Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Четвертая республика. Падение Третьей республики стало результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г.
Падение Третьей республики стало результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г. После капитуляции в 1940 г. большая часть Франции управлялась немецкими оккупационными органами. В южной, не оккупированной, зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна, получившего название " правительства Виши". Конституция 1875 г. формально не была отменена, однако фактически республика перестала существовать. Рядом декретов Петэн отменил должность президента республики и возложил на себя функции главы государства, обладающего всей полнотой государственной власти. Осенью 1942 г. немцы ввели свои войска и в южную зону Франции, тем самым фактически ликвидировав остатки государственности. 2. С первых дней оккупации страны французские патриоты вели борьбу с немецкими захватчиками. В противовес правительству Петэна в Лондоне в 1940 г. был образован правительственный комитет " Свободная Франция", имевший целью объединить французские силы для борьбы за освобождение Франции. Летом 1943 г. был создан единый Французский комитет национального освобождения, позже реорганизованный во Временное правительство Франции во главе с генералом де Голлем. В это же время была сформирована Консультативная ассамблея, состоявшая из представителей всех политических партий и групп, борющихся или выступающих за освобождение Франции. Летом 1944 г. англо-американские войска высадились во Франции, и в результате их действий, соединенных с общенациональным движением Сопротивления, к концу 1944 г. Франция была в основном освобождена. Важнейшим вопросом внутриполитической жизни страны после ее освобождения являлось будущее государственного строя, проблема новой конституции. Получив на выборах в Учредительное собрание в октябре 1945 г. наибольшее количество депутатских мандатов, коммунисты, социалисты и католическая партия МРП образовали новое, трехпартийное Временное правительство и добились выработки проекта конституции на основе своей программы. Однако на референдуме он был отклонен. Второй проект был разработан в 1946 г. новым составом Учредительного собрания. После утверждения на референдуме этот проект конституции стал Основным законом Франции. 3. В преамбуле новой Конституции 1946 г. торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, данные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Кроме того, провозглашались: • равные права всех граждан вне зависимости от пола; • право политического убежища для лиц, борющихся за свободу; • обязанность работать и право на получение должности вне зависимости от происхождения, взглядов, вероисповедания; • право на организацию профсоюзов и проведение стачек; право на заключение коллективных договоров; • социальная помощь детям, матерям, инвалидам; • обязательство республики не вести завоевательных войн. Конституция предусматривала учреждение парламентской республики. Парламент должен был состоять из двух палат: • Национального собрания, которое избиралось на пять лет на основе всеобщего и прямого избирательного права. Только Национальное собрание имело право принятия законов. Законодательной инициативой наделялись члены парламента и председатель Совета министров; • Совета республики, который избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права. Совет республики получил право рассматривать законопроекты, принятые Нацио-% нальным собранием. Свое заключение по законопроектам Совет рес-С публики должен был представлять в двухмесячный срок. Если заключение;; не соответствует тексту законопроекта, принятого Национальным со-;, бранием, последнее рассматривает проект или предложение закона во!; '' втором чтении и выносит окончательное решение. Высшим представителем государственной власти Конституция объявила президента республики. Он избирается парламентом сроком на 7 лет и; может быть переизбран еще на один срок. Президент информируется | относительно международных переговоров, подписывает и ратифици-^ рует договоры с иностранными государствами, осуществляет обнародование законов. Он утверждает также важнейшие правительственные; декреты. Но каждый из актов президента должен быть скреплен подписью председателя Совета министров и одним из министров, по ведомству которого осуществляется соответствующий нормативный акт.; Органом, возглавляющим непосредственное государственное управление страной, является Совет министров во главе с председателем. Кандидат на пост председателя представляет на рассмотрение Национального собрания программу будущего кабинета. Если он получает вотум доверия при открытом голосовании абсолютным большинством голосов, то декретом президента проводится назначение его и министров. Председатель Совета министров обеспечивает исполнение законов, непосредственно руководит всем государственным аппаратом, осуществляет общее руководство вооруженными силами.
|