Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос №12. Преступления и наказания в «Законах Ману».
Понятия преступления не сформировалась. Различия между преступлениями и деликтами нет. Есть понимание общих институтов, принципов: необходимая оборона, исключающая преступность деяния, соучастие в преступлении, рецидив, форма вины (умысел и неосторожность), смягчающие и отягчающие обстоятельства. Среди преступлений, называемых законом Ману, на первом месте стоят государственные. Более подробно законы описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений большое внимание уделяется краже. Следует отметить, что законы четко различают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с применение насилия к нему. Меры наказания, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом законы предписывали казнить. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней; укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл. Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью. К насилию относились и убийство, и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (необходимая оборона) не наказывалось. При вынесении наказаний учитывалось принадлежность к той или иной варне (чем выше, те меньше ответственность), пол, возраст, родственная связь сторон, мотивы и обстановка совершения преступления. Преступникам принадлежащим к высшим варнам, назначалось более мягче наказание, чем представителям низших варн за те же преступления. Довольно много статей направлено на укрепление семейных отношений. Законы устанавливали суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины. Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменялась бритьем головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на костре, утопление, затравливание собаками и др.; штрафы, изгнание, тюремное заключение. Судебный процесс: Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. В судопроизводство Древней Индии не было еще четкого различия между гражданским и уголовным процессом. Судебные дела возбуждались не по инициативе органов государства, а заинтересованными лицами. Рассмотрение дел в судах носило состязательный характер. Спорящие стороны сами должны были убедить суд в своей правоте и представить для этого соответствующие доказательства. Вопрос №13. Происхождение и основные этапы развития государства в Древнем Китае. Теория «Небесного мандата». Специфические черты: - централизованное сильное государство с сильной властью императора - феодализация и дефеодализация китайского общества. Феодализация проходила по европейскому принципу. - Раннее разрешение крестяноской общины и эксплуатация отдельного крестьянского хозяйства, т.е. община не играла уже роль. - Отсутствие влияние религии, но большое влияние оказывала философия – конфуцианство и легизм. Периодизация (названия – правящие династии): - Шань-инь (15-12 вв днэ). Протогосударство (номое) – неразвитое государственное образование. Правитель, жрец и военночальник – Ди (должность). Культ Шанди. Большие жертвоприношения. Были народные собрания, совет старейшин. Шан (Ди) – промежуточная зона – внешная зона. - Чжоу (12в – 221 г днэ – до 5 в – весна-осень; 5-3 ввднэ борющиеся царства). Теория Небесного мандата. Феодализация общества. Теория Небесного мандата – небо в китае это совокупность морали, высший добродетель, который всем управляет. Этические детерменизм – все поступки людей влияют на все мировоздание. Небо общается только с правителем. Феодализация происходила по европейскому образцу – особая роль наследственной знати, общество распадалось на уделы - Империя Цинь (жесточайшая централизация; 221-202 гг днэ). Была создана жесткая централизация, некое даже тоталитарное государство. Китай достиг своих современных границ. Построен большой участок стены. Цинь – Циня – Сина – Китай. Изначально было княжество Цинь, но потом выдвинулось и завоевало остальные. Реформы Шань Яна. Сторонник легизма. Были подорваны позиции наследственной аристократии, как сторонника сепаратизма – должности в государстве должны заниматься за заслуги перед правителем, а не по наследству, или за деньги. Вводилось жесткое уголовное право, карательного характера, прежде всего за государственные преступления. Поощрялись доносы. Строительство хороших дорог. Внешняя Политика государства должна быть всегда агрессивной. Был развит центральный аппарат (как минимум 5 мест – военное, судебное, финансовое, министерство двора, тайная полиция) и в регионах. Император был в постоянном страхе, множество покушений. С 209-202 восстание во главе с провинциальным чиновником ЛюБан. И он стал императором. - Империя Хань (202г днэ – 2 в нэ). Смена идеологии – на ортодоксальное конфуцианство – смягчение системы наказаний, отмена адиозных норм. Экзаменационный аппарат для получения должности – наследственность+экзамен. Экзамен – знание конфуция, нужно было писать сочинения в течении недели. В 184 г нэ – восстание желтых повязок. Идеология желтого Неба Небесный мандат – высшая мораль и добродетель, которая управляет миром (философское понятие). Этический детерминизм – соблюдение морали влияет на все мироздание. Небо общается только с правителем, все основное зависит от его поступков. Небо-совокупная мораль, высшая добродетель, которая управляет миром(философская категория). Характерен этический детерминизм-философский постулат, поступки людей влияет на всё в окружающее. Небо следит за правителем, злится на ошибки правителя-ввыражается в различных катаклизмах-засухи. Ван – сын Неба. Если Правитель вел себя плохо Небо гневалось.
|