Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вокально-хоровой анализ. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Исполнение данного произведения требует серьезного подхода в плане вокально-хоровой работы. Произведение «О поэте» написано для четырехголосного смешанного хора. Диапазон хоровых партий:
Все хоровые партии находятся практически в одинаковых тесситурных условиях, поэтому нет необходимости создавать искусственный ансамбль. Исключение составляет эпизоды, в которых мелодия находится в низкой тесситуре: В тесситурном плане произведение написано очень удобно, так как соответствует динамическим требованиям. Если говорить о степени сложности каждой отдельной партии в интонационно плане, то следует отметить, что они также поставлены в одинаковые условия. Трудности могут возникнуть при пении хроматических ходов и скачков: К трудностям вертикального строя стоит отнести также продолжительное пение одного и того же звука: По степени загруженности хоровые партии также поставлены в равные условия. Что касается звуковедения, то оно не всегда будет одинаково, в связи со сменой образа и для достижения определенного изобразительного эффекта. Основной тип звуковедения – legato- непрерывное, плавное звучание. Для достижения качественного legato необходимо максимально быстро проговаривать согласные звуки, присоединяя их к последующим гласным. Трудность вызывает то, что связно нужно спеть практически не развитую мелодическую линию. Особенно сложно будет петь legato партиям Альта и Тенора, так как в их мелодическом рисунке очень часто встречается пение на одном звуке:
Для того, чтобы преодолеть пение по слогам и добиться именно связного, тягучего пения, надо объяснить хористам, что петь следует не ноты, а смысл, то есть делать фразировку, стремиться к значимым словам внутри фразы, предложения, части. Чтобы добиться связности можно порекомендовать спеть несколько раз в более быстром темпе. Но тут надо опасаться потери качества звука, потери весомости и глубины характера. И конечно, правильное произношение слов при пении тоже поможет добиться legato. То есть перенос согласной, замыкающей слог к следующему слогу Но опять таки следует очень четко, ясно и быстро проговаривать согласные, так как невнятность и размытость их произношения может спровоцировать потерю образа. Что касается marcato, которое встречается не очень часто, буквально в двух местах, то снова возникает опасность пения по слогам, так как медленный темп и громкая динамика могут отдалить от исполнителей и слушателей смысл текста. Поэтому опять важна фразировка и четкие снятия по руке дирижера. Особенность звуковедения требует и особого подхода к характеру звука. Сосредоточенный, собранный, сконцентрированный, округлый академический звук, требующийся для исполнения данного произведения, тоже довольно большая трудность, особенно для партий Сопрано и Тенора. От них требуется большой драматизм и солидность тембра. Увлекшись работой над вокалом, звуком не следует забывать о дикции, которая во всех вокальных произведениях играет очень большую роль. Ведь от того, насколько хорошо сказано и донесено слово, будет зависеть очень многое. По отношению к данному произведению можно сказать, что дикция должна быть слегка утрирована, особенно в тех словах, где стоят акценты, но не крупная. В целом для исполнения данного произведения требуется средняя дикция. Еще одним важнейшим моментом является то, какие в произведении присутствуют согласные, и как их много. Здесь речь идет о преимущественно звонких и твердых. Конечно же, есть и шипящие и свистящие, но мало очень мягких, сонорных. Это связано с характером произведения. Следует обратить внимание на произношение всех согласных звуков. Где это требуется автором, они должны быть сказаны нарочито выделено, подчеркнуто. Где-то приглушенно, но в любом случае они должны прозвучать быстро, четко, вместе с другими. Чтобы суметь создать образ, характер произведения требуется и разная атака звука. Твердая атака – плотное смыкание голосовой щели до начала выдоха. Она используется в самом начале произведения. Это одновременно поможет зафиксировать силу звука, главное избежать его форсирования. Мягкая атака – сближение связок одновременно с началом выдоха. Мягкая атака используется на протяжении всего второго раздела и в завершении всего произведения. При атаке, независимо от ее типа не должно быть «подъездов» и шумовых призвуков. Переход от звука к звуку должен совершаться сразу, без glissando. Работа над словом и вокалом всегда тесно связана с работой над дыханием. Для исполнения этого произведения необходимо смешанное – цепное и общехоровое дыхание. Общехоровое дыхание используется при окончании мысли, раздела, либо в том месте, где требуется резкий контраст в характере: В медленном темпе и в аккордовой фактуре письма всегда слышно, если кто-то из хористов берет дыхание не на долгих нотах, а между ними или даже между фразами, поэтому неоднократное упоминание, пропевание, исправление ошибок обязательно принесут результат. Донесение до слушателей поэтического текста в значительной степени зависит от дикции хора и орфоэпии – соблюдения произносительных норм. Произношение слов во время пения должно быть не только ясным, но прежде всего осмысленным, основываться на глубоком проникновении в характер и стиль произведения, в содержание литературного текста. Главный принцип вокального произношения заключается в том, чтобы гласные имели максимальную протяженность, а согласные произносились в последний момент. При нюансах в этом произведении р- в первом разделе, рр – в третьем произносить слова сложно, поэтому нужно активизировать голосовой аппарат. В работе над согласными так же важно соединение и присоединение их к последующему слову или слогу. С целью обеспечить непрерывное движение мелодии, музыкальной мысли, чтобы согласные не размыкали звук, следует соблюдать следующие правила: - согласные, стоящие в конце слова или слога присоединяются к последующему слову или слогу, тем самым обеспечивая максимальные условия для распевания гласных: Со-лнце-жа-рко-е-не-у-ё-мно-е… - звук «й» относится к согласным и подчиняется всем правилам произношения в хоре: И-во-тве-те-йКу-ра-ба-рли-вая… - Согласные в конце слова произносятся быстро, легко, четко и одновременно, в соответствии с дирижерским жестом. - звонкие согласные (одиночные или парные) в конце слова произносятся как соответствующие им глухие. Основной момент работы над гласными – это воспроизведение их в чистом виде. Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Наряду с дикционной четкостью это необходимо для достижения тембральной окраски, ее ровности и унисона в партии. При пении legato необходимо больше удлинять гласные и ускорять согласные. Безударная гласная «о» в большинстве случаев произносится как «а»: Солдаты, голова... Йотированные гласные «е», «ё» при пении произносятся ближе к «э», «о».
Особенности дирижерского жеста. В дирижировании данного произведения наиболее уместным представляется среднее положение дирижерской плоскости. Оно может изменяться как в сторону понижения в моменты динамических кульминаций, так и повышения в кодовом разделе. Используемые в дирижировании партитуры ауфтакты можно разделить на две группы. Это: - ауфтакты, направленные на подготовку звучания: - ауфтакты, подготавливающие снятие звучания: Для снятий в конце фраз используются комбинированные ауфтакты, так как концы и начала соседних фраз в этом произведении, как правило, связаны: В целом анализируемое нами произведение является прекрасным концертным номером и может войти в репертуар профессионального хорового коллектива.
|