Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Состав экологических разделов проектной документации
5.1. Проектная документация, предназначенная для проведения торгов " под ключ", разрабатывается подрядчиками на основании технического задания Заказчика, подготовленного на основании утвержденного (одобренного) ОИ.
5.2. Экологически и экономически обоснованные решения по строительству автомобильных дорог и обеспечивающих производственных объектов должны гарантировать:
- минимальный ущерб природной среде;
- экологическую безопасность и благоприятные условия для проживающего населения;
- рациональное и экономное расходование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;
- сохранение биологического разнообразия, чистоты воздуха, источников водоснабжения и других природных объектов, исторического наследия;
- внедрение высокопроизводительных мало- или безотходных технологий.
Представляемые материалы должны содержать исчерпывающую информацию о воздействии объекта на окружающую среду при строительстве и в период эксплуатации, а также при возможных аварийных ситуациях.
5.3. Экологическое обоснование конкретных технических решений рекомендуется выполнять на этапах " инженерный проект" (ИП) или " рабочая документация" (РД). Экспертиза материалов первого этапа проводится при предварительном согласовании земельных участков, второго этапа - перед оформлением отвода участка.
5.4. ИП, разрабатываемый для технически и экологически сложных объектов, должен содержать раздел " Охрана окружающей среды", включающий подразделы:
- общие результаты ОВОС и при необходимости - дополнительные оценки по отдельным сложным вопросам;
- индивидуальные проработки (привязки типовых решений) природозащитных мероприятий и сооружений;
- рекультивация нарушенных территорий.
Проект подлежит Госэкспертизе только в случаях изменения или дополнения материалов, представленных в составе ОВОС на этапе Обоснования инвестиций.
5.5. В состав раздела " Охрана окружающей среды" инженерного проекта должны входить:
- общие результаты и рекомендации ОВОС;
- краткая пояснительная записка, обосновывающая для заказчика и органов экспертизы проектные решения по природоохранным инженерным мероприятиям, не конкретизированным в составе ОИ;
- материалы, предназначенные для реализации инженерного проекта, включающие в себя основные чертежи, группировочные ведомости объемов работ, технические спецификации, перечень ГОСТ, отраслевых стандартов, СНиП, типовых проектов, привязанных к условиям данного проекта и обязательных для использования при сооружении природоохранных сооружений и мероприятий;
- материалы для оформления отвода земель.
5.6. Материалы для оформления отвода земель, как правило, состоят из двух разделов:
1. Обоснование отвода земель, включающее в себя:
- пояснительную записку, содержащую ссылки на задание на проектирование, основные нормативные документы, взятые за основу при проектировании, наименование административного района расположения дороги;
- обоснование ширины полосы отвода с учетом расположения земляного полотна, коммуникаций, элементов обстановки дороги, искусственных сооружений, водоотводных устройств, лесополос, полос для безопасного съезда автомобилей, зон избыточного транспортного загрязнения;
- сведения о размере временного отвода и аренды земель для обеспечения работы строительных механизмов, хранения отвалов растительного грунта, устройства объездов, переустройства коммуникаций, строительных площадок и карьеров, резервов грунта, кавальеров;
- данные по определению зон различной степени экологического влияния на сельскохозяйственные угодья и людей;
- предложения по размерам зон ограничения застройки по условиям экологического влияния и безопасности движения;
- материалы по сносу строений, их инвентаризации, оценочные акты и решения о компенсации за сносимые здания и сооружения;
- данные о площадях занимаемых земельных угодий с распределением по их видам, землепользователям и виду отвода (постоянный или временный);
- сведения о соответствии проектных решений акту выбора трассы и другим согласованиям;
2. Материалы по рекультивации временно занимаемых земель, включающие в себя следующие документы:
- пояснительная записка по рекультивации временно занимаемых земель, содержащая:
а) ссылки на законодательные и нормативные документы, принятые за основу разработки проекта рекультивации временно занимаемых земель, нарушенных при строительстве автомобильной дороги и неиспользуемых при реконструкции участков существующей дороги;
б) требования и технические условия на рекультивацию временно занимаемых земель, выданные землепользователями и землеустроительными органами;
в) ссылки на соответствующие документы согласований;
г) характеристику временно занимаемых земель с указанием целей отвода и размеров участков, разделением земель по видам угодий, районам и землепользователям;
д) характеристику проектируемых мероприятий по рекультивации временно занимаемых земель в соответствии с требованиями и техническими условиями с разделением по видам рекультивационных работ;
е) данные о стоимости рекультивационных работ, учтенные в сводной смете на развитие проектируемой дороги;
- документация по техническому этапу рекультивации, в которой отражаются мероприятия по снятию и сохранению плодородного слоя площадей, нарушаемых в процессе строительства, по предотвращению водной и ветровой эрозии временных отвалов плодородного слоя, по выравниванию и планировке нарушенных земель и неиспользуемых участков существующих дорог с приданием необходимых уклонов, по обеспечению водоотвода;
- документация по биологическому этапу рекультивации, в которой в зависимости от вида рекультивации отражаются мероприятия, включающие вид рекультивации (сельскохозяйственная, водохозяйственная, лесохозяйственная, т.д.), продолжительность этапа, календарный график обработки почв, внесения удобрений и семян с указанием видов и норм, ухода за посевами и лесокультурами.
5.7. РД (рабочий проект) согласно СНиП 11-01-95 разрабатывается:
- для технически и экологически сложных объектов, в особых природных условиях (случаи индивидуального проектирования), по решению заказчика или государственной экспертизы - на основании утвержденного проекта;
- для объектов, строящихся по проектам массового и повторного применения, а также ремонтных работ - на основе утвержденных (одобренных) обоснований инвестиций - в состав утверждаемой части и рабочей документации.
5.8. Вопросы охраны окружающей среды в рабочей документации рассматриваются в конкретных технических решениях и в части организации экологического контроля (мониторинга) во время строительства.
5.9. При отсутствии проектного этапа экологические вопросы, перечисленные в п.5.6, прорабатываются в рабочей документации.
5.10. Утверждение проектов, рабочих проектов на строительство дорог производится в установленном порядке после положительного решения Госэкспертизы. Оформление отвода необходимой территории и вынос границ постоянного и временного отвода на местность производится после утверждения проектной документации.
5.10. Состав материалов раздела " Охрана окружающей среды" в инженерных проектах строительства, реконструкции автомобильных дорог.
5.10.1. Целью разработки раздела " Охрана окружающей природной среды" в инженерном проекте на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и сооружений на них является проецирование инженерных мероприятий по исключению и смягчению воздействия объекта на окружающую среду, определение размеров компенсаций за нанесенный ущерб, а также подготовка документов и материалов для отвода земель на основе результатов ОВОС и полученного предварительного согласования места проложения трассы автомобильной дороги и акта выбора трассы.
5.10.2. Принятие конкретных проектных решений в составе инженерного проекта должно осуществляться на основе сравнения вариантов с учетом их воздействия на окружающую среду методами процедуры ОВОС, требования к которой приведены в разделах 3, 4.
5.10.3. Разработка раздела " Охрана окружающей природной среды" инженерного проекта проводится на мероприятия по развитию участков или сооружений, необходимость и протяжение которых обоснованы в ОИ.
5.11. В составе детального экологического обоснования при разработке проекта организации строительства, а также в других случаях проектирования и планирования строительных и ремонтных работ должен быть выполнен анализ технологических воздействий на окружающую среду. В этой области действует отраслевой нормативный документ - " Инструкция по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог" ВСН 8-89 Минавтодора РСФСР, в котором изложены основные природоохранные требования к производству работ и показаны способы их выполнения с учетом действующих ограничений. Основные положения Инструкции относятся к видам работ, вызывающим наибольшие изменения в окружающей среде.
5.12. Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.02.94 " О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", на землях, отведенных под дорогу и сооружения дорожного комплекса (полоса отвода), в пределах контура сооружений, а также контура карьеров, резервов, других выработок и штабелей, должен быть снят плодородный слой почвы и складирован в указанных проектом местах для последующей рекультивации выработок и укрепления откосов земляного полотна.
Следует учитывать, что снятию подлежит слой почвы, обладающий благоприятными физическими и химическими свойствами (ГОСТ 17.5.1.03-83). Этим требованиям удовлетворяют сельскохозяйственные, луговые земли. Снятие неплодородных или загрязненных земель наносит ущерб природным системам. Глубина снятия определяется по данным инженерных изысканий. Не следует снимать почвенный слой в основании насыпи на косогорах круче 1: 3, на неосушенных болотах, при выходе на поверхность скальных пород.
Возврат площадей временного отвода их постоянным владельцам допускается только при условии их рекультивации. В состав рекультивации входит выравнивание поверхностей, придание откосам естественных уклонов, упорядочение стока, нанесение слоя плодородной почвы, а также другие работы в соответствии с договором с постоянным владельцем земли согласно Положению о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства. Утв. постановлением СМ РФ. 28.01.93 и Пост. Прав. РФ. О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы. 23.02.94.
5.13. Согласно ВСН 8-89 в целях экологической безопасности должны соблюдаться правила выполнения земляных работ, предупреждающие излишнее увлажнение, эрозию. Следует всемерно ограничить применение взрывных работ, гидромеханизации исходя из чувствительности биосистем в месте выполнения работ.
5.14. При высокой концентрации дорожно-строительной техники в местах сосредоточения работ выполняется проверка суммарного загрязнения среды отработавшими газами, шумовые, вибрационные воздействия (в населенных местах). В целях сохранения животного мира вводятся особые правила производства работ с ограничением их состава по сезонам, времени суток в местах гнездования птиц, размножения животных, вблизи нерестилищ.
5.15. Все вспомогательные сооружения, площадки, строительные дороги должны размещаться на территориях временного отвода и подлежат впоследствии рекультивации. Несоблюдение границ временного отвода, несанкционированный проезд транспорта и строительных машин наносит существенный ущерб биосистемам. В условиях расширения приватизации земельных угодий нарушение почвенно-растительного покрова может повлечь крупные материальные санкции со стороны собственников земель.
|