Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Детализация документации при проведении ОВОС






 

 

4.1. При разработке экономического обоснования решения по предлагаемому общему направлению трассы и мероприятиям по развитию автомобильной дороги принимаются с учетом оценки уровня обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указанная оценка производится путем проведения процедур оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

 

4.2. Результаты выполнения процедуры ОВОС, как правило, оформляются в самостоятельный раздел ОИ, который включает следующую информацию:

 

а) Определение типов и характера вероятных воздействий автомобильной дороги на окружающую среду:

 

- строительные воздействия, т.е. воздействия, связанные с ведением работ, носят, как правило, временный характер;

 

- эксплуатационные воздействия, т.е. воздействия, проявляющиеся в течение длительного периода эксплуатации объекта: воздействия, связанные с функционированием объекта как инженерного сооружения и воздействия автомобильного транспорта (передвижных источников воздействия).

 

б) Определение видов предполагаемых воздействий на окружающую среду в зависимости от характера предлагаемых мероприятий по развитию объекта и перечень основных видов воздействия автомобильных дорог и мостовых переходов на окружающую среду приведен в табл.5.

 

Таблица 5

 

 

     
Виды предполагаемых воздействий   Возможные меры по исключению или смягчению воздействия   Условия, при которых учет данного воздействия обязателен  
     
Нарушение путей сообщения местных жителей, увеличение времени на дорогу к местам работы и отдыха, расчленение сельскохозяйственных угодий.   Устройство подъездов, пересечений и примыканий.   При проектировании автомобильных дорог I и II категорий.  
Ухудшение условий движения для сельскохозяйственной техники, гужевого транспорта, велосипедистов, прогона скота.   Устройство тракторных путей, велосипедных дорожек, переездов и путепроводов для сельскохозяйственной техники, скотопрогонов, ограждение полосы отвода дороги.   При проектировании автомобильных дорог I, II и III категорий при наличии требований и технических условий собственников земель.  
Снос строений, переселение людей, связанное с отводом земель для развития автомобильной дороги.   Обход населенных пунктов с исключением сноса строений и переселения людей, устройство защитных экранов и защитных сооружений, предоставление жилья и участков земель взамен изымаемых, выплата компенсаций.   При проложении трассы автомобильной дороги через или вблизи населенных пунктов.  
Расчленение ландшафта.   Применение методов ландшафтного проектирования, исключение по возможности глубоких выемок и высоких насыпей, устройство декоративного озеленения, проложение трассы дороги вне зоны видимости больших групп людей.   При проектировании новых дорог, реконструкции неблагоприятных участков.  
Оползни, осыпи, сплывы, другие виды подвижек земляных масс вследствие их подрезки в процессе строительных работ. Исключение подрезок склонов при неблагоприятных геологических условиях, обеспечение водоотвода, другие инженерные сооружения.   При проложении трассы в неблагоприятных условиях, установленных изысканиями и обследованиями.  
Эрозия земель вследствие концентрации водных потоков искусственными сооружениями, кюветами и канавами. Укрепление русел и выходов из водоотводных сооружений, увеличение количества сбросов воды из систем водоотвода для уменьшения расхода воды.    
Изменение условий поверхностного стока.   Проектирование соответствующих систем водоотвода.   Особенно важно при пересечении болот, пойм рек, косогоров.  
Изменение условий протекания грунтовых вод, осушение и переувлажнение почв.   Отказ от устройства выемок при близком залегании грунтовых вод, проектирование насыпей из условия недопущения прерывания водоносных слоев.   При близком залегании грунтовых вод и при проектировании глубоких выемок.  
Нарушение гидрологического режима рек, изменение береговой линии, сечения водотоков, активизация русловых процессов.   Устройство регуляционных сооружений, укрепление берегов, проектирование мостов с оптимальным стеснением русла.   При наличии в проекте мостов.
Изменение гидрологического режима болот, приводящее к негативному влиянию на экосистемы.   Проектирование трассы в обход болот, устройство мостов, труб.   При наличии требований и ТУ местных органов государственной власти, органов охраны природы.  
Нарушение условий произрастания растений.   Исключение подтопления и осушения земель, эрозии почв, деградации почв от транспортных загрязнений, рекультивация нарушенных при строительстве земель, устройство организованных площадок отдыха и стоянок для автомобилей, обход особо охраняемых территорий и ценных насаждений.   При проектировании автомобильных дорог I и II категорий, на участках пересечения болот и территорий с необеспеченным поверхностным стоком и дорог с перспективной интенсивностью движения более 2000 авт./сут. вблизи ценных сельскохозяйственных угодий.  
Нарушение условий обитания диких животных. Обход особо охраняемых территорий; мест обитания, питания и размножения охраняемых видов животных; обустройство пересечений путей миграции животных, установка дорожных знаков, предупреждающих о вероятности столкновения с животным, устройство скотопрогонов и путепроводов.   При проектировании автомобильных дорог высших категорий и дорог с перспективной интенсивностью движения более 2000 авт./сут. вблизи мест обитания, питания и размножения, путей миграции охраняемых видов животных.  
Нарушение условий обитания рыб при строительстве мостов.   Обход мест нагула, нерестилищ. Проведение работ с учетом периода массового нереста и выклева рыб, применение шпунтовых ограждений, удаление строительных остатков.   В соответствии с техническими условиями органов рыбоохраны.  
Создание условий для размножения комаров, клещей.   Планировка территорий, исключение мест застоя воды, своевременная уборка и захоронение порубочных остатков.    
Создание повышенной аварийности на автомобильной дороге и пересечениях с другими дорогами.   Устройство ограждений, разметки, установка дорожных знаков, устройство тротуаров, пешеходных дорожек и переходов, освещения в населенных пунктах.   Аварийно опасные участки  
Загрязнение воздушной среды, шумовое воздействие при движении потока транспорта.   Проектирование дороги с параметрами, обеспечивающими оптимальный режим движения автомобилей, устройство защитных зеленых насаждений и экранов, строительство обходов населенных пунктов.   При проектировании автомобильных дорог I и II категорий и дорог вблизи пунктов и объектов, чувствительных к данному виду воздействия (санатории, больницы, школы, т. д.)  
Загрязнение почв соединениями свинца.   Проектирование дороги с параметрами, обеспечивающими оптимальный режим движение автомобилей, устройство защитных зеленых насаждений и экранов.   При проектировании автомобильных дорог I и II категорий, а также дорог с перспективной интенсивностью движения более 2000 а/м вблизи населенных пунктов и ценных сельскохозяйственных угодий.  
Вибрация зданий и сооружений от движущегося транспорта.   Специальные инженерные мероприятия по защите зданий и сооружений от действия вибрации.   При наличии специальных требований в случаях, когда здания и сооружения расположены ближе 30 м от кромки проезжей части дороги, в основании залегают связные грунты пластичной, текучепластичной консистенции.  
Разрушение памятников истории и культуры, включая археологические памятники.   Проложение трассы дороги в обход памятников истории и культуры, археологических памятников, специальные инженерные решения по защите памятников, раскопки и изъятие археологических ценностей до начала строительных работ.   Мероприятия по защите памятников истории и культуры, археологических памятников предусматриваются при наличии у заказчика рекомендаций по обеспечению сохранности выявленных памятников, составленных специализированными организациями.  
Запыление территории.   Проектирование непылящих дорожных одежд, устройство защитных зеленых насаждений, мероприятия по обеспыливанию покрытий.   При проектировании автомобильных дорог с пылящими типами покрытий вблизи населенных пунктов и ценных сельскохозяйственных угодий.  
Загрязнение придорожной полосы бытовым мусором.   Устройство организованных площадок отдыха и стоянок для автомобилей.   При проектировании автомобильных дорог I и II категории протяжением более 15 км, III категории протяжением более 25 км.  
Усиление наносов и заиливания русел водотоков продуктами размывов мест строительства, неукрепленного земляного полотна, а также при строительстве опор мостов, загрязнение русел бытовым и строительным мусором.   Планировка, уплотнение и укрепление грунта на строительных площадках, применение шпунтовых ограждений при строительстве опор мостов, проведение рекультивационных работ, своевременная уборка мусора и строительных остатков.   При проложении трассы дороги в поймах рек и строительстве мостов.  
Загрязнение водных объектов поверхностным стоком с автомобильных дорог и мостов.   Очистка вод поверхностного стока, отвод загрязненных вод за пределы пойм водотоков, рассредоточение сбросов по протяжению дороги.   Для всех категорий автомобильных дорог и искусственных сооружений.  
Загрязнение грунтов и вод маслами, топливом автомобилей и дорожно-строительных машин на строительных площадках и предприятиях.   Планировка территории, устройство канав и водоотводных систем для сбора и очистки вод, ограждение территории, организация заправки техники в специально установленных местах или на автозаправочных станциях общего пользования.   При наличии в проекте приобъектных строительных площадок, притрассовых предприятий, карьеров и т.п.  
Загрязнение территорий вблизи временных баз строительных организаций мусором, бытовыми отходами. Обустройство временных баз строительных организаций местами для сбора и уничтожения отходов и мусора, строительство туалетов, ограждение территории, рекультивация земель после окончания работ.   При наличии в проектах временных баз строительных организаций.  
Загрязнение воздушной среды на асфальтобетонных и цементобетонных заводах, других притрассовых предприятиях.   Обустройство заводов оборудованием для очистки выбросов.   При наличии в проектах притрассовых предприятий.  
Загрязнение окружающей среды при работе строительных машин и механизмов. Принятие наиболее современной, экологически менее опасной строительной техники и технологии.   Для мест сосредоточенных земляных работ, а также при применении машин и механизмов, выделяющих большое количество загрязнителей, вблизи территорий, чувствительных к загрязнению.  

 

 

в) Анализ антропогенной нагрузки на территорию предполагаемого размещения объекта:

 

- наличие промышленных предприятий, состояние сельского хозяйства, обеспеченность транспортной сетью и т.п.;

 

- местоположение существующих основных источников воздействия на природную среду в зоне влияния автомобильной дороги, состав, концентрация загрязняющих веществ, их распределение и тенденция изменения во времени и пространстве;

 

- закономерности и масштабы происходящих в регионе изменений окружающей среды;

 

- общее влияние хозяйственной деятельности на состояние воздушной среды, почв, вод, инженерно-геологических условий, животного и растительного мира, проживание людей;

 

- анализ воздействия рассматриваемой существующей автомобильной дороги на условия жизни населения в населенных пунктах, загазованность территорий, уровни шума, аварийность движения и т.д.;

 

- общая оценка характера и интенсивности антропогенной нагрузки;

 

г) Анализ социального развития территории, включая:

 

- население района тяготения автомобильной дороги, наличие и размер населенных пунктов, в том числе в зоне непосредственного влияния объекта;

 

- состояние социальной среды, традиционное природопользование, состояние социально-бытовых условий;

 

- данные о наличии памятников истории, культуры и археологии;

 

- наличие таких мест или объектов, которые действующими законодательными актами признаны ценными для культуры, науки и культурных традиций и религиозных обычаев населения;

 

- наличие и положение зон, чувствительных к шумовому воздействию;

 

д) Краткий анализ природных условий на территории прохождения трассы автомобильной дороги, в том числе:

 

- климатическая характеристика, повторяемость того или иного класса погод, оценка солнечной радиации, температуры и влажности воздуха, роза ветров, режимы метелей, пыльных бурь, осадков;

 

- оценка микроклимата с учетом особенностей топографии местности;

 

- данные о грунтово-геологических и гидрогеологических особенностях, существующих нарушениях инженерно-геологических, в том числе грунтовых, геолого-литологических условий территории;

 

- анализ геохимических условий территории, наличие деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель в зоне влияния автомобильной дороги, возможность использования их при осуществлении мероприятий по развитию объекта;

 

- оценка состояния растительности, наличие видов, чувствительных к воздействию мероприятий по развитию объекта и функционированию автомобильной дороги после их осуществления, состояния лесов в зоне влияния объекта, состояния безлесных территорий;

 

- оценка состояния водных объектов;

 

- оценка состояния атмосферного воздуха в районе рассматриваемой автомобильной дороги;

 

- оценка видового состава и состояния животного мира (в том числе ихтиофауны и других гидробионотов) в районе проложения автомобильной дороги или мостового перехода, обращая особое внимание на редко встречающиеся, ценные, реликтовые, эндемичные, находящиеся под охраной государства, занесенные в Красную книгу виды, границы популяций и мест обитания, размножения, гнездования выявленных и подлежащих учету видов, характер и пути миграции;

 

- анализ особенностей ландшафта;

 

е) Прогноз изменения состояния окружающей среды и условий жизни населения в процессе функционирования рассматриваемой существующей и других автомобильных дорог в районе тяготения в случае отсутствия мероприятий по развитию автомобильной дороги (вариант отказа от развития);

 

ж) Прогноз изменения состояния окружающей среды и условий жизни населения в результате развития автомобильной дороги;

 

- зоны превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ от выбросов транспорта;

 

- зоны превышения предельного уровня шума;

 

- зоны превышения предельного уровня запыленности;

 

- изменение воздействия на условия жизни населения в населенных пунктах, загазованность территорий, уровни шума, аварийность движения и т.д. развития рассматриваемой автомобильной дороги;

 

- прогнозная оценка долговременных последствий от воздействия на окружающую среду намечаемого развития;

 

з) Рекомендации по установлению требований и нормативов для проектирования основных элементов и сооружений автомобильной дороги, исключающих или снижающих воздействие на окружающую среду и условия жизни населения (оптимальная скорость движения, водоотвод, тип покрытия, необходимость сооружения обходов населенных пунктов, памятников архитектуры, культуры, археологии, охраняемых природных объектов и т. д.);

 

и) Рекомендации для дальнейшего проектирования природоохранных инженерных мероприятий, обеспечивающих соблюдение действующих нормативов природопользования и требований по защите окружающей среды и условий жизни населения (лесозащитные полосы, шумозащитные экраны, очистные сооружения в водо-охранных зонах, организация научных исследований, связанных с защитой памятников археологии и культуры и т.д.);

 

к) Примерный перечень мероприятий по приведению придорожной полосы в состояние, обеспечивающее оптимальные условия движения, экологическое благополучие населения и защиту окружающей среды;

 

л) Предложения по компенсации ущерба, причиняемого в период строительства и эксплуатации объекта населению и окружающей среде, включая отчуждение земельных участков, по решению социальных вопросов, в том числе связанных с охраной здоровья населения, созданием благоприятных условий для его проживания;

 

м) Предложения по компенсации ущерба, причиняемого в период строительства и эксплуатации объекта рыбным запасам, при пересечении водных объектов и проложении трасс вблизи них;

 

н) Предложения по разработке программы производственного мониторинга реализации планируемых мероприятий по развитию автомобильной дороги и плана послепроектного экологического анализа.

 

4.3. Перечень рекомендуемых мероприятий по приведению придорожной полосы в состояние, обеспечивающее оптимальные условия движения, экологическое благополучие населения и защиту окружающей среды, должен включать в себя:

 

- определение необходимости специальных почвенных обследований для выявления деградированных земель, их консервацию или включение в полосу отвода автомобильной дороги, рекомендации по их использованию (устройство лесополос, полос для аварийной остановки автомобилей и т.п.);

 

- организацию пересечения автомобильной дороги людьми и животными, при необходимости ограничение доступа к дороге с прилегающих территорий, вынос из полосы отвода сооружений и препятствий, влияющих на безопасность движения, снос строений;

 

- установление защитных зон, в том числе ограничения застройки для обеспечения экологического благополучия населения безопасности движения, нормальной эксплуатации дороги с учетом возможности дальнейшего развития автомобильной дороги;

 

- рекомендации по рекультивации временно занимаемых земель и неиспользуемых участков существующей дороги.

 

4.4. Предложения по разработке программы производственного мониторинга реализации планируемых мероприятий по развитию автомобильной дороги и плана послепроектного экологического анализа должны предусматривать:

 

- контроль заказчика, привлекаемых им для надзора за строительством организаций и фирм, а при необходимости и независимых экспертов за полнотой и точностью включения в проектную документацию положений, утвержденных на предыдущих стадиях проектирования по мерам исключения и смягчения воздействий, компенсаций, за проектированием природоохранных мероприятий и сооружений;

 

- обеспечение выбора подрядной строительной организации, способной обеспечить наиболее экологически чистые технологии работ, а также строительство предусмотренных проектом природоохранных мероприятий;

 

- включение в проект мероприятий по разъяснению работникам подрядной строительной организации природоохранных требований и проектных решений, а также при необходимости их обучение;

 

- надзор за правильностью возмещения ущерба и выплаты компенсаций, предусмотренных проектом;

 

- надзор за выполнением природоохранных мероприятий;

 

- надзор за строительством природоохранных и защитных сооружений;

 

- мониторинг соблюдения подрядной строительной организацией во время строительных работ требований природоохранного законодательства, нормативных документов, технических условий и требований проекта;

 

- наблюдение за своевременностью и правильностью выполнения рекультивационных работ;

 

- анализ во время ведения строительных работ эффективности предусмотренных в проекте мероприятий, их корректировка в случае необходимости;

 

- наблюдение в послестроительный период за работой водоотводных сооружений, снегозащитных насаждений, противоэрозионных и иных природоохранных сооружений.

 

Мониторинг должен охватывать деятельность не только в полосе отвода автомобильной дороги, но и в других местах, затрагиваемых работами, например, в карьерах дорожно-строительных материалов, резервах грунта, подъездах, строительных площадках, притрассовых заводах по приготовлению асфальтобетонных и цементобетонных смесей и т.д.

 

Предложение по разработке программы производственного мониторинга должны составляться в увязке с требованиями системы государственного экологического мониторинга.

 

4.5. Определение общего направления трассы автомобильной дороги (п.2.1.) должно включать в себя выявление участков, на которых при осуществлении мероприятий по развитию возможно сохранение существующего направления и участков, подлежащих реконструкции или новому строительству.

 

Выбор принципиального направления автомобильной дороги производится с соблюдением природоохранного, земельного, водного, лесного законодательства, иных законодательных и нормативных актов, связанных с охраной окружающей среды, с учетом проектов районной планировки городов, поселков, региональных схем развития соответствующих инженерных коммуникаций, железных дорог, энергосистем, а также, при необходимости, на основе анализа материалов изысканий, специально выполняемых для этих целей. При этом проводится всестороннее изучение условий строительства на всех возможных и рекомендуемых трассах, а также оценивается вероятный ущерб окружающей среде и определяются принципиальные направления мероприятий, позволяющих оптимизировать технико-экономические и эколого-экономические показатели.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал