Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Филипп Гласс (р. 1937 г)






Филипп Гласс (Glass Phlipp) (р. 31 января 1937, Балтимор, Мэриленд) – американский композитор, пианист. Один из основоположников музыкального минимализма.

Начал играть на скрипке с 6 лет, на флейте — с 8. Увлекался, помимо прочего музыкой композиторов новой венской школы, в частности, А. фон Веберна. В 19 лет поступил в Чикагский университет (математика и философия), а позже начал обучение в Джульярдской музыкальной школе в Нью-Йорке. В это время Гласс стал отказываться от 12-тоновой техники и увлекся творчеством таких композиторов, как А. Коупленд и У. Шуман.

В возрасте 23 лет Гласс перебрался в Париж и в течение 2 лет занимался у известного педагога Нади Буланже. Во время пребывания в Париже к нему обратился один кинорежиссер с просьбой транскрибировать музыку известного индийского композитора и ситариста Рави Шанкара (Ravi Shankar), чтобы ее смогли читать французские музыканты. В ходе работы Гласс подружился с Шанкаром (дружба и сотрудничество между ними продлятся многие годы), заразился неевропейскими этническими музыкальными концепциями и предпринял несколько путешествий в Северную Африку, Индию и Гималаи, исследуя местные музыкальные традиции. По возвращении в Нью-Йорк Гласс приступил к написанию собственной музыки. В 1974 вышла первая работа композитора под названием «Music In 12 Parts». В основе композиций лежали циклически повторяющиеся простые темы, написанные на диатонической «подкладке» и претерпевающие лишь количественные изменения. Это был период чистого минимализма в творчестве Гласса.

В 1975 Гласс написал свое первое значительное произведение — минималистическую оперу «Einstein On The Beach». (Это первая из трех опер Гласса, посвященных выдающимся личностям, «историческим фигурам, которые своей мудростью и силой внутреннего видения меняют меняют ход истории»; помимо Эйнштейна, Гласс избрал М.К. Ганди и древнеегипетского фараона Эхнатона.) После выхода альбомов North Star (1977), Dances Nos. 1& 2 (1979) и особенно Glassworks (1982) Гласс стал известен во всем мире. Ему начали делать заказы на написание произведений (например, опера «Satyagrakha» (1985) была заказана Нидерландской оперой, а «Akhnaten» (1987) — Штутгартским оперным театром).

В 1983 началась работа Гласса по написанию музыки к фильмам Годфри Реджио «Koyaanisquatsi» (1983), «Powaqquatsi» (1988) и «Naqoyquatsi» (2002), повествующим о разрушительном и самоуничтожительном характере современной цивилизации, о чудовищной пропасти, отделяющей современного человека от природы и ее извечных законов. Талантливая завораживающая музыка удивительно удачно гармонировала с видеорядом, создавая причудливые и несколько пугающие грандиозные полотна. В 1983 известный английский режиссер П. Гринуэй посвятил Глассу часть своего документального фильма «Четыре американских композитора», где музыкант соседствовал с Мередит Монк (Meredith Monk), Джоном Кейджем (John Cage)и Робертом Эшли (Robert Ashley).

Гласс оказал значительное влияние на ряд рок-исполнителей — таких, как Роберт Фрипп (Robert Fripp), Брайан Ино (Brian Eno), Дэвид Боуи (David Bowie), Дэвид Бирн (David Byrn). Особенно удачно наследие Гласса прижилось в арт-роке. Не обошлось и без обратного влияния: в инструментальный арсенал Гласса давно и прочно вошли синтезаторы; множество произведений отличаются четко выраженным роковым саундом. На запись своего альбома «Songs From Liquid Days» (1986) Гласс пригласил таких известных исполнителей рок-музыки, как Пол Саймон (Paul Simon), Дэвид Бирн, Лори Андерсон (Laurie Anderson) и Сюзанна Вега (Susanne Vega). А в 1993 Гласс записал авторскую обработку альбома Дэвида Боуи «Low».

Филип Гласс – человек–легенда, при жизни получивший статус классика. К творениям Гласса можно относиться по-разному: одни признают за ним гениальность, другие замечают излишнюю патетику и монументальность звучания, но так или иначе, его имя давно вошло во все музыкальные энциклопедии, его творчество – предмет многочисленных исследований. Концерты Гласса с восторгом принимаются критикой и публикой по всему миру. Имя Гласса часто вспоминается в связи с кинотрилогией «Кацци»/Qatsi режиссера Годфри Реджио. Связь не случайна: над первым фильмом трилогии – легендарным «Коянискацци»/Koyaanisqatsi Реджио работал в течение семи лет (с 1975 по 1982 год), и большую часть этого времени – при непосредственном участии Филипа Гласса, написавшего музыку, без которой, вероятно, картины бы не получилось вовсе. Последующие два фильма трилогии – «Повакацци»/Powaqqatsi (1988 год) и «Накойкацци»/Naqoyqatsi (2001 год) также стали совместными творениями Гласса и Реджио. «Обычно композитор пишет музыкальные темы по заказу режиссера. Мы с Глассом сотрудничаем по-иному», — сказал в интервью Годфри Реджио, — «Мы делали фильм вместе, поддерживая друг друга и постоянно советуясь».

 

5. Алан Хованесс (1911–2001)

Американский композитор армянского происхождения Алан Хованесс известен своей плодовитостью: более 500 сочинений, более 60 симфоний, концерты, оперы, квартеты, сонаты. Ещё он был другом Джона Кейджа, был одним из первых западным композиторов, приглашенных на фестиваль индийской музыки, объездил мир, побывал даже в СССР... В 30-х годах Хованесс посетил в Финлядии своего кумира - Яна Сибелиуса, который стал крестным отцом дочери молодого американца армянского происхождения.

О жизни Алана Хованесса можно писать много. Что же с музыкой? Известна ли она? Нет, не очень. Или совсем неизвестна. Конечно, в Америке его ценят, а в Ереване есть центр Алана Хованесса. Так же стоит отметить, что музыка Хованесса многими музыкантами несколько презираема из-за её " легковесности". Отрицать это тяжело, так же как и отрицать, что все же его музыка оригинальная и узнаваема. Это музыка, которая свободно дышит. От этой музыки остается впечатление открытого пространства, чистого воздуха, моря и простора. Если Гласс - музыка больших городов, то Хованесс - музыка маленьких городов у океана, какого-нибудь острова Нантакета штата Массачусетс.

Сравнение Гласса и Хованесса неслучайно - оба американцы, оба дети эмигрантов, оба воспринимаются многими музыкантами как несерьезные композиторы, композиторы для музыки к фильмам. Возможно, в чем-то это действительно так, но ведь это не отменяет их искренности, их стиля и их музыкального обаяния.

Творчество Хованесса непосредственно сформировалось под влиянием Сибелиуса, Айвза и народной музыки. Как и Айвзу, Хованессу присущи гимнические мелодии, изложенные в таком тяжеловесном " органном" складе. Хорал. Но мелодия хорала модальная, восточная. Другая " составляющая" - импровизационность, подражание игре на народных струнных инструментах. Вообще, в его музыке слышны подражание народным инструментам. У Хованесса есть сочинения для народных инструментов (16-я симфония написана для корейских народных инструментах), а сам композитор играл на народных инструментах, в т. ч. на " китайском губном органе" - " шэне".

Уже в 40-50-х Хованесс использовал кластеры и вид " ограниченной алеаторики", названный им " spirit murmur" (" ропот духа"). Уже позже это будет называться " ограниченной алеаторикой", а этой техникой будет пользоваться знаменитый Витольд Лютославский. У Хованесса же это только одна из составляющих, которая вряд ли продолжается на протяжении всего сочинения, а лишь чередуется (или одновременно) с модальными гимнами и мелодиями в народном духе. Так же не избегал четвертитонов.

Хованесс много путешествовал, многим интересовался (особенно астрономией) и все это отражалось на его музыке. Можно согласиться, что это выходило несколько наивно, поверхностно и облегченно, однако многие его сочинения излучают талант и свободу. Это настоящий американский художник.

Алан Хованесс родился 8 марта 1911 года в Сомервиле, штат Массачусетс. При рождении и до 30-х он был Аланом Ованесом Чакмакджяном, но потом взял фамилию Hovhaness. Отец Алана был армянином, преподавал химию; мать - шотландского происхождения. В возрасте 4-х лет маленький Алан Ованес делает попытки сочинять, а в 5 лет импровизирует на органе. Тогда же они с семьей переехали в Арлингтон (в шт. Массачусетс).

Ещё обучаясь в школе, Хованесс брал уроки игры на фортепиано у знаменитого немецкого пианиста, ученика Теодора Лешетицкого, Гайнриха Гебхарда. С 14 лет решил полностью посвятить себя композиции. Тогда же создает 2 оперы и открывает для себя музыку великого Комитаса. К юношеским сочинениям Алана с интересом отнесся Рождр Сешнс. По окончании школы стало ясно: нужно поступать в консерваторию. В 1929 году Хованесс становится студентом консерватории в Бостоне.

В 1935 году Хованесс с женой (с первой женой - Хованесс женился 6 раз) совершает паломничество в Финляндию, чтобы познакомиться с Яном Сибелиусом. Сибелиус становится крестным дочери Хованесса, а композиторы стали друзьями.

По словам Хованесса, в начале 40-х он сжег около 500 сочинений, т.к. они не устраивали ни его, ни Рождера Сешнса, следившего за его творчеством. Хованесс стал искать свой путь. Все же стоит отметить, что уже в сочинениях 30-х годов (из тех, что сохранились) начинает формироваться собственный стиль. Сочинения тех лет вполне сильны в техническом плане и не уступают сочинениям его американских ровесников.

В 1940 году Хованесс становится органистом Армянской Апостольской церкви в городе Уотертаун (все в том же Массачусестсе), где проработал около 10 лет. В 1942 году отправляется на курсы в Тэнглвуд, но вскоре покинул их, после того, как Бернстайн сказал про его симфонию: " Я не могу выдержать эту дешевую музыку". Это подтолкнуло Хованесса опять уничтожить некоторое количество сочинений.

В то время Хованесс начинает серьезно изучать армянскую культуру. Его поддерживают Джон Кейдж и Лу Харрисон, но большинство американских композиторов враждебно относятся к его музыке. В 1944 году одно из первых зрелых и интересных сочинений - фортепианный концерт " Lousadzak". Фортепиано здесь используется в основном одноголосно, унисонно. Материал импровизационный, похожий на игру на народном струнном инструменте. Наконец, в 1948 году Хованесса принимают в преподавательский состав Бостонской консерватории, где у него учились и джазовые музыканты.

С 1951 года Алан Хованесс живет в Нью-Йорке. Тут он работает на радио " Голос Америки", с успехом выполняет работу для Бродвея. В 1955 году Леопольд Стоковский провел премьеру 2 симфонии Хованесса, после чего композитор добивается признания. Сочинения Хованесса начинают записывать на пластинки. В 50–60-х годах композитор много путешествует по миру и изучает музыку разных стран и народов (Индия, Япония, СССР и т.д.), живет то в Нью-Йорке, то в Люцерне (Швейцария), то в Сиэтле, в котором он и жил до своей смерти 21 июня 2001 года.

 

Список литературы

1. История зарубежной музыки. ХХ век. М., 2007

2. Конен В., Пути американской музыки. Очерки по истории музыкальной культуры США, 2 изд., M., 1965.

3. Шнеерсон Г., Очерки новой и новейшей истории музыки США, т. 1, M., 1960, с. 531 - 41, т. 2, M., 1960, с. 539 – 51.

 

 

Аэросмит (Aerosmith)

На протяжении более сорока лет эта группа является не просто одной из самых популярных и успешных команд в США и по всему миру – за годы своего существования они стали действительно культовой командой для тысяч любителей рок-музыки.

Aerosmith часто называют «Парнями из Бостона», так как именно этот город стал местом рождения одной из самых популярных групп современности; на самом деле музыканты родились в разных городах.

Стивен Тайлер, получивший при рождении имя Стивен Виктор Талларико (Stephen Victor Tallarico), появился на свет в Нью-Йорке 26 марта 1948 года; несколько позже семья Тайлеров переехала в городок Йонкерс, штат Нью-Йорк.

Любовь к музыке Талларико унаследовал, очевидно, от своего отца – тот был участником группы Vic Tallarico Orchestra, где Стивену разрешалось играть на ударных; также он набирался музыкального опыта в группе Chain Reaction (команда даже записала два сингла) и некоторых других.

Энтони Джозеф Перри родился 10 сентября 1950 года в Лоренсе, Массачусетс, а детство провел в небольшом городке Хоупдейл. Сын бухгалтера и учительницы физкультуры пробовал свои силы в музыке, играя вместе с Томом Хэмилтоном в различных группах. Хэмилтон родился в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо, 31 декабря 1951 года. Первоначально Том играл на обычной гитаре, но позже перешел на бас – так как именно басиста не хватало его группе. Самой известной из их совместных с Перри групп была Jam Band; кстати, однажды именно во время ее концерта парни и познакомились со Стивеном Талларико.

Бред Эрнест Уитфорд родился в Винчестере, штат Массачусетс, 23 февраля 1952 года. Его старший брат, планировавший стать ди-джеем, привил Бреду интерес к музыке; вначале он хотел саксофон, но на день рождения ему подарили гитару, он стал брать уроки игры и уже вскоре играл в местных группах.

Джозеф Майкл Крамер родился в Бронксе, штат Нью-Йорк, 21 июня 1950 года. Удивительно, но Джои променял учебу в Беркли, призванную обеспечить молодому человеку приличную карьеру, на достаточно призрачную возможность стать популярным рок-музыкантом – ведь кто тогда мог догадываться, что спустя несколько лет Aerosmith достигнет таких высот? Впрочем, возможно, Джои знал это:)

Когда после распада группы Перри и Хэмилтон переехали в Бостон, они решили пригласить и Стивена, чья команда также прекратила свое существование; вместе с Крамером, уже имевшим приличный опыт участия в различных группах, и гитаристом Реем Табано они огранизовали Aerosmith.

Бред Уитфорд появился в группе несколько позже – он сменил Табано в 1971-м.

Парни начали свой путь к вершинам рок-н-ролла; правда, путь этот не был, что называется, «усыпан розами» – поначалу команда давала маленькие концерты в небольших клубах, а денег едва хватало на пропитание. Но постепенно популярность группы росла…

Судьбоносным для Aerosmith стал концерт в августе 1972-го в одном из клубов Нью-Йорка – услышавший парней представитель Columbia Records был настолько поражен их творчеством, что сразу же предложил им контракт.

Первый альбом команды назывался просто и незатейливо – «Aerosmith». Записанный буквально за пару недель, вышедший в январе 1973-го диск мгновенно сделал группу чрезвычайно популярной.

Совмещая работу в студии с активной концертной деятельностью, в течении нескольких лет группа выпускает ряд альбомов, отличающихся впечатляющими продажами, а синглы Aerosmith достигают весьма высоких позиций в национальных (и зарубежных) чартах.

Наверное, девиз «секс, наркотики и рок-н-ролл» был придуман все-таки не зря; такое количество известных музыкантов в разное время столкнулись с наркозависимостью, что порой кажется, что среди них можно «пересчитать по пальцам» тех, кто никогда не употреблял наркотики.

Участники Aerosmith также не смогли избежать увлечения запрещенными препаратами; в течении нескольких лет образ жизни музыкантов явно нельзя было назвать «здоровым», а Тайлер и Перри даже получили прозвище Toxic Twins за их непомерное увлечение наркотиками.

Несмотря на огромную популярность, в Aerosmith назревали проблемы - период конца 70-х-середины 80-х годов примечателен не столько творческими удачами группы, сколько проблемами с наркотиками и внутренними противоречиями членов команды.

В 1979-м, после записи альбома Night in the Ruts, покинул группу Джо Перри – на его место рокеры взяли Джима Креспо. Перри организовал собственную команду – The Joe Perry Project; конечно, по популярности им было далеко до Aerosmith, но команда сумела выпустить несколько достаточно успешных альбомов; основной проблемой команды была постоянная ротация состава.

В 1981-м примеру Перри последовал и Бред Уитфорд, которого заменил Рик Дюфей; сначала у Бреда был совместный проект с Дереком Холмсом из Ted Nugent, потом какое-то время он играл в команде Перри.

Наконец, в 1984-м оба «блудных сына» вернулись в Aerosmith.

Безусловно, подобное «непостоянство» группы отрицательно сказалось на ее популярности, и воссоединившимся музыкантам не сразу удалось вернуть утраченные позиции.

Альбом Permanent Vacation, вышедший в 1987-м, символизировал как окончательное единение группы, так и отказ ее участников от наркотиков; проданный тираж позволял говорить, что Aerosmith снова вернулись в число лучших групп Америки. Последующие работы – Pump 1989-го и Get a Grip 1993-го – в очередной раз подтвердили огромную популярность группы.

С некоторых пор поклонникам группы приходилось все дольше ждать выхода очередного студийного альбома своих любимцев - Nine Lives увидел свет в 1997-м, Just Push Play – в 2001-м, а Honkin` on Bobo – в 2004-м.

В качестве дополнительной альтернативы для фанатов песни Aerosmith можно услышать и в фильмах – самой известной «кинопесней» группы является, пожалуй, I Don't Want to Miss a Thing, вошедшая в саундтрек к картине «Армагеддон».

Группа и сама снимается не только в клипах, но и в кино – например, в картине «Мир Уэйна 2» с Майком Майерсом или «Будь круче» с Джоном Траволтой и Умой Турман; появление же группы в популярном американском сериале «Симпсоны» - еще одно из доказательств «культовости» команды.

Aerosmith неоднократно становились обладателями таких престижных премий, как Grammy Awards, American Music Awards и Billboard Music Awards, а также многих других. В 2001 году Aerosmith были торжественно приняты в Зал Славы рок-н-ролла

Помимо Aerosmith, музыканты принимают участие и в других проектах. Так, Перри помимо своего одноименного проекта также выпустил в 2005-м году сольный диск, для которого сам сыграл практически на всех инструментах; работа музыканта была номинирована на Grammy.

Несмотря на то, что участники группы уже давно вышли из молодежного возраста, они продолжают гастролировать, и, глядя на то, как бодро «дедушка» Тайлера ведет себя на сцене, можно быть уверенным – времена Aerosmith еще не закончились.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал