Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мусульманское право (шариат).






Особенности становления и развития мусульманского права.
Шариат - наиболее значительная и разработанная система права в странах средневекового Востока. Эта система возникла и оформилась в рамках халифата, но вобрала многие элементы предшествующих правовых культур Востока.

Шариат возник и развивался как конфессиональное право, органически слитое с теологией ислама, пропитанное его религиозно-мистическими представлениями. По исламу правовые установления - это частицы божественного закона и порядка, которым управляется мир. Отсюда шариат и его нормативная часть (фикх) включал не только правовые установления, но и религиозную догматику, мусульманскую мораль, а также нормы, определяющие отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Теологическая оболочка шариата обусловила большое своеобразие входивших в него собственно правовых институтов, конструкций и понятий, препятствовала созданию в нем стройной внутренней системы, как это имело место в римском праве.

Тесная связь права и религии была выражена в нормативных предписаниях. Предусматривалось 5 видов действий, которым придавался и правовой смысл: обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные, но не влекущие применения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию. По существу вся жизнь правоверного мусульманина была сведена к этим действиям. Каждый поступок должен был согласовываться с религиозными велениями ислама, а с другой стороны, каждый его шаг приобретал характер юридического акта.

Одной из характерных черт мусульманского права была его относительная целостность. Единый бог требовал единого правового порядка, отсюда - универсальность права. По мере расширения границ халифата право распространялось на новые территории. Но на первом плане не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин в любой стране должен был соблюдать шариат. С превращением ислама в мировую религию шариат стал мировой системой феодального права. Но по мере распространения шариат испытывал местные влияния. Со временем, когда в исламе произошел раскол, и в шариате выделились суннитская и шиитская ветви.

Источники права.
Главным источником веры и права является Коран - священная книга, состоящая из притч, молитв и проповедей Мухаммеда. Коран состоит из 114 глав-сур, которые делятся на 6219 стихов (аятов). Правовая значимость отражена в самом Коране: " И так мы ниспослали его как арабский судебник". До 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман, из них около 80 - правовые (в основном о браке и семье).

Другой источник права - Сунна (священное предание): рассказы о суждениях и поступках самого Мухаммеда. Сунна содержит много противоречивых положений, выбор которых остается на усмотрении богословов-правоведов и судей. В Сунне есть нормы процессуального, брачного и наследственного права, правила о рабах и т. д.

Третье место в иерархии источников права занимает иджма - " общее согласие мусульманской общины". Этот источник складывался из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда и наиболее влиятельными теологами-правоведами. Правомерность иджмы как одного из источников шариата выводят из указания Мухаммеда: " Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".

К иджме примыкала фетва - решения и мнения отдельных теологов-правоведов по правовым вопросам.

Спорным источником является кияс - решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс способствовал освобождению шариата от теологических наслоений. Но в руках судей порой был орудием произвола. Некоторые мусульманские течения не признавали кияс в качестве источников права.

В качестве дополнительного источника права шариат допускал местные обычаи. Признавались правовые обычаи, сложившиеся в арабском обществе (урф), а также у покоренных народов, подвергшихся влиянию мусульманского права (адаты).

Производным от шариата источником права были указы и распоряжения халифов - фирманы. Затем в мусульманских государствах стали издаваться законы - кануны. Фирманы и кануны не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его чаще нормами, регламентирующими деятельность государственных органов и административно-правовые отношения.

Право собственности.
В шариате был подробно разработан вопрос о гражданской дееспособности, которая была необходимым условием для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособность предоставлялась лицам совершеннолетним и в здравом рассудке (в случае сомнений дееспособность устанавливалось судьей).

В шариате существовала классификация вещей, особенно земельных имуществ (государственные, частные, брошенные, непригодные и т. д.). Особую категорию составляло общее достояние (воздух, море, пустыня и т. п.). Не признавалась собственность мусульман на нечистые вещи - свинину, запрещенные книги и т. д.

Подробно описаны способы возникновения права собственности. Завоеванные земли становились собственностью государства и попадали в распоряжение халифа или эмира. Иное захваченное имущество делилось на доли: захватчику, государству, мечетям и т. д. Широкое распространение имели такие способы приобретения права собственности как наследование, договор, находка.

Праву частной собственности приписывалось божественное происхождение, оно рассматривалось как постоянное и неограниченное, а собственник имел абсолютную свободу распоряжения имуществом.

Своеобразным институтом шариата был вакф - имущество (обычно недвижимое), переданное собственником на какие-либо религиозные или благотворительные цели. Лицо, установившее вакф, теряло право собственности на данное имущество, но сохраняло за собой право выступать в качестве управляющего вакфом и резервировать определенный доход с него для себя и наследников.

Договорное право.
Общая концепция обязательства не была сформулирована, но практические вопросы договорного права получили тщательную разработку. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Характерно распространение односторонних обязательств - обетов.

Договор рассматривался как правовая и божественная связь, возникающая из взаимного соглашения сторон. Условия договора выражались в любом виде: документе, письме, устно. Заключенные договоры рассматривались как незыблемые. Недействительным договор мог быть признан в том случае, если он заключен с безнравственными целями или с использованием нечистых вещей.

В шариате подробно регламентировались различные виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение и т. д. Наиболее разработанным видом договора был договор купли-продажи, которая допускалась лишь в отношении реально существующих вещей. Большое внимание уделялось отношениям имущественного найма и аренде земли. В связи с караванной торговлей и необходимости совместного строительства оросительных систем широкое распространение получили договоры союза и товарищества.

В шариате содержались положения, которые формально осуждали ростовщичество, но на практике они нарушались. Запрещалось обращать должника в рабство, но его можно было заставить отработать долг кредитору.

Семейное право.
Безбрачие считалось у мусульман нежелательным состоянием, а брак рассматривался как религиозная обязанность. На деле брачный договор часто выступал как торговая сделка. Фактически отец распоряжался судьбой дочерей, стремясь получить доход. У шиитов даже признавался временный брак на определенный срок.

Коран разрешал мужчине иметь одновременно до 4-х жен, а также неограниченное число наложниц из рабынь. Но муж обязывался предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду. Поэтому гаремы могли себе позволить только представители верхушки.

Женщина находилась в приниженном и зависимом положении. Ее обязанностью было вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. Ее право управлять имуществом было сильно ограничено. Коран разрешал мужу применять наказания по отношению к жене, в том числе телесные.

Развод был разрешен, а число браков и разводов не ограничено. По шариату существовало несколько видов разводов, в том числе временный с испытательным сроком. Муж мог развестись без объяснения причин. Достаточно было произнести формулы: " ты отлучена", " соединись с родом". Но он должен был выделить жене имущество. Разведенная в течение 3х месяцев должна была находиться в доме мужа, чтобы определить не является ли она беременной. В случае рождения ребенка он оставался в доме отца. Жена могла требовать развода через суд лишь в определенных случаях (например, невыполнение супружеских обязанностей).

Наследственное право - сложное и запутанное. Допускалось наследование по завещанию (не более 1/3 всего имущества) и по закону. Особенностью шариата было то, что наследованию подлежали только имущественные права умершего, а не обязанности, которые не могли переходить на наследников. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин.

Преступления и наказания.
Уголовное право оказалось наименее разработанной частью шариата. Нормы отличались архаичностью, характерен низкий уровень юридической техники.

Преступления делились на 3 группы:

1. Посягательства на права Аллаха (прощения не допускалось): отступничество от ислама, бунт, сопротивление властям, кражи, прелюбодеяние, употребление спиртного.

2. Посягательства на права отдельных лиц: за убийство - кровная месть или выкуп (в случае, если родственники прощали убийцу), за другие преступления - принцип талиона.

3. Действия, которые не рассматривались как наказуемые в период становления халифата, но затем начинают рассматриваться как уголовные преступления: неуплата налога в пользу бедных, несоблюдение поста, оскорбления, хулиганство, мошенничество, азартные игры и т. п. Наказание определялось по усмотрению судей.

Наказания осуществлялись в архаической форме и представляли чисто феодальную уголовно-правовую репрессию. Допускались жестокие и устрашающие наказания: смертная казнь публично с четвертованием (затем тело отдавалось на всеобщее поругание), утопление, закапывание заживо, битье камнями. Широко применялись членовредительские наказания: отсечение конечностей и бичевание. Тюремное заключение сначала использовалось до суда, но затем как наказание, в том числе пожизненное. Существовали имущественные санкции - конфискации и штрафы, а также позорящие наказания - бритье бороды, лишение права носить чалму, ссылка и высылка и т. д.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал