Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Абсолютизм в австрии




Все эти вопросы только по лекции ищите, так не найти

20. Революция XVII в. и изменения в государственномстрое Англии Особенности и основные этапы английской буржуазнойреволюции XVII в. Буржуазное государство и право Англиивозникло в ходе двух английских революций XVII в., по-лучивших названия " Великий мятеж" и " Славная револю-ция". Идеологическую оболочку движения составили лозун-ги реформы господствующей церкви и восстановления " ста-ринных обычаев и вольностей", характерные для социаль-ных движений средневековья. Вместе с тем в английскойбуржуазной революции впервые отчетливо проявились ос-новные закономерности развития буржуазных революций но-вого времени, что позволило назвать ее прообразом Вели-кой французской буржуазной революции. Основные особенности английской буржуазной революцииобусловлены своеобразной, но исторически закономернойдля Англии расстановкой социально-политических сил.Английская буржуазия выступила против феодальной монар-хии, феодального дворянства и господствующей церкви нев союзе с народом, а в союзе с " новым дворянством".Раскол английского дворянства и переход его большей, обуржуазившейся части в лагерь оппозиции позволили ещенедостаточно окрепшей английской буржуазии одержать по-беду над абсолютизмом. Этот союз придал английской революции незавершенныйхарактер, обусловил ограниченность социально-экономи-ческих и политических завоеваний. Сохранение крупного землевладения английских ленд-лордов, решение аграрного вопроса без наделения землей крестьянства - основной показатель незавершенности анг-лийской революции в экономической сфере. В политическойобласти буржуазии пришлось разделить власть с новой зе-мельной аристократией при определяющей роли последней.Влияние аристократии сказалось на образовании в Англиитакой разновидности буржуазной, конституционной монар-хии, которая наряду с представительным органом сохрани-ла феодальные учреждения, в том числе сильную королевс-кую власть, палату лордов, Тайный совет. Последовавшиев XVIII и XIX вв. аграрная и промышленная революции вконечном счете обеспечили господствующее положение ка-питалистическим производственным отношениям и лидерствопромышленной буржуазии в осуществлении политическойвласти. На протяжении этого времени полуфеодальная, аристократическая политическая система Британии медлен-но и постепенно превращалась в буржуазнодемократичес-кую. Политические течения. В преддверии и в ходе револю-ции определились два лагеря, представлявших противопо-ложные политические и религиозные концепции, а такжеразные социальные интересы. Представители " старого", феодального дворянства и англиканского духовенства былиопорой абсолютизма и отстаивали сохранение прежних фео-дальных порядков и англиканской церкви. Лагерь оппози-ции режиму объединял новое дворянство и буржуазию подобщим названием " пуритане". Противники абсолютизма вАнглии выступали за буржуазные преобразования под зна-менем " очищения" англиканской церкви, завершения рефор-мации и создания новой церкви, не зависимой от коро-левской власти. Религиозная оболочка социально-полити-ческих требований буржуазии, многие из которых имеличисто светский характер, во многом объяснялась особойролью англиканской церкви в защите основ абсолютизма ив подавлении оппозиции церковно-бюрократическим аппара-том. Вместе с тем революционный лагерь не был единым ни всоциальном, ни в религиозном отношении. В ходе револю-ции в лагере пуритан окончательно определились триглавных течения: просвитериан, индепендентов и левелле-ров. Пресвитерианское течение, объединявшее крупнуюбуржуазию и верхушку джентри, составляло правое крылореволюции. Их максимальным требованием было ограничениекоролевского произвола и установление конституционной монархии с сильной властью короля. Религиозно-полити-ческая программа просвитериан предусматривала очищениецеркви от пережитков католицизма, ее реформу по шот-ландскому образцу и утверждение во главе церковно-адми-нистративных округов пресвитеров из наиболее состоя-тельных граждан. Просвитериане захватили и удерживаливласть в период 1640-1648 гг., который сопровождалсявначале мирным, или " конституционным", развитием рево-люции, а затем переходом к гражданской войне. Индепенденты, политическим лидером которых стал О.Кромвель, являлись в основном представителями среднегои мелкого дворянства, средних слоев городской буржуа-зии. Они добивались, как минимум, установления ограни-ченной, конституционной монархии. Их программа предус-матривала также признание и провозглашение неотъемлемыхправ и свобод подданных, прежде всего свободы совести(для протестантов) и свободы слова. Индепенденты выдви-гали идею упразднения централизованной церкви и созда-ния независимых от административного аппарата местныхрелигиозных общин. Индепендентское течение было самымпестрым и неоднородным по составу. " Индепендентский", радикальный, этап революции (1649-1660 гг.) связан супразднением монархии и установлением Республики(1649-1653 гг.), переродившейся затем в военную дикта-туру (1653-1659 гг.), которая привела, в свою очередь, к реставрации монархии. В ходе революции из индепендентского течения выдели-лись так называемые левеллеры, которые стали пользо-ваться наибольшей поддержкой среди ремесленников икрестьян. В своем манифесте " Народное соглашение" (1647) левеллеры выдвинули идеи народного суверенитета, всеобщего равенства, требовали провозглашения республи-ки, установления всеобщего мужского избирательного пра-ва, возврата огороженных земель в руки общин, реформысложной и громоздкой системы " общего права". Идеи ле-веллеров заняли важное место в дальнейшей идейно-поли-тической борьбе с феодальным строем. Вместе с тем, выс-тупая за неприкосновенность частной собственности, ле-веллеры обошли основное требование крестьянства об уп-разднении копигольда и власти лендлордов. Наиболее радикальную часть левеллеров составили диг-геры, представлявшие беднейшее крестьянство и пролетар-ские-элементы города и деревни. Они выступили с требо-ванием уничтожения частной собственности на землю ипредметы потребления. Социально-политические взглядыдиггеров являлись разновидностью крестьянского утопи-ческого коммунизма. Изменение формы государства. Английская революцияразвивалась в виде традиционного противостояния короляи парламента. Существенная часть государственно-право-вой программы революции была подготовлена парламентскойоппозицией еще в 20-х гг. XVII в., по мере обостренияэкономического и политического кризиса абсолютизма. ВПетиции о праве 1628 г. был сформулирован ряд требова-ний, облеченных в старую феодальную форму, но уже имев-ших новое, буржуазное содержание. Перечислив злоупот-ребления королевской администрации и ссылаясь на Вели-кую хартию вольностей, парламент просил короля, чтобы: 1) никто впредь не принуждался платить налоги и сборы вкоролевскую казну " без общего согласия, данного актомпарламента"; 2) ни один человек не заключался в тюрьмуза отказ платить незаконные налоги; 3) армия не разме-щалась на постой в дома жителей; 4) никакие лица не на-делялись особыми полномочиями, которые могут служитьпредлогом для предания подданных смерти " противно зако-нам и вольностям страны". Таким образом, в документе был отражен главный поли-тический вопрос революции - о правах короля в отношениижизни и имущества подданных. Кроме того, был поднят иважнейший социальный вопрос - о неприкосновенностичастной собственности. Охрана собственности, как гово-рилось в Петиции, есть истинная цель закона и правосу-дия. Требования парламентской оппозиции привели к рос-пуску парламента и длительному беспарламентскому прав-лению Карла I (1629-1640 гг.). В этот период король дляпополнения казны единолично вводил все новые поборы иштрафы, пресекая недовольство в стране с помощью чрез-вычайных судов. Однако в условиях начавшейся войны сШотландией король был вынужден вновь обратиться к пар-ламенту. В созванном в 1640 г. парламенте,, получившем назва-ние Долгого (1640-1653), господствующее положение заня-ли просвитериане. В течение 1640-1641 гг. парламент до-бился от короля утверждения целого ряда важных право- вых актов. Прежде всего по инициативе палаты общин былиосуждены главные советники Карла I - граф Страффорд, архиепископ Лод. Тем самым было утверждено право парла-мента на импичмент высших должностных лиц. Далее, сог-ласно Трехгодичному акту 16 февраля 1641 г., парламентдолжен был созываться по крайней мере один раз каждыетри года, а при несогласии короля сделать это он могбыть созван другими лицами (пэрами, шерифами) или соб-раться самостоятельно. Эти положения были дополнены за-коном, запрещавшим прерывать, отсрочивать заседания ираспускать Долгий парламент иначе, как актом самогопарламента. Тем самым исключалась возможность возвраще-ния к беспарламентскому правлению. Наконец, в июле 1641г. были приняты два