Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пятая республика во Франции (с 1958 г.)






 

1. Действующая в настоящее время во Франции Конституция одобрена общенациональным референдумом в 1958 г. Установленный этой Кон­ституцией строй именуется Пятой республикой.

К кризису режима Четвертой республики во Франции привели тупик колониальной политики в Алжире, крах суэцкой авантюры, финансо­вые трудности, вызванные военными расходами. Крушение Четвертой республики было подготовлено также сдвигами в экономической базе страны после второй мировой войны - разрыв с традициями ростовщи­чества, переориентация на преимущественно промышленные методы получения прибыли, научно-техническая революция в индустрии и в сельском хозяйстве.

В мае 1958 г. в обстановке антиреспубликанского мятежа в Алжире пар­ламент призвал к власти генерала де Голля и наделил его правитель­ство чрезвычайными полномочиями. Правительство подготовило про­ект новой конституции, который, минуя парламент, в сентябре 1958 г. был передан на референдум и одобрен большинством избирателей. Новая Конституция расширила права исполнительной власти в ущерб законодательной.

2. Глава государства - президент, избирается на 7 лет прямым всеобщим голосованием и обладает широкими полномочиями. В исполнительной сфере он:

• назначает и смещает премьер-министра и членов правительства;

• председательствует на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры;

• имеет полномочия главы вооруженных сил, право назначения на выс­шие гражданские и военные должности. В законодательной сфере он имеет право:

• подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей;

• оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Кон­ституционный совет;

• передавать законопроекты на референдум, минуя парламент;

• обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению; •

• принимать ордонансы, имеющие силу закона.

Ему отводится роль " высшего арбитра", призванного обеспечивать нор-тмальное функционирование государственных органов, а также пре­емственность государства. Президент не несет политической ответствен­ности ни перед каким органом и никем не контролируется. Президент получил также право роспуска нижней палаты парламента. Он представляет Францию в международных отношениях, наделяется значительными прерогативами в области внешней политики. Особое значение имеет право президента объявлять чрезвычайное по­ложение.

3. Исполнительная власть наряду с президентом принадлежит правитель­ству - Совету министров, в состав которого входят государственные министры, министры и государственные секретари.

Премьер-министр считается согласно Конституции вторым лицом в го­сударстве. Он руководит деятельностью правительства, обеспечивает исполнение законов, может по поручению президента и с определенной повесткой дня председательствовать вместо президента на заседании Совета министров. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом.

Высший орган законодательной власти Франции - парламент, состоя-щий из двух палат: Национального собрания и Сената. Депутаты Наци-опального собрания избираются прямым голосованием граждан, а Се­нат - косвенным голосованием.

Парламент собирается на две очередные сессии в году, общая продолжи-тельность которых не может превышать 170 дней. Чрезвычайные (вне-очередные) сессии созываются президентом по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания. Предус-матривается парламентская неприкосновенность депутатов. Законодательная компетенция парламента ограничивается вопросами, указанными в конституции; из его введения исключены многие сферы государственного управления, которые регламентируются актами пра-вительства.

Органом конституционного надзора является Конституционный совет. Он решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и се-наторов, проведения референдумов, а также соответствия Конститу-цйи нормативных актов, принятых парламентом. Совет состоит из девя-ти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. Они назначаются поровну председателями палат и пре-зидентом, причем председатель Конституционного совета назначается президентом и его голос является решающим в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно входят бывшие пре­зиденты страны.

В департаментах центральная власть представлена префектом, назначае­мым президентом. Префект руководит всеми службами центральных ведомств в департаменте, а также полицией, осуществляет админист­ративный контроль над муниципальными службами и т. д. Имеется также орган самоуправления - генеральный совет, избираемый населением.В коммунах избирается муниципальный совет, из состава которого изби­рается мэр. Судебная система включает суды низшей инстанции и суды второй (боль­шой) инстанции. Имеются также исправительные суды, апелляцион­ные суды и суды ассизов.Высшая судебная инстанция - Кассационный суд. Существуют также спе­циальные суды: суд государственной безопасности, торговые суды, тру­довые суды (так называемые " советы сведущих людей"), суды по делам несовершеннолетних.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал