Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вступление. Необходимо построить вступление так, чтобы сразу заинтересовать слушателей






Необходимо построить вступление так, чтобы сразу заинтересовать слушателей. Эффективное вступление помогает установить доверие создать атмосферу доброжелательности. Присутствие людей в аудитории не означает, что они будут слушать оратора. На него обращают внимания в первые минуты выступления. Если за это вре­мя он не привлечет внимание, то оратора перестанут слушать.

Цели вступления состоят в следующем:

1. Привлечь внимание. Оратор может стимулировать интерес, назвав причину, по которой аудитории необходимо знать то, о чем он будет рассказывать.

2. Обозначить предмет речи. Во вступлении уместно ясно изло­жить основные положения дальнейшей речи.

3. Установить доверие. Доверие должно поддерживаться на про­тяжении всего выступления. Если оратор почувствовал, что аудитория сомневается в его компетентности, то следует ска­зать, почему он имеет право рассуждать о предмете речи. Нуж­но подкрепить свою компетентность.

4. Создать настроение, задать тон речи. Юмористическое нача­ло закладывает веселое настроение. Серьезное начало придает речи глубокомысленный и сдержанный тон. Оратор, начина­ющий с анекдота, настроит публику на игривый, беззаботный лад. Если затем он будет говорить о серьезных вещах, то пуб­лика не примет их серьезно.

5. Установить доброжелательную атмосферу. Первые же слова оратора определяют то, как воспримет его аудитория. Если он полон энтузиазма, доброжелательности и дает понять, что тема беседы чрезвычайно интересна, аудитория будет чувствовать себя комфортно на протяжении всей речи.

Вступление должно быть кратким и состоять из одного—трех предложений. Его задача — взаимно адаптировать оратора и аудиторию друг к другу. Адаптация к аудитории — это активный процесс вербального и невербального приспособления материала и поведения оратора к конкретной ситуации. Сюда входят следующие ком­поненты:

• достижение взаимопонимания;

• привлечение и поддержание интереса аудитории;

• приспособление к уровню понимания аудитории;

• укрепление или изменение отношения аудитории к оратору или предмету его речи;

• невербальная адаптация поведения (визуальная адаптация материала).

Достижение взаимопонимания. Это способ, с помощью которого оратор показывает, что помнит о людях в аудитории, а также о том, что они располагают одними и теми же сведениями, испытывают схожие чувства, имеют схожий опыт.

Методы достижения взаимопонимания:

1. Использование личных местоимений. Употребляя слова «вы» «мы», «нам», «наше», оратор посылает аудитории вербальные сигналы о том, что говорит именно с ними.

2. Постановка риторических вопросов. Они стимулируют актив­ность аудитории, слушатели участвуют в разговоре, лучше понимают его содержание. Чтобы риторические вопросы ока­зали необходимое воздействие, они должны быть искренни­ми. Поэтому оратор должен тренироваться, пока не сможет задавать эти вопросы естественным тоном.

3. Создание единого эмоционального фона. Общие пережива­ния показывают, что у оратора и аудитории много общего. Пример: «Вы помните...», «Мы все чувствуем озабоченность».

4. Связь новой информации со старой. Опора на те знания, ко­торые уже есть у аудитории.

Привлечение и поддержание интереса аудитории. Интерес слушателей зависит от того, считают ли они, что данная информация может иметь какое-либо значение лично для них.

Существуют четыре способа привлечения и поддержания интереса:

1. Своевременность информации— предоставление сведений, которые могут быть использованы немедленно. Слушатели заинтересуются той информацией, которую они воспринимают как своевременную.

2. Близость информации — это сведения, которые касаются лич­ного пространства человека. Психологически люди скорее обратят внимание на те данные, которые имеют отношение к их территории, чем на те, которые представляются им чем-то отдаленным. Мы часто слышим, как ораторы говорят: «А сей­час я приведу более понятный вам пример». Такой прием работает, потому что информация становится для людей интересней, когда они считают, что она затрагивает их лично

3. Серьезность информации — те аспекты информации, которые связаны с физическими, экономическими или психологиче­скими последствиями для слушателей. Вспомните, как резко повышается внимание ваших однокурсников, когда препода­ватель сообщает, что определенная часть материала будет в экзаменационном билете. Большинство слушателей не будет сосредоточивать свое внимание до тех пор, пока не услышит, что информация серьезная. В данном случае они используют принцип «экономии усилий».

4. Эмоциональность информации — это те нюансы, которые за­трагивают чувства и эмоции. Слушатели обычно больше ин­тересуются анекдотами, примерами и другими живыми исто­риями. Оратор должен иметь в запасе большое количество историй, примеров и иллюстраций. Умелый оратор чувствует реакцию аудитории. Когда аудитория его слушает, нет ника­кой необходимости нарушать ритм речи. Но если оратор ощу­щает, что аудитория перестала следить за ходом мысли, самое время воспользоваться какой-либо историей, чтобы пробудить внимание.

Вступление устанавливает связь с аудиторией. Следует потратить время на подготовку разных вариантов вступлений. Какой объем должен быть у вступления? Чаще всего оно занимает от 5 до 10% речи. Для пятиминутной речи (состоящей приблизительно из 750 слов) вступление должно состоять из 35—70 слов. Для получасо­вой речи подойдет двух-трехминутное вступление. Следует придер­живаться следующего правила: чем короче речь, тем короче должно быть вступление.

Главное содержание выступления

Оно может быть высказано в следующих видах сообщения:

• изложение фактов — утверждения, которые можно проверить;

• экспертные мнения — интерпретации и суждения, сделанные людьми, имеющими авторитет в данной области; ссылку на экспертов можно привести в виде цитаты;

• кросс-культурные сравнения;

• примеры — конкретные случаи, способные проиллюстриро­вать или объяснить факты;

• прогнозы — размышления о будущих событиях;

• анекдоты — короткие, забавные истории; главное в использовании анекдотов — это убедиться в том, что смысл истории раскрывает или подкрепляет те положения, которые оратор доказывает в своей речи;

• повествования — описания, рассказы о личном опыте, чуж0.. или своей теории;

• сравнения — иллюстрация утверждений с помощью демонстрации сходства. Сравнения могут быть буквальными или фигуральными;

• противопоставления — демонстрация различий;

• цитаты — они способны как объяснить, так и оживить материал. При цитировании необходима ссылка на автора, иначе имеет место плагиат — цитирование без ссылок на источ­ник;

• статистика — факты, выраженные в цифрах.
Правила использования статистики:

1) ссылаться только на те статистические данные, которые мож­но проверить;

2) приводить такую статистику, которую можно сравнить с другой статистикой;

3) не использовать слишком много статистики.
Организация материала выступления. Чтобы правильно выстро­ить речь, нужно выполнить следующие действия:

1) спланировать основную часть речи;

2) подготовить вступление;

3) подготовить заключение;

4) перечислить источники;

5) сформулировать основные положения, то есть основные идеи, которые составляют главную часть выступления. Основные положения — развернутые предложения, представляющие идеи, содержащиеся в тексте речи.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал