблюдая странные, нелогичные, порой жестокие нормы. Третий этап состоит из групповой дискуссии. В ходе вербализации чувств о пережитых ощущениях в новой культуре выясняется, что многие участники тренинга испытали негативные чувства, столкнувшись с новой культурой, правила которой носят жесткую форму, не соответствуют правилам и нормам поведения родной культуры и даже прямо противоположны им. Тренер просит обозначить пережитые чувства одним научным термином. Участники тренинга находят этот термин — «культурный шок». Таким образом, цель данной ролевой игры заключается в том, чтобы показать, что столкновение с новой культурой далеко не всегда бывает приятным и благожелательным. Люди в той или иной степени могут переживать культурный шок. В конце третьего этапа обсуждаются теория и ориентировочные основы межкультурной адаптации, аккультурации; причины и признаки культурного шока, ностальгии стресса аккультурации; этапы адаптации и пр. Участники тренинга проводят дискуссию о психологических способах преодоления культурного шока. Итак, первым шагом для взаимопонимания культур является признание возникновения психологических проблем при взаимодействии представителей различающих культур и возможности их преодоления. Четвертый этап тренинга направлен на адаптацию участников к современной, точнее, постмодернистской культуре. Тренер предлагает правила игры, которые отражают современный, быстро изменяющийся мир, требующий предельной активности от участников, ставящий их в ситуацию жесткой конкуренции. Последующая дискуссия заставляет участников задуматься о преимуществах и недостатках первого (традиционного) и второго (постмодернистского) типов культур, о тенденциях развития цивилизации, об индивидуальных предпочтениях и ценностях. Первый день работы заканчивается обсуждением вопроса: «Как относится к другому человеку, члену своей или иной этнической общности?» Результаты дискуссии подводят участников тренинга к идее толерантности и кросс - культурному анализу понятия «толерантность». В конце занятия участники проговаривают свои переживания, чувства, осознание проблематики кросс - культурной психологии.
|