Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индская (Хараппская) цивилизация






С VII тыс. до н. э. в долине Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство. Выделяется особая раннеземледельческая культура, которую называют Мергарская культура. В эпоху Мергарской раннеземледельческой культуры человек нашёл эффективный способ получения продуктов питания, оптимальный для данного региона: развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегося скотоводства. Это создавало все необходимые условия для перехода на качественно новую ступень — формирования нового культурно-исторического комплекса.

В III тыс. до н. э. дравидами создается первая индийская цивилизация, получившая название Индской, или Хараппской. У индских дравидов были развиты монументальное строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура. В зачатке находились частнособственнические отношения, а в основе сельского хозяйства лежало ирригационное земледелие. Важная роль отводилась внешней торговле: у Хараппской цивилизации было сообщение с Месопотамией, Средней Азией, прямые торговые контакты доходили доШумера и Аравии.

Закат Индской цивилизации приходится на XIV—XVII века до н. э(?). Точно причина упадка не установлена, но известно, что в это время дравидское население сдвигается на юго-восток и утрачивает былой уровень развития. Вероятно, это было вызвано ухудшением природных условий или миграционными процессами, проходившими в это время между Кавказом и долиной Инда. История Индии может быть условно разделена на несколько периодов:

Древняя Индия

Период Индской (Хараппской) цивилизации (III тыс. — XVII в. до н. э.)

Ведийский период (XIII—VI вв. до н. э.)

Ранневедийский период (XIII—X вв. до н. э.)

Поздневедийский период (IX—VI вв. до н. э.)

Буддийский период (V—III вв. до н. э.)

Классическая эпоха (II в. до н. э. — VI век)

Индия Средних веков

Период господства мусульман

Период господства англичан (1765—1947)

Современная история

Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий - варн. Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям.
С оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны:
брахманы - члены жреческих родов; кшатрии - военная аристократия; вайшьи (вайшии) - свободные полноправные общинники; шудры - низшая варна, неравноправные члены общества. Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах - дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн.
С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Этому способствовали:
строгая эндогамность - заключение браков между представителями одной варны; определенная, наследственно закрепленная профессия; поклонение одним богам. Переход из одной варны в другую строго запрещался. Ограничивалась зозможность смешанных браков, устанавливалось разное материаль-
ное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, и наоборот. Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые касты - касты знати - обособились от двух низших.
Рабство Древней Индии отличается своей неразвитостью - наряду с рабовладельческими отношениями продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей.
Рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии. В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, но варны заслоняли собой классы. Тем не менее Законы Ману указывают следующие разряды рабов:
захваченные под знаменем (военнопленные); рабы за содержание; рабы, рожденные в доме хозяина; купленные; подаренные; доставшиеся по наследству; рабы в силу наказания. Характерной чертой древнеиндийского рабства было наличие законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Самой крупной административной единицей была провинция. Царские земельные владения находились под управлением чиновников двора Великого раджи. Среди провинций выделялись пять крупных, которые наследовались «принцами царя», и пограничные провинции, управляемые другими членами царствующего дома. Правитель провинции защищал ее территории, охранял порядок, занимался сбором налогов, обеспечивал строительные работы при помощи собственной дружины, которая использовалась в качестве аппарата принуждения.
Менее крупной административной единицей был округ, возглавляемый царским чиновником, который контролировал сельскую администрацию. Он получал доход «с города». Существовало четыре вида сельских областей, состоящих из восьмисот, четырехсот, двухсот и десяти селений и соответствующих им в органах местного управления управителей. Жалование давалось управителю начиная с десяти деревень.
Старосты осуществляли сбор налогов и наблюдение за порядком в общине. Деревенские старосты вели краткую летопись событий и выполняли обязанности судей. Для делопроизводства применялись нормы обычного права. Система наказания поражает своей жестокостью: отсечение рук, головы, ног. Самые тяжкие наказания полагались за преступления, совершенные против божества. Правосудие не знало принципа презумпции невиновности.
Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь или замещающая его судебная коллегия — сабха, состоящая из назначенного царем брахмана, «окруженного тремя судьями».
Цивилизация Древней Индии относится к речным цивилизациям. Этот образец государственного устройства характеризуется отсутствием частной собственности на землю. Земля принадлежала государству, как и рабы. Основную массу производителей составляли свободные общинники, которые платили налоги, а на создаваемые ими материальные ценности существовали «дваждырожденные». Наиболее важные вопросы решались на общинных сходках.
Армия играла огромную роль в государствах Древней Индии. Она комплектовалась из наследственных воинов, наемников, воинов, поставляемых отдельными объединениями. Служба была обусловлена кастовой системой индийского общества. Только кшатрии могли носить оружие. «Дваждырожденным» и брахманам, надлежало молиться. Жречество, отстояв в тяжелой и изматывающей борьбе свое право на принятие решений в сфере религии, представляло собой сильного соперника для касты кшатриев за влияние на подданных. Брахманы постоянно подчеркивали «первенство» своей касты. Жрецы как наиболее интеллектуально развитые представители древнеиндийского общества собирали старинные предания и обрабатывали их так, чтобы мифы могли укреплять политические позиции высшей касты. Вместе с преданиями и мифами жрецы стали первыми собирать и попытались кодифицировать несовершенные архаические законы.

Вопрос номер 8

Законы ману

Законы Ману — памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества — Ману. Является одной из девятнадцати дхарма-шастр

Объем - 12 глав, 2685 стихов

Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.

На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).

В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

В семейных отношениях(гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

Имущественные отношения

В «Ману-смрити» говорится о сроках давности пользования, владения вещью, влекущих за собой превращение владения в собственность. Данный срок составлял 10 лет. Правило давности не распространялось на залог и вклад. Существовало семь законных способов приобретения имущества: путём передачи вещи по наследству, получения её в дар, покупки, завоевания, ростовщичества, исполнения работы, а также получения милостыни. Первые три способа были доступны для всех варн, четвёртый — только для кшатриев, пятый и шестой — для вайшьев, седьмой был привилегией брахманов.

Недействительными считались те сделки, которые были совершены путём обмана или насилия, пьяным или безумным человеком, находившимся в состоянии гнева, горя, а также рабом, стариком, ребёнком.

Наёмный труд был неприемлем для высших варн, так как услужение являлось «собачьим образом жизни», а брахману следовало его избегать. [ Наёмный работник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Даже в случае его болезни, наёмная плата не выплачивалась, если работа была не полностью закончена.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал