Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Строительству мостовых переходов






6.1. В соответствии с " Положением о водоохранных зонах (полосах) рек, озер и водохранилищ", минимальная ширина этих зон устанавливается:

 

- для рек - от среднемноголетнего уреза воды в летний период по длине реки от истока: до 10 км - 15 метров, от 11 до 50 км - 100 метров, от 51 до 100 км - 200 метров, от 101 до 200 км - 300 метров, от 201 до 500 км - 400 метров, свыше 500 км - 500 метров;

 

- для озер - от среднемноголетнего уреза воды в летний период, для водохранилищ - от уреза воды при нормальном подпорном уровне при площади акватории до 2 км - 300 м, более 2 км - 500 м.

 

В водоохранных зонах рек запрещается загрязнение поверхности земли, в том числе свалка мусора, отходов производства, а также стоянка, мойка и ремонт автомобилей и дорожно-строительной техники, заливка топлива.

 

В водоохранной зоне запрещается добыча местных строительных материалов, замыв пойменных озер и стариц без разрешения и согласования природоохранных органов.

 

6.2. В проектной документации следует предусматривать ликвидационные работы после строительства мостового перехода:

 

- удаление из русла реки островков, отсыпанных во время сооружения опор;

 

- очистка русла реки и поймы от загромождающих их предметов, извлечение и вывозка свай, подмостей и временных опор;

 

- разборка временных сооружений на строительной площадке, планировка и рекультивация земель, включая карьеры и подъездные дороги.

 

6.3. На всех этапах проектирования и в процессе строительства необходимо оценивать воздействие мостовых сооружений на окружающую среду. При этом следует принимать проектные решения, уменьшающие это воздействие.

 

6.4. Основные виды воздействий мостовых переходов на окружающую среду следует принимать по табл.6.

 

Таблица 6

 

 

       
Вид воздействий на природу   Строительство   Содержание  
      Мост (как сооружение)   Движение транс- портных средств  
       
Видоизменение ландшафта       +*      
Внедрение в геоморфологическое строение (оползни, осыпи и т.п.)   +   +      
Нарушение условий поверхностного стока       +      
Нарушение естественного уровня протекания грунтовых вод (осушение, переувлажнение почв)       +      
Нарушение гидрологического режима и сечения реки (изменение береговой линии, активизация русловых процессов и т.д.)       +      
Нарушение условий среды обитания растений, животных и рыб   +   +   +  
Загрязнение и запыление воздушной среды и почвы, шумовое воздействие, вибрация от потока транспортных средств           +  
Загрязнение водных объектов поверхностным стоком с мостового сооружения           +  
Загрязнение и запыление воздушной среды, почвы, поверхностных и грунтовых вод от различных видов строительных работ, машин и механизмов на стройплощадках   +          
Загрязнение и сужение русла реки при строительстве опор   +   +      
Нарушение функционирования существующих коммуникаций   +   +      
Снос строений, переселение, связанное с отводом земель под строительство   +          
Нанесение ущерба памятникам истории, культуры и объектам археологии   +          

 

 

_________________

*Знаком " +" отмечены виды воздействий, учитываемые при проведении экологического обоснования на стадиях строительства и эксплуатации моста.

 

6.5. Состав и содержание разделов ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) для мостовых переходов:

 

В состав и содержание раздела рекомендуется включать:

 

1. Оценку современного состояния окружающей среды:

 

- оценку современного состояния природной окружающей среды (атмосфера, гидросфера, геологическая и почвенная среда, растительный и животный мир);

 

- оценку существующей техногенной нагрузки на компоненты окружающей среды;

 

- оценку современной социальной обстановки.

 

2. Ориентировочную количественную оценку воздействия моста на окружающую среду по каждому варианту размещения и основных технических решений:

 

- характеристику мостового перехода;

 

- оценку воздействия на компоненты окружающей природной среды, социальные условия;

 

- оценку возможности развития опасных техногенных процессов и аварийных ситуаций;

 

- оценку возможных мероприятий по предотвращению (минимизации) воздействий;

 

- разработку системы локального мониторинга.

 

3. Эколого-экономическую оценку инвестиций в строительство мостового перехода:

 

- оценку экологического и экономического ущерба для природной среды при различных вариантах размещения мостового перехода;

 

- альтернативную оценку стоимости природоохранных мероприятий, обеспечивающих экологическую безопасность природной среды и населения.

 

4. Выбор варианта размещения мостового перехода с экологической позиции.

 

5. Рекомендации по последующим этапам разработки экологического обоснования (ООС).

 

6.6. В состав и содержание разделов ООС (охрана окружающей среды) включаются:

 

1. Краткий анализ состояния окружающей среды на территории предполагаемого строительства, в том числе:

 

а) Природных условий:

 

- климатическую характеристику (тип климата, метеорологические показатели, определяющие условия рассеяния загрязняющих веществ в атмосфере:

 

- температурный режим, средняя максимальная температура наиболее жаркого месяца, температурные инверсии, их повторяемость и продолжительность, среднее количество осадков за год, их распределение в течение года, ветровой режим, средняя скорость ветра по направлениям, повторяемость штилей, скорость ветра по средним многолетним данным, повторяемость которой составляет 5%-u , коэффициент, зависящий от стратификации атмосферы, коэффициент рельефа местности);

 

- ландшафтную характеристику территории;

 

- геоморфологические условия (тип рельефа, абсолютные отметки и относительные высоты);

 

- геологическое строение и гидрогеологию района;

 

- гидрологические условия (уровни водных объектов минимальные, максимальные расчетной обеспеченности, ледовый режим, толщина льда, сроки замерзания и вскрытия водоема, гидравлические элементы потока: ширина, глубина, средняя скорость течения на участке пересечения, гидравлический радиус, шероховатость русла, уклон, коэффициент извилистости, характер руслового процесса, характеристика существующего водопользования в зоне размещения мостового сооружения, размеры и границы прибрежных полос и водоохранных зон);

 

- почвенно-растительные условия (тип почв, водопроницаемость, пористость, гранулометрический состав почв, эродированность почвенного покрова, деградированные земли, состояние растительности, состав пород, возраст, полнота, бонитет);

 

- состояние животного мира, в том числе ихтиофауны.

 

б) Хозяйственных аспектов использования территории:

 

- характер антропогенной нагрузки (наличие промпредприятий, существующей транспортной сети, общее влияние хозяйственной деятельности на компоненты природной среды);

 

- фоновые значения показателей загрязнения природных компонентов (атмосферы, в том числе существующих уровней шума; водных объектов, в том числе коэффициент донной аккумуляции веществ; почвы и т.п.);

 

в) Социальной среды.

 

Здесь рассматривают:

 

- численность населения района тяготения, качество среды обитания;

 

- данные о наличии памятников истории, культуры, археологии.

 

2. Характеристику намечаемой деятельности, в том числе:

 

- данные о существующем уровне и перспективной интенсивности движения и составе транспортного потока;

 

- определение типов и характера вероятных воздействий мостового сооружения на окружающую среду: строительные воздействия (временный характер); эксплуатационные воздействия, связанные с функционированием объекта как инженерного сооружения; воздействия от передвижных источников (транспорта).

 

3. Прогноз изменения состояния окружающей среды в период строительства и эксплуатации мостового сооружения, в том числе:

 

- уровень загрязнения атмосферы отработавшими газами при движении транспорта по мостовому сооружению и скопления техники при строительно-монтажных работах;

 

- то же по запыленности;

 

- уровень шумового воздействия трассы и шума от технологических процессов на примагистральную территорию;

 

- то же для вибрации (в основном для реконструируемых сооружений);

 

- уровень загрязнения поверхностного стока с мостового сооружения и со стройплощадок с определением предельно допустимого сброса (ПДС) в водный объект;

 

- оценку влияния строительства мостового сооружения на подземные воды и геологическую среду;

 

- зону превышения содержания свинца над предельно допустимой концентрацией (ПДК) в почве примагистральной территории;

 

- рекомендации по рекультивации временно занимаемых земель;

 

- прогнозную оценку изменения в растительном покрове, растительности, в животном мире, в том числе ихтиофауне;

 

- эстетические аспекты изменения ландшафта после строительства мостового сооружения;

 

- вопросы обеспечения транспортной доступности и сохранения местных путей сообщения после строительства мостового сооружения; сохранения памятников истории, культуры, объектов археологии (при их наличии).

 

4. Природоохранные мероприятия, подбор проектных решений и мероприятий по уменьшению негативного влияния мостового перехода на окружающую среду, в том числе:

 

- посадку защитных полос зеленых насаждений, устройство шумозащитных экранов, валов, очистных сооружений в пределах водоохранных зон водных объектов и т.п.;

 

- мероприятия по сохранению и защите памятников истории, культуры, археологии;

 

- предложения по компенсации ущерба, причиняемого в период строительства и эксплуатации населению и окружающей среде, включая отчуждение земельных участков, снос зданий и т.п.;

 

- предложения по компенсации ущерба рыбным запасам; предложения по компенсации ущерба зеленым насаждениям.

 

5. Возможность аварийных ситуаций и оценку экологического риска.

 

6. Обеспечение организации локального экологического мониторинга.

 

6.7. Исходные данные в виде таблиц, карт, планов, справок, технических условий и согласований оформляют в приложениях к пояснительной записке по экологическому обоснованию. В планы (или карты) включают следующие графические документы: схематический ситуационный план мостового сооружения с нанесением границ промышленных и селитебных территорий, охранных и защитных зон, зон рекреационного использования; стройгенплан объекта с указанием мест размещения источников загрязнения; ситуационный план с нанесением основных намечаемых проектных мероприятий по охране окружающей среды и зон негативного влияния в границах предельно допустимых значений.

 

6.8. На мостах необходимо применять специальные конструкции и материалы, снижающие загрязнение поверхностного стока с моста, а также уровень шума. К таким конструкциям и материалам, как правило, относятся: экраны, водоочистные устройства, асфальтобетонные покрытия с шумопоглощающими элементами, специальные фильтры, др.

 

6.9. В полосах отвода для снижения указанных воздействий, кроме того, следует предусматривать посадку зеленых насаждений и дополнительное остекление окон примыкающих зданий. В необходимых случаях, определяемых расчетом, для снижения воздействия вибрации следует устраивать в земле специальные экраны.

 

6.10. Конструктивные и технологические решения по снижению уровня воздействий на среду в процессе строительства следует принимать с учетом требований СНиП 3.01.01-85.

 

6.11. Расчеты загрязнения атмосферы отработанными газами при движении транспортных средств по мосту, шумового воздействия трассы, загрязнения поверхностного стока с моста, а также расчеты по определению воздействий от вибрации и по определению зон превышения содержания свинца в почве прилегающей к мосту территории рекомендуется выполнять по следующим нормам и методикам, с учетом требований нормативных документов, в которых приведены допускаемые рассчитываемые воздействия:

 

1. Расчеты уровня загрязнения атмосферы отработавшими газами при движении транспортных средств по мостовому сооружению и от работы техники при строительно-монтажных работах.

 

При этом выполняют:

 

- расчеты массового выброса загрязняющих веществ в атмосферу по четырем основным примесям - оксиду углерода СО, оксидам азота (в пересчете на NO ), суммарным углеводородам CH и сернистому ангидриду SO (согласно " Методическим указаниям по расчету массовых выбросов от автотранспорта в городах", НИИАТ, 1997);

 

- расчет рассеяния загрязняющих веществ в атмосфере (по " Методике расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий ОНД-86" (Госкомгидромет, 1986 г.) или по программам, реализующим основные положения указанной методики или методики, утвержденной ГГО им. А.И.Воейкова).

 

Сравнение полученных результатов с предельно допустимыми концентрациями (ПДК) выполняют по данным из " Перечня ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест", 3086-84 (основной список) с дополнениями.

 

2. Расчеты уровня шумового воздействия и воздействия вибрации трассы на примагистральную территорию и шума и вибрации от технологических процессов строительства (при наличии в зоне влияния мостового сооружения жилой застройки).

 

Допустимые уровни шума в помещении нормированы в Санитарных нормах СН 2.2.4/2.1.8.562-96 " Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки", М., 1997 г.

 

Расчет прогнозируемого уровня шума, требуемого его снижения, и расчет экранирующих сооружений выполняют по СНиП II-12-77 " Защита от шума" (в т.ч. по программам, реализующим основные положения СНиП и результаты научных исследований).

 

Допустимые уровни шума, вибрации и требования к звукоизоляции в жилых и общественных зданиях принимают по МГСН 2.04-97.

 

3. Расчет зоны превышения содержания свинца.

 

Для расчетов зоны превышения содержания свинца над предельно допустимой концентрацией (ПДК) в почве примагистральной территории используют методику " Рекомендаций по учету требований охраны окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов", Минтранс, 1995.

 

Полученные результаты сравнивают с данными по " Перечню ПДК и ОДК химических веществ в почве", Минздрав, 1991 г.

 

4. Расчет предельно допустимого сброса (ПДС) в водный объект, определение уровня загрязнения поверхностного стока с мостового сооружения и со стройплощадок.

 

Расчет ПДС в водный объект и определение уровня загрязнения поверхностного стока, а также необходимость его сбора, отведения и очистки принимают с учетом " Правил охраны поверхностных вод", Госкомприрода, 1991 г.

 

При этом выполняют:

 

- расчет объема годового стока (ливневого, талого, моечного) с мостового сооружения или стройплощадки (по СНиП 2.04.03-85 " Канализация. Наружные сети и сооружения");

 

- расчет количества загрязняющих веществ, содержащихся в стоке (удельные показатели загрязнения принимают по СН 496-77 " Временной инструкции по проектированию сооружений для очистки поверхностных сточных вод";

 

- расчет ПДС (расчет выполняют по " Методическим указаниям по установлению ПДС веществ, поступающих в водные объекты со сточными водами" или по рекомендованным Госкомприродой программам для расчета норм ПДС).

 

В зависимости от категории водного объекта полученные в результате расчетов концентрации загрязняющих веществ в контрольном створе сравнивают с предельно допустимыми концентрациями по " Обобщенному перечню ПДК и ОБУВ вредных веществ в воде водных объектов, используемых для рыбохозяйственных целей" или " Списку ПДК вредных веществ в водных объектах хозяйственно-бытового и культурно-бытового водопользования".

 

6.12. В процессе инженерно-геологических изысканий должны быть выявлены гидрогеологические условия строительной площадки: абсолютные отметки уровней появления и установления подземных вод, скорости и направления их течения, характер сезонного и многолетнего изменений уровней вод во времени с учетом техногенных факторов и, в частности, отметки максимального и минимального их уровней, химический состав подземных вод с целью определения их агрессивности по отношению к материалам фундаментов, характер гидравлической связи подземных вод с поверхностными водами открытых водоемов (рек, озер, прудов и т.п.).

 

6.13. В процессе изысканий должны быть получены следующие сведения о поверхностных водах: абсолютные отметки и даты максимального, минимального и рабочего уровней воды водотоках, максимальные и минимальные расходы воды, даты начала и конца ледостава и ледохода, толщина льда, уровни ледостава и ледохода, возможные заторы льда, характер и степень агрессивности воды и скорости ее течения.

 

6.14. В связи со стеснением пойменных потоков подходами к мосту в паводковый период меняется бытовой режим реки. Перед мостом уровни воды повышаются за счет подпора. Из-за слива воды с пойм в подмостовое отверстие может увеличиваться скорость течения, происходить общий размыв под мостом и на участке выше моста и отложение наносов - на участке ниже по течению.

 

6.15. Повышение уровней воды в верхнем бьефе моста при проходе паводков может вызвать подтопление населенных пунктов, предприятий и ценных сельскохозяйственных угодий.

 

Отметки свободной поверхности воды следует определять на основе значений характерных подпоров: начального, полного и подмостового. Величины характерных подпоров определяют расчетом методом последовательных приближений по " Методическим рекомендациям по расчету мостовых переходов" (Гипродорнии, 1987 г.).

 

6.16. При подтоплении сельскохозяйственных угодий следует учитывать продолжительность прохождения паводков на данной реке и продолжительность стояния уровней (среднее многолетнее число дней в году, когда наблюдался уровень не выше данного), которые определяют по материалам органов Росгидромета (при необходимости эти данные переносят с водопоста на створ перехода), а при их отсутствии используют данные опроса сторожилов. Подтопление сельхозугодий не должно нарушать производство сельскохозяйственных работ. Для предотвращения подтопления населенных пунктов, предприятий и ценных сельскохозяйственных угодий они могут быть обвалованы дамбой. Отметка верха дамбы принимается на уровне расчетного уровня с учетом подпора, набега волны и гарантийного запаса 0, 5 м. Снижение подпорного уровня может быть также достигнуто за счет устройства пойменного моста или увеличения отверстия основного моста.

 

6.17. Из-за образования общего размыва в подмостовом русле и выше моста в пределах зоны сжатия потока могут оказаться нарушенными зимовальные ямы и нерестилища рыбы, подмыты трубопроводы, другие сооружения в русле реки.

 

Уменьшить величину общего размыва можно увеличением отверстия руслового моста или созданием пойменного моста. Выбор проектного решения делается на основе технико-экономического сравнения вариантов.

 

6.18. Увеличение скоростей течения в паводковый период по сравнению с бытовым в подмостовом русле и в зоне отложения насосов может вызвать затруднение для прохода судов и рыбы со стороны нижнего бьефа. Отверстия искусственных сооружений определяются в соответствии с техническими условиями, выдаваемыми в составе исходных данных для проектирования органами Роскомрыболовства и органами, ведающими судоходством в зависимости от видов рыб и класса судов. При пересечении трассой мостового перехода пойменных проток, служащих для прохода на нерест ценных пород рыб, необходимо предусматривать пойменные отверстия, гидравлический режим которых обеспечивает нормальное продвижение рыб к нерестилищам.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал