Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Судебник царя Хаммурапи – общая характеристика.
Хаммурапи законы, свод законов Вавилонии, созданный в конце царствования Хаммурапи около 1760 до н. э.; важнейший памятник древневосточного рабовладельческого права. Оригинальный текст законов, начертанный клинописью на диоритовой стеле, был найден в 1901—02 при раскопках на месте столицы древнего Элама — г. Сузы, куда он, видимо, был увезён эламитянами в качестве военного трофея. Хранится в Лувре. Известно также много фрагментов более поздних копий этих законов, найденных при раскопках Суз, Ниневии и др. городов Месопотамии. Текст Х. з. состоит из пролога, 282 статей и эпилога. Они отражали сравнительно высокую ступень развития классовой и социальной дифференциации. Хотя клинописное право не знало деления на гражданское и уголовное, статьи сгруппированы тематически (предметно): процесс, собственность, царская служба, брак и семья, обязательства и т.д., причём каждая тема трактуется как с уголовно-правовой, так и с гражданско-правовой точки зрения. Субъектами права признаются свободный общинник (авилум — " человек") и неполноправный свободный, находящийся на царской службе (мушкенум — " падающий ниц"). Некоторыми правами (право на развод и возвращение приданого) пользовались также свободные женщины. Рабы и дети рассматривались лишь как объекты права. В Х. з. уделялось особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей. По этим законам можно сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в Вавилонии. Х. з. в научной литературе рассматриваются либо как сборник действовавшего права (это наиболее вероятная точка зрения), либо как юридический трактат, изображающий картину " социальной справедливости", либо как отчёт царя Хаммурапи перед богами о своей деятельности. На Х. з., возможно, оказали влияние более древние (20—19 вв. до н. э.) законы из Ура, Эшнунны и Исина. Х. з. повлияли на позднейшее законодательство древней Передней Азии. Рус. пер. Х. з. см.: " Вестник древней истории", 1952, № 3; " Хрестоматия по истории Древнего Востока", 1963, с. 196—219.
В основу сборника положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Ряд положений закреплял старые обычаи родового строя: коллективная ответственность общины за преступления на ее территории, самосуд, др. Нормы группируются по предметам правового регулирования (как бы образуя прединституты), переход от одной группы к другой - по методу свободных ассоциаций. В кодексе содержатся несколько постановлений публичного права (нормы, которые регулируют положения царя и жрецов). В уголовном праве господствует принцип талиона, причем наказание распространяется не только на преступников (объективное вменение), например, если строитель построил дом, который обрушился и убил сына заказчика, то должно убить сына строителя (ст.230). Смертная казнь применяется редко, например, за воровство гос. имущества, религиозные преступления и в случае талиона. Клятва являлась важным элементом правосудия, а клятвопреступление - тягчайшее преступление и влечет за собою смерть. Нормы уголовного права чередуются с процессуальными нормами, регулирующими имущественные отношения. В кодексе хорошо проработано частное право, особенно договор аренды. Тогда уже существовала защита добросовестного покупателя от пороков вещи. Достаточно подробно разработаны отношения найма, займа, дарения, купли-продажи и договор поклажи. Особенности: казуистичность, тесная связь права с ритуалом, примитивная техника. Нормы, характерные для древнего права: прямое вмешательство гос. аппарата в хозяйственную жизнь. Большой круг преступлений в ЗХ (около 30) карался смертной казнью (см. к), которая применялась по принципу талиона не только в случае умысла, но и по неосторожности. См. к. предписывалась в форме сожжения, утопления, сажания на кол; применялись и членовредительские наказания: отсечение рук, пальцев, отрезание уха. языка. Эти наказания соседствовали с другими: обрашением в рабство, изгнанием из общины и семьи, штрафом, принудительным трудом, клеймением и пр. Штраф в виде взыскания многократной стоимости похищенного был равнозначен см. к. Величина штрафа (так же как и тяжесть членовредительских наказаний) зависела от социального положения преступника и потерпевшего. Если систематизировать все составы преступлений, закрепленные в ЗХ, то следует выделить так называемые преступления против личности. Это - умышленное или неумышленное убийство, телесные повреждения, оскорбление словом и действием, клевета и пр. Другую группу составляли прест-я против собственности. Кроме кражи и грабежа к ним относились снятие с раба его знаков рабства, мошенничество н отношении заимодавца, повреждение и уничтожение чужого имущества и пр. Третья группа - это прест-я против семейных устоев: кровосмешение, неверность жены, её распутное поведение, похищение и подмена ребёнка, увоз замужней женщины и др. При определении наказания за эту группу прест-й учитывалось не только социальное положение преступника и потерпевшего, но и их пол, семейный статус В древневавилонской семье господствует муж. Он ведёт общее хозяйство семьи. Он представляет её в деловых отношениях. Ему принадлежит право распоряжения женой и детьми. В случаях крайней нужды отец вправе продать своих детей всякому, кто захочет купить. Бездетная жена может дать мужу наложницу, оставаясь хозяйкой в доме. Но муж и в этом случае имеет право на развод. Для него не существуют1 юридических препятствий к разводу. Они существуют для жены. Для неё установлены 3 законных основания к разводу: прелюбодеяние мужа; оставление им дома и местности проживания; неосновательное обвинение в супружеской неверности. Роль жены долго сводилась к тому, чтобы быть собственностью мужа. В тоже время, как это ни странно, жена вправе распоряжаться своим собственным имуществом, нажитым ею в браке; полученным по наследству, дарению и пр.; заключать сделки купли-продажи и займа, наживать деньги, приобретать землю, рабов. Мужу запрещалось расточать имущество жены или распоряжаться им без согласия последней. Одной из распространенных форм сделок по ЗХ было усыновление, которое осуществлялось в двух чётко зафиксированных правовых формах: с назначением усыновленного наследником и без такового. В основе этих различий лежали неодинаковые пели усыновления. В 1-ом случае - продолжение рода в бездетной семье, во 2-ом -приобретение рабочих рук. Различаются 2 вида наследования - по закону и по завещанию. ЗХ говорят главным образом о законном наследовании. Завещательная свобода находится еще в зародыше. Отец вправе отказать сыну в наследстве, но не по произволу, а в наказание за «тяжелый грех», да и то по разрешению судий, которые исследуют дело. Первоначально право завещания было не столько выражением свободы усмотрения наследодателя, сколько ограничением этой свободы. Законодатель раньше всего хочет обеспечить детей. В ЗХ дети наследуют в равной доле; сестры получают столько же. сколько братья. Долю умершего сына получают его дети.
7.Афинское государство Афинское государство возникло на территории Аттики. Собственно образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ. В результате чего афинское общество было разложено на три социальных группы: родовую знать - эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Кроме того значительную часть населения составляли метеки - выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических правах. Высшая власть принадлежала ареопагу, заменившему совет старейшин и архонтам, осуществляющим непосредственное управление, административную, судебную и военную власть. Дальнейшее развитие Афинского государства тесно связано с борьбой широких народных масс - демоса с господством родовой аристократии, долговым рабством и другими формами закабаления. Решающими этапами в становлении новых общественных отношений в Афинах стали реформы, проведенные архонтами Соленом и Клисфеном. Основным содержанием реформ Солона (начало VI в. до н.э.) была отмена долгового рабства (сисахфия), а также изменение политической структуры общества. В соответствии с новой структурой афинское общество было разделено на 4 категории исходя из имущественного положения граждан: пентакосиамедимны (пятисотники), всадники, зевгиты и феты. Представители первой категории могли занимать любую должность, зевгиты и всадники не могли лишь избираться в архонты, феты обладали правом только избирать должностных лиц, но не могли быть избраны. С реформами Клисфена связана дальнейшая демократизация афинского политического строя. Было изменено административное деление, в основу которого был положен исключительно территориальный принцип. Три округа подразделялись на 10 территориальных фил по три триттии каждая. Были образованы новые государственные органы " совет пятисот" и коллегия стратегов. В результате всех этих изменений в Афинах сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики. Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов. Народное собрание являлось законодательным органом афинской республики., Право участия в народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), не моложе 20 лет, независимо от рода занятий и имущественного положения. К компетенции народного собрания относились вопросы законодательства, внутренней политики и международных отношений, войны и мира, выборы важнейших должностных лиц и контроль за их деятельностью. Совет пятисот (булэ) представлял собой постоянно действующий исполнительный орган власти. Он избирался путем жребия открытого голосования из числа полноправных граждан, достигших 30 лет по 50-ти представителей от каждой из 10 фил. Срок полномочий членов совета - 1 год. Компетенция Совета была довольно обширна. Члены Совета собирали народные собрания, готовили заключения по рассматриваемым на этих собраниях вопросам. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, заслушивал их отчеты, в том числе и архонтов. Под руководством и наблюдением действовал весь финансовый и административный аппарат Афин. Коллегия десяти стратегов осуществляла руководство вооруженными силами афинского государства. Стратеги выбирались открытым голосованием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан. И хотя по закону все 10 стратегов имели равные права и обязанности, существовала традиция, что один из стратегов занимал должность не только в коллегии стратегов, но и в государстве. Коллегия архонтов рассматривала религиозные и семейные дела, и также дела, связанные с вопросами нравственности. Коллегия включала 9 архонтов и секретаря. Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган гелиэя. Она разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан и все государственные дела.
Рассматривая афинскую государственность, следует отметить, что высшим органом власти считалось народное собрание полноправных афинских граждан мужского пола в возрасте не моложе 20 лет. Собрание созывалось 2–3 раза в месяц. Оно избирало должностных лиц, принимало или отклоняло законы. Роль народного собрания была весьма значительна. Формально любой вопрос войны и мира, внешней политики, финансов, правосудия мог быть поставлен на обсуждение. Голосование было тайным, за исключением выборов на военные должности. Каждый гражданин мог выступить и высказать свое мнение по всем вопросам, вносить законопроект. Закон вступал в силу лишь после рассмотрения Советом пятисот и судом присяжных. Он вывешивался для всеобщего обозрения. Также всякий афинский гражданин мог добиваться через народное собрание отмены любого закона, особенно если этот закон нарушал принципы демократии. Важным по значению органом был Совет пятисот. Его члены избирались по жребию народным собранием. Функции Совета были весьма обширны. Он действовал как муниципалитет по управлению всеми службами Афин. В его ведении находилась казна, государственная печать, контроль за должностными лицами. Важные судебные дела рассматривал суд присяжных – гелиэя. В ней насчитывалось 6 тыс. членов. Судьей мог быть каждый гражданин по достижении 30 лет. Гелиэя путем избрания назначала одну десятую часть своих членов для рассмотрения очередного дела. Суд был открытым и гласным. Гелиэя как наиболее демократический орган был использован для борьбы с аристократией. Многие противники афинского строя, в том числе члены ареопага, были осуждены за злоупотребление властью, растраты, взяточничество. Судебные процессы являлись средством политической борьбы. Их публичный характер имел своим следствием дискредитацию прежней знати. Важным органом исполнительной власти являлась коллегия десяти стратегов. Ее члены избирались народным собранием путем открытого голосования, а не жеребьевкой. Разрешалось переизбрание на следующий срок. Это правило в первую очередь распространялось на военачальников. Лицо, претендующее на должность стратега, должно было иметь определенный имущественный ценз. В ведении этого органа была казна, внешние сношения. Стратеги готовили для народного собрания проекты наиболее важных законов, но они не давали отчетов собранию. Они отвечали перед ним только за должностные преступления. Главное место принадлежало первому стратегу. С середины V в. роль этой коллегии в системе государственных учреждении резко возросла. Возвышение коллегии стратегов означало уменьшение роли ареопага. Ареопаг стал судом по умышленным убийствам, тяжким телесным повреждениям и поджогам. Члены суда заседали ночью, во время процесса надевали на глаза повязки. Из девяти членов коллегии архонтов приоритет имели первые три: архонт эпоним, базилей, полемарх. Первый архонт рассматривал жалобы афинских граждан и направлял их для рассмотрения по существу. Базилей ведал культами и привлекал к ответственности за святотатство, следил за нравственностью жрецов. По его указанию преступник объявлялся вне закона. Полемарх следил за жертвоприношениями, устраивал поминки в честь павших воинов. Под его началом находились дела, субъектами преступлений которых были метэки, чужестранцы. Фесмофеты определяли порядок рассмотрения дел в суде. Дела разбойников, похитителей рабов, грабителей рассматривала коллегия одиннадцати. Она избиралась Советом. В ее функции входили: надзор за тюрьмами, исполнение приговоров. Именно здесь совершалась пытка рабов, если они являлись свидетелями по делу. История Древнего Рима делится на несколько периодов: 1) Царский – эпоха родового строя (до VI в. до н. э.); 2) Республики (VI–I вв. до н. э.); 3) Империи (I в. до н. э. – V в. н. э.). Данный период еще подразделяется на принципат и доминат. При рассмотрении данного вопроса отметим, что история Древнего Рима восходит к VIII или началу VII в. до н. э. К этому времени относится появление на 7 римских холмах первых родовых поселков. Основу экономической жизни составляло здесь сначала скотоводство, затем земледелие. Соответственно и древние культы, здесь исповедуемые, – культы скотоводческих богов и богинь: 1) богини размножения крупного рогатого скота; 2) богини – покровительницы молодняка и др. В данный период происходит переход от бронзы к железу, появляется соха, движимая волами. Получают известное развитие строительное дело, ткачество, гончарное производство и др. Население города составили две основные группы. 1. Римские граждане, так называемые патриции. Они были полноправными гражданами, распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии обладали общими земельными владениями, полученными, согласно преданию, когда легендарный римский реке (царь) Ромул делил римскую землю на 30 частей – по числу курий (оставив часть ее общей для всего города). Как и роды, так и курии имели свои особые праздники; практиковались периодические общие трапезы куриатов. Каждая курия имела своего вождя, собиралась на собрания, решавшие свои внутренние дела, и с единым мнением выступала на общем собрании всех 30 курий (где каждая из них имела по традиции один голос). Общее народное собрание римской общины, куриатные комиции, принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну. Дела непосредственною управлении, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римскою совета старейшин – сената. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался (от «сенеке» – старый, старейший). Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода. Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий царю (рексу). 2. Плебеи – не коренное население древнего Рима. Происхождение плебеев неясно и спорно. Несомненно только, что они стояли вне родовой организации и поэтому не могли принимать участие в управлении общиной. Но они беспрепятственно занимались земледелием, ремеслом, торговлей. Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках. Когда с течением времени земельный фонд Рима, состоявший в прилегающей к городу целине, был исчерпан (в связи с приростом населения) и Рим обратился к политике завоеваний, плебеи не были допущены к дележу захваченной территории. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.
|