Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Третья республика во Франции и конституционные законы 1875 г.






После окончания войны с Пруссией встал вопрос обудущем государственном строе страны. Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. 31 августа 1871 г. Национальное собрание, большинство в котором составляли монархисты, принимает закон, по которому оно приобретает учредительныефункции. Однако политика Второй империи развеяламонархические надежды крестьянства (а это 70% населения страны). Рабочие были за республику. Монархическому большинству пришлось отказаться отвосстановления монархии. В 1875 г. принимается Конституция Третьей республики. Ее составляли 3 закона: Об организации сената (24 февраля 1875 г.); Об организации государственной власти (25 февраля 1875 г.); Об отношениях между государственными властями(16 июля 1875 г.). Эти акты определяли структуру икомпетенцию высших органов государства, Устанавливался республиканский строй.

Глава государства - президент избирался на 7 летабсолютным большинством голосов сената и Палатыдепутатов. Он мог переизбираться. Президенту предоставлялось право законодательной инициативы, опубликования законов. Президент являлся главнокомандующим вооруженных сил. С согласия сената онраспускал Палату депутатов до истечения законногосрока ее полномочий.

Палата депутатов избиралась на 4 года всеобщимголосованием. Сенат состоял из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались на основе косвенного избирательного права особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат являлся постоянно действующим учреждением. Каждые 3 года он обновлялся на 1/3. Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно.

Вопрос

Поражение революции 1848-1849 гг.не могло остановить бурного капиталистического развития Германии, которое настоятельно требовало объединения страны. Инициативу в объединительном процессе в 60-е г. XIX в. захватила Пруссия. Начавшаяся здесь в середине XIX в. промышленная революция превратила ее в самое экономически развитое германское государство. С приходом к власти Вильгельма I Пруссия стала активно заниматься внутри германскими проблемами. Ее главной заботой было ослабление Австрии и объединение всех германских государств вокруг Пруссии. В 1862 г. Вильгельм I назначил главой правительства Отто фон Бисмарка. Бисмарк энергично взялся за осуществление поставленной цели, начав с усиления армии. Увеличение расходов на ее содержание; введение всеобщей воинской повинности; создание нового органа управления военным ведомством - генерального штаба, способствовали превращению прусской армии в одну из сильнейших в Европе. Создав, в дипломатическом плане, все необходимые условия борьбы с Австрией, как главным соперником в деле объединения, Пруссия ожидала благоприятного момента для нанесения удара. Причиной к разгрому Австрии стала в 1864 война Пруссии и Австрии против Дании. В состав Дании входили 2 провинции с преимущественно немецким населением - Шлезвиг и Гольштейн. Поводом к войне явилась новая датская конституция, в которой ущемлялись права Шлезвига. Война продолжалась всего 4 месяца. Потерпев поражение, Дания была вынуждена отказаться от Шлезвига и Гольштейна. На завоеванные герцогства распространился режим совместного австро-прусского владения, при котором управление Гольштейном было передано Австрии, а Шлезвигом - Пруссии. В 1866г., обвинив Австрию в нарушениях договоренности об управлении этими провинциями, Пруссия напала на Гольштейн. Началась австро-прусская война, которая быстро привела к полному разгрому Австрии.. В августе 1866 г. был подписан договор о создании нового Северогерманского Союза, возглавляемого Пруссией. В него вошли 22 германских государства, расположенных к северу от реки Майн. В 1867 г. была принята конституция северогерманского союза, юридически закрепившая в нем ведущее положение Пруссии. Главой союзного государства становился президент - король Пруссии, который являлся главнокомандующим союзной армией, обладал правом заключения мира и объявления войны, сосредоточивал в своих руках всю полноту исполнительной и частично законодательной власти. Таким образом, после австро-прусской войны объединение Германии в основном состоялось. Затем с разгромом Франции, 18 января 1871 г., в состав Германии вошли и южногерманские государства (Бавария, Вюртемберг, Гессен, Дармштадт и Баден) была провозглашена империей. 16 апреля 1871 г. рейхстаг утвердил новую конституцию.

Конституция Германской империи 1871 г. По форме государственного устройства Германия становилась федерацией. Она состояла из 25 государственных образований (4 королевств, 6 великих герцогств, 4 герцогств, 8 княжеств, 3 вольных городов) и имперской провинции Эльзас-Лотарингии, аннексированной от Франции. Все члены федерации располагали своими законодательными и исполнительными органами власти. По форме правления Германия стала конституционной монархией. Германским императором - кайзером - был провозглашен король Пруссии Вильгельм I. Законодательная власть по конституции вверялась парламенту, состоявшему из двух палат (ст. 5).

Верхняя палата - Союзный совет (бундесрат) - состоял из представителей государств, входящих в состав союза. Они назначались правительствами союзных государств, а нормы представительства определялись самой конституцией

Нижняя палата - рейхстаг - избирался на 3 года посредством всеобщих и прямых выборов с тайной подачей голосов". Обе палаты парламента обладали правом законодательной инициативы. Для принятия закона требовалось " согласие большинства и в том и в другом собрании

Особое место в системе исполнительной власти принадлежало канцлеру. Он назначался императором и был ответственен только перед ним. Канцлер был единственным общеимперским министром и обладал обширными полномочиями.

Все постановления и распоряжения императора требовали его подписи. Он председательствовал в Союзном совете и руководил его постоянными комитетами. Таким образом, исходя из конституции 1871 г., государственная власть в Германской империи должна была основываться на принципе разделения властей и представительном правлении.

 

Вопрос

Германия получила свой гражданский кодекс сравнительно поздно по сравнению с другими европейскими странами.

В 1814 году выходит книга профессора из Гейдельберга Антона Фридриха Юстуса Тибо с названием «О необходимости гражданского кодекса для немецких земель» в которой автор обосновывает необходимость принятия единого гражданского кодекса. В 1816 году Карл Фридрих Савиньи публикует книгу с названием «О современных задачах законодательства и правовой науки, в котором отвергается идея необходимости единого гражданского кодекса для германских земель.

Лишь несколько десятилетий спустя, после объединения немецких земель и провозглашения Германской империи в январе 1871 года стала ясна необходимость не только политического, но и юридического объединения Германии. Однако по новой имперской Конституции компетенции принять гражданский кодекс у центральной (федеральной) власти не было. По инициативе двух депутатов рейхстага, Микеля и Лакнера, были внесены соответствующие изменения в имперскую Конституцию Германии. В 1873 году был издан закон об установлении компетенции империи в области разработки единого гражданского права, и в 1874 году бундесратом была назначена комиссия для составления кодекса. Составленный ею и опубликованный в 1887 году проект был подвергнут резкой критике из-за несоответствия новым социально-экономическим отношениям. Особо известна критика Менгера и Отто фон Гирке. Отто Бер составил альтернативный проект. По инициативе канцлера была создана вторая комиссия.

В 1890 году создана комиссия с участием адвокатов, представителей политических партий и промышленников. Второй проект был рассмотрен в рейхстаге, бундесрате и после внесения некоторых изменений был утверждён 18 августа 1896 года. Вступление нового кодекса в силу только с 1 января 1900 года было необходимо для приведения в соответствие с ним законодательств земель в составе Германии.

 

Германское гражданское уложение 1896 г. (ГГУ), остается одним из важнейших актов в системе действующего законодательства ФРГ. В свое время оно оказало существенное влияние на развитие гражданского законодательства многих стран. ГГУ явилось результатом продолжавшейся более 20 лет подготовительной работы германских цивилистов, сумевших соединить традиционное построение гражданско-правовых институтов, характерное для германской правовой школы, с потребностями капиталистического развития Европы конца XIX в. Несмотря на несколько абстрактный и излишне теоретический характер многих норм, с точки зрения юридической техники ГГУ признается весьма совершенным, в частности по структуре, рациональности изложения, единству используемой терминологии.

Германское гражданское уложение в значительной степени базируется на римском праве. Кодекс построен по так называемой «пандектной» системе. В соответствии с ней общие для всех институтов нормы содержатся в общей части (первой книге). Кроме того, кодекс содержит еще 4 книги: вторая посвящена обязательственным отношениям, третья — вещному праву, четвертая — семейному и пятая — наследственному.

Отличительными чертами ГГУ являются: отсутствие общих юридических определений, параграфы кодекса очень подробны и носят описательный характер, содержат множество специальных юридических терминов. Характерной чертой ГГУ является наличие в нем так называемых «каучуковых» параграфов, содержащих ссылки на такие понятия, как «добрая совесть», «добрые нравы», имеющие моральное, а не правовое содержание. Германское гражданское уложение признает в качестве субъектов гражданского права физических и юридических лиц: ферейны (общества, союзы) и учреждения. Под ферейнами понимаются союзы лиц, с которыми входящие в их состав лица связаны членскими правами и обязанностями. Эти союзы могут быть либо хозяйственными (такими, которые преследуют цели извлечения прибыли), либо нехозяйственными (такими, которые преследуют культурные, научные цели).

В ГГУ выделена Общая часть, которая образует книгу первую (§ 1–240). В ней сформулированы институты и нормы, общезначимые для всего гражданского, а отчасти и для других отраслей права, а также изложены нормы, относящиеся к статусу физических и юридических лиц, определению правоспособности, волеизъявлению, исчислению сроков давности, и некоторые иные нормы. В целом же структура весьма объемистого, насчитывающего 2385 параграфов ГГУ соответствует доктрине пандектного права, получившей наибольшее признание среди германских цивилистов. Это проявилось, в частности, в раздельной трактовке вопросов обязательственного права и права собственности.

Вопрос

Противоречия между рабовладельческим Югом и промышленным Севером в первые три десятилетия существования США стали быстро нарастать по мере экономического подъема рабовладельческих штатов. Огромные прибыли, которые приносил рабский труд на плантациях, производивших хлопок, сахарный тростник и табак, требовали новых рабов и новых территорий. После принятия Иллинойса в состав союза в стране оказалось 11 свободных штатов и 10 рабовладельческих.

Избрание в ноябре 1860 г. на пост президента видного сторонника отмены рабства, одного из организаторов Республиканской партии А. Линкольна, показало изменения в соотношении общественных сил в пользу аболиционистов и означало крах многолетней политической гегемонии рабовладельцев.

В конце 1860 - начале 1861 г. правящие рабовладельческие круги 13 южных штатов пошли на крайнюю меру - на сецессию, т. е. на выход из федерации и на провозглашение в феврале 1861 г. Конфедеративных штатов Америки. Вскоре после официального вступления А. Линкольна на пост президента (в марте 1861 г.) конфедераты подняли мятеж, пытаясь насильственно свергнуть конституционное правительство, провозгласили новую конституцию Конфедеративных штатов Америки. Стремясь распространить рабовладельческие отношения на территорию всего союза, конфедераты начали 12 апреля 1861 г. Гражданскую войну, которая продолжалась четыре года и закончилась 26 мая 1865 г.

Победа капиталистического Севера была исторически предрешена, но коренной перелом в ходе Гражданской войны, который первоначально был более благоприятен для южан, наступил после решения принципиального вопроса буржуазно-демократической революции - вопроса о рабстве. Первоначально рабство на территориях взбунтовавшихся штатов было отменено Прокламацией президента А. Линкольна от 1 января 1863 г. Затем, по окончании Гражданской войны (1865), была принята XIII поправка к конституции, которая предписала: " В Соединенных Штатах или каком-либо месте, подчиненном их юрисдикции, не должны существовать ни рабство, ни подневольное услужение, кроме тех случаев, когда это является наказанием за преступление, за которое лицо было надлежащим образом осуждено".

Гражданская война привела к серьезным изменениям в правовой и политической системе США. Важное значение имели положения XIV поправки, которые запретили штатам принимать законы, ограничивающие льготы и привилегии граждан США; запретили штатам лишать кого-либо свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры или отказывать кому-либо в пределах своей юрисдикции в равной защите законов.

Две эти поправки создали юридические условия не только для освобождения негров, но и уравнения их в правах с белыми гражданами. Однако прогрессивные предписания XIII и XIV поправок были " торпедированы" решениями Верховного суда 1883 и 1896 гг., признавшими неконституционным Закон о гражданских правах 1875 г. и конституционными законы штатов, устанавливавшие " раздельные, но равные возможности" для белых и черных. Последняя " поправка Гражданской войны" '- XV, принятая в 1870 г., запрещала дискриминацию на выборах: " Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку расы, цвета кожи либо в связи с прежним нахождением в подневольном услужении". Однако постановления этой поправки были в течение века мертвы для бывших рабов.

Вопрос

Капиталистический уклад в Японии начал складываться в конце XVIII-начале XIX вв. В 50-60-х гг. во внутриполитической жизни страны произошли глубокие перемены. Под давлением США, России и Англии в 1854 г. Япония вынуждена была отказаться от политики самоизоляции, открыть ряд портов для иностранных кораблей. Япония входила в мировой рынок. Начавшаяся в 1867-1868 гг. как традиционная борьба между знатными родами за власть завершилась буржуазной революцией Мэйдзи. В этом движении приняли участие нарождавшаяся буржуа-зия, обедневшие, патриотически настроенные самураи (рыцари), крестьяне, городская беднота. Императорское войско, разбив войско сёгуна (полководца), в мае 1868 г. вступило в столицу Эдо (Токио). Правительство было низложено. Императором Японии стал 15-летний Муцухито (1852-1912).

Обострение социальных противоречий, необходимость ускоренного развития экономики, стремление противостоять колониальной политике США и других государств заставили новое правительство Японии приступить к проведению реформ. Основное внимание было обращено на развитие промышленности, торговли, военной сферы и овладение передовой западной технологи-ей. С целью подорвать экономическую базу феодальных княжеств, мешавших национальному единству, в 1871 г. уделы были ликвидированы, страна разделена на губернии и префектуры во главе с назначаемым центром чиновником и установлено однообразное управление по всей стра-не. Кадры чиновников формировались из бывших князей и самураев, потерявших теперь незави-симость. Это был новый слой чиновничества, хотя и не имевший пока опыта, зато не погрязший в коррупции и взяточничестве и, следовательно, не мешавший модернизации общества.

Реформа 1872 г. установила в японском обществе три сословия: высшее дворянство, куда вошли бывшие князья и придворная аристократия; дворянство, в состав которого включены быв-шие самураи; сословие простого народа, в том числе и торгово-промышленная буржуазия.

В 1872-1873 гг. была проведена достаточно радикальная аграрная реформа, установившая ча-стную собственность на землю. Земля была закреплена за теми, кто ею реально владел к моменту реформы, т.е. за зажиточными крестьянами, хотя часть землевладельцев, не имевшая возможности выплатить выкуп за землю и налог, теряла свои участки. Подавляющая часть крестьянства закре-пила за собой ничтожные земельные наделы.

Эти крестьяне становились арендаторами, батраками или устремлялись в города. Зажиточное крестьянство и новые помещики, получив землю, освобождалось от земельной ренты в пользу князей. Были отменены барщина и оброк, введен денежный налог в размере 3% от цены земли, выплачиваемый государству.

К числу важных для японского общества преобразований относились введение всеобщей во-инской повинности и организация системы образования по европейскому образцу. Молодым японцам была предоставлена возможность получить высшее образование по всем отраслям науки и техники в Европе и Америке. Произошли также изменения в идеологической сфере. Государст-венной религией вместо буддизма был объявлен синтоизм, который сохранил культ старинного божества – богини Солнца, ввел культ Тэнно как воплощение высших небесных сил. Это должно было утверждать, что поселившееся в Японии божество небесных тел есть свидетельство о пре-восходстве японцев над всем человечеством.

Первый японский парламент, оказавшийся во многом независи-мым и упорным в принятии соответствующих решений, собрался в 1890 г. Созданная конституци-онная монархия, в которой император был наделен законодательной инициативой, правом назна-чать министров, созывать и распускать парламент, где высшая палата составлялась из членов им-ператорской семьи и близких к императору лиц, свидетельствовала об ограниченности демократи-ческих институтов власти и закономерности такого процесса.

Быстрые для недавно отсталой страны темпы экономической, социальной и политической модернизации были обеспечены трудом крестьян и рабочих, которые жестоко эксплуатировались японским капиталом: 12-14-часовой рабочий день, низкая заработная плата, политическое беспра-вие. Это было типичным явлением для раннего этапа развития капитализма в любой стране. Одна-ко Японии удалось быстро миновать этот период благодаря возникновению рабочего и профсоюз-ного движения и, что важно, насаждению в японском обществе патерналистических традиций и прямых контактов работодателей со своими рабочими. Это вело к ослаблению забастовочного движения рабочих. И, конечно, широкое использование достижений науки и техники, комплекса ценностей своих и зарубежных приносило свои плоды.

Вопрос

Ноябрьская революция в Германии Падение империи. Крупные неудачи на фронтах весной и осенью 1918г. создали в Германии революционную ситуацию. Октябрьская революция 1917 г. в России усилила и без того накаленную социальными и политическими страстями ситуацию, сложившуюся ввиду очевидного военного поражения Германии, под влиянием революции в России в немецких городах, в армии и на флоте стали возникать Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов. Революция началась восстанием военных моряков в Киле в начале ноября 1918 г. Крупнейшие города Германии - Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен - присоединились к восставшим. Повсеместно возникавшие Советы рабочих и солдатских депутатов брали власть в свои руки. Наконец, 9 ноября 1918 г. революция победила в Берлине. Кайзер (император) Вильгельм бежал в Голландию. Германской империи не стало. В создавшейся обстановке имперское правительство сочло за лучшее передать власть социал-демократам. Выбор пал на социал-демократию, потому что эта партия, как уже говорилось, исключала из своей программы социалистическую революцию, поставив целью постепенное, реформистское продвижение к социальному государству всеобщего благополучия и социальной защищенности.

Коалиция трех партий - Социал-демократической, Демократической и Партии центра - составила правительство Германии во главе с социал-демократом Ф. Шейдеманом, которое положительно решило вопрос о подписании Версальского мирного договора, утвердило бюджет и самое главное - приняло новую конституцию Германии, названную Веймарской. Ее авторство принадлежит юристу либерального толка Гуго Прейсу, министру внутренних дел. За Конституцию было подано 262 голоса, против - 75. Конституция 1919 г. превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом. Высшим законодательным органом Германской империи (это название было сохранено) объявлялся рейхстаг, избираемый один раз в четыре года на основе всеобщего избирательного права (ст. 22, 23). Конституция вводила пропорциональную систему выборов. Вся Германия была поделена на 35 избирательных округов. Каждая партия, принимавшая участие в выборах, выступала со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список: больше голосов - больше мест. Парламент состоял из двух палат: рейхстага (нижняя палата) и рейхсрата (верхняя палата). Рейхсрат (имперский совет) состоял из представителей 18 земель (15 республик и трех вольных городов, пользовавшихся автономией), на которые делилась Германия

(ст.68). Федеративность Германии была по большей части строго дозированной. Все действительно важные вопросы - внешние сношения, армия и флот, монетное дело и таможни, связь, транспорт, гражданство и эмиграция и т.д.- находились в ведении империи.

.Особые полномочия давала президенту ст. 48: она разрешала введение чрезвычайного положения в любой момент, который президент сочтет " опасным для существующего порядка". При этом за чрезвычайным положением могли последовать применение вооруженной силы и приостановка гражданских свобод, декретированных конституций. Наконец, в непременной компетенции президента находилось и назначение правительства - и его главы, и всех министров. Правительство оставалось ответственным перед рейхстагом, но, как показал опыт предвоенных лет, могло существовать при опоре на президента, игнорируя рейхстаг.

Конституция подчеркивала особое положение главы правительства - канцлера республики, которому поручалось " формулирование основных принципов политики" руководимого им правительства. Сквозь новое, республиканское обличье проступали знакомые имперские черты. Декретировав существование выборных органов государственной власти, конституция постановляла, что " чиновники назначаются пожизненно", если, разумеется, они служат достаточно безупречно. Революционная обстановка, еще сохранившаяся в побежденной Германии, предвыборные обещания буржуазных и особенно социал-демократических партий, равно как и политика социальных уступок трудящимся, начатая еще Бисмарком, привели к тому, что в Веймарскую конституцию были внесены немаловажные нормы, касающиеся отношений между правящими классами, с одной стороны, и трудящимися- с другой.

Итоги германской революции 1918-1919 гг. Ноябрьская революция по своему характеру была буржуазно-демократической. Такой же была и Веймарская конституция. Признание свободы партий, слова, печати, " права на труд и охрану труда" свидетельствовало о том новом положении, которое пролетариат и демократия вообще стали завоевывать в общественной жизни, в мировой истории. Несомненными завоеваниями рабочего класса Германии являлись узаконение 8-часового рабочего дня, право на заключение коллективных договоров с предпринимателями, введение пособий по безработице, законодательное признание женского избирательного права и др. Несмотря на свой буржуазно-демократический характер, революция 1918 г. в Германии была проведена в значительной мере пролетарскими средствами, о чем наглядно свидетельствуют советы рабочих и солдатских депутатов, забастовки и демонстрации, наконец, образование недолговременной Баварской советской республики.

Фашизм в Германии появился сразу же после окончания первой мировой войны в качестве одной из разновидностей реакционных милитаристских националистических течений, когда антилиберальные, антидемократические движения приобрели общеевропейский характер. В 1920 г. Гитлер выступил с программой из " 25 пунктов", ставшей впоследствии программой Национал-социалистской немецкой рабочей партии. Пронизанная националистическими, шовинистическими идеями превосходства германской нации, программа требовала реванша для восстановления " справедливости, попранной Версалем".

В 1921 году складываются организационные основы фашистской партии, основанной на так называемом фюрер-принципе, неограниченной власти " вождя" (фюрера). Главной целью создания партии становится распространение фашистской идеологии, подготовка специального террористического аппарата для подавления демократических, антифашистских сил и, в конечном счете, для захвата власти.

30 января 1933 г. Гитлер по распоряжению Гинденбурга занимает Пост рейхсканцлера Германии. Он приходит к власти как глава коалиционного правительства, так как его партия даже с немногочисленными союзниками не имела большинства в рейхстаге. Это обстоятельство не имело, однако, значения, поскольку кабинет Гитлера был " президентским кабинетом", а Гитлер - " президентским канцлером". Вместе с тем результаты выборов 1932 г. придали определенный ореол легитимности его канцлерству. За Гитлера голосовали самые разные социальные слои и группы населения. Широкая социальная база Гитлера создавалась за счет тех, у кого после поражения Германии была выбита почва из-под ног, той самой сбитой с толку агрессивной толпы, чувствующей себя обманутой, потерявшей вместе с имуществом жизненную перспективу, испытывающей страх перед завтрашним днем. Социальную, политическую и психологическую неустроенность этих людей он сумел использовать, показывая им путь к спасению себя и униженного отечества, обещая различным кругам и группам населения все, что они хотели: монархистам - восстановление монархии, рабочим - работу и хлеб, промышленникам - военные заказы, рейхсверу - новое возвышение в связи с грандиозными военными планами и пр. Националистические лозунги фашистов привлекали немцев больше, чем призывы к " разуму и терпению" социал-демократов или к " пролетарской солидарности" и построению " советской Германии" коммунистов.

Гитлер пришел к власти, опираясь на прямую поддержку официальных и неофициальных правящих кругов и стоящих за ними реакционных социально-политических сил, которые считали необходимым установить в стране авторитарный режим, чтобы покончить с ненавистной демократией и республикой. Испытывая страх перед все больше набирающим силу левым движением, перед революцией и коммунизмом, они хотели установить авторитарный режим с помощью " карманного" канцлера. Гинденбург явно недооценивал Гитлера, называя его за глаза " богемским ефрейтором". Немцам же он подавался как " умеренный". При этом предавалась забвению вся скандальная, экстремистская деятельность НСНРП. Первое отрезвление немцев пришло на следующий день после прихода Гитлера к власти, когда тысячи штурмовиков устроили грозное факельное шествие перед рейхстагом.

Приход к власти фашистов не был обычной сменой кабинета. Он ознаменовал начало планомерного разрушения всех институтов буржуазно-демократического парламентского государства, всех демократических завоеваний немецкого народа, создание " нового порядка" - террористического антинародного режима.

Для оправдания чрезвычайных мер Гитлеру в 1933 г. потребовался провокационный поджог рейхстага, в котором была обвинена Коммунистическая партия Германии. Вслед за провокацией последовали два новых чрезвычайных постановления: " против измены германскому народу и против изменнических действий" и " о защите народа и государства", принятых, как было объявлено, с целью подавления " вредных для государства коммунистических насильственных действий". Правительству предоставлялось право брать на себя полномочия любой земли, издавать указы, связанные с нарушением тайны переписки, телефонных разговоров, неприкосновенности собственности, прав профсоюзов.

39 вопрос

ПРо крушение гитлеровской диктатуры нихуя нет -_-

Национал-социалистические партийные организации

Высшим органом по управлению захваченной территорией является Министерство по делам оккупированных областей на Востоке (Восточное министерство), учрежденное указом Гитлера от 18.11.41. Министром назначен Альфред Розенберг, его заместителем и постоянным представителем на оккупированной территории - Альфред Мейер. В составе министерства имеется департамент по делам Украины и Прибалтики, объединяющий семь управлений: политическое (руководитель Лейббрандт), экономическое (руководитель Шлоттерер), техническое (руководитель Ф. Шютце), административное (руководитель Рунге), кадров (руководитель Сепвиц), прессы и пропаганды (руководитель майор Кранц), культуры (руководитель неизвестен).

Известны, кроме того, следующие видные чиновники Восточного министерства: Вагнер (руководитель отдела здравоохранения), Вильгельм (руководитель юридического отдела), Гунглер, барон Хардерс, Штольц, Лебек, Бэрвинкель, Диш, Герман.

На территории, оккупированной германской армией, выделены два рейхскомиссариата - Остланд и Украина.

В Остланд включена территория трех прибалтийских советских республик и часть Белорусской ССР. Часть территории БССР выделена в Белостокский округ, который представляет собой самостоятельную административную единицу, не входящую в реихскомиссариат. Территория Белостокского округа составляет 30 тыс[яч] кв. км, население - 1, 5 млн. человек; крупнейшие города - Белосток и Гродно. Кроме того, часть территории БССР включена в состав генерал-губернаторства и рейхскомиссариата Украина.

В рейхскомиссариат Украина включена часть территории Украинской ССР, южные районы БССР и Крым. По немецким данным, площадь рейхскомиссариата Украина на 01.01.43 составляла 339 258 кв. км. население -16 910 тыс[яч] человек.

По неофициальным сообщениям иностранной печати, граница между рейхскомиссариатом Украина и территорией, оккупированной Румынией, проходит от Николаева на северо-запад по р. Южный Буг, а затем, поворачивая на запад, доходит до Могилев-Подольский. Западная часть Украины с городами Львов, Станислав и Тернополь указом Гитлера от 01.08.41 включена под наименованием Галиция в состав генерал-губернаторства в качестве одного из дистриктов (округов).

 

Оккупированная территория РСФСР остается вне названных территориальных единиц.

 

42 вопрос

Федеративная республика Германия и Германская Демократическая Республика

 

После поражения Германии во второй мировой войне и капитуляции гитлеровской армии территория страны была оккупирована войсками союзных государств: СССР, США, Англии и Франции. В соответствии с решением Потсдамской конференции (17 июля - 2 августа 1945г.) Германия была разделена на 4 оккупационных зоны. Общее управление сосредоточилось в Союзном контрольном совете. В конце 1946г. было создано сепаратное управление тремя западными зонами. Логическим следствием этого стало разделение Германии и образование двух самостоятельных государств. Решение об этом было принято в 1948 г. на Лондонской конференции шести западный держав: США, Англии, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга. На основании решений конференции военные губернаторы США, Великобритании и Франции в оккупированных зонах уполномочили премьер-министров правительств германских земель преступить к разработке проекта конституции будущего государства - ФРГ. Проект был подготовлен и обсужден в Парламентском Совете. Этот совет состоял из 65 депутатов, избранных ландтагами земель, и 5 представителей с совещательным голосом от Западного Берлина. 8 мая 1949 г. Парламентский совет заседавший в Бонне принял проект основного закона и передал его на ратификацию в ландтаги земель. В период с 18 по 21 мая 1949г. парламенты всех земель, кроме Баварии, одобрили проект конституции.

 

Боннская конституция 1949 г.

 

Новая конституция вступила в силу 23 мая 1949 г. Она восстановила демократические институты власти и управления и в ряде отношений походила на Веймарскую конституцию 1919 г. Новое германское государство построено на началах федерализма. Оно образовалось из 10 земель (в настоящее время - 14), самостоятельных в своем бюджете и независимых друг от друга. Каждая из земель имеет свой ландтаг и свое правительство, обладающее значительной автономией. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту: Верхняя палата - Бундесрат (Союзный совет), нижняя - Бундестаг. Бундесрат - это узкая коллегия состоящая из 41 члена, которая выражает интересы субъектов федерации. Правительство каждой из " земель" назначает в Бундесрат своих уполномоченных. Число голосов, которые имеет в палате данная " земля" определяется численностью ее населения. Земли с населением до 2 млн. человек обладают 3 голосами, от 2 до 6 млн. - 4 голосами, а свыше 6 млн. - пятью. Бундестаг избирался всем народом Германии и состоит из 496 членов. Половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе относительного большинства путем прямого голосования. Другая половина - по

партийным спискам, выставляемым в каждой земле по пропорциональной системе. Каждому избирателю ФРГ предоставляется два голоса. Первый - для выборов депутата по избирательному округу, второй - для выборов по земельным спискам. Партия, собравшая менее 5% вторых голосов, делила представительства в парламенте. Если организацию Бундестага можно отнести к классическому типу буржуазной парламентской палаты - он имеет председателя, бюро палаты, комиссии, его депутаты объединены во фракции - то Бундесрат имеет специфические особенности. Для него характерен принцип согласованной подачи голосов, т.е. голоса представителей земель подаются как один голос.

Его члены имеют императивный мандат. Земельные правительства указывают своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам. Система центральных органов государственной власти основывается на принципе разделения властей. Согласно конституции главой ФРГ является президент, который избирается на 5 лет - специально собираемым Федеральным собранием. Президент может участвовать в заседаниях правительства, промульгирует законы, может в некоторых случаях распустить Бундестаг. Однако для большинства актов президента требуется обязательная контрассигнация федерального канцлера или соответствующего министра. Реальная исполнительная власть сосредоточена в правительстве и особенно в руках его председателя - канцлера. Кандидатура канцлера предлагается президентом. Затем он избирается большинством голосов Бундестага. Канцлер назначает и увольняет министров, определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. Он - единственный министр с конституционной точки зрения несущий ответственность перед Бундестагом. Федеральное правительство имеет право издания постановлений в целях исполнения федеральных законов, а также издания общих административных предписаний. Правительство активно участвует в законодательном процессе. С этой точки зрения особенно важно его право предложить президенту республики с согласия Бундесрата объявить состояние законодательной необходимости. Бундестаг тем самым устраняется от принятия законов.Конституция установила сложный порядок вынесения недоверия правительству. Канцлер может быть смещен только путем избрания нового канцлера. Здесь применяется т.н. " конструктивный вотум" недоверия, который резко отличается от деструктивного, применяемого в других парламентарных странах. В системе центральных государственных органов ФРГ особое место занимает Федеральный конституционный суд, состоящий из двух сенатов по 8 судей в каждом. Члены суда избираются в равном количестве Бундестагом и Бундесратом. Конституционный суд обладает широкой компетенцией - толкование Конституции, проверка соответствия федерального права и права земель основному закону, разрешение споров между федерацией и землями и др. Суд может также отменять парламентские законы, если они не соответствуют " духуи букве" конституции.

 

Образование Федеративной Республики Германии. Боннская конституция

В 1949 году три западных зоны соедини лись в единое государство – Федеративную Республику Германию. Оккупационные власти утвердили конституцию, названную Боннс кой. Эта конституция восстановила демократические институты вла сти и управления. Вновь созданное германское государство было основано на началах федерализма и состояло из 10 земель. Каждая из земель получала свое правительство и ландтаг.

 

Бундестаг являлся главным законодательным органом страны, но его полномочия ограничивались нижней палатой (бундесратом), поскольку по неко торым вопросам последний наделялся правом абсолютного вето. Главой государства выступает президент. Он избирается Федеральным собранием на 5 лет. Федеральный Конституционный суд наделен правом толкования конституции и решает вопросы о пределах компетенции федерации и земель в случае спора между ними.

 

Воссоединение Германии. Объединению Германии предшество вал глубокий социально-экономический и политический кризис в ГДР. Объединение произошло в течение одного года, с октября 1989 года по октябрь 1990 года. На политической карте Европы появилось новое объе диненное государство Германии с населением около 80 млн человек.

 

43 вопрос

Падение Третьей республики. Режим Виши

Падение Третьей республики было определено всецело внешнеполитическими и военными обстоятельствами. В связи с нападением Германии на Польшу и прежними своими обязательствами Франции (вместе с Великобританией) объявила Германии войну. В мае 1940 г. германские войска перешли в наступление, в июне ими был взят Париж. Сформированное в марте 1940 г. правительство сложило с себя полномочия в пользу маршала Ф. Петена, прежнего посла Франции в Испании, слывшего за национального героя. Под давлением обстоятельств Петен заключил с Германией Компьенское перемирие (22 июня 1940 г.). Согласно условиям перемирия Франция была разделена на о к купированную зону (примерно 2/3 страны), где вся полнота власти и реальное управление принадлежали германской военной администрации, и зону самостоятельного управления (в основном Юг, с центром в местечке Виши). Правительство Петена в этой части установило новый государственный порядок, основанный на авторитарной диктатуре, получивший название Вишистского режима.

Возрождение авторитаризма не было только следствием военной обстановки. Уже в последнее десятилетие Третьей республики характерным политическим явлением стало требование конституционной реформы (в 1932 г. президент Думерг прямо заявлял: «Конституция 1875 г. не отвечает потребностям и нуждам дня сегодняшнего и еще менее тем, которые нам предстоят»). Правые республиканцы, в том числе их видный лидер, одно время премьер-министр, А. Тардье, предлагали усилить конституционный статус правительственной власти: предоставить президенту право роспуска Палаты депутатов без согласия Сената, дать избирательные права женщинам, ввести практику референдумов, лишить государственных служащих прав участия в общественных движениях, закрепить за исполнительной властью бюджетные полномочия.

Основой вишистского режима стало решение Национального собрания от 10 июля 1940 г., которым вся государственная власть передавалась Петену, в том числе для разработки новой конституции – «Эта конституция должна гарантировать права Труда, Семьи и Родины». Фактически этим решением (за которое проголосовали 569 депутатов при 80 против) была аннулирована конституция Третьей республики. Новый государственный и правовой уклад был сформирован 13 законами, принятыми с 11 июля 1940 по 27 сентября 1943 г.

Должность президента республики была отменена, и вся власть возложена на Петена как «главу правительства». «Впредь до новых указаний» откладывались заседания Сената и Палаты депутатов. Учреждалась должность преемника главы правительства на случай невозможности выполнения Петеном его функций. Законодательная, исполнительная, судебная и даже конституционная власть сосредоточились тем самым в одном лице, государство приобрело монократический характер.

Новый режим начал проведение особой правовой политики, в которой также отчетливы были элементы фашистско-социалистического уклада. Были распущены крупные монополистические объединения в экономике и наряду с этим запрещены основные профсоюзные объединения. Единению труда и капитала должны были служить созданные в августе 1940 г. «комитеты экономической организации» с принудительными регулирующими полномочиями. Под лозунгом «возвращения к земле» был издан закон (1940 г.) о корпоративной организации сельского хозяйства, по которому в единые союзы объединялись собственники и батраки, арендаторы и фермеры. По примеру Германии было реорганизовано среднее образование я созданы летние молодежные военизированные лагеря. Реставрирована роль католической церкви и в связи с этим сложилась новая правовая политика в семейных отношениях: запрещались разводы, вводился контроль рождаемости, поощрялись многодетные семьи. В ранг государственной политики был возведен антисемитизм, в особенности поддержанный фашистскими и националистическими организациями. В отношениях с Германией вишистский режим занял единственно возможную позицию коллаборационизма. Закономерно, что это подтолкнуло дальнейшую изоляцию режима от массы населения, в особенности от расширявшегося во Франции движения Сопротивления. Правительство Петена недальновидно разорвало отношения с Великобританией. Изоляция подталкивала к усилению полицейского контроля над страной, который порой принимал вид открытого террора. Слабость вишистского правительства предопределило частичное распространение оккупационного режима германскими властями и на контролируемые Петеном области.

В январе 1944 г. правительство Виши преложило новую конституцию страны, основанную на строгом разделении разных государственных полномочий. Глава государства – президент – должен был избираться на 10 лет Национальным конгрессом, куда входили бы депутаты законодательной палаты, сенаторы, а также провинциальные советники. Принципиально важным институтом должен был стать Верховный суд с конституционными полномочиями. Однако общий ход военно-политических событий, поражение Германии и нарастание движения Сопротивления к концу 1944 г. практически положили конец оккупации Франции и правительству Петена.

 

Четвёртая республика во Франции — период французской истории с 1946 по 1958. Конституция была принята 13 октября 1946 избранным в том же году Учредительным собранием, близка к Конституции Третьей республики, которая характеризовалась наличием парламентского строя, слабой властью президента республики.

Признаки периода

Период ознаменован распадом французской колониальной империи, войнами в Индокитае, затем в Северной Африке. Франция стала одной из учредительниц ООН, вступила в НАТО, в нарождающиеся европейские структуры вроде Союза угля и стали. Во внутренней политике — период сильной нестабильности после войны, усиления влияния коммунистов (начало периода) и крайне правых (конец периода). Начало экономического роста («Славное тридцатилетие») сопровождалось неконтролируемой инфляцией. Часто менялись так называемые «призрачные правительства» (обычно по 2-3 отставки премьер-министров в год).

Персоналии

Президентами республики были Венсан Ориоль (до 1954) и Рене Коти. Другие заметные политические фигуры: премьер-министры Рене Плевен (дважды), Ги Молле (1956—1957); Антуан Пине, Робер Шуман, Пьер Пфлимлен.

Кризис республики и реформа де Голля

В 1958 на волне алжирского кризиса к власти пришёл Шарль де Голль, проведший на должности премьер-министра конституционную реформу, согласно которой устанавливалась президентская республика. В октябре 1958 новая конституция была принята на референдуме, и в ноябре действовавший президент Коти подписал её. Этим завершилась история Четвёртой республики и началась Пятая республика; в декабре того же года де Голль был избран президентом.

 

Пятая республика, период французской истории с 1958 года по настоящее время, определяется принятой в 1958 новой конституцией Франции.

По сравнению с Четвёртой республикой (1946—1958) в ней значительно усилены полномочия президента республики, который имеет право роспуска парламента и избирается всенародно на пять лет (с 2000 года), с 1962 по 2000 — на семь лет. Если в первом туре ни один из кандидатов не наберёт 50 %+1 голос, требуется второй тур голосования (на практике второй тур требовался всегда).

Особенность данной Конституции заключается в том, что, поскольку она составлялась профессиональными политиками, её положения, прежде всего, адресуются на практику функционирования политической системы.

Как сказал Доминик де Вильпен, сущность действующих французских государственных институтов заключается в том, что «…Президент — руководит, правительство — управляет, парламент — законодательствует …»

 

44 вопрос

«Но? вый курс» (англ. New Deal) — название экономической политики, проводимой администрацией Франклина Делано Рузвельта начиная с 1933 г. с целью выхода из масштабного экономического кризиса (Великая депрессия), охватившего США в 1929—1933.

Экономические программы «Нового курса» были проведены через Конгресс во время первого президентского срока Рузвельта в 1933—1936 гг. Их целью было облегчение положения безработных, восстановление экономики и реформа финансовой системы с целью предотвращения повторения Великой депрессии. Поддерживавшая «Новый курс» Рузвельта демократическая партия выражала интересы белых южан, этнических меньшинств и профсоюзов. Республиканская партия в этот период была расколота, часть республиканцев оставалась в оппозиции политике Рузвельта, считая, что она противоречит интересам бизнеса, а вторая часть частично поддерживала ее. Сторонники реформ сформировали «коалицию нового курса», выступавшую на выборах единым фронтом до 1960х годов, но уже с 1938 г. и по 1964 г. Конгресс контролировала оппозиционная «консервативная коалиция». В результате многие экономические программы «Нового курса», такие как программа трудоустройства безработных, были свернуты к концу Второй мировой войны[1]. Тем не менее, часть нововведений Рузвельта, например, программа социального страхования, Федеральная корпорация по страхованию вкладов и Комиссия по ценным бумагам и биржам действуют до сих пор.

Название «Новый курс» восходит к названию политики популярного президента США в 1901—1909 гг. Теодора Рузвельта честный курс. «Новый курс» Франклина Рузвельта продолжал политику ряда президентов эры прогрессивизма (Теодора Рузвельта, Говарда Тафта, Вудро Вильсона), которые последовательно усиливали участие государства в экономической деятельности.

 

 

Усиление сша (с экономической точки зрения)

Военные действия, а следовательно, и разрушения не коснулись территории США, и ресурсы страны с населением почти в 150 млн. человек в несколько раз превосходили ресурсы других развитых государств. В результате после войны США давали 60% промышленной продукции, на их долю приходилось 50% мировой добычи угля, 64%- нефти, 53%- выплавки стали, 17%- производства зерна, 63%- кукурузы. Соединенные Штаты сосредоточили в своих руках 2/3 золотого запаса и 1/3 экспорта капиталистического мира.

Экономическое превосходство США базировалось на их финансовой мощи. На Бреттон-Вудской конференции в июле 1944 г., учредившей систему золотого валютного стандарта, за долларом была закреплена роль мировой конвертируемой валюты. Его золотое содержание определилось в 35 долл. за унцию золота. Доллар стал расчетной и резервной денежной единицей, наравне с золотом он являлся гарантом стоимости банкнот. Тогда же было принято решение об учреждении международной инвестиционной организации, получившей название Мировой банк реконструкции и развития (или Мировой банк). А несколько ранее в апреле 1944 г. было провозглашено создание международного валютного фонда (МВФ). Обе эти организации в значительной степени зависели от США, предоставивших им первоначальный капитал.

 

45 вопрос

борьба негров за гражданские права в сша

1 декабря 1955 г. Роза Паркс, 42-летняя чернокожая швея одного из универмагов Монтгомери, столицы штата Алабама, была задержана и затем оштрафована за отказ уступить место в автобусе белому пассажиру, как от нее требовалось по местному закону. После ареста Розы Паркс Эд Никсон, возглавлявший местный профсоюз проводников спальных вагонов, призвал негритянскую общину к бойкоту городского транспорта в знак протеста. Бойкот автобусных линий в Монтгомери вскоре возглавил молодой чернокожий священник Мартин Лютер Кинг. Благодаря усилиям Кинга и членов бойкотного комитета, протест негритянского населения длился 381 день и вошел в историю под названием «Ходьба во имя свободы» — участникам протеста приходилось ходить на работу пешком (часть черных граждан Монтгомери развозили на работу и с работы домой черные владельцы такси по автобусным тарифам), а местные автобусные компании терпели большие убытки.

Переговоры с властями о полной десегрегации городского транспорта не дали ожидаемых результатов. Наоборот, пользование такси по сниженным тарифам было запрещено, а у таксистов, перевозивших участников бойкота, отбирались лицензии. Чернокожие водители подвергались задержаниям за мелкие, подчас надуманные нарушения правил дорожного движения. За превышение скорости был задержан и сам Кинг. После этого белые перешли к запугиванию и угрозам организаторов бойкота. В январе 1956 г. в дом Кинга была брошена бомба. Затем власти вспомнили о полузабытом «антибойкотном законе» 1921 г. и арестовали более ста участников бойкота. Суд над «нарушителями антибойкотного закона» привлек внимание общественности во всем мире к проблеме сегрегации в США.

Руководители бойкота обратились с иском в федеральный окружной суд, который в декабре 1956 г. признал неконституционность законов о сегрегации в городских автобусах. Автобусы в Монтгомери были интегрированы. Но белые расисты начали их обстреливать. Была жестоко избита негритянская девочка, беременная женщина была ранена в ногу, в негритянских кварталах взрывались бомбы. Насилие прекратилось после того, как оно было резко осуждено местной газетой, рядом белых священников и местной ассоциацией бизнесменов.

В 1957 году федеральный суд распорядился провести интеграцию в муниципальных школах Литл-Рока, штат Арканзас. Девять чернокожих детей были отобраны для зачисления в Центральную среднюю школу Литл-Рока, но местная полиция по решению губернатора штата не пустила их на занятия. После некоторых колебаний президент США Дуайт Эйзенхауэр задействовал солдат 101-й воздушно-десантной дивизии для исполнения судебного решения. Солдаты сопровождали «девятку из Литл-Рока» на занятия в школу. Когда дети, наконец, вошли в Центральную школу, то были встречены оскорблявшей их разъяренной толпой. Похожее столкновение произошло и в Новом Орлеане в ноябре 1960 года, когда четыре афроамериканских девочки поступили в начальную школу Франца в Девятом районе.

 

 

Солдаты 101-й воздушно-десантной дивизии сопровождают «девятку из Литл-Рока» на занятия в школу

Для координации действий, направленных на устранение сегрегации и завоевание политических прав в 1957 г. была создана «Конференция южного христианского руководства» (Тhe Southern Christian Leadership Conference) со штаб-квартирой в Атланте, десятками филиалов и тысячами активистов. Ее президентом был избран М. Л. Кинг. В том же году Конгресс США принял первый с 1860-х годов федеральный закон об избирательных правах негров (англ.). В 1958 и 1959 гг. были организованы грандиозные марши молодежи на Вашингтон за десегрегацию средних школ. В них участвовало около 40 тысяч человек.

Новый этап борьбы за гражданские права начался в 1960 г., когда 1 февраля четверо чернокожих студентов сели на места для белых в сегрегированной закусочной в одном из универмагов компании Woolworth в Гринсборо (штат Северная Каролина). Их заставили уйти, но на следующий день их примеру последовали десятки и сотни других негритянских студентов. Так началась волна сидячих забастовок-демонстраций (sit-in), когда активисты входили в заведения «только для белых» или садились на места для белых и требовали обслужить себя, отказываясь уходить. К концу марта 1960 г. они проводились уже более чем в 50 городах. Они подкреплялись «лежачими», «коленопреклоненными» и «купальными» демонстрациями в библиотеках, театрах, церквях и плавательных бассейнах. К протестующим неграм присоединялись и белые студенты. Вначале эти акции проводились стихийно, но уже в апреле 1960 г. был сформирован «Студенческий координационный комитет ненасильственных действий» (Тhe Student Nonviolent Coordinating Committee). Протестующие студенты символически избрали Кинга лидером своего движения. Многие из них носили с собой памятку со словами: «Помни об учении Иисуса Христа, Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга. Помни о любви и ненасилии». Были выработаны специальные правила поведения для участников демонстраций в закусочных, которые призывали не отвечать насилием на насилие, воздерживаться и не отвечать на оскорбления, вести себя вежливо и дружелюбно, сидеть прямо и всегда лицом к стойке. Благодаря таким протестам в течение 1960 г. были десегрегированы закусочные более чем в 150 городах южных штатов.

В марте 1960 г. «Конгресс расового равенства» призвал «перенести сидячие забастовки-демонстрации на дороги» страны. Так было положено начало «рейдам свободы» (freedom rides), целью которых была проверка реальности пользования общественным транспортом и общественными местами в соответствии с федеральным законом и привлечение внимания общественности к фактам сегрегации. 4 мая 1961 г. первая группа участников акции выехала из Вашингтона на междугородном автобусе на юг страны. В Аннистоне (штат Алабама), их автобус подожгли, по прибытии в Бирмингем участники «рейда» были жестоко избиты разъяренной толпой, а в штате Миссисипи их арестовали за «нарушение порядка». «Рейды свободы» длились все лето 1961 г. Черные и белые активисты на междугородных автобусах приезжали в южные штаты, группами врывались на автобусные станции, в кафетерии, магазины, мотели, садились или бросались на пол, добиваясь равного с белыми обслуживания. Над ними глумились, их избивали, автобусы поджигались. Многие участники «рейдов» были арестованы и отданы под суд. Но в результате владельцы многих предприятий торговли и сферы услуг были вынуждены отказаться от практики сегрегации в своих заведениях. Федеральная комиссия по регулированию торговли между штатами со своей стороны также была вынуждена запретить сегрегацию в автобусах дальнего следования и поездах.

Особенно упорная борьба развернулась в городе Олбани (штат Джорджия). Тактике ненасильственных действий местный начальник полиции противопоставил тактику массовых арестов. Демонстрантов арестовывали под любым предлогом и бросали в тюрьмы. Сам Кинг был трижды арестован в ходе олбанской кампании за несанкционированное проведение демонстраций. Пять процентов чернокожего населения города побывало за решеткой. В этом городе сторонники сегрегации одержали временную победу.

В мае 1962 г. Кинг был приглашен в Бирмингем, штат Алабама, чтобы помочь местной организации «Движение алабамских христиан за права человека» (Тhe Alabama Christian Movement for Human Rights). Были определены четыре цели протеста в Бирмингеме: десегрегация закусочных, примерочных, туалетов и фонтанчиков питьевой воды в универмагах; недискриминационное повышение по службе и наем черных на работу в торговую сеть и на промышленные предприятия города; амнистия всех демонстрантов, которые попадут за решетку; создание межрасового комитета для выработки графика десегрегации в других сферах жизни Бирмингема. Каждый участник движения подписывал специальную «карточку приверженности» движению, обязуясь соблюдать его принципы. Протест начался 3 апреля. За сидячими забастовками последовали первые аресты. 12 апреля Кинг возглавил несанкционированную демонстрацию и был арестован и брошен в тюрьму. Выйдя через восемь дней из тюрьмы под залог, Кинг решил привлечь в ряды демонстрантов учащихся колледжей и средних школ. 2 мая более тысячи юных демонстрантов были задержаны. На следующий день в уличной демонстрации приняло участие еще больше молодежи, скандировавшей: «Мы хотим свободы!». На приказ остановиться они не отреагировали и тогда их стали поливать водой из пожарных бранспойтов. В ответ на это в полицию полетели камни и бутылки. На демонстрантов были спущены полицейские собаки. На следующий день газеты всего мира поместили в фотографии полицейских собак, кусающих бирмингемских детей. Было задержано более 2500 демонстрантов. Под давлением международной общественности администрация президента Кеннеди послала в Бирмингем помощника министра юстиции Бэрка Маршалла для участия в переговорах местных властей с протестующими чернокожими.

10 мая было достигнуто соглашение, которое предусматривало десегрегацию в течение трех месяцев, повышение по службе и наем черных на работу в течение двух месяцев, обещание официального содействия в освобождении заключенных и создание в течение двух недель органа межрасового сотрудничества. Однако, на следующий день, были взорваны бомбы у дома брата Мартина Лютера Кинга и в мотеле «Гастон», где размещалась штаб-квартира самого Кинга. Неорганизованная толпа возмущенных чернокожих ответила на это погромами и беспорядками, которые длились всю ночь. Сотрудники Кинга делали все возможное, чтобы успокоить разбушевавшуюся толпу.

Откликом на бирмингемские события стали массовые демонстрации и выступления под лозунгом «Свободу немедленно!» (Freedom now!), которые прошли за четыре месяца в 196 городах 35 штатов.

Но расисты оказывали ожесточенное сопротивление. В 1963 году губернатор Алабамы Джордж Уоллес заявил: «Сегрегация сегодня, сегрегация завтра, сегрегация навсегда». 11 июня 1963 года произошёл инцидент на входе в университет (en), когда Уоллес закрыл собой дорогу для первых двух чернокожих студентов Университета Алабамы — Вивиан Мелоун и Джеймса Худа.

В том же году году в Бирмингем, штат Алабама, члены «Ку-клукс-клана» взорвали баптистскую церковь чернокожих и при этом погибли четыре девочки. В следующем году их единомышленники около маленького городка Филадельфия, штат Миссисипи, убили трех борцов за гражданские права (двух белых и чернокожего), это преступление привлекло внимание всей страны (про это дело в 1988 г. был снят фильм «Миссисипи в огне», а организатор убийства Эдгар Рэй Киллен был осужден только в 2005 г.).

Президент Кеннеди в июне 1963 г. направил в Конгресс законопроект о широкой десегрегации и мерах против дискриминации чернокожих граждан. Для оказания давления на Конгресс во многих городах США были организованы массовые митинги и демонстрации с требованием принятия этого закона. 28 августа 1963 г. состоялся марш на Вашингтон, в котором участвовали 250 тыс. человек. Этот день стал подлинным праздником единства белых и чернокожих.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.03 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал