Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историко-стилистический анализ.






Димитрий Игнатьевич Аракишвили - Советский композитор, музыковед-этнограф, общественный деятель. Один из основоположников грузинской национальной музыкальной школы. В 1901 окончил музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества по классу композиции у А. А. Ильинского; теоретическими предметами занимался у С. Н. Кругликова; по композиции совершенствовался у А. Т. Гречанинова.

В 1901-08 Аракишвили неоднократно выезжал в Грузию для записи народной музыки. Опубликовал труды, заложившие научную основу грузинской музыкальной фольклористики. В 1910 выступил на 3-м Всероссийском съезде хоровых деятелей с докладом об организации " Вольных консерваторий".

Важнейший этап деятельности Аракишвили начинается после переезда его в Грузию в 1918. Он был одним из создателей Второй консерватории в Тбилиси, слившейся в 1923 с Первой консерваторией; здесь Аракишвили был профессором, директором, организатором музыкального рабфака, различных исполнительских коллективов. Выступал как дирижер в симфонических концертах.

Творчество Аракишвили сыграло большую роль в развитии профессиональной музыкальной культуры Грузии. С деятельностью Аракишвили связано создание грузинского классического романса (Аракишвили написал около 80 романсов). В этом жанре раскрылись лучшие стороны музыкального стиля Аракишвили - мягкий лиризм, мелодичность, выразительность.

Интонационной основой творчества Аракишвили служит грузинская народная музыка, преимущественно городская. Ему принадлежат романсы на тексты А. С. Пушкина (" На холмах Грузии", " Не пой, красавица, при мне"), А. А. Фета (" Тихая звёздная ночь", " В руке с тамбурином"), Хафиза (" Встрепенись, взмахни крылами") и др. поэтов.

В романсах " Полночь глухая", " Завечереет", " Об аробной" на тексты Кучишвили Аракишвили воссоздал образы старой груз. деревни. Теме могущества социалистич. труда посвящены песни: " Новая аробная", " Радуюсь", " Полдень на заводе", " Трудовая песня" и др.

Аракишвили - создатель одной из первых грузинских опер - " Сказание о Шота Руставели" (1919, Тбилиси). В опере преобладает романсно-ариозный стиль, в увертюре и отдельных номерах ярко воссоздан грузинский национальный колорит.

Важа Пшавела (1861-1915) известный грузинский писатель и поэт XIX века, старший брат Бачана Разикашвили.

Родился в семье священника. Воспитывался среди горцев: пшавов и хевсуров. Среднее образование получил в Телавском духовном училищеи учительской семинарии города Гори (где сблизился с грузинскими народниками), но учителем был недолго; занимался главным образом земледелием и пас овец в горах.

Начало литературной деятельности Важа-Пшавела относится к 1881 году. Основной мотив его творчества — социально-этнографический: живя обыденной жизнью и традициями горцев, Важа-Пшавела в своих поэмах воспроизводил характерные черты быта, разнообразные обычаи (например, Цацлоба), идейные устремления этих племён («Гоготури и Апшина», «Стумар-Маспиндзели» и другие).

При этом Важа-Пшавела наиболее рельефно отразил назревающую коллизию между новым и старым укладом, между добивающейся самостоятельности отдельной личностью и общинной «правдой». Характерным моментом его творчества является резко выраженныйантропоморфизм, одухотворение природы.

Антропоморфические образы поэта даны в тонах самобытной реалистической символики, далёкой от абстрактно-метафизических построений.

Творчество поэта, сознающего своё бессилие в настоящем, проникнуто романтической меланхолией, а также затронута проблема зависимости личных дарований от общественно-практической жизни (тип Миндиа из поэмы «Гвелис Мчамели» — «Поедающий змей (Змееед)»).

В поэзии Важи-Пшавела сохранён местный диалект и свойственный народной поэзии пшавов и хевсуров возвышенный лирический тон. Беллетристические произведения Важа-Пшавела написаны на литературном грузинском языке.

Важа писал рассказы, но больше стихи и поэмы, в которых часто упоминал состояние Грузии, в одном из самых известных стихов Важа сравнил Грузию с раненым орлом.

Солнце жаркое, неуемное,

Погребла тебя туча темная.

Горы сумраком покрываются,

Струны звучные обрываются: «Важа»!

Ветер рыдает в ущельях: «Важа»!

Светлого смерть похитила

Откликаются долы Грузии: «Важа»!

Глухо вторит им Арагва,

Будто слезы вскипают горные.

И в ответ им Кура бурливая

Стоном горестным откликается…

Горы темные, реки пенные

Думой скорбною вы окутаны…

Солнце жаркое, неуемное,

Погребла тебя туча темная.

Горы сумраком покрываются,

Струны звучные обрываются: «Важа»!

В данном стихотворении мы встречаемся со следующими средствами музыкальной выразительности:

- эпитет – стоном горестным, думой скорбною, глухо вторит…

- метафора – солнце жаркое, неуемное, струны звучные…

- аллегория – глухо вторит им Арагва, Кура бурливая… откликается, реки пенные думой скорбною вы окутаны…

Данное стихотворение имеет трехчастную форму, она сохраняется и в хоровой миниатюре.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал