![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тренинг межкультурной коммуникации
Нас окружает удивительно разнообразный и богатый мир культур, людей, вещей. Исторический опыт многовекового поликультурного взаимодействия сохранил известный, но достаточно старинный тезис, необходимый в межкультурной коммуникации: «Когда ты в Риме, делай так, как делают римляне». Этот тезис на протяжении многих веков считался единственно правильным и приемлемым. Что изменилось в современном мире? Возможно ли в наше время не просто копировать поведение в чужой стране, а постараться, прежде всего, понять, прочувствовать и принять его? В современной практической психологии разработаны многочисленные обучающие тренинговые программы, основной целью которых является повышение личностной и профессиональной компетентности в межкультурной коммуникации. Упоминая понятие «межкультурная коммуникация», следует отметить, что оно было впервые сформулировано в 1954 г. в работе Г. Трейгера и Э. Холла «Культура и коммуникация. Модель анализа». В этой работе под межкультурной коммуникацией понималась идеальная цель, к которой должен стремиться человек в своем желании как можно лучше и эффективнее адаптироваться к окружающему миру (5). Ученые-исследователи продвинулись достаточно далеко в разработке этого феномена. Выделяются основные виды, типы, этапы межкультурной коммуникации (МКК). В качестве основного требования построения процесса межкультурной коммуникации принято считать принцип культурного релятивизма, который означает признание самостоятельности и полноценности каждой культуры, отрицая абсолютное значение американской или европейской системы оценок, принципиальный отказ от этноцентризма и европоцентризма при сравнении культур разных народов. Принцип культурного релятивизма: «Все культуры разные! Все культуры равные!» — играет важную роль в межкультурной коммуникации, так как требует уважения и терпимого отношения к нормам, ценностям, правилам поведения других культур (2). Существует несколько способов повышения компетентности в вопросах межкультурной коммуникации, которые достаточно подробно рассматриваются А. Н. Татарко, Н. М. Лебедевой, Г. В. Солдатовой, Т. Г. Стефаненко и др. Используемые модели или способы повышения межкультурной компетентности различаются в трех аспектах: по методу обучения — дидактическому или эмпирическому; по содержанию обучения — общекультурному или культурно-специфичному; по сфере, в которой стремятся достичь основных результатов, — когнитивной, эмоциональной или поведенческой. Основные типы обучающих программ включают просвещение, ориентирование, инструктаж и тренинг. Межкультурный тренинг направлен на практическое овладение ценностями, нормами, правилами представителей другой культуры. Четко выделяются две приоритетные задачи: познакомить обучаемых с межкультурными различиями в межличностных отношениях, что требует участия в проигрывании ситуаций, которые протекают по-разному в разных культурах; сделать возможным перенос полученных знаний на новые ситуации, что достижимо, если обучаемый знакомится с самыми характерными особенностями другой для него культуры (7). Программа тренинга межкультурной коммуникации является авторской (С. 3. Гуриева) разработкой, основная ее цель — повышение компетентности в вопросах межкультурного взаимодействия. Достижение поставленной цели происходит на трех уровнях: повышение когнитивной информированности: когнитивный уровень — научиться думать; выработка этнокультурной чувствительности: эмоционально-аффективный уровень — научиться чувствовать; повышение поведенческой компетентности: конативный уровень — научиться взаимодействовать в вопросах межкультурной коммуникации. Программа межкультурного тренинга состоит из трех частей. Теоретическая часть программы предполагает осознание и понимание личностью специфических, культурных универсалий, проявляющихся в традициях, ритуалах, обычаях, обрядах. Осознание собственного этноцентризма, влияния этнических установок, стереотипов, предубеждений, как препятствующих формированию этнокультурной компетентности. Практическая часть программы состоит в развитии этнокультурной сенситивности, повышении межкультурной компетентности в ситуациях межкультурной коммуникации, формировании стратегии управления и преодоления негативных этнических установок, отработке и закреплении навыков, необходимых для успешного межкультурного взаимодействия. Методические основы тренинга включают традиционные процедуры групповой работы, такие как психогимнастические упражнения, рефлексию опыта, дискуссии-беседы, интерактивное моделирование, ролевые игры, симуляция, групповые дискуссии. Использование этих методов позволяет подготовить участников к эффективным контактам с другими культурами, научить их понимать, чувствовать и анализировать как собственное поведение, так и поведение представителей других культур. Психогимнастические упражнения позволяют создавать и поддерживать работоспособность в группе (3). Ролевые игры — это исполнение участниками ролевых ситуаций, которые воссоздают часто повторяющиеся случаи межкультурного общения. Основа метода — игровое переживание в ситуациях «как будто», когда происходит восприятие скрытых правил и стандартов, которые лежат в основе норм и ценностей чужой культуры. Данный метод порождает игровое переживание, благодаря чему глубже познаются интересы взаимодействующих сторон, их формы поведения, развивается способность к восприятию норм и ценностей чужой культуры (8). Рефлексия опыта предполагает осмысление участниками собственной культурной, этнической принадлежности. Биографическая рефлексия означает осмысление собственной биографии с целью выяснения собственной (этнической) идентичности и форм ее проявления в повседневной жизни. Интерактивное моделирование представляет собой сознательное воспроизведение регулярно возникающих различных ситуаций межкультурного общения. Анализ и оценка интерактивных моделей позволяет участникам лучше, чем в реальной действительности, узнать и изучить способы и виды отношений в межкультурных контактах. Ценность данного метода заключается в следующих особенностях: 1) он значительно облегчает начало процесса обучения, поскольку создает более естественную обстановку для совместной деятельности; 2) кооперирует и организует участников для совместной деятельности; 3) создает условия для развития более откровенных отношений участников друг к другу; 4) заставляет обращаться к прошлому опыту участников и через этот опыт оценивать практические ситуации общения в настоящем (2). Симуляция — искусственное создание конкретных ситуаций межкультурного общения и прогнозирование возможных вариантов и результатов, исходя из различных точек зрения участников. Достижение поставленной цели тренинга межкультурной коммуникации связано с решением основных задач, которые можно сформулировать следующим образом: 1) представить себя за пределами собственной культурной зоны; 2) понять многообразие мира, в котором мы живем; 3) познакомиться с разнообразными культурами и формами контактов в них; 4) научиться видеть проявления культурных разнообразий в позитивном ключе; 5) сформировать позитивное отношение к установкам, ценностям, особенностям поведения представителей других культур (10). Рассмотрим подробнее содержание и основные идеи поставленных задач. 1. Представить себя за пределами собственной культурной зоны. В основе решения поставленной задачи заложена попытка постепенного перехода от позиции этноцентризма к культурному релятивизму. Основное содержание культурного релятивизма можно сформулировать в виде известного тезиса: «Все культуры разные, но равные», в понимании того, что собственные культурные нормы, ценности, традиции не лучше и не хуже других, а другие — не хуже и не лучше собственных. Причины и источники возникновения негативных предубеждений, стереотипов, установок, предрассудков по отношению к представителям другой культуры во многом определяются деформацией принципа культурного релятивизма. 2. Понять многообразие мира, в котором мы живем. Богатство окружающего нас мира проявляется в огромном разнообразии культур, языков, государств, обществ, этнических, конфессиональных групп. К чему может привести изоляция в обществе, противостояние и противопоставление друг другу? Для того чтобы определить выделить «свою» группу, должна быть «другая» группа; чтобы существовало «этническое большинство», необходимо, чтобы в обществе было представлено «этническое меньшинство». Россия — это не вся планета, а часть единого целого. 3. Познакомиться с другими разнообразными культурами и формами контактов в них. Основное содержание когнитивного компонента установки по отношению к другой культуре проявляется в том, что мы знаем о другой культуре, в реалистичности и истинности нашего знания. Осознается и преодолевается страх перед неизвестным, чужым и непонятным, а также выясняется, каким способом мы можем лучше узнать и познакомиться с другими культурами. 4. Научиться видеть проявления культурных разнообразий в позитивном ключе. Разнообразие культурных проявлений, межкультурные связи и коммуникации обогащают не только отдельно взятую личность, участвующую в данном процессе, но и все общество в целом. Поэтому решение этой задачи позволяет научиться взаимодействовать с другими культурами, преодолевая чувство страха перед неизвестным и странным, а также понять, что, как в каждом человеке есть определенным образом что-то хорошее, так и в каждой культуре есть достойное и интересное для понимания. Каждая культурная общность знает что-то уникальное, особенное для изучения, и каждая культура может чему-то важному и полезному научить «цивилизованное и индустриально развитое общество». Задача тренинга — показать также и то, что ценность и уникальность культуры заключается в ее неповторимости. 5. Сформировать позитивное отношение к установкам, ценностям и поведению представителей других культур. Важно прийти к пониманию недостойности и недопустимости любых проявлений дискриминации на национально-культурной почве, по отношению к «этническому меньшинству», беженцам и другим социальным группам, занимающим уязвимое положение в социальной структуре общества. В задачу тренинга входит также пропаганда и продвижение общечеловеческих ценностей мира и согласия, таких как человеческие права и достоинство личности, уважение к национально-культурным ценностям, толерантность к культурному разнообразию.
* * * Каждое тренинговое занятие имеет свою логику построения, которая соответствует основной идее создания тренинга. Это всегда определенный этап работы, который качественно заполняется необходимым содержанием: вступительной, содержательной и заключительной частью. Рассмотрим основные моменты программы тренинга межкультурной коммуникации.
|