Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Недостаточное накопление и перенакопление






Наша схема (таблица 4) предполагает, во-первых, что количество рабочих возрастает ежегодно на 5%, во-вторых, что переменный капитал возрастает в такой же пропорции, что и количество рабочих, и, в-третьих, что постоянный капитал растет настолько быстрее переменного, насколько этого требует технический прогресс. При этих предпосылках нет ничего удивительного, что при реализации прибавочной стоимости не возникает никаких затруднений. Потребительная сила рабочих растет в этом случае с такой же быстротой, как их численность. Потребительная сила капиталистов возрастает столь же быстро, так как с количеством рабочих возрастает и масса прибавочной стоимости. Потребительная сила всего общества растет, следовательно, с такой же быстротой, как стоимость, воплощенная в продукте. Накопление не вносит в это никаких изменений; оно лишь означает, что требуется меньше потребительных благ, но больше средств производства, чем при простом воспроизводстве. Р а с ­ш и ­р е ­н и е п о ­л я п р о ­и з ­в о д с т ­в а, составляющее предпосылку накопления, дано здесь ростом населения.

Однако это состояние равновесия между накоплением и ростом населения может сохраниться лишь в том случае, если норма накопления повышается с такой быстротой, что переменный капитал, несмотря на увеличение органического состава капитала, растет так же быстро, как население (таблица 3). Если возрастание нормы накопления отстает от требуемой величины, то рост переменного капитала отстает от увеличения ищущего работы населения. Состояние, которое наступает при этом, мы можем назвать состоянием н е ­д о с ­т а ­т о ч ­н о ­г о н а ­к о п ­л е ­н и я (или недонакопления – Un­te­rak­ku­mu­la­ti­on).

Первым следствием недостаточного накопления является образование промышленной резервной армии. Часть прироста населения остается безработной. Безработные пролетарии оказывают давление на заработную плату. З а ­р а ­б о т ­н а я п л а ­т а п а ­д а ­е т, н о р ­м а п р и ­б а ­в о ч ­н о й с т о ­и ­м о с ­т и в о з ­р а с ­т а ­е т. Так как в обществе, состоящем только из капиталистов и пролетариев, безработные пролетарии не могут найти никакого иного дохода, кроме заработной платы, то последняя будет до тех пор падать, а норма прибавочной стоимости до тех пор возрастать, пока все рабочее население найдет занятия, несмотря на относительно уменьшившуюся величину переменного капитала. Изменившееся распределение стоимости продукта, которое вследствие этого наступает, вызвано тем фактом, что с возрастанием органического состава капитала, в котором находит свое выражение технический прогресс, падает с т о ­и ­м о с т ь р а ­б о ­ч е й с и ­л ы


и образуется, следовательно, о т ­н о ­с и ­т е л ь ­н а я п р и ­б а ­в о ч ­н а я с т о ­и ­м о с т ь.

Если норма прибавочной стоимости повышается, то при неизменной норме накопления увеличивается и подлежащая накоплению часть прибавочной стоимости. Возрастает, следовательно, и масса прибавочной стоимости, которая идет на увеличение переменного капитала. Ее возрастание должно итти по указанному пути до тех пор, п о ­к а с н о ­в а н е в о с ­с т а ­н о ­в и т ­с я р а в ­н о ­в е ­с и е м е ж ­д у р о с ­т о м п е ­р е ­м е н ­н о ­г о к а ­п и ­т а ­л а и р о с ­т о м н а ­с е ­л е ­н и я.

Я называю отношение накопленной части прибавочной стоимости ко всей прибавочной стоимости к а ­п и ­т а ­л и с ­т и ­ч е с ­к о й н о р ­м о й н а ­к о п ­л е ­н и я, а отношение накопленной части прибавочной стоимости к стоимости всего продукта (переменный капитал + прибавочная стоимость) – о б ­щ е с т ­в е н ­н о й н о р ­м о й н а ­к о п ­л е ­н и я1. Механизм, посредством которого все снова и снова уничтожается недостаточное накопление, мы можем таким образом представить в следующем виде: если общественная норма накопления слишком мала, то возникает промышленная резервная армия; заработная плата падает; норма прибавочной стоимости подымается; вследствие этого возрастает также – даже при неизменной капиталистической норме накопления – общественная норма накопления, ибо при равной капиталистической норме накопления общественная норма накопления возрастает вместе с нормой прибавочной стоимости. Под давлением промышленной резервной армии норма прибавочной стоимости, а вместе с ней и общественная норма накопления возрастают до тех пор, пока последняя не будет достаточно велика, чтобы, несмотря на возрастание органического состава, увеличить переменный капитал столь же быстро, как и рабочее население. Когда это имеет место, промышленная резервная армия рассасывается, и равновесие между накоплением и ростом населения снова восстанавливается.

Итак, капиталистический способ производства в самом себе несет механизм, который снова согласовывает накопление, отстающее от роста населения, с этим ростом. Но это согласование происходит за счет рабочего класса. Оно осуществляется путем повышения нормы эксплоатации. Прогресс к более высокому органическому составу капитала все снова и снова вызывает недостаточное накопление; возрастанием нормы прибавочной стоимости оно снова и снова преодолевается. Перенакопление является п е ­р и ­о ­д и ­ч е с ­к и в о з ­в р а ­щ а ­ю ­щ и м ­с я, но все же лишь п р е ­х о ­д я ­щ е й ф а ­з о й п р о ­м ы ш ­л е н ­н о ­г о ц и к ­л а.

Если общественная норма накопления возрастает, то она в конце-концов достигает такого пункта, когда переменный капитал растет быстрее, чем народонаселение. Состояние, которое наступает в этом случае, мы называем состоянием п е ­р е ­н а ­к о п ­л е ­н и я, но подобно недостаточному накоплению и перенакопление является все же лишь преходящей фазой промышленного цикла.

 

 

 

1 Там, где я до сих пор говорил о норме накопления, я всюду имел в виду капиталистическую норму накопления.

 


Маркс описывает состояние перенакопления следующим образом: «Если бы капитал возрос по сравнению с рабочим населением настолько, что нельзя было бы ни удлинить абсолютное рабочее время, доставляемое этим населением, ни расширить относительное прибавочное рабочее время (последнее помимо того было бы не выполнимо при тех обстоятельствах, когда спрос на труд столь значителен, следовательно, когда существует тенденция к повышению заработной платы), т. е. если бы возросший капитал производил лишь такую же или даже меньшую массу прибавочной стоимости, чем до своего увеличения, то оказалось бы абсолютное перепроизводство капитала, т. е. возросший капитал К+DK произвел бы прибыли не больше или даже меньше, чем капитал К до своего увеличения D на К. В обоих случаях произошло бы сильное и внезапное понижение общей нормы прибыли, но на этот раз вследствие такой перемены в составе капитала, причиной которой было бы не развитие производительной силы, а повышение денежной стоимости переменного капитала (вследствие повышения заработной платы) и соответствующее ему уменьшение отношения прибавочного труда к необходимому труду»1. Этот пункт обозначает а б ­с о ­л ю т ­н у ю г р а ­н и ­ц у н а ­к о п ­л е ­н и я. Если он достигнут, то согласование накопления с приростом населения осуществляется через опустошительный кризис с бездействием колоссальных капиталов, с массовым разрушением стоимостей и с быстрым падением нормы прибыли.

В действительности согласование может произойти еще раньше, чем достигнута абсолютная граница, описанная Марксом. Если норма накопления слишком велика, то промышленная резервная армия быстро рассасывается, заработная плата поднимается, норма прибавочной стоимости падает, вместе с ней падает общественная норма накопления, а уже вследствие этого снова замедляется рост переменного капитала. Уже вследствие этого может произойти согласование накопления с приростом населения.

Кроме того норма прибыли при состоянии перенакопления понижается очень быстро. Вследствие прогресса к более высокому органическому составу капитала норма прибыли падает даже тогда, когда между накоплением и ростом населения существует равновесие. Она падает еще быстрее, когда прогресс к более высокому органическому составу совпадает с падением нормы прибавочной стоимости, что имеет место в случае перенакопления. «Кризис наступает в тот момент, когда только что описанные тенденции к понижению нормы прибыли одерживают победу над тенденциями, которые приводили к повышению цены и прибыли вследствие возрастания спроса»2. Во время кризиса и следующей за ним промышленной депрессии накопление существенно замедляется; рост переменного капитала в этом случае опять отстает от роста населения.

Следовательно, и перенакопление подобно недостаточному накоплению все снова и снова устраняется самим механизмом капиталистического способа производства. При капиталистическом способе производства существует т е н ­д е н ­ц и я к п р и ­с п о ­с о б ­л е ­н и ю

 

 

1 Маркс, Капитал, т. III, ч. I. Москва, 1922 г. стр. 232-233.

2 Гильфердинг, Финансовый капитал, Москва, 1918, стр. 380.

 


н а к о п л е н и я к а п и т а л а к р о с т у н а с е л е н и я. Это приспособление достигается, лишь только переменный капитал увеличивается столь же быстро, как и рабочее население, а постоянный капитал настолько быстрее, насколько этого требует развитие производительной силы. В социалистическом обществе общественные органы, направляющие производство, сознательно и планомерно заботились бы о том, чтобы рост общественного производственного аппарата был бы согласован с ростом населения. В капиталистическом обществе это согласование также должно произойти, но оно может здесь произойти не иначе, как через большие кризисы с безработицей, понижением заработной платы и возрастающей эксплоатацией, с одной стороны, и через бездействие капитала, разрушение стоимостей и падающую норму прибыли, с другой стороны.

Тенденция к согласованию накопления с ростом населения господствует над международными отношениями. Страны с постоянным перенакоплением прилагают большую и все возрастающую часть накопляемой в каждом году прибавочной стоимости за границей. Таковы, например, Франция и Англия. Страны с постоянным недостаточным накоплением привлекают к себе капитал из-за границы и снабжают последнюю рабочей силой. Таковы, например, аграрные страны Восточной Европы. У в е ­л и ­ч е ­н и е п р о ­и з ­в о ­д и ­т е л ь ­н о ­г о к а ­п и ­т а ­л а в с а ­м о й с т р а ­н е в с е г ­д а о с ­т а ­е т ­с я о г ­р а ­н и ­ч е н ­н ы м р о с ­т о м н а ­х о ­д я ­щ е ­г о ­с я в е г о р а с ­п о ­р я ­ж е ­н и и р а ­б о ­ч е ­г о н а ­с е ­л е ­н и я: переменный капитал не может долгое время возрастать быстрее, чем население; постоянный может расти быстрее переменного лишь в пропорции, определенной степенью развития производительных сил. Отсюда становится понятным и беспокойство капиталистов по поводу уменьшения количества рождений: замедление прироста населения суживает границы, которые поставлены росту их капитала.

Если рассматривать капиталистическое мировое хозяйство как целое, то тенденция к приспособлению накопления к росту населения проявляется в промышленном цикле. Высокая конъюнктура есть перенакопление. Оно само себя уничтожает в кризисе. Следующая за последним депрессия есть недостаточное накопление. Депрессия сама себя уничтожает тем, что создает условия для. возвращения к высокой конъюнктуре. П е ­р и ­о ­д и ­ч е с ­к о е в о з ­в р а ­щ е ­н и е р а с ­ц в е ­т а, к р и ­з и ­с а и д е ­п р е с ­с и и я в ­л я ­е т ­с я э м ­п и ­р и ­ч е с ­к и м в ы ­р а ­ж е ­н и ­е м т о ­г о ф а к ­т а, ч т о м е ­х а ­н и з м к а ­п и ­т а ­л и с ­т и ­ч е с ­к о ­г о п р о ­и з ­в о д с т ­в а с а ­м о с ­т о ­я ­т е л ь ­н о у н и ч ­т о ­ж а ­е т п е ­р е ­н а ­к о п ­л е ­н и е и н е ­д о с ­т а ­т о ч ­н о е н а ­к о п ­л е ­н и е, в с е с н о ­в а и с н о ­в а п р и с ­п о ­с о б ­л я ­е т н а ­к о п ­л е ­н и е к а ­п и ­т а ­л а к р о с ­т у н а ­с е ­л е ­н и я. Отдельный капиталист думает, что величина «сберегаемой» им части прибавочной стоимости зависит только от степени его «воздержания». В действительности капиталисты при каждом кризисе убеждаются в том, что их накоплению поставлены объективные границы, что капитал лишь настолько может увеличиться, насколько общество может расширять свой производственный аппарат. На данной ступени развития производительных сил объективные границы накопления опре-

 


деляются ростом рабочего населения. Накопление предполагает расширение поля производства, а поле производства расширяется вследствие роста населения. «Размножение населения выступает в качестве основы накопления как постоянного процесса»1. Если бы рост населения вообще прекратился, то переменный капитал долго увеличиваться не мог бы; накопление было бы тогда возможно лишь постольку, поскольку развитие производительных сил требует добавочного постоянного капитала, чтобы дать занятия количественно неизменившейся массе рабочих.

Товарищ Люксембург знает, что накоплению капитала поставлены объективные границы. Но она определяет эти границы неправильно. Товарищ Люксембург полагает, что в капиталистическом обществе, которое не могло бы сбывать своих товаров в крестьянские или мелкобуржуазные районы, накопление капитала было бы вообще невозможно. Этот взгляд неверен. Каждое общество с растущим населением должно расширять свой производственный аппарат. Расширение производственного аппарата при капиталистическом способе производства принимает особую форму накопления капитала.

Это накопление совершается беспрепятственно, пока оно только остается в определенном количественном отношении, с одной стороны, к росту населения, с другой стороны, – к развитию производительной силы, которая выражается в прогрессе к более высокому органическому составу капитала. Конечно, развитие все снова и снова выводит накопление за пределы этих границ, но накопление все снова и снова вводится в свои границы благодаря периодически возвращающимся хозяйственным кризисам. Результат нашего исследования состоит, стало быть, в следующем: во-первых, накопление капитала возможно и в изолированном капиталистическом обществе, поскольку оно только не выходит за пределы данных в соответствующее время границ; во-вторых, оно самостоятельно возвращается к этой границе благодаря самому механизму капиталистического способа производства.

Как апологию капитализма эту трактовку вопроса рассматривать нельзя. Ибо в то время как апологеты капитала хотят доказать безграничность накопления (вместе с производством возрастает автоматически и потребительная сила), мы вскрываем границы, которые поставлены накоплению. В то время как апологеты хотят доказать невозможность общих кризисов, мы показываем, что законы накопления могут осуществляться не иначе как через общие кризисы, в результате которых наступают безработица, понижение заработной платы, увеличивающаяся нищета масс, растущее озлобление и возмущение рабочего класса.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал