![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
День первый
Цель. Знакомство, создание и поддержание психологического климата, необходимого для последующей работы в группе. На первом занятии следует выполнить необходимые тренинговые процедуры: вступительное слово тренера, знакомство, представление программы тренинга (план, режим работы, цели, ожидания и т. д.). На данном этапе работы необходимо выявить многоаспектность понимания ряда понятий: «культура», «коммуникация», «межкультурная коммуникация», «этноцентризм», «культурный релятивизм», «толерантность», «интолерантность». Следует заменить упрощенное понимание другой культуры как «чужой» более дифференцированным, многогранным понятием, а также показать роль этнических стереотипов, установок, предрассудков, предубеждений в межкультурном взаимодействии. Важно отметить, что знакомство, с которого принято начинать работу в группе, можно проводить в нетрадиционной форме. Включенность и внимательность по отношению друг к другу помогает развить упражнение «Бумеранг». В ходе выполнения этого упражнения происходит не только знакомство участников группы друг с другом, но и мобилизация их на групповую работу, создание атмосферы открытости и доброжелательности. В данном упражнении от каждого участника необходимо проявление таких качеств, как включенность в групповую работу, внимательность, наблюдательность и хорошая память. Продолжить знакомство с разнообразными способами и формами приветствий, принятыми в различных культурах, поможет упражнение «Хелло-бонжур!». Участники должны постараться вспомнить и воспроизвести традиционные формы приветствий, принятые в разных культурах, у разных народов, стараясь не повторяться. Упражнение «Культурные ассоциации» поможет сохранить работоспособность в группе, а также вербализовать тему национально-культурных различий. Для наглядности можно использовать тренерскую заготовку «Карта культурных ассоциаций», предложенную на международном конгрессе в Финляндии в 1994 г. коллегами из норвежского Центра по межкультурной коммуникации (6). Карта отражает культурные ассоциации, основанные на стереотипах. Она представлена в приложении. Тренеру важно проследить и отметить, что нового появилось в ходе выполнения данного задания. Какие ассоциации были неожиданными? Какие из них наиболее точно отражали национально-культурные особенности? Какие культурные ассоциации в наибольшей степени основаны на этнических стереотипах? Созданию информационно-ориентированной базы тренинга способствует проведение групповой работы «Эверест». По инструкции № 1, предложенной для каждого участника группы, необходимо выбрать основные качества, необходимые для эффективного межкультурного взаимодействия (9). Затем из всех качеств выбираются только десять, которые признаются подавляющим большинством, как качества, способствующие эффективному взаимодействию. В соответствии с инструкцией № 2 можно предложить выбрать качества, которые однозначно мешают эффективному межкультурному взаимодействию. В итоге целесообразно проранжировать эти качества с целью определения наиболее предпочитаемых и отвергаемых в данной группе. Как правило, среди предложенного списка качеств, необходимых для эффективного взаимодействия в ситуациях межкультурной коммуникации, упоминаются такие: уважение права другого быть другим; терпимость к чужому мнению, традициям, поведению; признание многообразия культур; эрудированность и информированность; компетентность, тактичность в общении; знание иностранных языков; уважение человеческого достоинства; воспитанность; способность прощать и др. В качестве рекомендации можно предложить подвести совместный итог — дать классификацию качеств, помогающих и мешающих в межкультурном взаимодействии на различных уровнях: а) личностном; б) этнокультурном; в) социальном (политика, экономика, статус этнической группы).
|