Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В странах Востока. При подготовке к первому вопросу студенты должны усвоить, что применение понятия «средневековья» к восточным обществам надо считать условным в силу крайней






При подготовке к первому вопросу студенты должны усвоить, что применение понятия «средневековья» к восточным обществам надо считать условным в силу крайней трудности определения его нижних и верхних хронологических границ.

Рассматривая первый вопрос семинара, основное внимание следует обратить на общие черты сходства социально-экономической эволюции средневековых стран Востока: ни одна из этих стран не достигла в эпоху средневековья европейского уровня позднего феодализма, когда в его недрах начинают развиваться капиталистические отношения.

Изучая историю становления и организации государственной власти в странах Востока, необходимо рассмотреть специфические черты их социально-политического развития, которые определялись тем, что распространенной формой восточного средневекового государства стала наследственная монархия, в которой отсутствовали формы ограничения власти правителя; специфику социально-политической структуре восточного общества придавала господствующая в обществе религиозная идеология; в государственном аппарате всех восточных обществ можно выявить ряд общих черт: его громоздкость, дублирование функций и пр.

Ответ на первый вопрос предполагает также знакомство с общими чертами права средневековых стран Востока. Здесь следует отметить, прежде всего, консерватизм, стабильность, традиционность норм права и морали. В самом отношении членов восточного общества к традиционным нормам права и морали была заложена одна из важных причин их тормозящего обратного воздействия на экономическую сферу.

Проявлением консерватизма социальных норм права и морали была и их тесная связь с религией: исламом, конфуцианством, а также внутренняя нерасчленность религиозных, нравственных и правовых предписаний. Все средневековые правовые системы стран Востока утверждали неравенство: сословное, кастовое, в семье, по признакам пола, мелочно регламентируя поведение людей во всех сферах общественной жизни.

При подготовке ко второму вопросу студенты должны усвоить, что халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров. Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в. была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии – ислама.

Необходимо уяснить, что характерными чертами мусульманского общественного строя были: доминирующее положение государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве; религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни; отсутствие четко выраженных сословных групп.

Изучая историю становления и развития государственной власти в Арабском государстве, необходимо проследить развитие форм государственности – от централизованной теократической монархии до распада халифата на эмираты и султанаты. Особенностью государственного строя было то, что глава государства -халиф объединял в своих руках духовную(имамат) и светскую (эмират) власть. Освещая данный вопрос, необходимо подробно остановиться на основных органах государства, таких как: халиф, визирь, диваны (министерства), эмиры, наибы, шейхи (старейшины).

Особого внимания требует вопрос о мусульманском праве. Надо знать, что одновременно с возникновением халифата формировалось и его право - шариат. Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками стали Коран - священная книга ислама, содержащая предписания, носящие характер морально-нравственных установок; сунна - сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда, содержащий предписания семейно-наследственного и судебного права; иджма - решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами, по вопросам, не отраженным в Коране и сунне; фетва - письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

При подготовке к третьему вопросу особое внимание необходимо уделить тем общественно-экономическим процессам, которые происходили в средневековых государствах Индии, Китая и Японии.

Освещая вопрос о характеристиках государства средневекового Китая, необходимо выделить основные из них: стойкая многоукладность, незавершенность процессов образования классов, сохранение пережитков патриархально-родовых и рабовладельческих отношений, неравномерность хозяйственного и социального развития различных районов обширной территории.

Что же касается сословно-классовой структуры, то сословные различия в средневековом Китае выступали более явно, чем классовые. Они охранялись законом и традицией, которые закрепляли объем прав и обязанностей представителей не только отдельных сословий, но и различных разрядов чиновничества. В социальной структуре Китая выделялись в основном три сословно-классовые группы: «благородных», «добрых» и «подлых» людей.

Характеризуя государственный строй, необходимо уяснить, что в средневековом Китае получили дальнейшее развитие черты восточной деспотии, которые ярко проявились еще в древнем Китае. Во главе сложной, но достаточно стройной системы государственного управления в Танской империи стоял император, при котором существовал Государственный совет. Все бразды правления были в руках двух высших чинов - канцлеров, каждый из которых ведал тремя из шести ведомств: чинов, обрядов, налогов, военного, судебного и общественных работ.

Изучая вопрос о государственности средневековой Японии необходимо знать, что в VII в. в Японии утверждается раннефеодальное государство во главе с наследственным монархом, создается единое японское государство во главе с императором. Высшая государственная власть принадлежала Государственному совету, разрабатывавшему общие направления государственной политики. Наряду со светским Государственным советом в Японии существовал особый духовный Государственный совет, осуществлявший надзор за синтоистскими храмами и молельнями, за деятельностью клира, за крестьянами, приписанными к храмам, и пр.

Особое внимание следует уделить изучению эволюции форм государства в средневековой Японии: от монархии к сёгунату (военно-феодальной дуалистической монархии). Характерной чертой сёгуната было сохранение императора как номинального главы государства, обладающего некоторыми представительными функциями.

Рассматривая историю государства в средневековой Индии, следует помнить об изменениях в варново-кастовой системе – кастами становились этнические и профессиональные группы, кланы воинов, религиозные секты и пр.

При подготовке к вопросу о государственном строе, необходимо знать, что Индия в VI-XII вв. представляла собой совокупность многочисленных государств-княжеств, экономически не связанных между собой. Необходимо рассмотреть основные этапы формирования и развития средневековой государственности в Индии: от империи Гуптов к Империи Великих моголов. Отсутствие на протяжении веков государственного единства Индии восполнялось рано начавшим складываться религиозно-культурным единством ее многоязычного, этнически разнородного населения, что объяснялось спецификой самого индуизма, представлявшего собой не только религиозно-философскую, но и социально-экономическую, социально-правовую систему.

Изучение источников права средневековых государств Востока следует начать с Китая, где важными источниками права были закон, императорский указ, но основой самого указа являлась конфуцианская традиция, отобранные конфуцианскими идеологами и возведенные в императив, в догму образцы поведения, нормы конфуцианской морали (ли). Китайские кодексы содержали лишь административные предписания или нормы, относящиеся к уголовному праву; гражданско-правовые правила попадали в них лишь тогда, когда нарушение норм обычая влекло уголовные санкции.

В средневековой Индии на развитие права большое влияние оказало мусульманское право, благодаря чему произошли значительные изменения в дхармашастрах, Законах Ману; обычаях; деятельности комментаторов. Так же, как ислам, индуизм обязывает своих последователей к определенному пониманию мира. Это понимание предполагает особую общественную структуру и особый образ жизни. Согласно индуизму, все люди с момента рождения разделены на социальные иерархические категории (касты, варны), каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей.

Развитие государства и права средневековой Японии носило в значительной степени самобытный характер, хотя и испытало определенное влияние материкового Китая.

Первые памятники японского права появились в эпоху Тайка, начавшуюся в 646 г. В этот период было введено периодическое распределение принадлежащих государству рисовых полей в зависимости от числа едоков и строгое деление общества на «ранги». Обязанности каждого «ранга» уточнялись в юридических сборниках «рицу-ре». Эти сборники включали репрессивные нормы (рицу) и административные нормы (ре). Существовал целый комплекс норм (гири), регулировавших поведение людей во всех случаях жизни, которые заменили право, а часто и мораль. Неисполнение какого-либо гири считалось для японцев позором.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал