Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вступление. Необходимо построить вступление так, чтобы сразу заинтересовать слушателей
Необходимо построить вступление так, чтобы сразу заинтересовать слушателей. Эффективное вступление помогает установить доверие создать атмосферу доброжелательности. Присутствие людей в аудитории не означает, что они будут слушать оратора. На него обращают внимания в первые минуты выступления. Если за это время он не привлечет внимание, то оратора перестанут слушать. Цели вступления состоят в следующем: 1. Привлечь внимание. Оратор может стимулировать интерес, назвав причину, по которой аудитории необходимо знать то, о чем он будет рассказывать. 2. Обозначить предмет речи. Во вступлении уместно ясно изложить основные положения дальнейшей речи. 3. Установить доверие. Доверие должно поддерживаться на протяжении всего выступления. Если оратор почувствовал, что аудитория сомневается в его компетентности, то следует сказать, почему он имеет право рассуждать о предмете речи. Нужно подкрепить свою компетентность. 4. Создать настроение, задать тон речи. Юмористическое начало закладывает веселое настроение. Серьезное начало придает речи глубокомысленный и сдержанный тон. Оратор, начинающий с анекдота, настроит публику на игривый, беззаботный лад. Если затем он будет говорить о серьезных вещах, то публика не примет их серьезно. 5. Установить доброжелательную атмосферу. Первые же слова оратора определяют то, как воспримет его аудитория. Если он полон энтузиазма, доброжелательности и дает понять, что тема беседы чрезвычайно интересна, аудитория будет чувствовать себя комфортно на протяжении всей речи. Вступление должно быть кратким и состоять из одного—трех предложений. Его задача — взаимно адаптировать оратора и аудиторию друг к другу. Адаптация к аудитории — это активный процесс вербального и невербального приспособления материала и поведения оратора к конкретной ситуации. Сюда входят следующие компоненты: • достижение взаимопонимания; • привлечение и поддержание интереса аудитории; • приспособление к уровню понимания аудитории; • укрепление или изменение отношения аудитории к оратору или предмету его речи; • невербальная адаптация поведения (визуальная адаптация материала). Достижение взаимопонимания. Это способ, с помощью которого оратор показывает, что помнит о людях в аудитории, а также о том, что они располагают одними и теми же сведениями, испытывают схожие чувства, имеют схожий опыт. Методы достижения взаимопонимания: 1. Использование личных местоимений. Употребляя слова «вы» «мы», «нам», «наше», оратор посылает аудитории вербальные сигналы о том, что говорит именно с ними. 2. Постановка риторических вопросов. Они стимулируют активность аудитории, слушатели участвуют в разговоре, лучше понимают его содержание. Чтобы риторические вопросы оказали необходимое воздействие, они должны быть искренними. Поэтому оратор должен тренироваться, пока не сможет задавать эти вопросы естественным тоном. 3. Создание единого эмоционального фона. Общие переживания показывают, что у оратора и аудитории много общего. Пример: «Вы помните...», «Мы все чувствуем озабоченность». 4. Связь новой информации со старой. Опора на те знания, которые уже есть у аудитории. Привлечение и поддержание интереса аудитории. Интерес слушателей зависит от того, считают ли они, что данная информация может иметь какое-либо значение лично для них. Существуют четыре способа привлечения и поддержания интереса: 1. Своевременность информации— предоставление сведений, которые могут быть использованы немедленно. Слушатели заинтересуются той информацией, которую они воспринимают как своевременную. 2. Близость информации — это сведения, которые касаются личного пространства человека. Психологически люди скорее обратят внимание на те данные, которые имеют отношение к их территории, чем на те, которые представляются им чем-то отдаленным. Мы часто слышим, как ораторы говорят: «А сейчас я приведу более понятный вам пример». Такой прием работает, потому что информация становится для людей интересней, когда они считают, что она затрагивает их лично 3. Серьезность информации — те аспекты информации, которые связаны с физическими, экономическими или психологическими последствиями для слушателей. Вспомните, как резко повышается внимание ваших однокурсников, когда преподаватель сообщает, что определенная часть материала будет в экзаменационном билете. Большинство слушателей не будет сосредоточивать свое внимание до тех пор, пока не услышит, что информация серьезная. В данном случае они используют принцип «экономии усилий». 4. Эмоциональность информации — это те нюансы, которые затрагивают чувства и эмоции. Слушатели обычно больше интересуются анекдотами, примерами и другими живыми историями. Оратор должен иметь в запасе большое количество историй, примеров и иллюстраций. Умелый оратор чувствует реакцию аудитории. Когда аудитория его слушает, нет никакой необходимости нарушать ритм речи. Но если оратор ощущает, что аудитория перестала следить за ходом мысли, самое время воспользоваться какой-либо историей, чтобы пробудить внимание. Вступление устанавливает связь с аудиторией. Следует потратить время на подготовку разных вариантов вступлений. Какой объем должен быть у вступления? Чаще всего оно занимает от 5 до 10% речи. Для пятиминутной речи (состоящей приблизительно из 750 слов) вступление должно состоять из 35—70 слов. Для получасовой речи подойдет двух-трехминутное вступление. Следует придерживаться следующего правила: чем короче речь, тем короче должно быть вступление. Главное содержание выступления Оно может быть высказано в следующих видах сообщения: • изложение фактов — утверждения, которые можно проверить; • экспертные мнения — интерпретации и суждения, сделанные людьми, имеющими авторитет в данной области; ссылку на экспертов можно привести в виде цитаты; • кросс-культурные сравнения; • примеры — конкретные случаи, способные проиллюстрировать или объяснить факты; • прогнозы — размышления о будущих событиях; • анекдоты — короткие, забавные истории; главное в использовании анекдотов — это убедиться в том, что смысл истории раскрывает или подкрепляет те положения, которые оратор доказывает в своей речи; • повествования — описания, рассказы о личном опыте, чуж0.. или своей теории; • сравнения — иллюстрация утверждений с помощью демонстрации сходства. Сравнения могут быть буквальными или фигуральными; • противопоставления — демонстрация различий; • цитаты — они способны как объяснить, так и оживить материал. При цитировании необходима ссылка на автора, иначе имеет место плагиат — цитирование без ссылок на источник; • статистика — факты, выраженные в цифрах. 1) ссылаться только на те статистические данные, которые можно проверить; 2) приводить такую статистику, которую можно сравнить с другой статистикой; 3) не использовать слишком много статистики. 1) спланировать основную часть речи; 2) подготовить вступление; 3) подготовить заключение; 4) перечислить источники; 5) сформулировать основные положения, то есть основные идеи, которые составляют главную часть выступления. Основные положения — развернутые предложения, представляющие идеи, содержащиеся в тексте речи.
|