Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Статистика Российской империи
Характерной особенностью статистического учета в России второй половины XIX—начала XX в. было отсутствие единой системы сбора, обработки и публикаций данных. Центральный статистический комитет (ЦСК) Министерства внутренних дел, учрежденный в 1863 г. для координации статистических работ в империи, а также для проверки, обобщения и публикации сведений, собранных местными (губернскими, областными, городскими) статистическими комитетами, и проведения единовременных общегосударственных обследований, — в дей-ствительности ведал ограниченным кругом вопросов. Наиболее полно в его материалах Представлена статистика населения, населенных мест и сельского хозяйства. Основным источником сведений, поступавших в ЦСК, служили разного рода анкеты и ведомости, заполнявшиеся добровольными корреспондентами и полицейскими чинами. Систематическая публикация статистических сведений осуществлялась ЦСК в двух основных изданиях: «Статистический Временник Российской империи» (1866—1890) и «Статистика Российской империи» (1887—1917). В «Статистическом Временнике...» публиковались данные о населении территории, административном делении и населенных пунктах, землевладении и урожае хлебов, скотоводстве и коневодстве, народном образовании и вероисповеданиях, путях сообщения, промышленности и торговле, государственных доходах, банках, сберегательных кассах и многом другом. Каждый том издания «Статистика Российской империи» посвящен, как правило, какому-либо одному вопросу. Например, Ш называемой «урожайной статистике» (28 томов под единообразными заголовками «Урожай... года», некоторые из них в двух- трех частях); учету конского поголовья (материалы военно-конских переписей —- 9 томов) и т.д. В 1861 —1885 гг. выходило большое серийное издание «Списки населенных мест Европейской России». В него вошли выпуски по 43 губерниям, в том числе по Енисейской, Тобольской и Томской. По каждому населенному пункту указывались: название, местоположение, расстояние от городов (столичных, губернски*, уездных), число дворов (или домов), число жителей (с разделением по полу и возрасту), «достопримечательные места» (церкви и монастыри, фабрики и заводы, ярмарки) и т.д. ЦСК были собраны, разработаны и опубликованы материалы переписи населения России 1897 г., переписей землевладения 1877, 1887 и 1905 гг., сельскохозяйственной переписи 1916 г. Статистика Министерства финансов и Министерства торговли и промышленности (с 1905 г.) содержит систематические сведения о российской промышленности. В XIX в. основной формой получения ежегодной статистической информации о промышленности служили заполнявшиеся владельцами предприятий вопросники-ведомости. Усложнение задач и содержания промышленной политики правительства потребовало более обширной; и достоверной информации, что привело к изменению системы сбора сведений. В начале XX в. в России были проведены три переписи фабрично-заводской промышленности империи: в 1900, 1908 и 1910—1912 гг. Перепись 1900 г. охватила 68 губерний Европейской России и частично Кавказа. Обследовались предприятия обрабатывающей промышленности, не обложенные акцизом и подчиненные надзору фабричной инспекции. Анкета переписи состояла из листка общих сведений и трех специальных бланков --«А», «Б» и «В». Бланк «А» предусматривал получение сведений: о времени возникновения предприятия, его владельце, производственной структуре, времени работы за год и за сутки, численности рабочих (общий и отдельно по полу и возрасту), участии рабочих в производстве (работающие в заведении, вспомогательные, работающие на стороне), оборудовании, потреблении топлива, расходах (на заработную плату, содержание производственных помещений и благотворительных учреждений при предприятии), стоимости произведенной продукции. Бланк «Б» включал вопросы о сырых материалах (или полуфабрикатах), переработанных в течение года. Бланк «В» детально выяснял количество готовых изделий (полуфабрикатов), произведенных предприятием за свой счет и по заказам, а также стоимость изделий. Бланки «А», «Б» и «В» заполнялись отдельно по каждому производству предприятия. Состав вопросов анкеты в переписи 1900 г. обеспечивал сбор детальных данных о структуре и технико-экономическом состоянии как отдельных предприятий, так и обрабатывающей промышленности России в целом на рубеже XIX и XX столетий. Перепись 1908 г. проводилась на территории более чем 80 губерний империи, включая Сибирь, Среднюю Азию и Кавказ, Она охватила предприятия всех отраслей обрабатывающей промышленности, в том числе производства, облагаемые акцизом. Обследовалисъ также горнозаводские металлургические предприятия, казенные заводы морского ведомства, железнодорожные мастерские МПС. В большинстве случаев вопросник анкеты 1908 г. совпадал с вопросником предыдущей переписи.Но в связи с недостатком у ведомства средств ряд вопросов был спят (о количестве и стоимости сырых материалов, о техническом оборудовании предприятий и др.). Единство принципа составления анкет переписей 1900 и 1908 гг. обеспечивает сопоставимость их данных. Перепись 1908 г. дала информацию о большем числе промышленных предприятий, чем перепись 1900 г. но ее программа была менее полной и не столь детально разработанной. Отмеченные различия в объектах изучения и составе вопросов, включенных в анкеты, не позволяют проводить сравнение по всем параметрам. В ходе переписи 1910—1912 гг. обследовалась промышленность только Европейской России. Данные «обирались лишь по предприятиям, подчиненным надзору фабричной и горной инспекции. Анкета была более краткой по сравнению в анкетами 1900 и 1908 гг.: вопросник был менее полным и требовал менее детальных данных. Так, сведения о стоимости произведенной продукции должны были указываться в форме валового дохода по всем отделам. О рабочих следовало сообщить только среднесуточное количество занятых на производстве (без вспомогательных рабочих). Данные анкеты были сведены в две таблицы, содержавшие перечни продукции, производившейся в той или иной отрасли, В результате проведения переписей в 1900, 1908 и 1910*—1912 гг. были собраны массовые данные о промышленном развитии России в начале XX в. Первичные материалы утрачены, и в распоряжении исследователей находятся лишь публикации статистических разработок данных* Материалы переписи 1900 г. опубликованы в двух изданиях: «Статистические сведения о фабриках и заводах по производствам, не обложенным акцизом, за 1900 г.» (СПб., 1903) и «Список фабрик и заводов Европейской России» (СПб., 1903). Первое издание включает публикацию сведений по 12 группам производств, подразделению на 171 разряд. По каждому производству данные приведены по губерниям и в большинстве случаев по 10 экономическим районам. Второе издание представляет собой перечень фабрик и заводов, распределенных по 12 группам производств, а внутри них — по губерниям. Материалы переписи 1908 г. опубликованы также в двух изданиях: «Статистические сведения по обрабатывающей фабрично* заводской промышленности Российской империи за 908 год» (СПб., 1912) и «Списки фабрик и заводов Российской империи» (СПб., 1912). В Их названиях отражено сходство основных принципов публикации, которых придерживались разработчики материалов переписей 1900 и 1908 гг. Материалы переписи 1910-1912 гг. опубликованы в 12 выпусках (по числу групп производств) под названием «Фабрично-заводская промышленность Европейской России в 1910—1912 гг.» (СПб., 1914—1913) и в специальном выпуске «Общие Итоги». В СССР материалы все» трех промышленных переписей (частично переработанные) были переизданы под названием «Динамика российской и советской промышленности в связи * развитием народного хозяйства за 40 лет»; материалы переписи? 1900 г. (М.; Л., 1929); материалы переписи 1908 г. (М.; Л., 1929); Материалы переписи 1910-1912 гг. (М.; Л., 1930). Во второй половине XIX—начале XX в. наряду со статистикой ведомств значительное развитие получила статистика неправительственных учреждений и организаций. Рассмотрим ее особенности на примере статистических исследований, проводившихся органами городского и земского самоуправления. Органы городского самоуправления в конце XIX—начале XX в. организовали ряд переписей населения городов, материалы которых характеризуют численность и состав жителей крупнейших административных, промышленных, торговых и финансовых центров страны. По полноте и детальности программ обследований, тщательности разработки собранных материалов лучшими, по оценке исследователей, были городские переписи населения Петербурга, Москвы, Одессы, Баку, Харькова и Киева. То обстоятельство, что в ряде городов, особенно крупных, переписи проводились неоднократно, дает возможность изучать динамику численности различных категорий населения. Так, городские переписи Петербурга проводились восемь раз (с 1862 по 1910 г., причем последние пять — с интервалом примерно в десять лет); Москвы — четыре раза, Баку — два раза (в один и тот же день 22 октября с интервалом в десять лет — в 1903 и 1913 гг.) и т.д. К сожалению, единой программы проведения городских переписей населения не было выработано. Поэтому, хотя при составлении программ переписей в их основе были уже апробированные образцы (в частности, перепись населения Баку 1913 г. во многом следовала не только программе переписи 1903 г., но и программам переписей Москвы 1902 и 1912 гг.), сравнительно лучше сопоставимыми являются материалы переписей по одному городу, проводившихся, как правило, на основе единых или близких программных установок. Формуляр переписного листа наряду с такими вопросами, как имя, отчество и фамилия (или прозвище), пол, возраст, место рождения и приписки, семейное состояние, сословие (для иностранцев — подданство), вероисповедание» грамотность и т.п., обязательно включал вопрос о занятии. В переписных листах городской переписи Петербурга 1869 г. он был сформулирован в самой общей форме: «Какое имеете занятие?», в опросном листе переписи 1881 г. вопрос о занятии состоял уже из двух пунктов: «Главное занятие, доставляющее средства к жизни» и «Побочные занятия, приносящие доход». В «Наставлении для счетчиков», разработанном для переписи 1890 г., отмечалась необходимость особого внимания при заполнении ответов на вопросы о занятии, с тем, чтобы определить в отношении каждого лица не только род промысла, но и положение, занимаемое им в промысле. Таким образом, от переписи к переписи содержание вопросов уточнялось и конкретизировалось. Статистика земств занимает особое место среди статистических источников по истории России второй половины XIX—начала XX в. По объему, детальности и точности собранных данных о русской деревне и происходивших в ней на протяжении почти полувека социально-экономических процессах земская статистика намного превосходит материалы правительственных учреждений. Первые исследования были проведены земствами в 1870 и 1871 гг.в Вятской и Тверской губерниях. В начале объектом их изучения было все сельское общество, но уже в 80-е гг. XIX в. им становятся крестьянский двор и отдельное частное владение. Первая подворная перепись в границах целого уезда была проведена в Борисоглебском уезде Тамбовской губернии в 1880 г. В истории земской статистики принято выделять три периода 1) 1870—1893 гг.; 2)1893-1905ю; 3) 1907---1914.В 1903— 1907 гг. и 1914 — 1917 гг. земские подворные обследования, за редким исключением, не проводились, В годы Первой мировой войны земские статистики приняли участие в организованной ЦСК сельскохозяйственной переписи 1916 Г. Для первого периода земской статистики характерно всестороннее изучение крестьянского хозяйства на основе сплошных подворных переписей. В центре внимания были неимущие и малоимущие группы крестьянства, выяснение причин их упадка и обеднения. В общей сложности были обследованы крестьянские хозяйства в 178 уездах. В 1893г. был принят закон об оценке стоимости земель в целях упорядочения налогообложения недвижимости. Он определил основное содержание земско-статистических исследований во второй период. Земства развернули работы, в ходе которых, наряду со сплошными переписями крестьянских дворов, проводились выборочные обследования. Выборочные земские подворные переписи сочетали сплошное обследование крестьянских хозяйств по сокращенной программе и выборочное — по более подробной программе. В разных губерниях обследования проводились по разной методике. Первая выборочная подворная перепись при оце ночном исследовании была осуществлена в Калужской губернии А, В. Пешехоновым, будущим министром продовольствия Временного правительства. Он обследовал 10 % крестьянских хозяйств, отобранных методом механической выборки — каждое 1-е, 11-е, 21-е и т.д. В Вятской губернии в 1901 — 1902 гг. использовалась выборка по типическим признакам: на основании данных предыдущего обследования были определены типичные для губернии уезды, волости, селения дворы. Всего за десятилетие — 1894—1905 гг. — подворные переписи были проведены в 123 уездах (примерно в 1/3 из них осуществлялись выборочные обследования). В третий период на содержание программ земских подворных переписей оказала влияние столыпинская аграрная реформа. В анкеты были включены вопросы об укреплении общинной земли в личную собственность, е# купле-продаже, выходе на хутора и отруба и т. в, Важной чертой подворных исследований этого периода земской статистики было совершенствование выборочных обследований и приемов их сочетания со сплошными переписями. Так, статистики Пензенской губернии в 1909—1913 гг. осуществили комплексное описание крестьянских хозяйств, разработав для этого в дополнение к поселенному бланку целую систему подворных карточек-вопросников. По «сокращенной похозяйственной карточке» обследовались все хозяйства, по «краткой» — каждое третье, по «подробной» — каждое девятое, а по «специальной» — каждое 27-е хозяйство. Кроме того, в 25 хозяйствах каждого уезда (отобранных по типическим признакам) проводились бюджетные обследования. Всего в 1907—1914 гг. были обследованы 82 уезда. Собранный земскими статистиками материал подворных описаний крестьянских хозяйств содержит данные по 111 уездам 35 губерний Европейской России, причем в 236 уездах они проводились по одному разу, в 58 — по два раза, в 17 -г по три раза. Хотя программы сбора данных в разных уездах различались, основной состав вопросов был единым. Поэтому в целом информация этого источника сопоставима. 9.2ЛЗ. Статистика РСФСР, СССР, РФ В РСФСР и СССР была создана единая система государственной статистики. Согласно «Положению о государственной статистике», утвержденному СНК РСФСР 25 июля 1918 ^Центральный статистический комитет Народного комиссариата внутренних дел, как орган государственной статистики, прекращал свое действие, оставаясь ведомственным органом этого комиссариата. Ведение статистики в РСФСР возлагалось на Центральное статистическое управление (ЦСУ) и образуемые им органы; на статистические организации отдельных ведомств; на губернские и городские статистические организации; на губернские, районные, уездные, волостные и сельские административные и административно-хозяйственные органы. На ЦСУ возлагалось «общее попечение о развитии правильной постановки статистики в государстве и расширении статистических знаний». Кроме того, в функции центрального статистического учреждения государства входило: утверждение планов статистических работ ведомств; ведение статистики — здравоохранения и санитарии, демографической, землепользования, потребления и продуктообмена, сельскохозяйственного производства, труда, военной и просвещения, транспортной; объединение промышленной общегосударственной статистики; производство работ по кадастру; производство общегосударственных переписей населения (промышленных, профессиональных, сельскохозяйственных и т.п.), обработка собранных переписями материалов; объединение и согласование работ по городской статистике, производимых городскими организациями; выпуск периодических изданий, сборников, обзоров, монографий по вопросам ведения ЦСУ; организация статистической библиотеки, музея и архива статистических материалов; а также «производство других статистических работ, не вошедших в предыдущие пункты, кои могут быть возложены на ЦСУ законом или постановлениями центральной советской власти». После образования СССР было учреждено ЦСУ СССР. В январе 1931 г. оно было преобразовано в сектор народно-хозяйственного учета Госплана СССР, в декабре 1931 г. — в Центральное управление народно-хозяйственного учета СССР при Госплане СССР (ЦУНХУ СССР)в 1941 г. - в ЦСУ Госплана СССР, а в 948 г.—в ЦСУ при Совете министров СССР. Единство принципов организации советской статистики позволяет рассматривать ее материалы как единый комплекс исторических источников. В истории создания этого комплекса отчетливо выделяются два периода: 1) 1918— 1930 гг.; 2) 1930—1991 гг. В первый период главным способом сбора статистических данных было проведение единовременных переписей и обследований; во второе период основой сбора данных служили годовые отчеты государственных и кооперативных предприятий. Проследим этот процесс на примере двух базовых объектов статистического изучения — промышленности и сельского хозяйства. В первый период статистическое изучение промышленности проводилось в двух основных формах: текущего учета и сплошных переписей промышленных предприятий. Задачей текущей статистики была регистрация таких показателей, которые изменялись в относительно короткие промежутки времени: движения рабочей силы, расхода топлива и электроэнергии, движения сырья и полуфабрикатов, выпуска продукции и т.д. Регистрация менее подвижных показателей, характеризующих промышленное предприятие — технического оборудования, земли, путей сообщения и т.п., — входила в задачи промышленных переписей. Такие переписи были проведены ЦСУ в 1918, 1920 и 1923 гг. Всероссийская промышленная перепись 1918 г. проводилась одновременно с профессиональной переписью занятых в описываемых предприятиях рабочих. В Положении о проведении переписей формулировались следующие задачи: 1. Освещение современного положения промышленности в стране с экономической и технической сторон в связи с той важной ролью, которая будет принадлежать промышленности в новом народнохозяйственном устроении. 2. Изучение динамики отечественной промышленности за последнее пятилетие (период с 1913 г. по июнь 1918 г. включительно) в целях выяснения тех изменений, которые произошли в ней в связи с войной и по другим причинам. 3. Выявление характера промышленности в условиях мирного довоенного времени. Программа промышленной переписи включала следующие основные разделы: общие вопросы (сведения о предприятии, владельце и проч;); организация и управление предприятия, администрация и технический персонал; земля и пути сообщения; техническое оборудование; годовое потребление топлива, сырья и полуфабрикатов за период с 1913 г. по июнь 1918 г. включительно; выработка изделий; финансовое состояние предприятия; организация труда (учет рабочих по полу и возрасту, величина заработной платы). Перепись должна была охватить все предприятия обрабатывающей и добывающей промышленности (кроме сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства)^ имеющие механический двигатель и не менее 16 рабочих или не менее 30 рабочих при отсутствии механического двигателя. Владельцы и администраторы предприятий с установленным ЦСУ цензом были обязаны по указанию местных переписных органов и командированных ими лиц сообщать все требуемые программами сведения и справки, представлять в распоряжение командированных лиц бухгалтерские лиги, инвентарные списки и прочие материалы, которые могли оказаться необходимыми в связи с работами. Все сведения учитывались по состоянию дел на 31 августа 1918 г. Перепись 1918 г. охватила 9 750 предприятий 31 губернии Европейской части страны. В 1920 г. по краткой программе, включавшей всего 12 вопросов, была проведена общая перепись крупных, мелких и кустарно-ремесленных предприятий, а в 1923 г. — перепись городской промышленности. Вследствие различий в объектах статистического изучения материалы публикаций разработок данных промышленных переписей 1918, 1920 и 1923 гг. несопоставимы между собой. В 1926 г. переписи промышленности были заменены ежегодными обследованиями фабрик и заводов. Предприятия на основании данных годовых отчетов в соответствии с вопросами, включенными в опросный бланк, предоставляли ЦСУ сведения по основным показателям производства. С 1930 г. ЦСУ приступило к непосредственной обработке данных годовых отчетов предприятий. При разработке данных обследований 1926— 1930 гг. была введена новая классификация отраслевой структуры промышленности. Старое деление поипроизводствам было заменено двумя основными экономическими группами: производство'средств производства (группа «А») и производство средств потребления (группа «Б»), Трудности непосредственного учета средств производства и продукции миллионов крестьянских хозяйств, разбросанных по огромной территории, объективно делали единственно возможным способом систематического изучения хозяйственных процессов выборочные обследования. Поэтому ЦСУ провело только одну сплошную сельскохозяйственную перепись — в 1920 г. Учитывались количество членов семьи (с разделением по полу и возрасту), полевые и приусадебные посевы, данные о скоте, о сельскохозяйственном инвентаре, о промысловых занятиях и т. п. Перепись проходила в обстановке Гражданской войны — этим объясняется ограниченность охваченной ею территории (25 губерний Европейской части РСФСР) и различная степень достоверности собранных данных. По оценкам исследователей, наиболее достоверны сведения о населении и инвентаре и наименее достоверны — о посевах. Распространенным способом статистического изучения сельского хозяйства в 20-е гг. XX в. были выборочные обследования крестьянских хозяйств. Применялись два основных их варианта: динамические («гнездовые») переписи и обследования крестьянских хозяйств, выбранных из поселенных списков на основе принципа механической выборки. Динамические («гнездовые») переписи крестьянских хозяйств — ежегодные обследования всех дворов в одних и тех же «гнездах» (волостях) — наиболее массовый источник среди выборочных статистических обследований советской доколхозной деревни. Они проводились в 1919—1927 гг. и в 1929 г. В 1920—1926 гг. «гнездовыми» переписями были охвачены более 600 тыс. хозяйств, в 1927— 1929 гг. — 730тыс. хозяйств. В большинстве губерний «гнезда» включали Э-ч-5 % крестьянских хозяйств. Программы обследований состояли из следующих разделов: наличное население (в том числе данные о земледельческих занятиях); землепользование; рабочий и продуктивный скот; сельскохозяйственный и транспортный инвентарь. Непрерывная перепись одних и тех же хозяйств в течение ряда лет позволяла получить представление о тенденциях их развития и динамике этого процесса. Однако материалы «гнездовых» переписей не были представительны, и выводы, сделанные на их основе не распространялись на более обширную территорию. Поэтому параллельно с «гнездовыми» проводились и переписи крестьянских хозяйств, отобранных по принципу механической выборки. По времени проведения они получили наименование весенних и осенних опросов. В ходе весенних и осенних опросов 1921 -1929 гг. обследовались от 3% (1922) до 10% (1926—1929> крестьянских дворов. 10-процентная выборка при равномерном охвате всей территории обеспечивала представительность собранных данных в масштабах губерний и областей. Весенние опросы имели целью сбор сведений о состоянии крестьянского хозяйства к моменту окончания весеннего «ева. Эти данные были необходимы для определения размеров сельскохозяйственного производства в текущем году, прежде всего валового сбора хлебов. Программа опроса включала следующие пункты: численность населения и работников в хозяйстве (отдельно мужчины, женщины, с выделением отсутствующих бол ее месяца); число наемных сельскохозяйственных рабочих (годовых и сроковых); полевые посевы под урожай текущего года по отдельным культурам (в том числе на арендованной земле); размер гибели озимых и их пересеве яровыми; о приусадебных и огородных посевах (всего и с разбивкой по культурам}; поголовье скота (по видам и возрастным группам)} количество взрослой птицы (по видам); количество сельскохозяйственного инвентаря (по видам); способы обработки земли весной. Сведения об урожайности продукции земледелия и продуктивности скота, необходимые для исчисления валовых сборов хлебов и продукции животноводства, собирались в ходе осенних опросов. Программа осеннего похозяйственного обследования предусматривала детальное выяснение размеров урожая хлебов и других полевых культур. По каждой культуре следовало указать: площадь посева, с которой собран урожай (в десятинах), сколько намолочено хлеба (снопов, возов, телег), сколько после обмолота получено зерна и соломы, а также дать качественную оценку собранного урожая (по пятибалльной шкале - «хороший», «выше среднего», «средний», «ниже среднего», «плохой»). Опрос каждого главы хозяйства проводился силами волостных статистиков с привлечением работников волисполкомов учителей, добровольных корреспондентов (главным образом из крестьян) и других лиц. Вопросы задавались устно и записывались со слов опрашиваемого. Опасаясь повышения налогообложения крестьяне стремились занизить сведения о величине посева количестве скота, урожайности. Поэтому данные опросов необходимо было сверять с материалами других статистических обследований В результате коллективизации отпала необходимость в получении сведений а производственных возможностях каждого крестьянского хозяйства. С 30-х гг. XX в. в сельском хозяйстве основной формой статистического учета становится анализ годовых отчетов колхозов, совхозов и машинотракторных станций (МТС). Второй период характеризуется унификацией способов сбора данных органами государственной статистики. С начала 30-х гг. XX в. основным источником статистической информации становятся годовые отчеты, составлявшиеся по стандартным формам в делопроизводстве предприятий, учреждений и организаций. На основе отчетов разрабатывались статистические данные в масштабе отраслей и регионов. Переписи (за исключением специальных –например, промышленного оборудования) сохранили значение основного способа сбора статистических данных о народонаселении. Соединение в годовом отчете данных статистического учета и бухгалтерской отчетности предприятия делало возможной логическую и документальную проверку полноты и достоверности представленных сведений. Проверки проводились в плановом порядке местными статистическими органами и отраслевыми органами управления. Например, ЦУНХУ Госплана СССР и Народным комиссариатом земледелия была разработана «Инструкция к составлению годового отчета в колхозах за 1935 г. Подготовленный правлением колхоза по утвержденной СНК СССР форме такой отчет докладывался общему собранию колхозников и утверждался не менее чем двумя третями от состава членов коллектива. Затем за подписью председателя правления, председателя ревизионной комиссии и счетовода колхоза документ представлялся в двух экземплярах: в районный» земельный отдел (колхозами, которые не обслуживались МТС) и в МТС (колхозами, которые ими обслуживались). Годовые отчеты колхозов проверялись логически, т.е. методом сопоставления показателей в разных таблицах, поскольку ^правильно составленных отчетах показатели, характеризующие итоги хозяйственного года, должны были согласовываться друг с другом. В послевоенные годы в связи с укрупнением колхозов общее их количество уменьшилось, и документальная проверка годовых отчетов стала приобретать все большее значение. Проверка могла производиться районными и другими органами сельского хозяйства и статистики, которым был подотчетен колхоз как на основе имевшихся у этих органов документов, так и непосредственно на месте, по документации материального и бухгалтерского учета в делопроизводстве хозяйства. В помощь проверяющим ЦСУ издавало специальные «Указания по проверке достоверности данных годовых отчетов колхозов за …год». После проверки районными органами сельского хозяйства, а до 1958г. — обслуживавшими колхозы MTС, годовые отчеты, признанные недоброкачественными, отсылались обратно правлению колхоза для доработки и вторичного утверждения. Доброкачественные и исправленные отчетные документы колхозов использовались для обобщения статистических данных в масштабе района. Подсчитывались: общее число колхозников в хозяйствах района, общая площадь их земельных угодий и т.п. Кроме того, делались расчеты процента колхозников, принимавших участие в работе колхозов, величины денежного дохода в среднем на один колхоз и т.д. Эти разработки направлялись в вышестоящие органы управления сельским хозяйством и служили основой для составления сводных отчетов колхозов в масштабе областей, краев, автономных и союзных республик, а затем и в масштабе страны. Для органов государственной статистики годовые отчеты предприятий являются первичными материалами статистического наблюдения. С начала 30-х гг. XX в. статистика промышленности также основывалась на данных годовых отчетов предприятий. С 1932 г. регистрационными признаками предприятия являлись наличие промфинплана (техпромфинплана) и годовая отчетность. Регистрации подлежали государственные, коммунальные и кооперативные предприятия. Первоначально статистическими органами разрабатывались годовые отчеты только крупных промышленных предприятий. Небольшие предприятия до 1964 ^учитывались на основании специальных переписей, которые только с этого времени были заменены текущим учетом и годовой отчетностью. В середине 70-х гг. XX в. в СССР насчитывалось примерно 50 тыс. крупных и более 150 тыс. небольших предприятий. Характер и масштабы деятельности промышленных предприятий, особенно крупных, требовали делопроизводства более значительного по объему и более сложного по составу документов. В 70-е гг. XX в. по данным Госстандарта СССР только на одном предприятии обрабатывалось от 1, 5 до 5 млн управленческих документов, более половины которых составляла счетная (бухгалтерская) и отчетная документация. Годовой отчет предприятия содержал статистические данные по основным показателям производственной и финансовой деятельности: объему промышленной продукции* ее качеству, себестоимости, производительности труда, стоимости основных производственных фондов, важнейшим статьям бухгалтерского баланса и т.д. В основе этих данных лежали сведения материалов делопроизводства предприятия.
Годовые отчеты предприятий в соответствии с ведомственной подчиненностью последних направлялись в отраслевые управления* министерства, а также в финансовые и статистические органы. Данные отчетов разрабатывались ими как первичные материалы для составления статистических сводок по регионам, отраслям* по всей промышленности и по всему народному хозяйству страны в целом. Вплоть до начала 90-х гг. XX в. данные отчетов государственных, кооперативных, общественных предприятий, учреждений и организаций составляли информационную основу системы статистики в СССР. Высокая степень сохранности годовых отчетов как документов, подлежащих постоянному хранению в архивах, благоприятствует их использованию в качестве исторического источникам В Российской Федерации не сформировалось принципиально новой системы статистики по сравнению с советским периодом отечественной истории. Основу государственной статистики по-прежнему составляют отчеты предприятий, учреждений и организаций. Статистический учет в частновладельческих предприятиях (как образованных на базе государственных, так и вновь созданных) ведется в рамках их делопроизводства, впитавшего отечественные традиции в этой сфере. Новым направлением публичной статистики в условиях идейного плюрализма и многопартийности стало изучение политических предпочтений граждан. Это направление развивается в форме исследований результатов референдумов, выборных кампаний и опросов общественного мнения. Так, накануне выборов в Государственную думу в декабре 1999 г. восемь общероссийских центров социологических исследований опубликовали результаты опросов избирателей с прогнозом итогов выборов. На вопрос о том, как распределятся голоса избирателей, поданные за тех или иных кандидатов, баллотирующихся по партийным спискам, социологи Агентства региональных политических исследований (АРПИ), Всероссийского центра изучения общественною мнения (ВЦИОМ), Института социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН), Российскою независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП), Независимого исследовательского центра РОМИР, Фонда «Общественное мнение», Центра исследований политической культуры России (ЦИПКР) и Центра социологических исследований МГУ ими М.В.Ломоносова (ЦСИ МГУ) дали разные прогнозы. Все прогнозы объединяет то, что ни один из авторитетных исследовательских центров не сумел предсказать результат голосования в пользу межрегионального движения «Единство» — свыше 23 %. Даже ЦИПКР и ЦСИ МГУ, данные которых (18 %) оказались ближе всего к цифрам официальных итогов выборов, ошиблись более чем на 5 %. ИСПИ РАН, точнее других указав ший результат голосования в пользу КПРФ (24%), утверждал, что «Единство» поддержат только 6 % избирателей. На второе место (19%) социологи ИСПИ РАН ставили избирательный блок «Отечество — Вся Россия» (ОВРХ на третье (14 %) — блок «Яблоко». Согласно официальным итогам, первый набрал чуть больше 13% голосов, второй — менее 6 %. Наиболее точно (12 %) результат ОВР предсказали социологи АРПИ и РНИСиНП. Официальный итог голосования — 8, 6 % за «Союз правых сил» — не угадал никто. Наиболее близкий к официальным результатам прогноз (7 %) дали ИСПИ РАН, РОМИР и Фонд «Общественное мнение». Показательно, что указанный прогноз регистрировал максимум предпочтений, которые респонденты восьми общероссийских исследовательских центров накануне выборов отдавали этому политическому объединению. Очевидные расхождения результатов выборов, официально утвержденных Центральной избирательной комиссией, и прогонозов социологов делают необходимой проверку тех и других данных по первичным материалам. В настоящее время большая часть материалов статистики Российской Федерации в силу различных причин (прежде всего вследствие ограниченного доступа к ним исследователей) еще не может быть использована в качестве исторических источников. Опубликованные данные статистических разработок результатов референдумов, выборных кампаний, опросов общественного мнения неполны и несут на себе печать политических предпочтений их создателей.
|