Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Китай в XIX - начале XX вв.






В 1644 г. в Китае пришла к власти маньчжурская династия Цин. При Цинской династии, опиравшейся на крупных маньчжурских и ки­тайских феодалов, была создана деспотическая монархия с сильной ар­мией и хррошо налаженным разветвленным бюрократическим госу­дарственным аппаратом.Китайский император сосредоточил в своих руках верховную законода­тельную, судебную и административную власть, а также обладал ис­ключительным правом принесения жертв и молений " Верховному. Небу". Он был неограниченным монархом, замещавшим трон наследствен­но и по принципу первородства, но мог перед кончиной избрать своим преемником любого из своих сыновей, а если таковых не было, то любого из принцев императорской крови.Высшими государственными органами империи Цинов являлись Импе­раторский секретариат и Военный совет.Высшая исполнительная власть осуществлялась, как и ранее, через шесть ведомств (приказов): чинов, налогов (финансовое), церемоний (обря­дов), военное, уголовных наказаний, общественных работ. Управление на местах в Китае времен Цинской династии характеризо­валось наличием сильной власти. Территория страны делилась на про­винции, а последние, в свою очередь, подразделялись на области, ок­руга и уезды. Каждую провинцию возглавляли два губернатора, военный и гражданский, подчинявшиеся наместнику. Областями, округами и уез­дами управляли начальники при помощи чиновников и старост. Судебная власть на всех уровнях была соединена с административной.Цинская династия проводила политику изоляции страны от внешнего мира, но с конца XVIII в. капиталистические государства Европы уси­лили давление на Китай, стремясь " открыть" его любой ценой. Вели­кобритания в первую очередь предприняла попытки получить новые рынки сбыта и источники сырья. С 1839 г. англичане развернули против Китая военные действия, которые положили начало " опиумным войнам" (эти войны длились с 1840 по 1842 гг.). Государственный бюрократический аппарат Цинской империи был сильно ослаблен -вследствие коррупции и взяточничества; армия, оснащенная устаревшим оружием и имевшая плохую подготовку и вы­учку, не была в состоянии эффективно оборонять разросшуюся вслед­ствие завоевательных войн империю, не могла противостоять первоклассно вооруженным сухопутным войскам и флоту Англии. В августе 1842 г. в Нанкине Китаем был подписан неравноправный договор с Англией, а в 1844 г. аналогичные договоры с Китаем были заключены США и Францией. По этим договорам цинское правительство обязалось открыть для английской торговли пять портов, уплатить огромную кон­трибуцию, установить льготные таможенные тарифы, а также предос­тавить иностранцам ряд привилегий:

право экстерриториальности; '

право на концессии;

принцип наибольшего благоприятствования.

Поражение Китая ознаменовало начало его превращения в полуколо­ниальную страну. Иностранные товары подрывали ремесленное произ­водство, увеличивалось налоговое бремя, вводились всевозможные про­извольные поборы.

Одним из следствий " опиумной войны" стало Тайнинское восстание, которое в 1850 г. подняла религиозная секта тайпинов (легальная хрис­тианская организация). В ходе восстания была создана дисциплиниро­ванная повстанческая армия и провозглашено создание " Небесного государства великого благоденствия". После ряда крупных военных ус­пехов тайпины в марте 1853 г. захватили Нанкин, который переименова­ли в Небесную столицу.

В Нанкине руководители восстания опубликовали " Земельную систему Небесной династии", представлявшую собой программный документ преобразования китайского общества и государства. Он был основан на идеях " крестьянского коммунизма", на началах уравнительности всех членов общества и предусматривал распределение земли на уравни­тельных началах, освобождение крестьян от арендной платы помещи­кам, предоставление равноправия женщинам, государственное содер­жание нетрудоспособных, меры борьбы с коррупцией и др. Земля и основные средства производства были национализированы, иметь круп­ные денежные суммы или иную крупную собственность было запреще­но.

