Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исполнительная власть






Президент. С 1962 г. де Голль заметно ослабил зависимость президента от законодательной власти. Начало этому было положено с порядка выбора президента. Так, в III и IV Республиках президентов выбирали на совместном заседании обеих палат парламента с участием выборщиков от „нотаблей" обычно выдвигали свои кандидатуры несколько претендентов, а выборы растягивались на много дней, так как для избрания необходимо было собрать квалифицированное большинство. Теперь же, в V Республике, с 1965 г. (первые выборы по новой системе) президента (как и ранее во II Республике) избирают все граждане по мажоритарной системе в два тура. Срок полномочий президента остался прежний (7 лет), усложнилась процедура выдвижения кандидатов в президенты.

Закон 6 ноября 1962 г. и декрет от 14 марта 1964 г. устанавливают следующий порядок выдвижения кандидатов: необходимо собрать 100 подписей „нотаблей" от не менее чем 10 департаментов; зарегистрировать эту заявку в Конституционном совете не позднее чем за 18 дней до первого тура выборов; внести залог в 10 тыс. франков, который не возвращается, если кандидат наберет менее 5% голосов. (Схожий и довольно простой порядок выдвижения кандидатов существует также и в США; не случайно Франция и США „соперничают" по количеству кандидатов в президенты)

Изменение процедуры выборов президента сказалось и на их методах борьбы. Если ранее закон запрещал использование государственного радио и телевидения в избирательной кампании, то теперь, наоборот, декрет 14 марта 1964 г. давал каждому официально зарегистрированному кандидату по два часа на радио и на телевидении (по 16 минут ежедневно) в течение 15 дней. Этим правом могли воспользоваться все кандидаты до первого тура и два из них, прошедших на второй.

Подключение на американский манер таких мощных средств массовой информации, как радио и телевидение, находившиеся под контролем правительства, призвано было расширить избирательную базу президентских выборов, вовлечь в них максимальное количество граждан (прежде всего в провинции), ибо усиление исполнительной власти и падение престижа парламента вызвало в годы V Республики тревожный симптом - политическую пассивность избирателей. Уже референдум 28 октября 1962 г. об изменении процедуры выборов президента показал, что из почти 22 млн. имеющих право голоса 6, 5 (около Уз) отказались прийти на избирательные участки. Следует отметить, что за два последующих после 1962 г. десятилетия эта пассивность возросла. Например, на выборах в Европейский парламент (ЕЭС) в июне 1984 г. уже около половины избирателей не явилось на голосование.

Функции президента V Республики включают два вида деятельности - обычные (присущие любому главе В 1972-1974 гг. президент Ж. Помпиду предлагал сократить срок полномочий президента с 7 до 5 лет (на срок легислатуры Национального собрания), но это предложение, положительно встреченное парламентом, после смерти Ж. Помпиду так и не было реализовано. В 1988 г. его вновь выдвинул Ф. Миттеран накануне президентских выборов.

специфические (присущие только президенту Франции). К обычным относятся функции представительские (прием верительных грамот послов, присутствие на торжествах, визиты за границу и др.), председательские (президент заседает во главе комитетов начальников родов войск армии и других высших комитетов), юридические (право помилования осужденных), парламентские (промульгация законов - promulgation, - принятых парламентом, открытие и закрытие президентским ордонансом чрезвычайных сессий парламента) и др.

Специфические функции президента появились лишь с принятием Конституции 1958 г. Эта Конституция и принятые в 1958-1964 гг. в ее развитие законы ввели понятие резервированного сектора, т.е. тех областей государственной деятельности (армия, государственная безопасность, внешняя политика), которыми президент руководит лично и постоянно.

Эта взятая из конституции США форма широко применяется всеми президентами V Республики, особенно в области внешней политики. Значительно увеличивающееся число заграничных поездок, в ходе которых президенты не только представляют страну, но и решают крупные международные вопросы, перенесло центр тяжести французской дипломатии в V Республике из особняка на Кэ д'0рсэ (Quai d'Orsay - резиденция МИД Франции) в Елисейский дворец (Palais des Champs Elyses - официальная резиденция президента).

Увеличились полномочия президента в области внутренней политики, особенно по отношению к парламенту. В V Республике не Национальное собрание, а президент назначает премьер-министра, парламент затем лишь утверждает предложенный премьер-министром состав правительства (ст.8). Президент имеет право досрочно распустить Национальное собрание (например, если оно не утвердило предложенный премьер-министром состав правительства) и назначить новые выборы (ст. 19).

Мощным орудием в руках президента для игнорирования решений парламента является право объявлять референдум (ст.11). И наконец, статья 16 Конституции дает президенту право объявлять в стране на срок до 6 месяцев чрезвычайное положение. В этом случае Национальное собрание распускается и страна управляется на основе президентских ордонансов (указов), которые затем подлежат утверждению в парламенте.

Таким образом, президент Французской республики по Конституции 1958 г. обладает широкими полномочиями и в своей государственной деятельности не ответствен перед парламентом, как это имело место ранее - в III, IV Республиках. Конституция V Республики (ст.68) предусматривает лишь один случай юридической ответственности президента перед парламентом: измена Родине, обвинение в которой предъявляется от имени обеих палат парламента. В этом случае палаты избирают Высший суд (la Cour Supreme) из 24 парламентариев, которые и судят президента (а также министров) за предательство Родины.

Правительство. Конституция 1958 г. превратила правительство в рабочий орган при президенте, который председательствует на его заседаниях 12(система, давно существующая в США). Главой правительства является премьер-министр. Он составляет список своего правительства (формирует кабинет) и сначала утверждает его у президента, а затем просит у Национального собрания „вотум доверия" (тайное голосование депутатов по программе и составу правительства).

Функции премьер-министра весьма обширны. Он - второе после президента лицо в иерархии исполнительной власти: замещает президента в различных правительственных комитетах, на международных переговорах и представляет правительство в парламенте. Для повседневного руководства премьер-министр располагает официальной резиденцией (Hotel Matilion - отель Матийон), личным кабинетом секретарей (20 - 30 человек) и генеральным секретариатом правительства (административно-технической службой).

Помимо общего руководства работой правительства премьер-министр ведает целым рядом государственных служб, куда назначаются члены правительства в ранге государственных секретарей при премьер-министре.

В V Республике особенно с 1974 г. число специфических министерств и ведомств резко увеличилось. В президентство В. Жискар д'Эстена появилось Министерство „качества жизни" (qualite de vie), которое занималось традиционными проблемами социального обеспечения, а также вопросами культурного досуга, семьи, быта и т.д.

Обострившаяся после „красного мая" 1968 г. молодежная проблема (во Франции она всегда была не только возрастная, но и социальная - большинство безработных обычно составляла молодежь) вызвала создание нескольких „молодежных" государственных секретариатов (комитетов) - по профтехобразованию, дошкольному воспитанию и образованию, по делам молодежи и спорта, по делам университетов (многочисленные реформы среднего и высшего образования 1965-1986 гг.).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал