Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос №2. Происхождение и эволюция государства в Месопотамии. Государственный строй древнего Вавилона.Стр 1 из 33Следующая ⇒
4-ое тыс-ие до н.э первые гос. образования (Номовые гос-ва). В долине между реками Тигр и Ефрат возникают поселения земледельцев, земледелие требует проведение ирригационных работ. Сельские общины укрупняются, сращиваются с соседними поселениями. Общины объединяются вокруг храма, служители кот. выполняют функции управления. Храм явл. полит. центром, там же находится казна, а верх. правителем выступает жрец (Эн/Энси). Развитие происходит путем завоевания одного гос-ва другим, образуются более крупные гос-ва (империи). 3 тыс-ие до н.э. Царство Шумера и Аккада – мощные, централизованные, но кратковременные гос. образования. Политич. центр г. Ур. Развитое царско-храмовое хоз-во, чиновничий аппарат, царская власть приобретает наследственный характер, постоянное войско. Постепенно соц. различия между отд. слоями насел. становятся более четкими. В хозяйствах верхушки общества применяется труд рабов. Рядовые земледельцы не участвуют в обработке царских и храмовых земель, но они обязательно уплачивают налоги в казну и вовлечены в обществ. работы. 20 в. до н.э. сильным политич. центром становится Вавилон. Правление царя Хаммурапи. Царь пользуется неограниченной закон. властью, возглавляет гос. управление, в тоже время он не обожествляется, (обожеств. его власть), он не явл. верховным жрецом. Реформы: - Админ-террит. – разделение гос-ва на округа, которыми управляют царские чиновники. - Судебная – создание царских судов, они сущ. параллельно с общинными и храмовыми судами Подчинил себе храмы. Закон. Реформа – создание законов Хаммурапи. 6-7 в. до н.э. Второе возвышение Вавилона. (приступом берут столицу Ассирии и разоряют некогда цветущее гос-во, на руинах строится Нововавилонское царство). Восток не знает нац/религ. розни. 539 г. до н.э. Вавилон завоевали Персы. Право Др. Вавилона: признание норм-прав. акта. Особенности юр. техники -3-х частная структура (выдел. 3 смысл. части в законах: пролог, осн. часть- нормы различ. отраслей и эпилог.) Законы Шульги. Вопрос №3. Правовое положение основных групп населения по «Законам Хаммурапи». Правоспособность социальных групп и слоев определялась их принадлежностью к общине и отношением к государственной службе. • авилум («человек») – свободный общинник, владевший наряду с служебными наделами участками общинной земли; обладал имущ.правами, мог рассчитывать на поддержку общины. Государство было заинтересовано в сохранении этого слоя, т.к. были основными налогоплательщиками. Макс. правовая защита (жизнь дороже, ограничения долгового рабства – 3 года, если погибал сын должника – казнили сына ростовщика) • мушкенум («падающий ниц») – неполноправный свободный человек, вышедший из общины, но поступивший на услужение в царское хозяйство. Это промежуточный слой между полноправными и рабами. Он владел неотчуждаемым земельным наделом из царско-храмового фонда на условиях выплаты доли урожая в казну. Поэтому землевладение мушкенума охранялось наряду с царско-храмовой собственностью. Его жизнь оценивалась ниже, чем авилума. Либо изгнанные из общины, либо покоренное шумерское население. • Редум и баирум – профессиональный воин, получавший от правителя за службу земельный участок. Государство заинтересовано в обеспечении прав и определении обязанностей лиц, состоявших на царской службе. Стремление создать боеспособную армию. • Тамкар – государственный торговый агент и сборщик податей, купец, ростовщик, заимодавец и исполнитель отдельных царских поручений. Обязаны отчислять в казну часть прибыли от торговых сделок. Торговля носила в основном межгос. характер. Устанавл. фиксировн. % по сделкам. Обязанность – выкуп пленного воина с последующим возмещением затрат самим воином, его общиной или храмом. Срок долговой кабалы – 3 года, Указы справедливости раз в 5 лет. • Рабы. Патриархальное рабство. С одной стороны – младшие члены семьи, с другой - имущество хозяина (ответственность за кражу, присвоение, сокрытие от хозяина при бегстве, вознаграждение при поимке). Закон особо выделяет категорию дворцовых рабов и рабов мушкенумов. Кража и укрытие таких рабов каралась смертной казнью. Могли заключать браки со свободным женщинами и дети от таких браков считались свободными. Уравнивание правового статуса дворцовых рабов и рабов мушкенумов объяснялось тем, сто они рассматривались как царская (государственная) собственность и потому подлежали особой правовой защите. • Жрецы (энтум, надитум) – жреческие функции продавались, не было замкнутой касты жрецов, в основном женщины. Вопрос №4. Брачно-семейное право в «Законах Хаммурапи». Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Одним из распространенных условий брака была выкупная плата («тархатум»), вносимая женихом семье невесты в качестве компенсации за потерю рабочей силы. Сначала выплачивался задаток, предварительный брачный дар по случаю обручения («библум»). Нарушение брачного договора со стороны жениха влекло за собой потерю им и задатка, и выкупной платы (ст. 159), со стороны тестя – двойную плату того и другого. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное' ею приданое, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену. Оправдывался также уход женщины к другому мужчине " из-за пропитания" — в случае отсутствия мужа. После возвращения мужа она должна была вернуться к нему, дети же должны " были идти за своими отцами" (ст. 135). Жена была вправе требовать развода лишь в особых случаях: 1) при необоснованном обвинении ее в прелюбодеянии; 2) при нарушении мужем верности или оставлении им дома и местности. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог, продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей. Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным, способом наследования является наследование по закону. В случае смерти жены ее приданое становилось собственностью ее детей, а при отсутствии последних возвращалось в дом отца (ст. 162—163). С развитием частной собственности в приданое стали даваться земля, строения, скот. Предусматривалось наследование по закону, а также со свободой завещания, при этом: А) дети, независимо от пола, наследуют отцу и матери, получают равную долю; Б) долю умершего сына получают его дети — внуки наследодателя, которые точно так же делят ее поровну; В) усыновленные наследуют на равных основаниях с детьми; Г) дети, прижитые наследодателем от рабыни-наложницы, наследуют только в том случае, если отец признал их своими детьми (в этом случае они получают часть движимого имущества), если не признал своими, то они получают только свободу; Д) если после смерти раба, которому хозяин (дворец или мушкенум) разрешил обзавестись собственным домом и жениться на свободной, оставалось имущество, половина его шла хозяину, а полови на (не считая приданого жены) делилась между детьми умершего (они были свободными в силу происхождения от свободной матери). Допускалось усыновление ради продолжения рода (усыновленный без права наследования имел право вернуться к своим родителям) либо ради приобретения рабочих рук. Предусматривалось также дарение как своеобразный эквивалент завещания.
|