Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть 2. Инструкция. Дорогие родители
Инструкция. Дорогие родители! Пожалуйста, ответьте на наши вопросы. Это позволит нам более глубоко проанализировать результаты тренинга. Заранее благодарим! 1. Кто посоветовал вам обратиться в ППМС - центр с целью посещения тренинга? 2. Какие проблемы взаимоотношений с ребенком привели вас на тренинг? 3. Если тренинг был для вас эффективным, то в чем именно? 4.Какое из занятий произвело на вас наибольшее впечатление? 5. Что было трудным для вас? 6. Опыт кого из участников тренинга был для вас наиболее показателен? (Можно указать несколько имен.) 7. Какие проблемы, с вашей точки зрения, остались на тренинге незатронутыми? 8. Считаете ли вы целесообразным расширить (сократить) какую-либо из частей тренинга? 9.Хотели бы вы продолжать сотрудничество? Большое спасибо за искренние ответы! Биографический опросник (BIV) (Чикер В.А. Психологическая диагностика организаций и персонала. СПб.: Речь, 2003)
Биографический опросник (BIV — Biographisches Inventar zur Diagnose von Verhaltenstö rungen - биографический опросник по диагностике нарушений поведения) является многомерным опросником, который может применяться для изучения тех или иных аспектов биографии, окружающей среды и личности испытуемых. Эта биографическая методика нарушений поведения представляет собой самоописание личности, в котором содержится и объективная, и субъективная информация о раннем поведении человека. Различные школы психологии, и особенно психоанализ, опираются на положение о том, что причины личностных нарушений кроются в предшествующем опыте научения. Актуальные конфликты обусловлены индивидуальной историей развития, и особенно опытом раннего детства. Бихевиоральные теории говорят о том, что причина устойчивых непродуктивных стереотипов поведения лежит в сформированных биологических и психических диспозициях. Под биологическими диспозициями понимаются актуальные биологические влияния и их последствия (например, болезнь) и генетически обусловленные причины, которые вызывают физические страдания. Психические диспозиции рассматриваются как тенденция к реакциям, которые возникают в индивидуальной истории развития. В реальной жизни стимулы окружающей среды воспринимаются и перерабатываются субъективно, проходят через «фильтр» личности, в которой существуют и те и другие диспозиции. Предлагаемая методика соответствует, прежде всего, практическим потребностям и описывает свойства личности, сформированные социальной средой, ситуацией и биографией, раскрывает влияние семейной ситуации на жизненный путь. Методика позволяет получить стандартизированную информацию о биографии, ситуациях окружающей среды и актуальном психическом состоянии, что является важной предпосылкой для социально-психологической адаптации личности. Опросник относится к самооценочным методикам, в нем содержится субъективная информация о семейной ситуации и поведении в социальной среде. Важно, что результаты этой методики могут говорить о некоторых нарушениях адаптации и поведения в социуме. Диспозиции нарушения социального поведения, по мнению авторов, развиваются на ранних этапах социализации в связи с семейным окружением и воспитанием родителей или заменяющих их лиц. В результате стереотипы отклоняющегося поведения могут быть закреплены и проявляться в повседневном поведении. Численное измерение этих стереотипов осуществляется при помощи биографических шкал опросника — FAM (семейная ситуация) и ERZIEN (стиль воспитания). Дальнейший жизненный путь человека во многом опосредуется влиянием среды. Она может это влияние закреплять и усиливать, компенсировать, заменять неадекватные стереотипы столь же неадекватными и т. п. Эти влияния среды измеряются при помощи шкал SOZLAG (социальное положение), PSYCON (психофизическая конституция), SOZAKT (социальная активность), ICHSTK (сила «Я»). Наряду с этим в актуальной ситуации при описании поведения могут обнаружиться и личностные специфические тенденции поведения. Личностные особенности измеряются шкалами N (нейротизм) и Е (экстраверсия). Установлено, что родители часто создают основу готовности к будущим неврозам у детей своим эмоциональным поведением, бессердечностью, невротическими особенностями, антикоммуникативными установками, неудачным браком и сексуальными побуждениями. На базе собранных посредством ВIV данных можно строить первичные гипотезы так, чтобы спланировать дальнейшее диагностическое исследование, оказать психологическую помощь, построить предсказание успешности профессиональной деятельности. Поэтому имеет смысл соотнести данные BIV с данными других методик (например, опросника «Карьерные ориентации», опросника Р. Кеттелла, проективных методик и др.). С высокой долей надежности может быть проведена условная классификация «нарушение поведения» — «нет нарушений поведения». Опросник может также применяться для контроля психологической коррекции поведения.
|