Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система реестра обеспечительных прав






 

Введение

 

В настоящее время общепризнанной составляющей эффективного режима обеспечительных сделок (в том числе залоговых) является наличие реестра обеспечительных прав < 1>.

--------------------------------

< 1> Так, одним из критериев оценки качества ведения бизнеса и возможности получения кредита по методологии Мирового банка (Legal Rights Index) является наличие реестра обеспечений, единого на всей территории государства и унифицированного по видам имуществ, а также индексируемого по имени лица, предоставляющего обеспечение (т.е. информация вносится в реестр и осуществляется поиск информации в реестре по критерию " лицо, предоставившее обеспечение") (World Bank Doing Business, Chapter 2 " Getting Credit"). Также см., например: Руководство ЮНСИТРАЛ для законодательных органов по обеспеченным сделкам (2010) (UNCITRAL Legislative Guide on Secured Transactions); Модельный закон об обеспечительных сделках Европейского банка реконструкции и развития (2004) (Model Law on Secured Transactions); Принципы, определения и модельные нормы европейского частного права; Проект Общих положений (Principles, Definitions and Model Rules of European Private Law, Draft Common Frame of Reference (DCFR)).

 

Реестр обеспечительных прав < 1> - это обобщающий термин для обозначения реестра, содержащего информацию о возможном наличии в отношении того или иного имущества обременения в форме обеспечительного права (в том числе залога) < 2>. Внесение такой информации в реестр и ее опубликование в реестре является способом, с помощью которого обеспечение приобретает обязательную силу в отношении третьих лиц.

--------------------------------

< 1> Общий реестр обеспечительных прав позволяет регистрировать информацию, которая содержится в уведомлениях в отношении возможно существующего настоящего или будущего обеспечительного права для следующих целей: (а) придания обеспечительным правам действительной силы в отношении третьих лиц; (б) обеспечения наличия эффективного индикатора для применения правил о приоритете обеспечительного права, основанных на времени (моменте) регистрации; (в) функционирования в качестве объективного источника информации для третьих лиц, вступающих в отношения, предметом которых является имущество лица, предоставившего в отношении его обеспечительное право. Обобщенно целью реестра обеспечительных прав является получение, хранение и обеспечение публичности информации, относящейся к обеспечительным правам в отношении движимого имущества (п. A(II)(13) Проекта Руководства ЮНСИТРАЛ по реестру обеспечительных прав 2011 г. (Draft Security Rights Registry Guide)).

< 2> В различных юрисдикциях используются различные названия реестра обеспечительных прав (в том числе в зависимости от перечня обеспечительных прав, в отношении которых ведется реестр (все обеспечительные права или только залог)). Например, в Словакии это Нотариальный центральный реестр залоговых прав ( register )) (https://www.notar.sk/en/Mainpage/Centralnotaryregister-offleeds/Pledges/tabid/556/language/en-US/Default.aspx), в Румынии - Электронный архив обеспечительных прав в движимом имуществе (Arhiva de Garan ii Reale Mobiliare) de Garan ii Reale Mobiliare) (https://www.co.romarhiva.ro/webarchive/index.htm), в Новой Зеландии - Реестр обеспечительных прав в движимом имуществе (Personal Property Securities Register) (https://www.ppsr.govt.nz/cms).

 

Реестр обеспечительных прав призван обеспечить публичность обеспечений, установленных или тех, которые могут быть установлены в отношении имущества. В этом отношении система реестра обеспечительных прав отличается от правоустанавливающей системы государственной регистрации (например, реестра прав на недвижимое имущество, реестра исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации) тем, что не носит правоустанавливающего (правоподтверждающего) характера.

Благодаря публичности обеспечений гарантируется открытость и ясность для участников рынка по части наличия возможного обеспечения в отношении имущества, что в свою очередь является одним из факторов принятия положительного решения о вступлении с тем или иным лицом в деловые отношения.

 

Обязательность обеспечения в отношении третьих лиц

с момента, когда оно признается общеизвестным

 

Гласность (публичность) обеспечительного права, обременяющего имущество, является одним из необходимых условий его действия. В силу принципа гласности обеспечительное право, обременяющее имущество, имеет силу в отношении третьих лиц только при условии, если оно стало общеизвестным для таких третьих лиц (стало " публичным").

Так, традиционным способом обеспечения публичности залога является передача владения имуществом залогодержателю. В частности, этим объясняется наличие до недавнего времени (и сохранившееся в некоторых законодательствах) требования законодательств различных юрисдикций о передаче предмета залога во владение залогодержателю для действительности права залога. Владение в данном случае служит своего рода сигналом для общества о наличии в отношении имущества соответствующих отношений.

Далее, с появлением в отношении ряда видов имущества (прежде всего объектов недвижимости) реестров прав, а также реестров о компаниях публичность обременения имущества обеспечивается специальными отметками в таких реестрах.

Однако указанные реестры имеют очень узкое применение (в связи с тем, что реестры созданы в отношении определенных видов имущества) либо ограниченное использование (в связи с тем, что третье лицо не может достаточно оперативно получить необходимую информацию). Ограниченный перечень имущества, в отношении которого может быть получена информация о наличии (возможном наличии) обеспечения, недостаточная доступность такой информации (включая низкую скорость ее получения на основании официального запроса) не отвечают потребностям современного оборота, объем и скорость сделок которого постоянно увеличиваются < 1>.

--------------------------------

< 1> В частности, в современных коммерческих сделках право залога создается без передачи владения, и залогодатель оставляет имущество у себя, используя его в ходе своей деятельности, в том числе для того, чтобы получать прибыль, за счет которой выплачиваются платежи по займу (кредиту), обеспеченному залогом данного имущества. При этом кредитор, предоставивший должнику финансирование под залог имущества, нуждается в уверенности относительно силы своего залогового права в отношении остальных кредиторов залогодателя и иных третьих лиц.

 

В ответ на такие запросы появляется реестр обеспечительных прав (сначала в штатах США, а затем - в более усовершенствованном виде - в провинциях Канады и далее - во многих других государствах), в который вносится информация об обеспечениях в отношении всех видов имущества (за исключением тех, в отношении которых существуют специальные реестры, не ликвидированные после создания реестра обеспечительных прав). При этом для внесения информации в реестр обеспечительных прав используется упрощенный порядок, основанный на концепции уведомления об обеспечении.

 

Уведомление, а не подтверждение обеспечительного права

 

Реестр обеспечительных прав основан на том, что в него вносится информация, представляющая собой уведомление (третьих лиц) о возможном наличии обеспечения в отношении имущества < 1>. Это означает, что внесение информации в реестр обеспечительных прав не является условием для создания такого права в отношениях между сторонами обеспечительной сделки (например, между залогодателем и залогодержателем), а также не имеет какого-либо значения для решения вопроса о действительности или для подтверждения наличия обеспечительного права или других вопросов, за исключением вопроса об определении старшинства (приоритета) прав кредиторов, требования которых обеспечены в форме обеспечительного права в имуществе (обеспеченные кредиторы) (см. далее).

--------------------------------

< 1> Термин " уведомление об обеспечении" используется для противопоставления регистрации, носящей обязательный и правоустанавливающий характер. Обеспечительный реестр призван предоставлять сведения о том, что имущество того или иного лица может быть обременено обеспечением.

 

Такое построение системы обеспечительного реестра объясняется тем, что его целью является предоставление третьим лицам информации об обязательном для них обременении имущества в форме обеспечительного права (т.е. обеспечении, против которого в будущем они не смогут сделать возражение о " незнании" его наличия). Но внесение в реестр и предоставление из него указанной информации не должны быть связаны с теми ограничениями и издержками, которые имеет обязательная регистрация прав и обременений имущества.

Правоустанавливающая система (система, которая регистрирует обеспечение по аналогии с правом собственности на имущество) связана с большими издержками и затратами для сторон обеспечительной сделки и для государства, обеспечивающего функционирование правоустанавливающей системы регистрации, так как (а) для регистрации в ней обеспечения стороны должны пройти формальную процедуру подачи и рассмотрения уполномоченным органом документов по сделке; (б) раскрыть коммерческие условия своих договоренностей.

Необходимость регистрации обеспечения по аналогии с регистрацией права собственности на имущество может быть оправдана в случаях, когда уже созданы или создаются реестры, в которых регистрируются права на имущество (например, в случае с такими реестрами, как реестр акционеров, реестр владельцев ценных бумаг), но совершенно не оправдана в отношении всего остального имущества. В последнем случае ни стороны сделки, ни государство не заинтересованы в создании громоздкой системы правоустанавливающего реестра в отношении всего имущества - достаточно создания реестра, позволяющего установить обязательные для третьих лиц обеспечения, а остальные правомочия (в том числе наличие права собственности у лица, предоставляющего обеспечение) в отношении имущества стороны могут установить в рамках переговоров между собой < 1>.

--------------------------------

< 1> Возможно, было бы удобно иметь некий реестр всех прав в отношении всего имущества, но его создание и функционирование будет настолько дорого как для государства, обеспечивающего его функционирование, так и для сторон, представляющих при каждой сделке документы для регистрации, что все возможные преимущества становятся ничтожно малыми в результате таких издержек.

 

Реестр обеспечительных прав не регулирует и не должен регулировать права и обязанности сторон обеспечительной сделки. Данный реестр (а) уведомляет о возможном наличии обеспечения в отношении имущества и (б) предоставляет информацию о том, где может быть получена более подробная информация о таком обеспечении (в реестре содержится информация о лице, предоставившем обеспечение, и лице, в пользу которого установлено обеспечение).

 

Определение старшинства (приоритета) прав

обеспеченных кредиторов

 

Внесение информации об обеспечении в реестр обеспечительных прав (с условием, что реестр обеспечивает ее публичность для любого лица) имеет значение только для определения, когда обременение имущества считается ставшим публичным для третьих лиц, т.е. для определения старшинства (приоритета) прав обеспеченных кредиторов. Например, залогодержатель, информация о залоге в пользу которого внесена в реестр обеспечительных прав ранее (например, 1 июня 2012 г., 10 часов 00 минут), имеет приоритет по отношению к залогодержателю, информация о залоге в пользу которого внесена в реестр обеспечительных прав позднее (например, 1 июня 2012 г., 10 часов 05 минут).

При этом на такой вывод никаким образом не влияет тот факт, когда с каждым залогодержателем был заключен договор залога (так называемое правило " кто первый зарегистрировал, тот и первый" (first to register rule < 1>). Например, первый залогодержатель будет иметь приоритет и в том случае, если второй залогодержатель заключил договор залога с залогодателем ранее, чем первый залогодержатель.

--------------------------------

< 1> Из этого правила законодательство, как правило, устанавливает ряд исключений. В частности, исключение устанавливается для залога, возникающего на основании продажи товаров в кредит. Такое право залога получает абсолютный приоритет по отношению к иным, в том числе ранее зарегистрированным, залогам при условии регистрации такого залога (уведомления о таком залоге) товара, проданного в кредит, в течение льготного периода времени. Данное исключение устанавливается для того, чтобы не препятствовать развитию деятельности по продаже товаров в кредит.

 

Наличие приоритета у обеспеченного кредитора, включая залогодержателя, означает, что такой обеспеченный кредитор имеет преимущественное право по отношению к иным обеспеченным кредиторам, которым было предоставлено обеспечение в отношении того же имущества, что и обеспеченному кредитору с приоритетом, получить удовлетворение своих требований за счет данного имущества.

Например, если залогодержатель ранее других внес в реестр обеспечительных прав запись о залоге в его пользу (старший залогодержатель), то при обращении взыскания на предмет залога другим залогодержателем, внесшим запись о залоге позднее (младший залогодержатель), старший залогодержатель вправе требовать прекращения такой процедуры и самостоятельно обратить взыскание на предмет залога (при внесудебном обращении взыскания) либо получить удовлетворение своих требований за счет вырученных от реализации предмета залога средств преимущественно по отношению к младшему залогодержателю (при судебном обращении взыскания).

 

Влияние фактического знания лица об обеспечении

на определение приоритета обеспечительного права

 

При наличии системы регистрации обеспечения в реестре обеспечительных прав для определения приоритета права обеспеченного кредитора фактическое знание лица о наличии обеспечения не должно иметь значения < 1>. Этот подход объясняется необходимостью сделать процесс определения приоритета обеспечительных прав объективным и тем самым снизить количество споров при решении вопроса о приоритете обеспечительного права. Кроме того, такой подход значительно снижает неопределенность для приобретателей обремененного имущества. В частности, при приобретении третьим лицом предмета залога, в отношении которого в реестр обеспечительных прав не внесена запись о залоге, такое лицо приобретает имущество свободным от права залога - вне зависимости от того, знало оно или нет о залоге < 2>.

--------------------------------

< 1> См., например: Руководство Азиатского банка развития по реестру движимого имущества (2002) (п. 48) (The Asian Development Bank (ADB) Guide to Movables Registries).

< 2> При этом необходимо иметь в виду, что в случае приобретения имущества у лица, осуществляющего отчуждение такого имущества в качестве своей основной хозяйственной деятельности, такое имущество (вне зависимости от регистрации залога (уведомления о залоге)) переходит к приобретателю свободным от права залога. Например, при приобретении мебели в мебельном магазине.

 

Соотношение внесения информации об обеспечении

в реестр обеспечительных прав с другими способами

уведомления третьих лиц (получения приоритета)

 

Внесение информации об обеспечении в реестр обеспечительных прав является одним из способов уведомления третьих лиц о наличии (возможном наличии) обеспечительного права в отношении имущества наряду с такими способами, как передача владения, регистрация обеспечения (в отношении имущества, права на которое регистрируются в специальном правоустанавливающем реестре) и контроль (в отношении финансовых активов, в том числе ценных бумаг) < 1>.

--------------------------------

< 1> Одним из самых ярких примеров получения контроля как способа уведомления третьих лиц и получения приоритета является блокирование ценных бумаг на счете депо (лицевом счете) их владельца в пользу обеспеченного кредитора или их перевод на специальный счет обеспеченного кредитора. См. об этом: Директива 2002/47/EC Европейского парламента и Совета от 6 июня 2002 г. касательно финансовых обеспечительных соглашений (Directive 2002/47/EC of the European Parliament and of the Council of 6 June 2002 on financial collateral arrangements). Например, в соответствии с п. 2 ст. 2 данной Директивы " ссылки в Директиве на то, что финансовое обеспечение " предоставлено", или на " предоставление" финансового обеспечения являются ссылками на то, что финансовое обеспечение передано, перешло, находится в держании, зарегистрировано или обозначено иным образом, означающим, что финансовое обеспечение находится во владении или под контролем лица, принимающего обеспечение, или лица, действующего от его имени".

 

При этом регистрация в правоустанавливающем реестре и получение контроля являются специальными способами в отношении определенного в специальном законодательстве имущества, тогда как передача владения и регистрация в реестре обеспечительных прав носят общий, универсальный характер (применяются в отношении всего имущества, для которого не создано специальное законодательство о фиксации прав и обременений).

В связи с этим между последними двумя способами уведомления третьих лиц может возникнуть конкуренция < 1>: передача владения может возникнуть ранее регистрации в реестре обеспечительных прав и наоборот. В таком случае вопрос о том, какому из обеспеченных кредиторов принадлежит больший приоритет, решается в разных юрисдикциях по-разному.

--------------------------------

< 1> Тем не менее в некоторых случаях (в отношении определенных видов имущества) владение также может являться единственным способом уведомления третьих лиц и получения приоритета (например, в отношении залога векселя, оформляемого без совершения залогового индоссамента).

 

Так, в Сербии, Франции владение и регистрация в реестре обеспечительных прав < 1> равнозначны как способы получения приоритета, и права залогодержателей определяются датой передачи владения и датой регистрации в реестре обеспечительных прав (в зависимости от того, какая дата наступила ранее). Напротив, в Молдове регистрация в реестре обеспечительных прав < 2> обладает преимуществом по отношению к передаче владения, т.е. обеспеченный кредитор, получивший приоритет посредством внесения записи об обеспечении в реестр, имеет больший приоритет по отношению к обеспеченному кредитору, получившему приоритет посредством передачи ему владения (даже в том случае, если владение было передано ранее регистрации).

--------------------------------

< 1> В Сербии это Реестр залогов в отношении движимого имущества и прав (Регистар заложного права) (функционирует с 2005 г.) (https://www.apr.gov.rs/eng/Registers/Pledges/RegisterofPledgesonMovablePropertyandRights.aspx), во Франции - реестр, который ведут торговые суды (https://www.infogreffe.fr/infogreffe/afficherGageSansDepossession.do? pageAppel=new).

< 2> Центр учета залога, нотариальных действий и должников.

 

Значение реестра обеспечительных прав

 

Реестр обеспечительных прав имеет очень важное значение для оборота и привлечения финансирования, поскольку такой реестр обеспечивает публичность обеспечительных прав, на основании которой обеспечения становятся обязательными для всех третьих лиц. Такая публичность обеспечений гарантирует открытость и ясность для участников рынка в отношении наличия возможного обременения имущества (в форме обеспечительного права), что в свою очередь является одним из факторов принятия положительного решения о вступлении с тем или иным лицом в деловые отношения.

В частности, публичность обеспечений позволяет вовлечь в оборот большой объем имущества, права на которое не регистрируются в специально созданных (правоустанавливающих) реестрах, в качестве предмета залога для обеспечения обязательств по привлекаемому финансированию (например, по кредиту или по облигациям).

Так, по оценкам Международной финансовой корпорации (International Finance Corporation), в государствах, в которых не развито законодательство об обеспечениях и не создан реестр обеспечительных прав, основную долю принимаемого в залог имущества составляет недвижимое имущество, тогда как в государствах с развитым законодательством об обеспечениях и с функционирующим реестром обеспечительных прав движимое имущество расценивается как ценный предмет обеспечения, которое принимается финансирующими организациями в залог при предоставлении кредитов без существенной скидки в их оценке (дисконтирования), обусловленной наличием правовой неопределенности относительно получения приоритета в результате заключения договора залога в отношении такого имущества < 1>.

--------------------------------

< 1> Системы обеспечительных сделок и реестры обеспечений (2010) (International Finance Corporation Transactions Systems and Collateral Registries).

 

Сфера применения реестра обеспечительных прав и

функциональный подход

 

Регистрация обеспечения в реестре обеспечительных прав может носить генеральный характер, под которым подразумевается возможность регистрации в таком реестре любого права, функционально являющегося обеспечительным. Например, применительно к российскому праву правами, функционально являющимися обеспечительными, являются сохранение права собственности за продавцом < 1>, лизинг < 2>, обеспечительная уступка < 3>.

--------------------------------

< 1> Статья 491 ГК РФ.

< 2> § 6 гл. 34 ГК РФ.

< 3> Абзац 2 п. 1 ст. 824 ГК РФ.

 

Генеральный характер реестра обеспечительных прав создается в тех государствах, законодательство которых переходит от регулирования отдельными нормами каждого вида обеспечения к универсальному регулированию, в соответствии с которым все прежние обеспечительные права в отношении имущества, подчинявшиеся различным нормам, получают единообразные правила. При этом критерием, определяющим применение обеспечительного законодательства, является функциональное назначение соответствующего права: если функциональным назначением права является предоставление обеспечения в отношении имущества, то оно подчиняется режиму единого законодательства об обеспечениях.

Одним из самых ярких и первых примеров применения функционального подхода является ст. 9 Единообразного торгового кодекса Соединенных Штатов Америки < 1>. В соответствии с данной статьей все обеспечительные инструменты общего права, права справедливости и законодательства были обобщены в общей концепции " договора об обеспечении" (security agreement), создающего " обеспечительный интерес" (security interest).

--------------------------------

< 1> The United States Uniform Commercial Code. Первый официальный текст был опубликован на общегосударственном уровне в 1962 г., хотя некоторые штаты (например, штат Пенсильвания) опубликовали его ранее, в 1953 г.

 

Этот подход был воспринят рядом законодательств < 1> и некоторыми международными организациями, осуществляющими поддержку государств при разработке нового законодательства об обеспечении. В частности, Руководство ЮНСИТРАЛ для законодательных органов по обеспеченным сделкам (2010) < 2> содержит рекомендацию, в соответствии с которой в наиболее возможной степени все сделки, которые создают права в отношении любого вида имущества с целью обеспечения исполнения обязательства (т.е. выполняют обеспечительные функции), должны рассматриваться как обеспечительные сделки и регулироваться такими же правилами, которые применимы к обеспечению, или по крайней мере на аналогичных принципах < 3>. В соответствии с функциональным подходом к сделкам, выполняющим обеспечительные функции, должны применяться аналогичные правила как минимум < 4> касательно создания, действия в отношении третьих лиц, приоритета (старшинства) и принудительного исполнения (обращения взыскания) < 5>.

--------------------------------

< 1> Например, Австралия (Закон об обеспечительных правах в движимом имуществе 2009 г. (Personal Property Securities Act)), Босния и Герцеговина (Рамочный закон о залоге 2004 г. (Framework Pledge Law of Bosnia and Herzegovina)), провинции Канады (например, Закон об обеспечительном праве в движимом имуществе провинции Онтарио (Personal Property Security Act)), Новая Зеландия (Закон об обеспечительных правах в движимом имуществе (Personal Property Securities Act)).

< 2> UNCITRAL Legislative Guide on Secured Transactions (2010).

< 3> § 62 Руководства.

< 4> Слова " как минимум" означают, что остальные правила (например, бухгалтерского учета, налогообложения), применяемые к таким обеспечительным сделкам, могут основываться на различных подходах.

< 5> § 110 Руководства.

 

Универсальные характеристики реестра обеспечительных прав

 

В государствах используются различные термины и механизмы для системы регистрации обеспечения в реестре обеспечительных прав < 1>.

--------------------------------

< 1> В особенности такие различия заметны в зависимости от того, когда реестр обеспечительных прав был создан или реформирован. Как правило, реестры обеспечительных прав, созданные до широкого распространения Интернета, не в полной мере отвечают общепризнанным стандартам функционирования реестра обеспечительных прав. Например, в Венгрии, в которой реестр залогов функционирует с мая 1997 г., в настоящее время только нотариусы вправе вносить записи в реестр, а поиск возможен только в определенных местах (нотариальные конторы, банки). Тем не менее сейчас в Венгрии (в связи с принятием нового ГК Венгрии, полностью вступившего в силу с 1 января 2011 г.) осуществляется подготовка к существенному изменению системы реестра для приведения его в соответствие с международными стандартами (в частности, реестр, залогов будет электронным). Те же реестры обеспечительных прав, которые были созданы или реформированы в последнюю декаду (например, в Австралии, Новой Зеландии), наиболее полно отвечают современным требованиям (в частности, предоставляют возможность внести запись об обеспечительном праве напрямую, без посредников и найти ее посредством Интернета).

 

Однако универсальной, лучшей практикой является то, что данная система строится на основе реестра, т.е. централизованной, публичной и общедоступной совокупности сведений о возможности существования обеспечительных прав либо о возможности существования залога (в государствах, в которых не используется функциональный подход).

Создающиеся в настоящее время реестры обеспечительных прав являются электронными. Электронная форма реестра позволяет достичь быстрого и необременительного внесения информации в реестр (через сайт реестра), доступности и открытости сведений реестра (через сайт реестра), а также эффективности с точки зрения расходов на поддержание системы реестра обеспечительных прав (в частности, благодаря отсутствию необходимости принимать и хранить бумажные документы) < 1>.

--------------------------------

< 1> По общепризнанному мнению специалистов, электронные записи менее подвержены риску уничтожения или повреждения в результате физических и природных явлений. Также электронный способ внесения и получения информации из электронной базы реестра, бесспорно, намного более эффективен с точки зрения скорости и административных расходов по сравнению с внесением информации и ее поиском вручную в архиве бумажного реестра (см., например: Руководство Азиатского банка развития по реестру движимого имущества (2002) (п. 115) (The Asian Development Bank (ADB) Guide to Movables Registries)).

 

При этом реестры обеспечительных прав, созданные ранее на бумажной основе, постепенно переходят на электронную форму (сведения вносятся в реестр с использованием информационно-коммуникационных технологий, хранятся в реестре в электронном формате, запрос сведений из реестра осуществляется в электронном формате с использованием информационно-коммуникационных технологий, запрошенные сведения предоставляются в электронном формате).

Для внесения информации об обеспечении в реестр обеспечительных прав не требуется представлять на рассмотрение какого-либо лица документы по сделке, в том числе договор, требования по которому обеспечиваются, и договор, на основании которого создается обеспечение < 1>. Достаточно заполнить на сайте реестра стандартную форму, содержащую поля-сведения, необходимые для внесения в реестр записи об обеспечении в соответствии с законодательством (сведения, которые необходимы для того, чтобы уведомить третьих лиц о возможности существования обеспечения в отношении имущества). Как правило, такими полями являются имя (наименование) и другие необходимые идентификационные данные залогодателя, залогодержателя, описание предмета обеспечения. При этом реестр функционирует таким образом, что система не позволяет внести запись в реестр, если не заполнены все поля, тем самым устраняется необходимость привлекать каких-либо " регистраторов" для проверки правильности заполнения форм.

--------------------------------

< 1> Примечательно, что государства, первоначально придерживавшиеся такого подхода, в дальнейшем вынуждены были смягчить его (например, Польша).

 

Внесение записи об обеспечении в реестр, а также ее поиск в реестре осуществляются против (т.е. по критерию) уникальных идентификационных данных залогодателя. Помимо этого поиск в реестре может также осуществляться по имуществу, когда оно имеет уникальный серийный номер (например, автомобили, имеющие VIN).

Принцип внесения записи об обеспечении в реестр обеспечительных прав и ее поиска по критерию " уникальные идентификационные данные залогодателя" объясняется тем, что большая часть движимого имущества, на которое распространяет свое действие реестр, не имеет каких-либо уникальных индивидуализирующих признаков, кроме принадлежности определенному лицу, которые бы позволили любому лицу, осуществляющему поиск информации в реестре, определить, об обременении какого имущества внесена запись в реестр.

Реестр обеспечительных прав позволяет осуществлять поиск записей об обременении любому лицу. Как правило, такой поиск осуществляется без взимания какой-либо платы.

Реестр обеспечительных прав не является средством пополнения бюджета или получения прибыли, плата за его услуги устанавливается на минимальном уровне, для того чтобы обеспечить каждому доступ к его услугам.

 

Российский опыт

 

В России довольно долго обсуждалась идея создания реестра только в отношении информации о залоге (реестр уведомлений о залоге). В частности, Министерство финансов Российской Федерации разработало проект ФЗ " О регистрации уведомлений о залоге движимого имущества" (в октябре 2011 г. была представлена версия проекта, работа над которым ведется с сентября 2006 г.) < 1>. Кроме того, Министерство экономического развития готовило проект Федерального закона " Об учете залогов движимого имущества" < 2>, основанный на Концепции " Система регистрации в России" < 3>, содержащей основные требования к будущему реестру залогов в России.

--------------------------------

< 1> Данный проект подвергся критике со стороны специалистов. См., например: Рожкова М.А. Нормативный котопес: объединение норм о регистрации уведомлений о залоге и норм об учете заложенных авто в одном законопроекте // Закон. 2012. N 2. С. 100 - 106; Батуева А., Черных А. Реестр залоговых уведомлений в России: будет ли он работать? // Legal Insight. 2011. N 5(6). С. 44 - 47.

< 2> Термин " учет залога" используется в соответствии с терминологией проекта ГК РФ, который предусматривает, что " законом может быть предусмотрен учет залогов отдельных объектов движимого имущества. Если законом предусмотрен учет залогов, возникающих на основании договора залога или в силу закона, залогодержатель вправе в отношениях с третьими лицами ссылаться на принадлежащие ему права на заложенное имущество только с момента совершения в установленном законом порядке записи об учете залога. Отсутствие такой записи не затрагивает отношения залогодателя с залогодержателем" (п. 4 ст. 339).

< 3> Текст данной Концепции опубликован на сайте: https://lecap.ru/.

 

Однако в итоге система регистрации уведомлений о залоге движимого имущества была закреплена Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 166-ФЗ " О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации" < 1>. Данным Законом регистрация уведомлений о залоге движимого имущества возлагается на нотариусов; реестр уведомлений о залоге движимого имущества входит в качестве составляющей в Единую информационную систему нотариата < 2> (ст. 34.2 и гл. XX.1 Основ законодательства о нотариате).

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 2012. N 41. Ст. 5531.

< 2> Согласно ст. 34.2 Основ законодательства о нотариате Единая информационная система нотариата включает в себя реестры: 1) удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний; 2) удостоверений доверенностей и уведомлений об отмене доверенностей; 3) открытых наследственных дел; 4) удостоверенных брачных договоров; 5) уведомлений о залоге движимого имущества.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал