Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественный строй. Общественный строй арабского халифата характеризуется тем, что в начале VII в
Общественный строй арабского халифата характеризуется тем, что в начале VII в. существовавший долгое время строй военной демократии у арабов пришел в упадок, стал себя изживать. Шла борьба за свободные земли. Выход из трудного положения знать видела в новой организации общества, в завоевательных походах, в приобретении вооруженной силой новых пастбищ, плодородных земель, скота, рабов. Однако дело объединения племен Аравии оказалось неисполнимым из-за их полной самостоятельности. В результате: 1) начали вспыхивать межплеменные войны; 2) торговля пришла в упадок; 3) сократился транзит товаров. Возникло новое религиозное учение. Купец из Мекки Мухаммед, выдавая себя за посланника Аллаха, начал энергично проповедовать новую религию, получившую впоследствии название ислама, что означает покорность. Устанавливался ряд требований. Так, например, мусульманин обязан был признавать Аллаха единственным богом, а Мухаммеда его пророком. В своих ранних проповедях Мухаммед осуждал ростовщичество, рабство, призывал оказывать помощь сиротам, вдовам. Особенное значение в тех условиях имела его идея о братстве всех исповедующих ислам арабов независимо от их принадлежности к племенам и родам. Тем самым подрывалось прежнее родовое деление, с чего начиналось почти всякое государственное образование. В результате, слабость соседних государств, относительная веротерпимость завоевателей облегчили арабам захват огромных территорий. В конце VII – начале VIII в. все арабы признали ислам, что ускорило их объединение. В течение VII–IX вв. арабы захватили Иран, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, Армению, проникли в Грузию. Земля считалась собственностью государства. Она делилась на несколько категорий и имела свое правовое регулирование: 1) священная (места, где жил пророк); 2) вакф (выделялась школам, богадельням, религиозным мусульманским учреждениям). 3) икта (давалась за службу). что за ее пользование взималась подать в казну. Владелец икта мог распоряжаться участком, вплоть до продажи. Конфискация икта допускалась лишь за особо опасное преступление; 4) мульх (частновладельческая); 5) общинные родовые земли. Верхушку господствующего класса составляли рабовладельцы и феодалы: 1) халиф; 2) многочисленные сородичи халифа; 3) чиновники; 4) местная знать; 5) начальники войска; 6) духовенство; 7) крупные землевладельцы. Угнетенные сословия: 1) рабы; 2) крестьяне; 3) мелкие ремесленники; 4) разорившиеся бедуины. Правовое положение человека зависело также от принадлежности к мусульманской религии. Принявший мусульманство, как правило, освобождался от уплаты подушной подати. Последние ограничивались: 1) в избрании места жительства; 2) в избрании профессии; 3) в передвижении. Иноверцам разрешалось ездить только на ослах.
|