Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические ориентировочные основы публичного выступления
Риторика как наука изучает эффективные способы речевого воздействия на аудиторию. Классическая риторика древних греков состояла из трех разделов: 1) инвенция — отбор аргументов и эмоциональных посылов; 2) диспозиция — расположение отобранного материала; 3) элокуция — вербальная и фонетическая реализация содержания выступления. Соответственно, стратегия публичного выступления нацелена на три главных направления работы оратора: 1) подготовка публичного выступления; 2) процесс публичного выступления; 3) оценка эффективности публичного выступления. При подготовке публичного выступления будуший оратор должен ответить на восемь главных вопросов: 1. Что говорить — информационный аспект сообщения. 2. Как говорить — коммуникационный аспект сообщения. 3. Кто говорит — личностный аспект произнесения публичной речи. 4. Кому говорит — ориентация на аудиторию. 5. Зачем говорить — решение актуальных проблем, ориентация на потребности и интересы аудитории. 6. Где говорить — оформление пространства аудитории. 7. Когда говорить — учет времени суток, времени года. 8. Сколько говорить — учет количества времени. По мнению Р. Вердебера и К. Вердербер, важно выработать эффективный план речи, который состоит из четырех последовательных шагов. Первый шаг — определить конкретную цель выступления, которая адекватна составу и интересам аудитории и соответствует ситуации. Второй шаг — собрать, проанализировать и оценить материал, используемый в речи. Третий шаг — организовать и изложить материал с учетом специфики аудитории. Четвертый шаг - отрепетировать выступление. Цель публичного выступления заключается в том, чтобы определить, какой реакции оратор хочет добиться от аудитории. Варианты целей: • информирование аудитории — изложение фактов, пробуждение у слушателей интереса к проблеме; • формирование отношения аудитории к высказанным идеям и фактам; • достижение однозначного понимания проблем оратором и аудиторией; • призыв к действию; • обретение доверия аудитории. Доверие — это показатель того, насколько аудитория воспринимает оратора как человека знающего, честного, обаятельного; • развлечение аудитории, приятное времяпрепровождение. 1) записать примерную цель речи, выражающую желаемую реакцию слушателей; 2) составить полное предложение, характеризующее реакцию слушателей, сформулировать ожидания оратора; 3) обозначить идею речи: цель обязательно должна выражать только одну идею; 4) выдвинуть тезис; тезис — это высказывание, содержащее конкретные составляющие речи в поддержку намеченной цели; в тезисе представлена цель выступления, сформулированная в одном предложении. Можно непосредственно подобрать тему, проведя с предполагаемой аудиторией «мозговой штурм» — метод свободных ассоциаций, направленный на то, чтобы генерировать как можно больше идей. Сбор и оценка материала публичного выступления необходим» оратору для того, чтобы найти и проанализировать имеющуюся информацию по теме выступления. Цель поисков — высококачественная информация, которая должна отвечать двум требованиям: 1) раскрывать конкретную цель выступления; 2) быть адекватной уровню подготовки аудитории. Оратору необходимо знать, где и что конкретно искать, уметь цитировать то, что он нашел. Современными источниками хранения информации служат научные издания, специализированные периодические издания, электронные базы данных, где хранится информация, к которой возможен доступ с компьютерного терминала. Большинство библиотек преобразовали списки имеющихся книг в электронные каталоги. Для первичной ориентации в проблеме эффективно использовать энциклопедии. Детальный социально-демографический анализ позволяют сделать статистические источники. Яркие примеры можно почерпнуть из мемуаров. Дополнительным источником информации может служить Интернет — международная электронная сеть, образованная более мелкими сетями. Учет специфики аудитории включает в себя: 1) сбор основных социально-демографических показателей (пол, возраст, социальная, этническая принадлежность, уровень образования, род занятий и др.); 2) определение уровня заинтересованности, знаний и установок по отношению к теме выступления. Полученные данные можно использовать для прогноза реакции слушателей. Главные задачи прогноза — предположить насколько будет интересна тема для данной категории слушателей, обладает ли аудитория необходимыми знаниями для полного усвоения и понимания информации; предугадать, как воспримет аудитория конкретного оратора, какова вероятность того, что он добьется доверия и сможет убедить слушателей. Репетиция выступления необходима для того, чтобы проанализировать вербальные и невербальные компоненты своей речи, конкретные и точные слова, яркие и выразительные формулировки. В словах должны заключаться энергия, логическая ясность и эмоциональная насыщенность. Яркость речи достигается использованием сравнений, метафор и эмфазы. Сравнение — это прямое сопоставление разнородных объектов, которое обычно выражается с помощью слов «подобно» или «как». Метафора — сопоставление, которое выражает фигуральную идентичность сравниваемых объектов. Вместо того чтобы сказать, что одна вещь подобна другой, в метафоре говорится, что одна вещь является другой: так боевые фанаты становятся «лимонками», наркотики в таблетках — «колесами», родители — «шнурками» и т. д. Однако в публичном выступлении следует избегать банальных штампов, а придумывать оригинальные и своеобразные метафоры. Эмфаза - имеет четыре значения: 1) придание силы или интенсивности словам или идеям; 2) посвящение большего количества времени идеям которые должны быть восприняты аудиторией как наиболее важные; 3) многократное выражение важных идей; 4) использование переходов, то есть слов, которые показывают связи между идеями. Значение имеют также невербальные компоненты речи: артикуляция, произношение, разговорный стиль. Артикуляция — придание звукам речи формы, превращающей их в распознаваемые оральные символы, сочетание которых образует слово. Произношение — форма и акцентирование различных слогов слова. Выделяют две наиболее распространенные артикуляционные ошибки: нечеткое произношение звуков (слияние звуков и слов) и отбрасывание окончаний слов. Разговорный стиль — манера выступления, которую слушатели воспринимают как беседу. Существует пять компонентов разговорного стиля: энтузиазм оратора, экспрессивность речи, беглость речи, контакт глаз с аудиторией, спонтанность выступления. Энтузиазм выражается в страстном, воодушевленном отношении к теме выступления, показывает неравнодушное отношение оратора к аудитории. Экспрессивность служит признаком энтузиазма и проявляется в голосовых контрастах, высоте звука, громкости, темпе и стиле речи. Отсутствие экспрессивности характеризуется как монотонность, что снижает эффективность восприятия и понимания речи аудиторией. Экспрессивность позволяет оратору выделять голосом нужные, главные слова, привлекать внимание аудитории, формировать ее отношение к теме выступления. В письменной речи важные слова подчеркивают, выделяют жирным шрифтом или курсивом. В устной речи оратор ставит ударение на важном слове, подчеркивая таким образом его значимость для аудитории. Употребление паралингвизмов в публичном выступлении недопустимо. К ним относятся так называемые «мусорные слова», затрудняющие произношение и восприятие речи. Это звуки: «э...э...э; —а...а; м...м...м»; слова «так сказать», «как бы», «как говорится», «как будто» и пр. Эффективный оратор избегает паралингвизмов. Употребление свидетельствуете неуверенности оратора, плохом знании материала, отсутствии контакта с аудиторией. Используя «мусорные слова», оратор сам создает препятствия к достижению поставленной цели, приводящие к потере взаимопонимания и доверия слушателей. Репетиция публичного выступления означает тренировку произнесения своей речи вслух. Даже опытный оратор, составив конспект речи, старается произнести ее либо наедине с самим собой, либо находит терпеливого и заинтересованного слушателя. Предварительная репетиция помогает добиться успеха во время фактического выступления. Во время первой тренировки необходимо зафиксировать время начала и окончания речи, сделать видеозапись. Затем необходимо ее просмотреть, обратив внимание на энтузиазм, экспрессивность и беглость речи. Определив конструктивные и неконструктивные моменты речи, оратор может повторить тренировку несколько раз. Для подготовки к публичному выступлению мы предлагаем запомнить четыре основных правила. Первое правило: «Ваша голова должна быть полна идей, а сердце — волнения». Второе правило: древнеримский оратор Квинтилиан открыл секрет хорошего выступления: «Дело не в том, о чем говорят, а в том, как об этом говорят». Третье правило: французский социальный психолог Гюстав Ле Бон вывел четыре компонента хорошего выступления: П — повторение; У — утверждение; З — заражение эмоциями; О — обаяние личности оратора. Четвертое правило: «Элоквенция — искусство четырех «Э»: Э кспрессия; Э нергия; Э нтузиазм; Э моции. Процесс публичного выступления. Структура публичного выступления складывается из трех этапов: 1) вступление; 2) содержание выступления; 3) заключение. Если в аудитории возник интерес к теме выступления или оратор недостаточно ясно донес свои идеи до слушателей, тогда они начинают задавать вопросы на понимание или уточнение сказанного в этом случае возможен четвертый этап — ответы на вопросы.
|