На практике социально-экономическая политика тайпинов свелась к уменьшению арендной платы за землю с крестьян и переложению зна­чительной части налогового бремени на помещиков и богачей. Еще в 1856 г. среди руководящей верхушки тайпинов началась распря, в в 1857 г. часть повстанцев ушла в юго-западные провинции. Затем (с 1862г.) в гражданской войне приняли активное участие англо-французские интервенты на стороне цинского правительства, и в июле 1864 г. столица тайпинов Нанкин была взята цинскими войсками. С захватом столи­цы и гибелью главных руководителей перестало существовать и тайпин-ское государство.Тайпинское восстание и " опиумные войны" потрясли Цинский Китай и подтолкнули правящие круги к признанию необходимости реформ. В структуре государственных органов были произведены некоторые пре­образования:.учреждена Главная канцелярия по иностранным делам; отменена система двух губернаторов в провинциях (военного и граж­данского), и местная власть сосредоточилась в руках наместников; в провинциях закрепились комитеты по восстановлению порядка. В 1860-х - начале 1880-х гг. император пров'одил политику " самоусиления", основное назначение которой сводилось к укреплению существовав­шего режима. Сторонники этой политики выступали за более тесное сотрудничество с иностранными державами, заимствование иностран­ного опыта в модернизации вооруженных сил, создание своей военной промышленности, что привело к широкому проникновению в Китай иностранных держав. Используя права и привилегии, иностранцы стали пытаться усилить свое политическое влияние. В результате в 60-е - 90-е гг. XIX в. по стране прокатилась волна антииностранных выступлений, переходивших в антиправительственные.В это же время стали создаваться первые китайские капиталистические предприятия. Вначале это были казенные или казенно-частные заводы, арсеналы и мастерские, которые строились провинциальными властя­ми за государственный счет и с насильственным привлечением средств местных торговцев и помещиков, а затем стало развиваться и частное предпринимательство. Ведущей силой формирующейся национальной буржуазии стали крупные чиновники и помещики. Капиталистический уклад в Китае пробивал себе дорогу в исключительно трудных условиях господства феодальных отношений в сельском хозяйстве, произвола и ограничений со стороны властей, конкуренции иностранного капита­лаПоражение Китая в войне с Японией (1895 г.) и действия западных стран активизировали деятельность патриотических сил. Буржуазно-помещи­чья партия реформ, руководимая Кан Ювэем и представлявшая инте­ресы национальной буржуазии, выступила за модернизацию страны, за проведение реформ с помощью императорской власти. В июне 1898 г. она добилась того, что император Гуансюй (Цзай Тянь) издал указ " Об установлении основной линии государственной политики", а затем при­влек группу молодых реформаторов - учеников и единомышленников Кан Ювэя для разработки серии радикальных указов, посвященных вопросам экономики, просвещения, деятельности государственного аппарата. Этот период 1898 г. вошел в историю Китая под названием " Сто дней реформ".

Реформы объективно были направлены на создание условий для капи­талистического развития Китая, однако издавались в большой спешке, саботировались придворными кругами и бюрократическим аппаратом и по существу остались на бумаге.

68. " Новый курс" Франклина Рузвельта

1. За годы первой мировой войны экономический потенциал Соединенных Штатов Америки и их доля в мировом хозяйстве значительно возросли. Однако экономический кризис, разразившийся в 1929 - 1933 гг., охватил все основные капиталистические страны. США оказались в его эпицен­тре ив полной мере ощутили его последствия:

• сокращение объема производства - промышленное производство в США понизилось до 56%;

• расстройство финансовой системы - национальный доход сократился на 48%;

• разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм - обанкротилось 40% банков;

• массовая безработица - потеряли работу около 17 млн. человек.

При отсутствии в США государственной системы социальной защиты жертв экономических бедствий кризис до предела обострил социальноклассовые противоречия, привел к широким выступлениям рабочих. Америка оказалась в предреволюционной ситуации, требующей корен­ных изменений старого уклада жизни.

Правительство президента Г. Гувера, находившееся в этот период у вла­сти, предприняло ряд мер, направленных на поддержку монополий, что не дало положительных результатов. К 1932 г. очевидное банкрот­ство внутренней политики этого правительства привело к победе на очередных президентских выборах Франклина Делано Рузвельта - кан­дидата от Демократической партии.

Ф.Д. Рузвельт выступил с развернутой программой по выходу из кризи­са, получившей название " Новый курс". В 1933 - 1938 гг. в рамках этой программы был принят пакет законов, охватывавший практически все важнейшие области экономических и социальных отношений:

Закон о банковской деятельности;

Закон об обращении ценных бумаг;

Закон о восстановлении промышленности;

Закон о регулировании сельского хозяйства;

Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера);

Закон о социальном страховании и помощи безработным;

Закон о справедливом найме рабочей силы.Принятие Закона о банковской деятельности и Закона об обращении цен-ных бумаг преследовало цель сохранения и укрепления финансово-эко­номической системы корпоративного капитала США, в сотрудниче-стве с которым Ф. Рузвельт видел единственный путь укрепления основ капиталистического строя.Для восстановления банковско-финансовой системы были приняты следующие меры: запрещен вывоз золота за границу; проведена девальвация доллара; укрупнена банковская система; крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии. В 1933 г. был принят Закон о банковской деятельности. На его основании в 1934 г. были сЬзданы Федеральная корпорация страхования вкладов, а затем Федеральная корпорация страхования /ссуд и сбережений. Это привело к восстановлению доверия к банкам, к притоку в них вкладов частных лиц.

Деятельность фондовых бирж регулировалась Законом об обращении ценных бумаг, принятым в 1934 г. и предусматривавшим предоставление всем участникам торгового рынка равных условий, гарантирующих сво­бодный доступ к важнейшей информации о деятельности компаний. На основании этого закона была создана Федеральная комиссия по цен­ным бумагам и биржам (ФКЦББ), наделенная правом регистрации всех ценных бумаг, выпускаемых в обращение.

69. Развитие Великобритании в XX в. Закон о восстановлении промышленности 1933 г. разделил всю промыш­ленность страны на 17 групп, деятельность каждой из которых регули­ровалась нормативными актами - кодексами честной конкуренции, оп­ределявшими квоты выпускаемой продукции, распределявшими рынки сбыта, фиксировавшими цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т. д.

Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение - Национальную администрацию восстановления промышлен­ности.Ч-. Закон о регулировании сельского хозяйства, также принятый в 1933 г., предусматривал создание специального административного органа по регулированию сельского хозяйства, который был призван сбаланси­ровать спрос и предложение на продукты сельского хозяйства, поднять на них цены. С этой целью вводился одинаковый процент сокращения посевных площадей и поголовья скота для всех фермеров. Был принят также Закон о рефинансировании фермерских долгов, со­кративший проценты по задолженности фермеров и продливший сроки погашения их долгов.

5. В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий безработных направляли в трудовые лагеря - специально созданные орга­низации, занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д.

Руководство осуществлением этих мер возлагалось на Федеральную ад­министрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администраци­ей развития общественных работ.

6. В 1935 г. был принят Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера), впер­вые в истории США легализовавший деятельность профсоюзов. Этим законом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обя­зывались заключать с профсоюзами коллективные договоры; признава­лось право на забастовки, если нарушались предписания закона и др. Для контроля за выполнением закона создавалось Национальное управ­ление по трудовым отношениям.

В 1935 г. были приняты первый в истории США Закон о социальном стра­ховании и другие законы помощи бедным. Закон о социальном страхо­вании предусматривал социальную помощь престарелым, безработным и некоторым категориям нетрудоспособного населения. Пенсионный фонд создавался за счет налогов на предпринимателей и самих рабочих. Пенсии по старости назначались с 65 лет, пособия по безработице вып­лачивались около 10 недель в году.

В 1938 г. был принят Закон о справедливом найме рабочей силы, устанав­ливавший максимум продолжительности рабочего времени для некото­рых категорий трудящихся и минимум зарплаты.

 

 




Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал