![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пятая республика во Франции (с 1958 г.)
1. Действующая в настоящее время во Франции Конституция одобрена общенациональным референдумом в 1958 г. Установленный этой Конституцией строй именуется Пятой республикой. К кризису режима Четвертой республики во Франции привели тупик колониальной политики в Алжире, крах суэцкой авантюры, финансовые трудности, вызванные военными расходами. Крушение Четвертой республики было подготовлено также сдвигами в экономической базе страны после второй мировой войны - разрыв с традициями ростовщичества, переориентация на преимущественно промышленные методы получения прибыли, научно-техническая революция в индустрии и в сельском хозяйстве. В мае 1958 г. в обстановке антиреспубликанского мятежа в Алжире парламент призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство подготовило проект новой конституции, который, минуя парламент, в сентябре 1958 г. был передан на референдум и одобрен большинством избирателей. Новая Конституция расширила права исполнительной власти в ущерб законодательной. 2. Глава государства - президент, избирается на 7 лет прямым всеобщим голосованием и обладает широкими полномочиями. В исполнительной сфере он: • назначает и смещает премьер-министра и членов правительства; • председательствует на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры; • имеет полномочия главы вооруженных сил, право назначения на высшие гражданские и военные должности. В законодательной сфере он имеет право: • подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей; • оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный совет; • передавать законопроекты на референдум, минуя парламент; • обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению; • • принимать ордонансы, имеющие силу закона. Ему отводится роль " высшего арбитра", призванного обеспечивать нор-тмальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства. Президент не несет политической ответственности ни перед каким органом и никем не контролируется. Президент получил также право роспуска нижней палаты парламента. Он представляет Францию в международных отношениях, наделяется значительными прерогативами в области внешней политики. Особое значение имеет право президента объявлять чрезвычайное положение. 3. Исполнительная власть наряду с президентом принадлежит правительству - Совету министров, в состав которого входят государственные министры, министры и государственные секретари. Премьер-министр считается согласно Конституции вторым лицом в государстве. Он руководит деятельностью правительства, обеспечивает исполнение законов, может по поручению президента и с определенной повесткой дня председательствовать вместо президента на заседании Совета министров. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом. Высший орган законодательной власти Франции - парламент, состоя-щий из двух палат: Национального собрания и Сената. Депутаты Наци-опального собрания избираются прямым голосованием граждан, а Сенат - косвенным голосованием. Парламент собирается на две очередные сессии в году, общая продолжи-тельность которых не может превышать 170 дней. Чрезвычайные (вне-очередные) сессии созываются президентом по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания. Предус-матривается парламентская неприкосновенность депутатов. Законодательная компетенция парламента ограничивается вопросами, указанными в конституции; из его введения исключены многие сферы государственного управления, которые регламентируются актами пра-вительства. Органом конституционного надзора является Конституционный совет. Он решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и се-наторов, проведения референдумов, а также соответствия Конститу-цйи нормативных актов, принятых парламентом. Совет состоит из девя-ти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. Они назначаются поровну председателями палат и пре-зидентом, причем председатель Конституционного совета назначается президентом и его голос является решающим в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно входят бывшие президенты страны. В департаментах центральная власть представлена префектом, назначаемым президентом. Префект руководит всеми службами центральных ведомств в департаменте, а также полицией, осуществляет административный контроль над муниципальными службами и т. д. Имеется также орган самоуправления - генеральный совет, избираемый населением.В коммунах избирается муниципальный совет, из состава которого избирается мэр. Судебная система включает суды низшей инстанции и суды второй (большой) инстанции. Имеются также исправительные суды, апелляционные суды и суды ассизов.Высшая судебная инстанция - Кассационный суд. Существуют также специальные суды: суд государственной безопасности, торговые суды, трудовые суды (так называемые " советы сведущих людей"), суды по делам несовершеннолетних.
|