акта, которые ограничили полномочияТайного совета в области судопроизводства и предусмот-рели уничтожение системы чрезвычайных трибуналов, преж-де всего Звездной палаты и Высокой комиссии. Серия ак-тов, принятых летом 1641 г., провозгласила неприкосно-венность имущества подданных и лишала короля права про-извольно налагать различные штрафы. Программным доку-ментом революции стала Великая Ремонстрация, принятая 1декабря 1641 г. Она содержала, в частности, новое тре-бование о том, чтобы король впредь назначал только техдолжностных лиц, которым парламент имел основание дове-рять. Это означало, по сути, политическую ответствен-ность должностных лиц перед парламентом и было воспри-нято королем как вторжение в его прерогативу, исполни-тельную власть. Король отказался утвердить Великую Ре-монстрацию. Акты парламента 1641 г. были направлены на ограниче-ние абсолютной власти короля и означали переход к опре-деленной разновидности конституционной монархии. Однакофактически эта форма буржуазного государства не успелаутвердиться с началом гражданских войн между королем ипарламентом (1642-1647 и 1648-1649 гг.). Во время войны в стране установились две враждующиеи независимые власти, которые контролировали различныетерритории Английского королевства и пользовались в нихвсей полнотой законодательных и административных полно-мочий. Основным направлением деятельности короля и пар-ламента в этот период стала организация собственной ар-мии. Парламент, соединивший в своих руках законодатель-ную и исполнительную власть на контролируемой террито-рии, издал ряд законов и ордонансов, предусматривающихреформу сложившейся военной системы. В 1642 г. парла-мент несколько раз утверждал так и не подписанный коро-лем " Ордонанс о милиции", согласно которому командующиенародным ополчением назначались только с согласия пар-ламента и несли всю полноту ответственности перед пар-ламентом. Король в ответ издал Прокламацию, запрещавшуюнародному ополчению действовать по воле парламента безсогласия короля. В так называемой " Протестации", приня-той летом 1642 г., парламент вновь потребовал утвержде-ния королем " Ордонанса о милиции" и своих требований, выдвигаемых ранее относительно осуществления некоторыхпрерогатив исполнительной власти: о назначении всехвысших должностных лиц с согласия парламента, о несме-няемости судей " до тех пор, пока они не поведут себяненадлежащим образом", о расширении судебной компетен-ции парламента в области уголовного правосудия. Отказкороля принять все эти предложения привел к началу не-посредственно военных действий. Уже в ходе гражданскойвойны парламентом был принят Ордонанс о новой модели1645 г., который был направлен на образование вместоополчения отдельных графств постоянной армии. Она долж-на была содержаться за счет государства. Рядовой составкомплектовался из свободных крестьян и ремесленников.Офицерские должности замещались вне зависимости от про-исхождения, по способностям. Эти меры привели к превра-щению парламентской армии в боеспособную силу, котораянанесла ряд решительных поражений армии короля. В период первой гражданской войны Долгим парламентомбыл проведен и ряд других важных преобразований, кото-рые свидетельствовали об углублении революции " подконтролем" пресвитерианско-индепендентской верхушки. В1643 г. был упразднен епископат и введено пресвитериан-ское устройство церкви. Земли епископов и роялистов бы-ли конфискованы в собственность государства и пущены враспродажу. В результате этих мер значительная частьземельной собственности перешла в руки буржуазии иджентри. Закрепить новый статус этих земель был призванАкт 1646 г. об отмене системы феодальных рыцарских дер-жании и превращении их в свободные держания " на общемправе", т. е. фактически в частную собственность вла-дель- цев. Таким образом, было осуществлено одностороннее ре-шение аграрного вопроса, выгодное только буржуазии иновому дворянству. Бывшие рыцарские держания были осво-бождены от условий феодального землевладения (вассаль-ных обязанностей), однако копигольд как форма держаниябыл сохранен. Крестьяне-копигольдеры не стали собствен-никами земли, а остались в поземельной зависимости отлендлордов. Кроме того, основная масса крестьян не мог-ла приобрести землю, так как она поступала в распродажупо очень высоким ценам. Наконец, парламент подтвердилзаконность огораживании крестьянских земель. Окончание войны и пленение короля сопровождалосьобострением борьбы в парламенте между просвитерианами иосновной массой индепендентов. Открытое выступлениепресвитериан в поддержку короля привело ко второй граж-данской войне. В декабре 1648 г., учитывая " левеллерс-кие" настроения основной части армии, индепендентскоеруководство провело чистку парламента от активных прес-витериан. Политическая власть перешла в руки индепен-дентов. 4 января 1649 г. палата общин объявила себя но-сителем верховной власти в Англии, постановления кото-рой имеют силу закона без согласия короля и палаты лор-дов. После суда над королем и его казни в конце марта1649 г. королевское звание и верхняя палата были уп-разднены. Конституционное закрепление республиканскойформы правления было завершено актом 19 мая 1649 г. Внем провозглашалось образование республики, верховнойвластью в государстве объявлялись " Представители Народав Парламенте". Высшим органом исполнительной властистал Государственный совет, который нес ответственностьперед парламентом. Однако фактическое руководство имосуществлял военный совет во главе с Кромвелем. Установление республики - наиболее демократической всуществующих условиях формы правления - стало вершинойреволюции. Однако после учреждения республики социаль-ная борьба не ослабела, а, наоборот, приняла более ост-рые формы. Новые конфискации земель роялистов, распро-дажа королевских земель (акт 1649 г.) и захватническаявойна в Ирландии в начале 1650-х гг. превратили значи-тельную часть индепендентов в крупных земельных собс-твенников, стремившихся к прекращению революции. Напро-тив, для левеллеров провозглашение республики было лишь начальным этапом борьбы за углубление преобразова-ний. В армии, состоящей в основном из среднего кресть-янства и ремесленников, влияние левеллеров продолжалоусиливаться. В этих условиях лидеры индепендентов, опи-раясь на армейскую верхушку, прибегли к установлениюрежима диктатуры, которая была прикрыта провозглашением" протектората". В конце 1653 г. Совет офицеров подготовил проект ак-та о новой форме правления, названного Орудие управле-ния. Согласно ст. 1 акта, высшая законодательная властьв Англии, Шотландии и Ирландии сосредоточивалось в лицелорда-протектора и народа, представленного в парламен-те. Чтобы в однопалатный парламент попали только предс-тавители буржуазии и джентри, акт предусматривал высо-кий имущественный ценз для избирателей (200 ф. ст.).Кроме того, избирательных прав лишались католики и ли-ца, участвовавшие в войне на стороне короля. Исполнительная власть в государстве вверялась лор-ду-протектору и Государственному совету, число членовкоторого могло колебаться от 13 до 21. Лорд-протекторнаделялся широкими полномочиями. Он осуществлял коман-дование вооруженными силами, с согласия большинства со-вета мог объявлять войну и заключать мир, назначать но-вых членов высшего исполнительного органа и офицеров, поставленных во главе административных округов. Главнойопорой протектора оставалась армия. Для ее содержания ипокрытия других издержек правительства вводился ежегод-ный налог, который не мог быть отменен или уменьшенпарламентом без согласия лорда-протектора. Таким обра-зом, финансовые прерогативы лорда-протектора практичес-ки стали бесконтрольными, как у абсолютного монарха. Реставрация монархии. Основные конституционные акты.Личная власть представителя индепендентов по своей сутии форме не могла обеспечить долговременные интересыбуржуазно-дворянской верхушки, значительно укрепившейсвои позиции в ходе революции. Поскольку главным про-тивником буржуазии и джентри стала теперь не королевс-кая власть, а движение низов, смерть Кромвеля ускорила соглашение этих слоев с феодальной аристокра-тией в целях возвращения к " законной власти". Это нашлосвое выражение в реставрации в 1660 г. монархии Стюар-тов. По замыслу правящей группировки джентри и буржуа-зии, эта монархия должна была быть конституционной игарантировать незыблемость главных завоеваний револю-ции. Действительно, в так называемой Бредской деклара-ции 1660 г. новый король Карл II обещал, что вопросы осодержании армии, о землях роялистов, о прощении участ-ников революции и о вероисповедании будут поставлены наразрешение парламента. Однако новая расстановка полити-ческих сил в стране способствовала усилению феодальнойреакции. Участники революции преследовались, организа-ции пресвитериан и индепендентов были ликвидированы. Вто же время восстанавливались англиканская церковь, Тайный совет и другие дореволюционные органы государс-тва (за исключением наиболее ненавистных Звездной пала-ты и Высокой комиссии), а также старый порядок их фор-мирования. Стремление Карла II и его преемника Якова II восста-новить абсолютизм, а также симпатии монархов к католи-цизму вызвали широкое недовольство в стране. Реставра-ция лишь ускорила распад традиционных форм, восстанов-ление которых было заведомо обречено на неудачу. Парламент, как и раньше, стал ареной политическогопротивоборства сторонников короля и оппозиции. В этовремя в парламенте складываются две политические груп-пировки. Представители придворной аристократии и частьджентри, ориентирующаяся на Стюартов, а также духовенс-тво составили партию " тори". Оппозиция - купцы, финан-совая буржуазия и верхушка джентри, обогатившаяся в хо-де революции, которых поддерживала промышленная буржуа-зия, - образовала партию " вигов". Обе группировки былиеще не оформлены в организационном отношении; и виги, итори в последующем прошли через целый ряд партийныхразмежевании и переходов части их членов из одной груп-пировки в другую. Тем не менее их политические взаимо-отношения наложили значительный отпечаток на дальнейшееразвитие страны. Определенным успехом оппозиции в борьбе с проявлени-ями королевского произвола стало принятие Акта о лучшемобеспечении свободы подданного и о предупрежде- нии заточений за морями (Habeas Corpus Amendment Act)1679 г. Закон был призван ограничить возможности тайнойрасправы короля со сторонниками оппозиции, но приобрелболее общее значение. Он упростил и упорядочил процеду-ру получения судебного приказа о предварительной дос-тавке арестованного лица в суд для решения вопроса опребывании под стражей. Любой подданный, задержанный за" уголовное или считаемое уголовным" деяние (исключаягосударственную измену и тяжкое уголовное преступле-ние), имел право лично или через представителей обра-титься в суд с письменной просьбой выдать приказ " habe-as corpus", адресованный должностному лицу (шерифу, тю-ремщику), в ведении которого находился арестованный.Получив приказ " habeas corpus", шериф или тюремщик былиобязаны в установленный законом срок доставить заклю-ченного в суд с указанием истинных причин ареста. Послерассмотрения копии предписания об аресте и выяснениямотивов задержания судье предписывалось освободитьарестованного под денежный залог и поручительство собязанностью явиться в суд в ближайшую сессию для расс-мотрения дела по существу. Исключение составляли слу-чаи, когда лицо было арестовано в законном порядке задеяния, при которых по закону оно не могло быть взятона поруки. Кроме того, если лицо было арестовано за го-сударственную измену или тяжкое уголовное преступление, " habeas corpus" не выдавался. В этом случае действовалаособая процедура подачи петиции о разборе дела и осво-бождении на поруки. Лицо, освобожденное по приказу " habeas corpus", нельзя было вновь заключить в тюрьму и арестовать досуда за то же преступление. Запрещалось также перево-дить задержанного из одной тюрьмы в другую и содержатьбез суда и следствия в тюрьмах заморских владений Анг-лии. Закон предусматривал ответственность должностныхлиц, судей за неисполнение его предписаний: высокиештрафы в пользу заключенного и освобождение от должнос-ти. Акт 1679 г. наряду с Великой хартией приобрел значе-ние одного из основных конституционных документов Анг-лии, содержащих ряд принципов справедливого и демокра-тического правосудия: презумпции невиновности, соблюде-ния законности при задержании, быстрого и оперативногосуда, совершаемого с " надлежащей судебной процедурой" ипо месту совершения проступка. В то же время можно от-метить и историческую ограниченность этого закона.Во-первых, ущемлялись права лиц, обвиненных в тяжкихуголовных преступлениях или соучастии в них. Во-вторых, для освобождения на поруки до суда требовался денежныйзалог, сумма которого могла быть очень значительной.В-третьих, действие закона могло быть приостановленопарламентом, что впоследствии неоднократно происходилона практике. Политика Стюартов, которая грозила обратным пере-распределением церковных земель, захваченных буржуазиейи джентри, привела к кратковременному объединению вигови тори. Произошел дворцовый переворот 1688 г. с цельюзамены Якова II более " удобным" монархом. Этот перево-рот получил название " Славная революция". Она, по су-ществу, завершила оформление компромисса между факти-чески господствующей в важных сферах жизни обществабуржуазией и официально правящей земельной аристократи-ей. Политическая власть в центре и на местах оставаласьв основном в руках знатных землевладельцев в обмен нагарантии соблюдения интересов финансовой верхушки бур-жуазии. Указанный компромисс заложил основы прочногоконсенсуса между ведущими политическими силами по осно-вополагающим вопросам социально-политического развитиястраны, который стал важнейшей чертой английской поли-тической культуры в XIX и XX вв. Отныне разногласиямежду этими силами не должны были носить " принципиаль-ного" характера, способного нарушить такое соглашение иполитическую стабильность в английском обществе. Важнейшим политическим результатом такого компромис-са стало утверждение в Англии конституционной монархии, получившей закрепление в двух актах парламента: Билле о правах 1689 г. и Акте об устроении 1701 г. Билль о правах определил положение парламента в сис-теме государственных органов. Утверждая верховенствопарламента в области законодательной власти и финансо-вой политики, Билль провозгласил незаконным: 1) приос-тановление действия законов или их исполнения без сог-ласия парламента; 2) взимание налогов и сборов в пользукороны без согласия парламента. Кроме того, содержатьпостоянную армию в мирное время дозволялось только сего санкции. Билль устанавливал свободу слова и пренийв парламенте, свободу выборов в парламент, право обра-щения подданных с петицией к королю. Он содержал специ-альное указание, что парламент должен созываться достаточночасто. Впоследствии это положение было уточнено, и срокполномочий парламента был определен сначала в 3 года, азатем - 7 лет. Акт об устроении, именуемый также Законом о престо-лонаследии, устанавливал порядок престолонаследия и со-держал дальнейшие уточнения прерогатив законодательнойи исполнительной власти. Лица, вступившие на английскийтрон, обязаны были присоединиться к англиканской церк-ви. Дальнейшее ограничение королевской прерогативы вы-разилось в том, что судьи, назначаемые короной, моглиоставаться на своих постах, " пока ведут себя хорошо", иотстранялись от должности только по представлению обеихпалат парламента. Чтобы уменьшить влияние короны на де-ятельность палаты, запрещалось совмещение членства впалате общин с занятием должности королевского министра(это положение было вскоре отменено). Акт предусмотрелправило, согласно которому все акты исполнительнойвласти, помимо подписи короля, нуждались в подписи со-ответствующих королевских министров (контрасигнатура), по совету и с согласия которых они приняты. Важным ус-тановлением было лишение короля права помилования своихминистров, осужденных парламентом в порядке импичмента. Таким образом, на рубеже XVII-XVIII вв. в Англии по-лучили оформление важнейшие институты буржуазного госу-дарственного права: верховенство парламента в областизаконодательной власти, признание за парламентом исклю-чительного права вотировать бюджет и определять военныйконтингент, а также принцип несменяемости судей. Вместес тем законодательство XVII-XVIII вв. не решило оконча-тельно вопрос о взаимоотношениях властей. Дуализм влас-ти продолжал сохраняться: не случайно государственныйстрой Англии XVII-XVIII вв. обычно определяется как ду-алистическая монархия. Королевская прерогатива не былапо-прежнему законодательно определена. Король сохранялправо абсолютного вето в отношении законопроектов, про-шедших через парламент, безраздельное право на формиро-вание своего правительства и осуществление с его по-мощью своей политики. Представление о триедином парла-менте (король и две палаты) оставалось теоретически не-изменным. Никакой ответственности перед парламентом ко-роль не нес, как не несли политической ответственностини Правительство Его Величества, ни так называемый каби-нет, который выделился из Тайного совета в составе кол-легии из 5-7 наиболее важных министров-советников коро-ля. Усиление промышленной буржуазии в результате промыш-ленного переворота середины XVIII - начала XIX в. обус-ловило ее стремление доминировать в политическом союзес джентри и финансовой аристократией, следствием чегобыла дальнейшая модернизация политической системы анг-лийского общества. Такая модернизация, однако, осущест-влялась медленно и постепенно, путем новых компромис-сов, и сопровождалась эволюцией конституционной монар-хии от дуалистической к парламентарной, формированиемсистемы парламентаризма. Развитие конституционной монархии. Становление " от-ветственного правительства". Главными направлениямиэволюции британской монархии в течение XVIII в., зало-жившими основы британской модели парламентаризма, былидальнейшее ограничение королевской власти и утверждениеновых принципов взаимоотношений исполнительной и зако-нодательной власти - становление " ответственного прави-тельства". Важнейшей особенностью этих изменений сталото, что они не были, как правило, оформлены какими-либоновыми конституционными актами, а сложились в процессеполитической практики как результат соперничества двухпартий за право формировать " правительство его вели-чества". Английская конституция приобрела благодаряэтому уникальную форму и не менее уникальное содержа-ние, ибо помимо таких источников, как акты парламента исудебные прецеденты, не менее, а порой и более важноезначение приобрели выходящие за рамки права и не подле-жащие судебной защите конституционные обычаи (соглаше-ния), именуемые иначе " конвенциональными нормами". Монарх продолжал оставаться главой государства, нопостепенно превращался фактически лишь в номинальногоглаву исполнительной власти. Первые прецеденты, спо-собствующие этому, возникли уже в первые десятилетияXVIII в., особенно при королях Ганноверской династии (с1714 г.). Право короля отвергать законы, принятые пар-ламентом (абсолютное вето), перестало применяться с1707 г. Король Георг I (1714-1727), не знавший английс-кого языка, перестал являться на заседания кабинета, что повлекло за собойважные политические последствия. Прежде всего такое" отчуждение" короля от кабинета способствовало сосредо-точению функций по руководству кабинетом в руках егопремьер-министра. Кабинет стал действовать от имени" Его Величества", но практически самостоятельно. Поло-жение монарха в дальнейшем было определено максимой, гласившей, что " король царствует, но не управляет".Правда, влияние монарха на политику кабинета нередкобывало очень значительным, а фактически утраченные ко-ролем прерогативы юридически до сих пор остаются в егораспоряжении, и отдельные короли пытались их использо-вать не только в XVIII, но и в XIX в. И все же это ста-ло исключением, а не практикой, " резервом" на случайчрезвычайной ситуации. Параллельно с концентрацией названных прерогатив мо-нарха в руках кабинета решался вопрос об ответственнос-ти исполнительной власти перед парламентом. Теперь этаответственность могла быть перенесена с короля на егоминистров. Первым шагом к возникновению новой системывзаимоотношений кабинета и парламента были акты 1705-1707 гг. о должностях, которые, отменив соответствующиеположения Акта 1701 г., открыли министрам возможностьизбираться в нижнюю палату парламента и тем самымпредставлять в ней кабинет. В 1708-1715 гг. стал ут-верждаться принцип формирования кабинета на однопартий-ной (тори или виги), а не на смешанной основе. Все бо-лее типичной становилась ситуация, когда кабинет не могдолгое время находиться у власти, не имея поддержки(доверия) большинства в палате общин, и победившая навыборах партия, имеющая такое большинство, формировалакабинет, а другая образовывала в парламенте организо-ванную оппозицию и так называемый " теневой кабинет". Вконце XVIII в. начинают устанавливаться еще два важныхправила. В случае утраты кабинетом доверия парламентаон либо уходил в отставку в полном составе (солидарнаяответственность), либо мог распустить палату общин иназначить новые выборы. Первый случай коллективной отставки кабинета имелместо в 1782 г. из-за проигрыша Британией войны с аме-риканскими колониями, а первый роспуск нижней палатыкабинетом - в 1784 г. Так возникла система взаимныхсдержек палаты общин и кабинета, в условиях которой ка-бинет должен был оценивать политическую ситуацию как в парла-менте, так и в стране в целом и в случае правительст-венного кризиса принимать одно из двух решений. Таким образом, в течение XVIII в. в принципе сформи-ровались такие черты будущей системы британского парла-ментаризма, как " партийное правление" и регулярная сме-на кабинета в зависимости от одобрения его политики впалате общин. Однако многие из этих черт еще не приоб-рели законченного выражения, а роль королевской властии аристократической палаты лордов оставалась весьмазначительной. Дальнейшее развитие парламентаризма былоневозможно, пока сама система формирования нижней пала-ты парламента имела феодальный характер и обеспечиваладжентри командные посты в руководстве обществом.

Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал