Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные черты права Древнего Египта. Древние египтяне выводили свое законодательство из божественных становлений, поэтому нормы права в то же время были нормами религиозного происхождения и
Древние египтяне выводили свое законодательство из божественных становлений, поэтому нормы права в то же время были нормами религиозного происхождения и назначения. Легитимации власти и управления содействовали характерные для мифологии представления о божественном первоисточнике всех правил человеческого общения, включая правовое общение. В египетской древности сведенья о путях обретения справедливости, о надлежащем общественном устройстве и об образе жизни содержались главным образом в мифах и основанных на мифах текстах, преданиях и художественно-изобразительном творчестве. Правовые идеи и ценности, таким образом, отражались и воплощались как в законах, судебных решениях и принципах деятельности властных учреждений, так и в многочисленных формах устного и письменного творчества. Семейное право.Для статусных отношений весьма характерным было равноправие мужчины и женщины в частных и публичных сферах жизни, подчиняющихся требованиям закона. Женщина могла владеть и отчуждать собственность, быть стороной в договоре, вести дело в суде, завещать имущество. При содействии отца и мужа она могла выступать свидетелем. Брак был моногамным, но делались исключения для царей и вельмож. Фараоны и чиновники нередко женились на своих сестрах. О разводе и его последствиях не существует свидетельств вплоть до Позднего царства. Наследственное право.Наследование осуществлялось по закону: собственность обычно переходила старшему сыну. Были времена, когда дети получали равные наследственные доли. В отсутствие детей жена становилось единственной наследницей. У древних египтян была также возможность обойти предписания закона путем составления особого завещания, официально регистрируемого в пользу тех или иных своих детей, в том числе и дочерей. На детей как наследников возлагались расходы по захоронению своих родителей, даже если об этом не говорилось в завещании. Дети традиционно были обязаны также ухаживать за могилами родителей. С этой целью кто-то из членов семьи назначался ответственным по уходу за могилой и наделялся постоянным или временным материальным фондом, которым он обладал и пользовался только по назначению и который не мог распределять между своими детьми. Право собственности и договорные отношения.Наряду с царскими и храмовыми хозяйствами, ведущее положение занимали хозяйства вельмож. Они состояли из центральной усадьбы и владений (дворов и поселений). У каждого вельможи был «домоправитель», который отвечал за управление хозяйством. Ему были подчинены писцы, хранители ведомостей, мерщик и счетчик зерна. Домоправители осуществляли верховный надзор за хозяйством и подвергали наказанию битьем палками всех провинившихся. Договоры и условия купли-продажи излагались письменно с необыкновенной точностью и подробностями и скреплялись затем подписями многих свидетелей. Проценты под занятые суммы не должны были превышать суммы долга. В начале собственность передавалась на основе устной договоренности и в присутствии официальных лиц (местных или столичных), а затем оформлялись при помощи писца особой записью (и это делалось за плату). Впоследствии передача собственности стала сопровождаться особым ритуалом: помимо составления договора и подтверждения его принесением клятвы, необходимо было совершить обряд ввода покупателя во владение. Судебный процесс.Главной целью судебного разбирательства и выносимых решений было пресечение возможности повторного преступления. Судебные инстанции претерпели эволюцию. В древности важную роль выполняли суды в рамках общинного самоуправления: они разрешали споры о земле, водопользовании, некоторые внутрисемейные конфликты. Высший надзор за чиновниками осуществляли фараон и визирь. Судебные функции выполняли также храмовые служители. Судебный процесс носил обвинительный характер с устными выступлениями сторон и с письменными или устными свидетельствами. В решении указывались его законные мотивы. Судебная иерархия установилась только в уголовных делах. Мелкие дела рассматривались чиновниками на местах, крупные слушались с участием фараона, либо визиря. Идеалом судебного решения считалась «строгая справедливость», даже если речь шла о заговоре против фараона. Решению дел обычно предшествовало письменное производство: жалоба, ответ на нее, возражение на это, ответ и новое опровержение. Законодательные установления иногда оформлялись в отдельные сборники и именовались «дневниками». Это были сборники указов и прецедентов для использования в судебной палате. Уголовное право.Все наказания отличались жестокостью – с телесными мучениям (битье) и членовредительными действиями (нанесение рваных ран), обращение в рабство за совершаемые преступления. Умерщвление раба наказывалось смертью наравне с убийством египтянина. То же наказание угрожало клятвопреступнику. Асаблівасці ўтварэння дзяржавы ў Старажытным Вавілоне. Грамадскі і дзяржаўны лад Старажытнага Вавілона. Оседлые цивилизации стали формироваться в 6 тысячелетии до н.э. Особенностями формирования являлись: Вытснение местных цивилизаций племенами шумеров, которые стали основой государственности Родоплеенные образования объединялись вокруг храмовых центров Существовало около 20 протогосударств, отсутствие единого государства В 25 веке до н.э. образовалась ранняя монархия с центром в Аккаде. Новое государство начинает оформляться в начале 18 века до н.э. Его центр – Вавилон, которые достиг возвышения при царе Хаммурапи. Он провел несколько реформ (административную, судебную), которые начались с отмены всех долгов государству и спосбствовали централизации. Также принял Законы царя Хаммурапи. В 16 веке до н.э. держава слабеет. В 6 веке до н.э. происходит образование Нововавилонского царства. В 539 до н.э. Междуречье завоевывают персы. Общественный строй. Основную массу населения составляли свободные граждане, среди них земледельцы общинники. Особенностью древневавилонского общества было наличие авилум (являличь полноправными свободными общинниками) и мушкенум (пользовались государственной землей). Закон отражал это неравенство (большая защита авилум, но имелись преимущества в защите собственности мушкенум). Авилум также не были однородной группой, они разделялись в зависимости от профессиональных занятий. Особый статус имели военнослужащие, которые наделялись земельным наделом илху. На нижней ступени социальной лестницы находились рабы – вардумы. Долговое рабство ограничивалось сроком 3 года, рабы могли участвовать в судебном процесс в качестве субъекта, существовала возможность проверки рабского статуса. Социальные группы не были закрытыми для перехода. Государственной строй. Верховная власть принадлежала царю. Его власть имела религиозный характер, не было определенного порядка передачи власти по наследству. Власть деспота ограничивалсь традицией и автономным статусов некоторых городов (Вавилон, Сиппар, Ниппур). На втором месте в иерархии власти находился верховный жрец. Государственное управление было сосредоточено во дворце. Местными органами власти были наместники, их главные задачи – сбор налогов и организация государственных работ. В каждой области под руководством наместника работали два чиновника. На местах сохранилось общинное самоуправление, царем назначался руководитель общины – рубианум. 5. Законы Хаммурапи: общая характеристика, правовое регулирование имущественных отношений. Законы Хаммурапи состояли из Пролога (Введения), текста законов и Эпилога (Заключения). Всего из сплошного текста, выбитого на камне, переводчиками выделено 282 параграфа, причем около 37 статей оказались уничтоженными. Дело в том, что каменная Стелла из базальта была в свое время вывезена из Вавилона в соседнее царство Элам (территория нынешнего Ирана), где по приказу местного правителя и было выскоблено место для традиционной хвалебной надписи о подвигах покорителя Вавилона. Этот камень нашли в 1901 г. французские археологи в районе города Сузы. Во введении Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого», перечислены благодеяния, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. Источники ЗХ: обычное право, шумерийские судебники, законодательство самого Хаммурапи. ЗХ казуистичны, не содержат религиозных элементов. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой которого должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, показывающий рабовладельческий строй, частную собственность. Содержит пережитки родового строя: суровость наказаний, принцип талиона, ордалии. Право собственности, формы земельной собственности: царская, служилых царских людей, храмовая, общинная, частная. Царскими и храмовыми хозяйствами управлял царь. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, но еще не в полной мере. Земля – объект купли-продажи, но с рядом ограничений. Купцы продавали землю только тем, кто уже имел служебный земельный надел от царя (илку). Землю можно было купить в общине, но, как правило, это мог сделать только член этой же общины. Крупные землевладельцы, ростовщики покупали землю, заложенную за долги. Царь наделял землей за службу либо в пользование, либо в собственность. Было распространено мелкое землевладение. Крупные землевладельцы использовали труд мушкенумов, либо арендовали мелкие участки земли за 1/3-1/2 урожая или за фиксированную плату, вносимую заранее. Крестьянин-общинник мог менять землю, закладывать и сдавать в аренду, передавать по наследству. Все эти правомочия утрачивались, если он выходил из общины. Жена беглеца и общины могла отказаться от него. Илку (воинский надел) был выведен из торгового оборота.
|