Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тест культурно-ценностных ориентации
(Лурье С. В. Психологическая антропология. История, современное состояние, перспективы. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003; Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005; Kluckhohn F., Strodlbeck F. L. Variation in Value Orientations. Evenston, III, Elmsford, New York: Row Peterson and соmp., 1961.)
Тест разработан JI. Г. Почебут на основе теории Ф. Клакхон и Ф. Стродбека. Тест культурно-ценностных ориентации предназначен для определения основных тенденций формирования и становления изучаемой культуры. Ф. Клакхон и Ф. Стродбек рассматривали личность как набор ценностных ориентации. Они определяли культурно-ценностные ориентации как сложные, определенным образом сгруппированные принципы, которые придают направленность разнообразным потокам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общечеловеческих проблем. Эти ориентации закладываются в период социализации ребенка в рамках конкретной культурной традиции. Ценностные детерминанты культуры и ценностные детерминанты личности как члена этой культуры рассматривались ими как идентичные. Авторы разработали три основных положения: 1. Люди в любой культуре могут решить ограниченное количество общечеловеческих проблем. 2. Набор доступных решений ограничен, но каждое решение в той или иной культуре может иметь различные приоритеты. 3. Все возможные решения проблем разработаны в каждой культуре, но одно из решений предпочитается людьми данной культуры чаще других. Авторы выделили 5 основных общечеловеческих проблем, на решение которых нацелена каждая культура: 1. Отношение человека к времени. 2. Отношение человека к природе и «сверхприродному». 3. Отношение людей к человеческой натуре. 4. Отношение человека к другим людям. 5. Направленность деятельности человека. Исходя из этих положений, нами был составлен тест культурно-ценностных ориентации. Текст Инструкция. Выберите, пожалуйста, в каждом утверждении тот ответ, который наиболее точно, по вашему мнению, описывает культурную ориентацию вашего народа. При этом постарайтесь вспомнить, чему вас учили ваша семья, школа, религия. Просьба при ответе не руководствоваться вашими современными взглядами в том случае, если они отличаются от того, чему вас учили. 1. Время. A. В моей культуре люди считают прошлое (традиции, историю) важнейшим фактором принятия решений. Б. В моей культуре люди считают настоящее (сегодня и только сегодня) важнейшим фактором принятия решений. B. В моей культуре люди считают будущее (то, что произойдет) важнейшим фактором принятия решений. 2. Природа. A. В моей культуре люди обычно считают себя жертвами природных сил, они уверены, что природа не может быть поставлена под контроль человека. Б. В моей культуре люди обычно считают, что они живут в гармонии с природой, человек есть продолжение, а не противопоставление природе и «сверхприродному». B. В моей культуре люди обычно считают, что они управляют многими природными силами, природа должна быть поставлена на службу человеку. 3. Человеческая натура. A. В моей культуре считается, что если людьми не управлять, то они, вероятно, будут совершать плохие поступки. Б. В моей культуре считается, что если людьми не управлять, то они, вероятно, будут совершать как плохие, так и хорошие поступки. B. В моей культуре считается, что если людьми не управлять, то они, вероятно, будут совершать хорошие поступки. 4. Взаимоотношения. A. В моей культуре люди считают наследство и происхождение самым основным во взаимоотношениях между людьми. Б. В моей культуре люди считают большую семью самым основным в своих взаимоотношениях. B. В моей культуре люди считают индивидуальность, самобытность личности самым основным в своих взаимоотношениях. 5. Деятельность. A. В моей культуре люди полагают, что существование само по себе достаточно для жизни. Б. В моей культуре люди полагают, что рост и развитие личности является самой важной целью в жизни. B. В моей культуре люди полагают, что практическая деятельность и достижение совершенства — лучшая цель жизни. На основе теста Л. Г. Почебут составлена классификация трех типов культур. Первый тип — традиционная культура (ТК) — характеризуется ориентацией людей на прошлое, приверженностью традициям, интересом к истории своей страны. Люди этой культуры воспринимают природу как вечную тайну бытия, как неразрешимую загадку, отгадать которую они не стремятся. Человек рассматривается как существо, зависимое от ближайшего социального окружения. Большое значение придается семейным связям, традиционности родственных ролевых отношений, религиозным ориентациям. В такой культуре не допускается внутренняя свобода человека. За его действиями, поступками и даже мыслями осуществляется постоянный строгий надзор со стороны сообщества. Процедура принятия решений проходит коллективно, а результат решения зависит от старших по возрасту. Деятельность человека строго регламентирована. За успехи в работе и творческое отношение к делу человека, как правило, вознаграждают не сразу, а через какое-то время. Второй тип — современная культура (СК) — характеризуется ориентацией людей на настоящее, на современные им события. Люди стараются жить в гармонии с природой, беречь ее, интересуются экологическими вопросами. Человеческая натура понимается как противоречивое явление. Ценности этой культуры сосредоточены на человеке, его правах, призвании, развитии его способностей, самореализации и самоактуализации. Отношения между людьми обычно формализованы, четко определены их статусом и ролью в социальной системе. Дружеские отношения складываются медленно и отличаются глубиной и преданностью друг другу. Общество стремится регулировать поведение человека посредством морали, этических норм и правил. В межличностном общении люди обычно сдержаны, стараются соблюдать социальную дистанцию и ролевые предписания. Принятие индивидуального решения осуществляется в процессе согласования взаимных потребностей, интересов и планов на будущее с группой, семьей, трудовым коллективом. За результаты своей деятельности человек в основном стремится получить не материальное, а моральное вознаграждение (слава, признание, успех). Третий тип — динамически развивающаяся культура (ДРК) — характеризуется ориентацией людей на будущее, на достижение быстрых значительных результатов. Люди строят краткосрочные планы и стараются реализовать их как можно 15олее энергично. Для людей данной культуры «время — это деньги». Природа не представляет собой загадки. Поскольку жизнь — это проблема, которую необходимо быстро и успешно решить, природа должна подчиниться человеку. Все ее тайны должны быть раскрыты, законы ее развития установлены и описаны. Предназначение человека состоит в управлении природой. Человеческая натура свободолюбива. Культивируется индивидуальность, независимость, автономность от социального окружения. Процесс принятия решения осуществляется самостоятельно. Признается значимость индивидуальных интересов и ценностей. В общении люди откровенны, непосредственны, ориентированы не на иерархию, а на равенство ролевых взаимоотношений. Социально признанной ценностью является представление обществом равных возможностей для развития каждого члена. Основу общественного контроля составляет не мораль, а законность, неотвратимость наказания и обязательность материального вознаграждения. Внимание людей этой культуры сосредоточено на деле, задании, работе. Человек часто сознательно сам приносит себя в жертву делу, успеху, прогрессу, материальному достатку. Успешная деятельность предполагает, прежде всего, быстрое материальное вознаграждение. Ключ
Математическая обработка. Необходимо определить процентное соотношение ответов респондентов по утверждениям и средних показателей по типам культуры. На этой основе делается вывод о тенденции в принадлежности изучаемой культуры к одному из трех предложенных нами типов. При проведении массовых опросов можно получить надежные и репрезентативные данные. Методика «Показатели индивидуализма— коллективизма» (ПИК) (Почебут Л.Г. Психология социальных общностей: толпа, социум, этнос. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002; Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.)
Разработана Л. Г. Почебут на основе описания культурных синдромов Г. Триандиса. Предназначена для выявления индивидуалистских либо коллективистских установок личности. Текст Инструкция. Выберите одно из предложенных суждений. Отметьте его знаком «+». 1. А. Когда я в жизни сталкиваюсь с какими-либо трудностями, я обычно обращаюсь за помощью к друзьям или коллегам по работе. Б. Я самостоятельно справляюсь со своими трудностями, не прибегая к помощи друзей или коллег. 2. А. На работе (или во время учебы) я должен быть уверен в том, что я могу делать то, что считаю необходимым для дела. Б. На работе (или во время учебы) я должен быть уверен в том, что вношу существенный вклад в общее дело. 3. А. Я считаю, что женщины должны заниматься своими делами и не претендовать на мужские виды работ. Б. Я считаю, что женщины должны выполнять те же виды работ, что и мужчины. 4. А. В нашем обществе неукоснительно соблюдаются права конкретного человека. Б. В нашем обществе права группы важнее прав отдельного человека. 5. А. Мне было бы неприятно общаться с человеком, который упорно добивается своего, не принимая в расчет интересы окружающих его людей. Б. Человек, который настойчиво добивается своих целей, не обращая внимания на интересы окружающих, мог бы служить для меня примером. 6. А. Со старшими по возрасту или вышестоящими по статусу я привык общаться как с равными. Б. Старшим по возрасту или вышестоящим по должности я привык оказывать уважение и почтение. 7. А. При знакомстве с новым человеком я интересуюсь его социальным положением (где и кем он работает). Б. При знакомстве с новым человеком я больше интересуюсь его личностными чертами, чем его социальным положением. 8. А. В жизни очень важно, чтобы окружающие люди любили и уважали меня. Б. В жизни важно сделать что-то очень существенное, что принесло бы пользу другим людям. 9. А. Мне нравится рассказывать друзьям и знакомым о своих успехах и достижениях. Б. Я предпочитаю быть скромным и не хвастаться своими успехами. 10. А. Я надеюсь, что буду поддерживать тесные, дружеские, обязывающие отношения с несколькими близкими друзьями всю жизнь. Б. Я надеюсь иметь в жизни много друзей, отношения с которыми будут легкими, приятными, но ни к чему не обязывающими. 11. А. Принимая важное решение, я всегда советуюсь с родными или друзьями. Б. Принимая важное решение, я стараюсь обдумать его самостоятельно, ни с кем не советуясь. 12. А. Выбирая профессию или работу, я ориентируюсь исключительно на свои потребности и интересы. Б. Выбирая профессию или работу, я следую совету своих родителей или друзей, принимая во внимание их жизненный опыт и оценку моих способностей. 13. А. Когда меня постигает неудача, я замыкаюсь в себе и переживаю в одиночестве. Б. В случае неудачи я жду сочувствия и помощи от друзей и, как правило, получаю их. 14. А. Мое настроение повышается, когда между коллегами по работе царят мир, согласие, взаимопонимание и взаимопомощь. Б. На мое настроение никак не влияют взаимоотношения моих коллег по работе. 15. А. Мои убеждения — это мое личное дело. Я никому не позволю ставить их под сомнение. Б. Для меня важно, чтобы мои друзья разделяли мои убеждения. 16. А. Я предпочитаю жить поближе к родителям (или вместе с ними), чтобы помочь им в случае необходимости. Б. Я предпочитаю жить независимо от родителей, и финансово, и территориально. 17. А. Когда я сталкиваюсь с трудностями, то стараюсь изменить ситуацию в свою пользу. Б. Когда я сталкиваюсь с трудностями, то стараюсь приспособиться к возникшей ситуации. 18. А. Мнение окружающих о моем поведении очень важно для меня. Б. Мне совершенно безразлично мнение окружающих о моем поведении. 19. А. Я думаю, что лучший путь для того, чтобы повлиять на человека, — это обратиться за помощью к авторитетному для него лицу. Б. Я думаю, что лучший путь для того, чтобы повлиять на человека, — это обратиться к нему лично. 20. А. Я считаю, что каждый должен заботиться о себе сам. Б. Я считаю, что люди должны помогать друг другу, заботиться о ближнем. 21. А. Мнение моих родителей для меня важнее мнения моего супруга. Б. Мнение моего супруга для меня важнее мнения моих родителей. 22. А. Я пытаюсь объяснять поведение людей правилами, нормами, традициями, принятыми в их культуре. Б. Я пытаюсь объяснять поведение людей их личностными особенностями и установками. 23. А. Мне нравится рассказывать окружающим людям о себе самом. Б. Мне нравится слушать рассказы знакомых людей об их жизни. 24. А. Я сильно переживаю, если окружающие люди не одобряют мое поведение. Б. Я равнодушен к оценке окружающими людьми моего поведения. 25. А. Для того чтобы организовать свой бизнес и преуспеть в нем, нужно просто делать свое дело. Б. Для того чтобы организовать свой бизнес и преуспеть в нем, необходимы добрые и долговременные взаимоотношения с партнерами. 26. А. Мой кумир — это герой-одиночка, который борется со своими врагами. Б. Мой кумир — это человек, который организует и сплачивает группу людей для победы. 27. А. Я думаю, это справедливо, когда при распределении премии или любой награды каждый член группы получает какую-то часть. Б. Я думаю, это справедливо, когда при распределении премии или любой награды каждый получает только то, что заработал. 28. А. Я считаю, что если знакомый мне помог, то достаточно рассчитаться с ним деньгами. Б. Я считаю, что если знакомый мне помог, то нужно отплатить ему услугой за услугу. 29. А. Вполне возможно, что, когда я иду в гости к друзьям, я могу привести с собой еще одного человека, ранее не знакомого с хозяевами дома. Б. Для меня совершенно неприемлемо привести в дом к моим друзьям ранее не знакомого им человека, предварительно не договорившись.
А. Я думаю, что конфликты между коллегами по работе вызывают дух конкуренции и способствуют повышению результативности труда. Б. Я думаю, что конфликты между коллегами по работе отрицательно влияют на результаты их труда. Ключ
Каждое совпадение ответа респондента с ключом оценивается в один балл. Затем высчитывается сумма баллов коллективизма и сумма баллов индивидуализма. Превышение баллов по одной из шкал говорит о тенденции человека к тому или иному типу культуры. Результаты нашего исследования мнений 766 респондентов (жители Санкт-Петербурга разных социальных групп, возраста и пола) показали следующее: средние баллы коллективизма равнялись 16, 23 (стандартное отклонение = 3, 65); средние баллы индивидуализма равнялись 13, 73 (стандартное отклонение — 3, 67). Тест «Маскулинность—фемининность» (BSRI) (Берн Ш. Тендерная психология. М.: прайм - Еврознак, 2001. С. 72-75.)
Тест разработан С. Бэм (Bern, 1974). Это наиболее широко используемая методика для измерения того, как взрослый человек оценивает себя с точки зрения гендера. Текст Инструкция. Опишите, пожалуйста, сами себя по семибалльной шкале. Женщины используют при описании определения женского рода. Мужчины — мужского. 1 — всегда неверно; 2 — обычно неверно; 3 — иногда, редко верно; 4 — верно время от времени; 5 — часто верно; 6 — обычно верно; 7 — в основном верно.
Ключ Тест включает в себя 60 прилагательных, каждое из которых респондент оценивает по 7-балльной шкале, в соответствии с тем, насколько точно оно его характеризует. Двадцать прилагательных из этого списка составляют шкалу мужественности: мужественный, анализирующий, амбициозный, агрессивный, доминантный и т. д. Двадцать составляют шкалу женственности: женственный, теплый, любящий детей, внимательный к нуждам окружающих и т. д. Двадцать — нейтральные: завистливый, надежный, серьезный, с большим самомнением, тактичный. Прилагательные были отобраны, исходя из того, какие характеристики считались гендерно соответствующими в то время, когда создавалась шкала. Это делалось с целью определить место тендера в культурном контексте, а не в личности отдельного человека. Человек, набравший большое количество баллов как по шкале мужественности, так и по шкале женственности, считается андрогинным; тот, кто набрал высокий бал по шкале женственности, но низкий — по шкале мужественности, считается женственным; тот же, чей балл по шкале мужественности намного превышает результаты по шкале женственности, считается мужественным. Термином «недифференцированный» в этом тесте обозначается тот, кто набрал одинаково низкие баллы как по шкале мужественности, так и по шкале женственности. Полотипизированным человеком С. Бэм называет того, чье самоопределение и поведение совпадают с теми, которые считаются в его обществе гендерно соответствующими. Маскулинные женщины, в которых выражено мужское начало, - 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58. Фемининные, выражено женское начало — 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59. Андрогинный, смешанный тип, гармоничный человек — 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 33, 36, 39, 42, 45, 48, 51, 54, 57, 60. Оценки: t > +2, 025 — ближе к фемининному типу (F). -1< / < 1 — андрогинный тип (А). / < -2, 025 — маскулинный тип (М). Формула для женщин:
Формула для мужчин: Методика «Интолерантность—толерантность» (ИНТОЛ) (Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.)
Методика разработана Л. Г. Почебут в соответствии с процедурой, предложенной Р. Лайкертом, и предназначена для исследования уровня толерантности личности. В данном случае толерантность понимается как эмоциональное состояние индивида, при котором личностные качества или поведение другого человека ему не нравятся, эмоционально неприемлемы. Однако индивид проявляет терпение и уважение к мнению другого, сохраняет устойчивость по отношению к неприемлемому или манипулятивному влиянию. Методика состоит из 16 утверждений, половина из которых выявляет толерантное отношение, а вторая половина — интолерантное. Текст Инструкция. Прочтите, пожалуйста, предложенные утверждения и оцените степень своего согласия с ними. Отмечайте свое мнение в бланке для ответов. Оценку производите следующим образом: + 2 — совершенно согласен; + 1 — согласен; 0 — трудно сказать; —1 — не согласен; —2 — совершенно не согласен. 1. Я доволен, если смог проявить уважение к мнению другого человека, даже если я с ним принципиально не согласен. 2. Я осуждаю человека, если он, по моему мнению, совершил безнравственный поступок. 3. Мне не нравится, когда меня критикуют, но я прислушиваюсь к справедливым замечаниям. 4. Меня раздражает, когда приходится разговаривать с человеком, плохо знающим русский язык. 5. Я переживаю, если обидел другого человека или нагрубил ему. 6. Мне неприятно стоять рядом с людьми иной расы или национальности и прикасаться к ним. 7. Я умею владеть собой: сдержанно и доброжелательно разговаривать с людьми даже в конфликтной ситуации. 8. Я не стану доверять людям, которые, как мне стало известно, кого-то обманули. 9. Я последовательно и принципиально отстаиваю свои права, не нарушая прав других людей.
10. Меня настораживает, когда другие люди пытаются защитить свои идеи, ценности, веру. 11.Я хотел бы быть более терпимым и снисходительным к поступкам других людей. 12.Я рад, когда окружающие люди соглашаются с моим мнением, не высказывая своего и не настаивая. 13.Я стараюсь не нарушать традиций и культурных норм того народа, среди которого живу. 14. Я озабочен тем, чтобы окружающие соблюдали мои права. 15.Я переживаю, если не удалось построить с человеком отношения взаимного уважения, терпимости, доверия. 16. Меня возмущает, когда люди обманывают мне прямо в лицо. Максимальная сумма по шкале «толерантность»: +16 баллов. Максимальная сумма по шкале «интолерантность»: —16 баллов. Максимальный индекс «ИНТОЛ»: +32 балла. Минимальный индекс «ИНТОЛ»: —32 балла. . Ключ Толерантность — 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15. Интолерантность — 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16. Нами было проведено пилотажное исследование. Получено мнение 152 респондентов. В соответствии с их замечаниями утверждения были откорректированы. Затем были высчитаны внутренние корреляционные связи между всеми вопросами методики. Вопросы составляющие шкалу толерантности, составили корреляционную плеяду с положительными взаимосвязями. Вопросы, направленные на оценку интолерантности, также составили положительную плеяду. Шкалы толерантности и интолерантности отрицательно коррелируют друг с другом. Опрос данных респондентов установил, что средние значения толерантности для данной выборки равнялись 8, 71 балла. Шкала «Толерантность к двусмысленности» (Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.)
Шкала «Толерантность к двусмысленности» входит в методику «Личностная готовность к переменам» — «Personal change readiness survey» (PCRS). Эта методика была разработана канадскими учеными Родником, Хезером, Голдом и Халом. В число семи показателей, которые могут быть измерены с помощью этой методики, входит шкала толерантности к двусмысленности (tolerance for ambiguity). В настоящее время существуют варианты методики, адаптированные на американской, французской и испанской выборках. Методика PCRS успешно применяется в США при работе с персоналом организаций, а именно в процедурах ассессмента. Отмечается, что методика особенно эффективна при рассмотрении стрессовых ситуаций, возникающих в связи с инновациями, поскольку никому не удается полностью справляться с переменами. Понимание особенностей противостояния переменам помогает людям оградить себя от стресса в тех ситуациях, в которых они наиболее уязвимы. Перевод и первичная апробация данного варианта методики PCRS были проведены Н. А. Бажановой и Г. Л. Бардиер, причем выбор наиболее удачных формулировок перевода утверждений был осуществлен с привлечением двуязычных экспертов, в том числе и специалистов в области психологии. Текст Инструкция. Обведите кружочком число (напротив каждого из утверждений), которое более всего соответствует описанию вашей позиции.
Математическая обработка. Подсчитывается количество баллов по каждой из семи шкал, а также общий балл по всем шкалам. Для шкал, в состав которых входят прямые утверждения, каждому ответу присваивается балл от 1 до 6 (1 балл — «нет», 6 баллов — «да»). Для шкал с обратными утверждениями баллы присваиваются в зеркальном порядке от 6 до 1 (6 баллов — «нет», 1 балл — «да»). Методика включает семь шкал, измеряющих личностную готовность к переменам. Страстность (passion) понимается как энергичность, неутомимость, повышенный жизненный тонус. Находчивость (resourcefulness) рассматривается как умение находить выходы из сложных ситуаций, обращаться к новым источниками для решения новых проблем. Оптимизм (optimism) — это большие надежды, вера в успех, нежелание ориентироваться на худшее развитие событий, стремление фиксироваться не на проблемах, а на возможностях их решения. Смелость, предприимчивость (adventurousness) трактуется как тяга к новому, неизвестному, отказ от испытанного и надежного. Адаптивность (adaptability) предполагает умение менять свои планы и решения, перестраиваться в новых ситуациях, не настаивать на своем, если этого требует ситуация. Уверенность (confidence) основана на вере в себя, в свои достоинства и в свои силы, в то, что все возможно, стоит только захотеть. Толерантность к двусмысленности (tolerance for ambiguity) опирается на спокойное отношение к отсутствию ясных ответов, самообладание в ситуациях, когда не ясна суть происходящего или не ясен исход дела, когда не определены цели и ожидания, когда начатое дело остается незавершенным. Ключ
Стандартизация методики показала, что сумма менее 21 баллов по каждой шкале свидетельствует о низком уровне развития измеряемого свойства. Средний уровень развития свойства (оптимальный вариант) находится в диапазоне от 22 до 26 баллов. Сумма свыше 27 баллов оценивается как высокий уровень развития измеряемого свойства. Авторы методики отмечают, что в индивидуальных особенностях человека всегда есть свои плюсы и минусы. Например, излишняя страстность может побудить человека действовать вопреки здравому смыслу. Недостаток же ее может привести к отсутствию мотивации. Результаты исследования, проведенного Н. А. Бажановой на выборке из 62 человек, половина из которых находились в состоянии вынужденного ожидания (студенты перед входом в аудиторию для сдачи экзамена; люди, стоящие в очереди за железнодорожными билетами в кассах срочной продажи), представлены в таблице.
Средние значения и стандартные отклонения по методике PCRS (данные Н. А. Бажановой)
Важно отметить, что контекст исследования был именно в отслеживании изменений состояния ожидания. Была выдвинута гипотеза: ситуация ожидания вызывает психическое напряжение, в некоторых случаях возможен настоящий стресс. Следовательно, сама ситуация ожидания приводит к проявлению низкого уровня готовности к переменам. Методика «Толерантность к неопределенности» (Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.)
Разработана американским психологом С. Баднером (Budner, 1982). Толерантность к неопределенности рассматривается различными исследователями как личностная черта. Диагностика толерантности к неопределенности необходима в различных областях психологической работы, например: при проведении тренингов, приеме на работу и т. д. Для диагностики этого типа толерантности также можно использовать проективные методы, в частности метод рисуночной фрустрации Розенцвейга. Человек, толерантный к неопределенности, может чувствовать себя относительно комфортно даже в ситуации высокой энтропии. Он способен продуктивно действовать в незнакомой обстановке и при недостатке информации часто берет на себя ответственность, способен принимать решения без долгих сомнений и боязни неудачи. В непривычной ситуации он видит возможность развития и проявления своих способностей и навыков. Если человек интолерантен к неопределенности, это значит, что он склонен воспринимать необычные и сложные ситуации скорее как угрожающие, чем дающие новые возможности. Недостаток информации или ее двусмысленность доставляют такому человеку дискомфорт. Интолерантные к неопределенности люди лучше чувствуют себя в привычной, знакомой обстановке и предпочитают четкие формулировки, ясные цели и простые задачи. Методика исследования толерантности к неопределенности была переведена и адаптирована Г. У. Солдатовой и ее сотрудниками. Текст Инструкция. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными ниже утверждениями. Оценку производите по семибалльной шкале следующим образом: 7 — абсолютно согласен; 6 — согласен; 5 — скорее согласен; 4 — не знаю; 3 — скорее не согласен; 2 — не согласен; 1 — абсолютно не согласен.
Математическая обработка. Каждому ответу на четный пункт присваивается от 1 до 7 баллов («абсолютно не согласен» — 1 балл, «абсолютно согласен» — 7 баллов). Каждому ответу на нечетный пункт присваивается реверсивный балл («абсолютно не согласен» — 7 баллов, «абсолютно согласен» — 1 балл). Затем подсчитывается общая сумма баллов, набранных по всем 16 пунктам. Чем выше этот показатель, тем более интолерантен к неопределенности респондент. В методике также представлены три субшкалы. Подсчет суммы баллов по отдельным субшкалам позволяет обнаружить основной источник интолерантности к неопределенности: новизну проблемы, ее сложность или неразрешимость. Названия субшкал и номера утверждений даны в ключе. Ключ Новизна проблемы — 2, 9, 11, 13. Сложность проблемы — 4, 5, 6, 7, 8, 10, 14, 15, 16. Неразрешимость проблемы — 1, 3, 12. Значения общего показателя и показателей по субшкалам конкретного респондента сравниваются со средними значениями, представленными в таблице. Данные получены Г. У. Солдатовой в ходе исследования, в котором принимали участие психологи, врачи и инженеры г. Москвы. (Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. М.: Изд-во МГУ, 2003) Средние значения и стандартные отклонения общего показателя и субшкал
|