Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Древняя Индия. В период создания законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ В период создания законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением. Охране частной собственности уделялось значительное внимание. Законы указывают 7 законных способов приобретения права собственности: наследство, находка, покупка, добыча, ростовщичество, исполнение работ, получение подарков от добродетельных людей. Существовала градация этих возможностей по варнам: первые 3 способа были равно возможны для всех, 4-ый только для воинов, 5-ый и 6-ой способы лишь для вайшиев, а седьмой только для брахманов. Только собственник мог решать вопросы распоряжения своей землей, которую мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы охраняют и движимое имущество, из которого наиболее значимым признавались: рабы, скот, инвентарь. ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕНОЕ ПРАВО Обязательственные отношения весьма тщательно разработаны в законах Ману, в основном в них говорится об обязательствах из договоров, но известны и обязательства из причинения вреда. 1. Купля-продажа. Договор считался действительным при совершении его при свидетелях и если в качестве продавца выступал собственник вещи. При покупке у не собственника требовалось представить свидетелей или отвечать за сделку как за уголовное преступление. В течение 10 дней со дня совершения договора сделку можно было расторгнуть без каких-либо видимых причин. 2. Заем также получил широкое распространение. Предметом договора обычно выступали деньги, продукты сельского хозяйства. Обеспечением займа служила личность должника и членов его семьи. Если должник не мог выплатить долг, он должен был отработать более того продажа в рабство свободных людей расценивалась как уг преступление. Кредитор из низшей касты не мог заставить должника высшей касты отрабатывать долг. Более того, если для воина законный процент при получении денег в долг составлял 3%, для вайшьи - 4%, для шудры - 5%, то для брахмана процент не мог никогда превышать 2. Сам же брахман не мог давать деньги под проценты, его дхарма не позволяла совершить такие действия.
Законы Ману знали и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывалось: порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движением повозки по городу (отвечал не только возница, но и хозяин повозки). Виновный в причинении вреда должен был возместить причиненный ущерб и заплатить штраф. СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья, где безусловным главой являлся муж. Женщина полностью зависела от супруга и сыновей. Существовало несколько форм брака, из которых некоторые считались более почетными и законными. Наиболее распространен был брак, представляющий собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, становящуюся его собственностью. Правовое положение женщины зависело от формы брака, но в любом случае она не была полностью правоспособна. Законы Ману определяют положение женщины таким образом, что в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа под властью сыновей. муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Развод допускался в случаях: бесплодия супругов, прелюбодеяния, постыдного поведения, безвестного отсутствия, дурного обращения. За измену женщина подвергалась самым жестоким карам, вплоть до смертной казни. Мужчина мог вступать в брак с 24 лет, а женщина - с 8. Неограниченной была и власть отца над своими детьми. Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семейства. После смерти отца имущество либо делилось поровну между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном младших братьев. Дочери устранялись от наследования, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли наследства на приданое УГОЛОВНОЕ ПРАВО: ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ 1. Среди преступлений по законам Ману на первом месте стояли государственные. К ним относились служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот. Полного перечня их законы не дают. 2. Среди имущественных преступлений законы Ману большое внимание уделяют краже, призывая царя к обузданию воров. Законы четко разграничивают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершенного в присутствии потерпевшего и с применением к нему насилия. Меры, применяемые к вору, зависели от того, был ли он пойман на месте преступления или нет, совершена ли кража днем или ночью. Пойманного на месте с воровским инструментом в руках, следовало казнить не колеблясь; ночных воров сажали на кол, отрубив обе руки. При первой краже вору отрезали 2 пальца, при второй - руку и ноги, при третьей - казнили. Укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он украл сам. 3. Преступления против личности. Законы Ману осуждают всякое насилие над личностью и считали насильника худшим негодяем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию относились убийство, телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Однако убийство, совершенное при защите себя, жертвенных даров, женщин и брахманов не наказывалось 4. Семейные преступления. Законы устанавливают суровые наказания за прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. Неверную жену затравливали собаками на многолюдном месте. Мужчину, вступившего с ней в связь, ждала мучительная смерть на раскаленной кровати. 5 Преступления против чести и достоинства. Честь высших варн охранялась высокими штрафами. Осуждалось злословие в отношении жены, матери, отца, брата. ПРОЦЕСС В Индии не существовало различия в производстве по гражданским и уголовным делам. Суд не был отделен от администрации. Высшая судебная власть принадлежала царю с брахманами. Процесс носил состязательный характер, и разбирательство дела начиналось по заявлению истца или потерпевшего. Законы называют поводы к рассмотрению исков: неуплата долга, заклад, продажу чужого, соучастие в объединении, невозврат данного, неуплата жалованья, нарушение соглашения и т.д. Всего 18 поводов судебного разбирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн. Основным источником доказательств служили свидетельские показания, самым ценным доказательством считалось свидетельство брахмана, далее - следуя порядку каст. Лжесвидетельство, не сообщение суду известных сведений считалось тяжким грехом. В качестве свидетелей не могли выступать заинтересованные лица и женщины. При отсутствии свидетелей применялись различные виды ордалий - весами (взвешивали 2 раза, если второй раз субъект весил меньше - он невиновен); огнем (давали обвиняемому в руку раскаленный предмет, при отсутствии ожога он считался невиновным); водой, ядом. Клятвы имели для суда большое значение, и если с поклявшимся происходили неприятности, это считалось неопровержимым доказательством его вины.
4. Источники древне иудейского права История еврейской юридической литературы начинается с Библии, вернее, с Ветхого Завета
Система права Древней Иудеи
|