Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Музыкально-теоретический анализ.
Жанр произведения – хоровая миниатюра. Форма произведения – простая трехчастная, репризная, в которой вторая часть сама является двухчастным построением. Первая часть – экспозиция музыкального материала – представляет собой малый квадратный период неповторного строения – то есть второе предложение развивает музыкальный материал первого. Так как произведение целиком построено на национальном грузинском гармоническом фоне, на стыке предложений отсутствует серединная каденция: Тем не менее, пятая ступень в мелодии позволяет нам судить о наличии автентического оборота, хотя и представленного одноголосно. Заключительная каденция представлена так же автентическим оборотом: Остановка музыкального материала на доминантовой свидетельствует о разомкнутости построения – то есть требует его дальнейшего развития. В связи с этим после основного музыкального материала появляется дополнение. Дополнение представляет собой гармонический мотив, состоящий из двух аккордов, который в последствие станет своеобразным рефреном – лейтмотивом: Основываясь на национальной грузинской гармонии, композитор использует секундовые и квинтовые интонации. Как уже было сказано выше, мотив «Важа» становится рефреном в первом построении первом построении второй части: Если говорить о структуре первого построения второй части, то она является свободным построением без видимых гармонических признаков деления на предложения. Тем не менее, лейтмотив «Важа» разделяет музыкальный материал на фразы. Границы музыкального материала первого и второго эпизода второй части подчеркнуты разделительной ферматой и лейтмотивом: Второе построение также является свободным построением, состоящее из трех достаточно продолжительных фраз, трактовать его как период не позволяет лишь отсутствие серединных каденций. Границы первой и второй фразы подчеркнуты разделительной ферматой и сменой темпа: Границы второй и третьей фразы подчеркнуты сменой музыкального образа, а также повтором музыкального материала второй фразы в третьей: Второе предложение также разомкнуто – так как оканчивается автентическим оборотом – возвращение в основную тональность благодаря появлению доминантового септаккорда: Так же границы второй части и репризы подчеркнуты разделительной ферматой. Реприза полностью повторяет музыкальный материал первой части за исключением заключительной каденции, в репризе она представлена неполным совершенным кадансовым оборотом: На завершение произведения приходится наивысшая тока напряжения музыкального материала – кульминация, она подчеркнута следующими средствами музыкальной выразительности: - громкая динамика; - замедление темпа; - широкое расположение аккордов; - высокая тесситура; - впервые появляется полный гармонический оборот S-D-T. Ладотональный план и гармонический язык произведения. Основная тональность произведения f-moll, однако в процессе развития музыкального материала происходят отклонения и модуляции. Рассмотрим наиболее яркие, на наш взгляд, примеры: - гармоническая модуляция в одноименную тональность F-Dur: - во второй части в качестве основных тональностей используются eы-moll и b-moll: Характерным приемом гармонического развития музыкального материала во второй части является эллипсис – длительное неразрешение диссонирующих аккордов, а переход их в другие диссонирующие: К особенностям мелодического рисунка следует отнести секвенционное развитие: Музыкальный материал хоровой миниатюры представлен в двух основных видах хоровой фактуры: - монодическая – одноголосное изложение музыкального материала – используется в первой части и репризе: - монодическая фактура также представлена общехоровыми октавными унисонами: - гомофонно-гармоническая, аккордовая фактура с мелодической линией в верхнем голосе, в то время как остальные голоса выполняют функцию гармонического сопровождения: В произведении используется переменные метр и размер – характерная черта грузинской музыки 5\4, 2\4, 8, 4.
|