Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос номер 11
Афины Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин. Председателем народного собрания был председатель пританей. Голосование было тайным, за исключением выборов на военные должности. Каждый гражданин мог внести на рассмотрение свой законопроект. Но при этом он нес уголовную ответственность (вплоть до смертной казни), когда выяснялось, что его предложение противоречит действующим законам и об этом не было объявлено заранее. Кроме того, любой законопроект подлежал предыдущем рассмотрения в совете пятисот. Окончательное решение принадлежало гелиэя. Обсуждение законопроекта, который прошел все предварительные стадии, велось в гелиэя в форме судебного процесса: автор законопроекта выступал обвинителем старых законов, а их защитников назначали народное собрание. Решение принималось большинством присяжных при тайном голосования. Определенное количество участников народного собрания требовалась только при решении вопроса о остракизм (6000). В других случаях присутствующих могло быть и меньше. Буле, которая была одним из важнейших государственных институтов афинской демократии, не подменяла народного собрания, а было их рабочим органом. Члены Совета пятисот выбирались путем жеребьевки из числа полноправных граждан, достигших 30-летнего возраста по 50 человек от кож-ной из 10 фил. В нее могли входить представители всех разрядов населения. Совет был разбит на 10 дежурных частей (пританей). 50 членов совета - представители одной филы были дежурными течение одной десятой части года. Пританей ежедневно выбирали из своего состава путем жеребьевки голову, председательствовавший и в народных собраниях. Буле действовала как высший административный орган и муниципалитет по управлению службами Афин и его пригородов: решала вопросы благоустройства города, его базаров, состояния флота, арсенала, организовывала доставку продовольствия. В ее ведении находилась казна и государственная печать. Совет осуществляла контроль за деятельностью должностных лиц, готовила и предварительно рассматривала вопросы, выносила на обсуждение народного собрания. Рада проводила докимасию (проверку) девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на будущий год. Она имела право привлекать к суду должностных лиц, а особенно лиц, виновных в неправильном использовании государственных средств. Приговоры Раду могли обжаловались в гелиэя. В системе государственных органов сохранился такой государственный орган как ареопаг. В него входили представители афинских аристократов, занимавших должности архонтов и бывшие архонты, которые сделали удовлетворительное отчет о своей годовой деятельности. Ареопаг к середине V в. до н.э. был одним из важнейших органов государственной власти, который контролировал деятельность должностных лиц и народных собраний. Но после 462 г. до н.э. за ним был сохранен, главным образом, функции судебного учреждения. Среди органов исполнительной власти в Афинах следует отметить две коллегии: стратегов и архонтов. Коллегия десяти стратегов выбиралась открытым голосованием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан. Основные функции коллегии стратегов - верховное руководство и командование всеми вооруженными силами афинского государства, финансы, внешние отношения, подготовка к совету пятисот народных собраний, проектов, декретов и распоряжений. По афинскими законами все десять стратегов пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился неписаный обычай, что один из стратегов занимал первое место не только в самой коллегии стратегов, но и во всем государстве. Система афинской демократии в V - IV в. до н.э. была хорошо продуманной и тщательно разработанной политической системой. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности. Все должностные лица выбирались на один год без права переизбрания на следующий срок. Но это не касалось стратегов. Для своего времени афинская демократия имела наиболее передовой государственном устройстве, в условиях которого все полноправные граждане имели возможность управлять государством, а государство пик-лувалась о материальном благосостоянии своих граждан и создавала условия для развития культуры. Но чрезмерные социальные гарантии для бедных стали тяжелым бременем для государства и состоятельных лиц. Такие гарантии способствовали расцвету античной культуры, но погубили античную экономику. Граждане Афин, приравняв права гражданина к праву кормления, не допускали в страну иностранцев, а потому это государство, небольшая по размеру и численности населения. Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины.
|