Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Германия в период феодальной раздробленностиСтр 1 из 29Следующая ⇒
Государственный строй Германии в раннефеодальный период 1. Территория Германии в VI - VIII вв. входила в состав Франкского государства. С распадом империи Каролингов (843 г.) территория Германии стала частью Восточно-Франкского королевства, что положило начало государственному обособлению германских областей. Завершение формирования самостоятельного германского раннефеодального государства произошло после избрания в 919 г. германским королем саксонского герцога Генриха I, основателя Саксонской династии. Первоначально Германия включала четыре племенных герцогства (Саксонию, Франконию, Швабию, Аллеманию) и Баварию; позднее были присоединены Лотарингия и Фризия (Фрисландия - французские, итальянские и славянские земли).Историю Германского феодального государства можно разделить на два периода: период относительно единого раннефеодального государства (X - XII вв.); период феодальной раздробленности (XIII - начало XIX вв.). 2. В период раннефеодального государства в Германии происходил рост крупного феодального землевладения, масса крестьян вовлекалась в личную и поземельную зависимость от феодалов-собственников. Однако этот процесс протекал сравнительно с другими странами Европы медленно и неравномерно. До конца XI в. Германия представляла собой относительно единое государственное целое, и королевская власть обладала значительной силой. Король опирался также на поддержку Церкви, и его основной опорой стал епископат. Сохранялась в том или ином виде раннефеодальная система судебно-административного устройства с делением на графства и сотни. Существовала общегосударственная военная организация с обязательной военной службой всех свободных людей и военной повинностью всех вассалов в пользу короля. К концу XI в. все население Германии было втянуто в феодальные отношения, начался интенсивный рост городов - как из старых римских укреплений, так и из новых ремесленных и торговых поселений. С середины XI в. в Германии усилилась политическая децентрализация. Крупные феодалы, приобретая всю полноту судебно-административной власти, стали создавать замкнутые владения. Города, первоначально находившиеся в зависимости от своих сеньоров (епископов, светских феодалов, короля), добились освобождения от их власти, самоуправления, личной свободы горожан. ГЕРМАНИЯ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ Германия в период феодальной раздробленности 1. Общественный строй 2. Государственный строй 3. Судоустройство 1. К XIII в. территория Германии значительно увеличилась. На востоке возникали крупные самостоятельные княжества. Во всех областях хозяйства распространялись товарно-денежные отношения, росло цеховое ремесленное производство. Северогерманские города во главе с Любеком объединились в крупный торговый союз - Ганзу. С XIII в. территориальная раздробленность страны нарастает. Князья превращаются в фактически независимых государей. Наибольшим могуществом пользовались курфюрсты (князья-избиратели), светские и духовные аристократы, оказывавшие решающее влияние на выборы королей. В XIII - XIV вв. Германия окончательно распадается на множество княжеств, графств, бароний и рыцарских владений. Одновременно завершается оформление системы сословий и сословного представительства. Особенностями сословной структуры Германии были дробность и отсутствие единства в масштабе всей страны. Существовали: имперские сословия (в империи) - имперские князья, имперские рыцари и представители имперских городов; земские сословия (в княжествах) - дворяне и духовенство княжеств и горожане княжеских городов. Духовенство разделилось на: высшее - епископы, аббаты; низшее - сельские и городские священники. В германских городах имущественная дифференциация привела к образованию трех различных групп: патрициата - городской верхушки, которая держала в своих руках все городские должности; бюргерства, которое состояло из средней части населения городов, полноправных мастеров и находилось в бппозиции к патрициату; городского плебса, также занимавшего оппозицию по отношению к патрициату; к нему относились подмастерья, поденщики, неимущие горожане. Положение крестьянского населения в Германии XIV в. в целом несколько улучшилось, поскольку вместо прежней барщинной системы феодалами вводились новые формы организации хозяйства, предполагавшие ослабление и ликвидацию личной зависимости, но в различных районах страны оно было различным: в Саксонии распространилась практика отпуска крестьян на волю без земли и предоставления им наделов в аренду; на юге и юго-западе Германии крестьяне владели небольшими наделами земли, барщина здесь была заменена денежной рентой; на колонизированных восточных землях крестьяне находились в наиболее благоприятных условиях - они получили земельные наделы, экономическую самостоятельность и личную свободу, выплачивали феодалам умеренные фиксированные платежи. 2. Высшая власть в Германии признавалась за коллегией курфюрстов, которые избирали императора и решали важнейшие общегосударственные дела. Император не располагал действенными общеимперскими органами исполнительной власти и общеимперскими финансами, у него не было постоянного общеимперского войска, не существовало общеимперского суда. Общегерманским законодательным органом был рейхстаг, состоявший из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и курии имперских городов; мелкое дворянство и крестьянство не имели в рейхстаге своего представительства. Рейхстаг созывался императором два раза в год. Дела подлежали обсуждению по куриям и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий. Компетенция рейхстага не была точно определена, она включала в себя следующее: установление мира между княжествами, организацию общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира, отношения с другими государствами, обложение имперскими повинностями, территориальные изменения в составе империи и княжеств, изменения в имперском праве и т. д. В княжествах сложились свои местные сословно-представительные учреждения - ландтаги, собрания местных чинов, состоявшие из трех палат и представлявшие духовенство, дворянство и горожан; в некоторых землях в эти собрания также входили представители свободного крестьянства. Уполномоченные, заседавшие в ландтагах, получали от своих избирателей инструкции, носившие характер обязательных; если в инструкциях не было указаний, как следует разрешить тот или иной вопрос, уполномоченные обращались за ними к своим избирателям. В компетенцию ландтагов входили избрание государя в случае пресечения правящей династии, отправление некоторых функций в области внешней политики, некоторые церковные, полицейские и военные дела. Ландтаг считался верховным судом княжества до образования особых судов. Оказывая влияние на образование состава княжеских советов или на назначение высших чиновников, ландтаги могли вмешиваться в управление государством. Значительную роль в жизни Германии играли города. Правовой статус города определял объем его самостоятельности. Германские города были трех видов: имперские - непосредственные вассалы короля; вольные - пользовавшиеся полным самоуправлением; княжеские - подчинявшиеся тому князю, в княжестве которого они находились. К концу XV в. более 80 городов (имперские и некоторые епископские) получили политические вольности и являлись самоуправляемыми единицами. Законодательная власть в городах осуществлялась советом, состоявшим из комиссий по отраслям городского хозяйства. Исполнительная власть - магистратом во главе с одним или несколькими бургомистрами. Должности членов совета и бургомистров не оплачивались. В большинстве случаев власть в городах захватывал городской патрициат, присваивал себе право избрания городского совета и замещения городских магистратур и использовал эту власть в свои интересах. Это вызывало недовольство прочего городского населения, приводившее в XIV в. к восстаниям ремесленников в ряде городов, в которых обычно руководящую роль играли цехи и которые оканчивались чаще всего компромиссом патрициата с цеховой верхушкой - ремесленники входили в состав советов либо формировали особую коллегию в составе прежнего совета. 3. Система судоустройства Германии характеризуется наличием нескольких видов судов: сеньориальные, феодальные суды, создававшиеся в поместьях землевладельцев. Первоначально земельный владелец имел право судить лишь своих крепостных, затем его юрисдикция распространилась на все население, жившее в его сеньории; церковные суды, юрисдикция которых распространялась, с одной стороны, на определенные категории людей (духовенство и некоторые разряды светских лиц), с другой - на определенный круг дел (дела о браках, духовных завещаниях и т. д.); городские суды. Устройство городских судов было различно в отдельных городах. В одних городах суд производился судьей и заседателями, в других - городским советом. В большинстве городов судей выбирала городская община. С укреплением княжеской власти образовался высший суд в княжествах.
40.
|