Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типы заключения.
1. Резюме — подведение итогов по основным положениям. Эффективные ораторы часто делают резюме, чтобы достичь первой цели речи — в конце напомнить аудитории о том, что было сказано ранее. Опытные докладчики часто подкрепляют свои резюме материалом, который должен достичь и второй цели — повторить свои слова, чтобы слушатели запомнили основные положения речи. Остальные типы заключений можно использовать в качестве дополнений к резюме. 2. История или анекдот — эффективны в информационных речах. 3 Призыв к действию — распространенный способ закончить речь, направленную на убеждение. Призыв описывает поведение, которого оратор добивается от аудитории. 4 Эмоциональное воздействие. Самое сильное впечатление у слушателей оставляет заключение, в котором на них оказывается эмоциональное воздействие. Как и призыв, эмоциональное воздействие часто используется для убеждающей речи, когда цель оратора — укрепить или изменить убеждение либо мотивировать аудиторию к действию. Заключение — это самый стратегически важный момент. То, что сказано в конце, слушатели будут помнить дольше. Они выходят из аудитории, сохраняя в памяти те слова, которые были сказаны в начале речи и особенно в конце. Опытный оратор прекращает свое выступление прежде, чем слушатели захотят этого. Необходимо точно знать, какими мыслями оратор хочет завершить свою речь. Совет по выступлениям: сначала расскажите, что вы собираетесь рассказать, затем рассказывайте, а потом расскажите о том, что вы уже рассказали. Ответы на вопросы. Если выступление оратора вызвало интерес аудитории, но тема была раскрыта недостаточно полно, тогда слушатели могут задавать различные вопросы. Ответы на вопросы представляют трудность, особенно для начинающего оратора. Опытный оратор, как правило, конструктивно отвечает даже на самые каверзные вопросы. Типы вопросов можно классифицировать следующим образом: • открытые — вопросы, предлагающие оратору ответить таким образом, каким он пожелает; • закрытые — узкосфокусированные вопросы, требующие кратких, определенных ответов; • наводящие — вопросы, сформулированные таким образом, что они предполагают наличие наиболее предпочтительного ответа для выступающего; • дополнительные — вопросы, которые задают после ответов на основные вопросы; • уточняющие — вопросы, требующие более полного раскрытия темы и предполагающие вербализацию по типу: «Если я вас правильно понял»; • развивающие идеи — вопросы, в которых спрашивающий продолжает размышлять о проблемах, поднятых в докладе, такой вопрос строится по типу: «Опираясь на то, что вы говорите, можно ли...»; • каверзные — вопросы, с помощью которых задающий их пытается в чем-то уличить оратора: в незнании материала, во лжи, дезинформации, неблаговидном поступке, непонимании темы или предмета выступления и пр. Задающий может и не догадываться о том, что вопрос является каверзным, а может и специально его так сформулировать. Оратор может попасться на уловку и не почувствовать каверзность, тогда он попадает впросак, не отвечает на вопрос или отвечает искренне, и тогда задающий добивается своего — ставит оратора в затруднительное положение. Все выступление может рухнуть, если оратор не распознает и не ответит правильно на каверзный вопрос. Техники ответов на вопросы: 1) вербализация: «Если я вас правильно понял, вы спрашиваете о...»; 2) оценка вопроса: «Как хорошо, что вы задали именно этот вопрос»; «Это очень нужный вопрос!»; «Вы задаете очень своевременный вопрос»; «Вы задаете вопрос, на который не могли ответить лучшие умы человечества» — лучший ответ на каверзный вопрос; 3) определение местоимения, которое стоит впереди вопроса:
• кто — предполагает уточнение персоны, субъекта деятельности; • что — предполагает описание объекта или предмета разговора; • куда — предполагает определение направления в пространстве; • где — предполагает оценку местонахождения в пространстве; • когда — предполагает определение времени события; • сколько — предполагает оценку количества; • как — предполагает описание способа и средств деятельности. При ответе на вопрос, прежде всего, необходимо понять, какое местоимение заключено в вопросе. Ответ должен быть четкий, без дополнительной аргументации.
|