Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Источники дохода
Для того, чтобы организовать общества, артели, комиссии и делать предприятия, необходимы, конечно, денежные средства и, вообще, статьи дохода, - в особенности для начала. Денежные фонды, кроме прямого назначения, нужны еще для укрепления самоуверенности и как притягательная сила к активному участию в делах народных масс. Нужно изыскать первым долгом эти средства; это вопрос крайне трудный, но не невозможный. Хотя заявления единичных лиц в таком важном деле имеют мало значения, но я все-таки решаюсь высказать некоторые свои мнения по вопросу, но утверждать абсолютную и достижимость не могу. 1) Взносы членов разных якутских культурных обществ. 2) Частные займы. 3) Займы, субсидии и пожертвования, выдаваемые казной, обществами и разными учреждениями, как-то: а) Казной. б) Русско – Азиат. Банком (Як. отд.) – под залоги. в) Як. город. Банком имени И. Д. Эверстова – под залоги. г) Вост. Сиб. отд. И. Р. Геогр. Общ. е) Обществом изучения Сибири. ж) Обществом Красного креста, знаменитым своей отзывчивостью, располагающим 37000000 р. и потратившем в 1912 году колоссальные суммы в помощь голодающим 20-ти губер. России. Это общество можно разжалобить всякими предлогами, так как «цель» его слишком широка. 3) Як. благотвор, Об-м, имеющим до 30 000 р. капиталу и выдававшим безвозвратно в 1896 г. намцам и дюпсинцам 1000 р. в помощь после эпизоотии сиб. язвы. и) Из сбора «на исправление дорог и мостов» (11269 р.), лежащего без употребления в депозитах Якут. губерн. и) Из запасного капитала области, в которую мы, якуты, ежегодно платим по 10525 р. Предлог-голод. к) Благотворительным капиталом г. Якутска, состоящим из 65000 р. Предлог-голод и поднятие культуры. л) Из капитала, назначенного на борьбу с кобылкой, в который мы ежегодно платим по 1 425 р. Предлог – кобылка и улучшение сельского хозяйства. м) Ссудной кассой якутов Як. обл., которая, на основ. 96 § уст. своего, должна давать обществам не в очередь, а ранее одиночек. 4) Обществ, лотереи-аллегри, разрешение коих легко добиться под разными предлогами по культивизации. 5) Эксплуатация людских пороков, напр., пьянства, картежной игры и курения табаку. Я проектирую так: а) штрафовать всякого, кто купит где бы то ни было бутылку водки, на 50 к. (с торгующими водкой, конечно, по закону); чтобы контролировать покупку водки в городе, нужно установить пункты на главных трактах, в которых можно было бы проверить количество купленной водки, б) У выигравшего в карты отбирать определенную часть выигрыша, в) Родителей, у которых дети привыкли курить, штрафовать. Таким способом мы достигаем двойной выгоды: противодействуем развитию пороков и приобретаем средства на культурные цели. Если суметь выработать целесообразный и правильный способ контроля игр и оргий, то эти две статьи дохода дали бы колоссальные суммы. (Один Якут. окр. в год пьет более 60 000 ведер водки, или 1 200 000 бутылок). Думаю, что люди, желающие добра начинающемуся делу, не стали бы таиться от пятидесятикопеечного штрафа; также не думаю, чтобы прав.-во тормозило дело борьбы с пороками, -нужно только обставить дело умело. 6) Частные пожертвования. Этой статье я придаю очень большое значение; оно зависит всецело от настроений среди и масс народа, а настроения, в свою очередь, зависят от убежденности, патриотического воодушевления и сознательного отношения к делу инициаторов, руководителей и агитаторов. 7) Общественные работы, о которых говорилось выше и которые должны служить постоянными и значительными источниками дохода. Доходы от разных общественных предприятий. 9) Налоги подрядов, промыслов, торговых и иных предприятий, жалований, арендных плат дворов, вообще, все доходы, поступающие в пользу якутов тем или иным путем. Эта статья дала бы крупные, чистые, а главное, постоянные суммы. В самом деле: 1) Благодаря судьбе и у нас, якутов, нет недостатка в лицах, занимающихся крупными торговыми операциями (хотя их мало), и есть много мелких торговцев. 2) В Якут-ске имеется около 40 дворовладельцев, которым в год в среднем поступает доходу до 14-16.000 р. от аренды домов. 3) Имеется много лиц, занимающихся крупными и мелкими подрядами, каковы, напр., приисковые поставщики и поставщики лесного материала, пищевых продуктов (А. Н. Жирков, С. П. Барашков, П. Д. Тихонов и многие другие); доставщики казенных грузов в отдаленные северные округа, перевозчики чаев из Аяна и Охотска, строители казенных зданий и пр. 4) Имеется порядочный контингент лиц, занимающихся торговлей пушниной (белки, лисицы, песца, соболя) и мамонтовой кости. (А. И. Жирков, В. Никифоров, Н, О. Кривсшапкин, И. П. Антипин, Г. В. Никифоров, И. Т. Павлов и пр.) 5) Есть у нас и получающие жалования (доктора, фельдшера, священники, доверенные и приказчики купцов, писаря, учителя). 6) Имеются у нас такие лица как Н. Д. Эверстоэ, Н. А. Аверенский, И. В. Мигалкин, П. П. Молотков, которые, хотя не носят звания якутов, но безусловно принимают близко к сердцу, судьбу якутов и поддержали бы общее дело. Общее благосостояние перечисленных лиц улучшается, – они составляют поэтому будущее здоровое ядро якутской народности; между ними встречаются, как я хорошо убедился в этом, люди с благородным порывом замечательного патриотизма, ожидающие только всеобщего воззвания к культуре и просвещению и готовые попуститься тысячами из своих доходов роди блага родины. Имена их мне хорошо известны и сами они известны всему якутскому племени; называть их в этом письме неудобно, так как тема разговора нашего в этом пункте довольно щекотливая; скажу только, что они ведут коммерческие дела сотнями тысяч. Этим кратким конспектом нужд я заканчиваю свое посланьице, которым я задаю Вам темы для обсуждений и призываю на деятельность. Предупреждаю об одном: каково бы ни было личное мнение каждого из Вас относительно переселения в область русских, вымирания якутов и «желтой опасности», - Вы не должны предаваться обманчивым розовым надеждам, также не должны питать и в других эту надежду; если не солидарны со мной, то, по крайней мере, не доказывайте противного, т. е. желанного лучшего. Действуйте и агитируйте единственно в пользу и ради культуры, насаждение которой стало в нашем веке злободневной необходимостью, хотя (сказать, выбирая лучшую сторону) и помимо ужасных призраков переселения и вымирания… Что касается лично до меня, то много лет я думал на темы о переселении и вымирании и пришел к непоколебимому убеждению, что переселенцы должны быть и что мы должны вымирать, если только не примем рациональных мер к борьбе; я убежден, что из-за пяди земли человечество еще два-три века будет проливать человеческую кровь в ужасных и глупых войнах, пока цивилизация и наука окончательно не восторжествуют и не уничтожат традицию и варварство… Как доказала наука, мозг человека привыкает мыслить по одному коленному направлению, и даже логика бессильна против этой привычки его. Приведу исторический пример: когда ученые (Коперник, Галилей, Бруно) впервые высказали в 16-м веке мысль, что земля имеет форму шара, - им не поверили и даже одного казнили за эту мысль. Причина недоверия та, что мозг тогдашних людей слишком привык представлять землю в виде плоскости. Вот и мы привыкли веками думать, что все в мире течет по раз заведенному порядку, что мы (якуты) рождались, жили и умирали в своей родине, что так ведется испокон веков и что впредь все будет продолжаться так… Говорящим о переменах не поверят, - и им при агитациях придется серьезно считаться с фактом недоверия и традиционных понятий, ибо, как я говорю, мы – якуты одержимы роковой иллюзией самообмана «Элэн кэрэн элэру билбэппит…» Индивиды человечества на «юге» действительно расплодились до невозможности и мрут от тесноты (иначе – от голода), как мухи, напр., в 1897 г. в Индии умерло с голоду 4 100 000 человек, т. е. такое количество, которое превосходит число якутов в 16, 4 раза… ____________________ Что же нам делать? К чему приступить и с чего начать? -вот вопросы, которые в данный момент напрашиваются сами. По-моему, первее всего нужны только съезды интеллигенции и переписка между отдельными членами ее. Далее нужны, конечно, наслежные, улусные и окружные съезды, беседы с тойонами, агитация в народе, выписка книг, журналов и разных руководств, учреждение обществ и кружков, приобретение органа печати и т. д. Трудно только начало, а – раз будет брошено семя, то оно даст скорые всходы; нужно только всем взяться за дело дружно – всем улусам Якут. округа!..
|