Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Научного исследования студента
Выбор темы – это первый и весьма ответственный момент научной работы. От правильного выбора во многом зависит успех всего исследования. Тема является одним из главных элементов, входящих в научный аппарат, поэтому ее формулировка входит также в оценку качества научного исследования. Тема – это наикратчайшая форма представления всей работы, отражающая ее сущность. Формулировка темы должна точно отражать то, чем собирается заниматься исследователь, какую проблему планируется изучать. Проблема (противоречие) — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и последующего решения. Проблема возникает либо из противоречий между потребностями практики и состоянием решения вопроса в теории, либо из противоречивых научных позиций, объяснений каких-либо социально-экономических, правовых, управленческих явлений, процессов и т.д. Именно правильный выбор проблемы исследования определяет тему работы, предмет объект, цель и задачи исследования, методы и средства и т.д. В названии темы должно найти отражение движения от старого знания к новому, отражена проблемность изучаемого вопроса или целостного комплекса вопросов, решение которых представляет существенно практический или теоретический интерес для социальной работы. (Типичная ошибка, встречающаяся в формулировке: «Молодежная политика: сущность и задачи». В данном случае не определена проблема. Здесь достаточно описать имеющиеся нормативно-правовые документы, что не может рассматриваться в качестве научной работы.) При выборе темы научной работы необходимо учитывать ее соответствие уровню развития современной науки, реальным задачам. Выполнение работ на широкие темы общего характера бывает сопряжено с большими трудностями: как правило, эти работы бывают поверхностными и мало самостоятельными. Гораздо успешнее проходит подготовка работ по конкретным и сравнительно узким темам, в которых раскрывается определенная часть поставленной проблемы. Подобная формулировка позволяет более глубоко и детально прорабатывать вопрос. (Типичные ошибки, встречающиеся в формулировках темы: «Решение проблемы безработицы в современной России». Очевидно, что студент не сможет раскрыть данный вопрос в рамках своего научного исследования, так как данная формулировка требует знания специфики многочисленных регионов Российской Федерации. Или же тема «Решение проблемы сиротства в дореволюционной России» - здесь взят достаточно большой исторический отрезок времени, а объем курсовой или дипломной работы не позволит проанализировать его достаточно глубоко.) Нельзя признать правильным стремление выбирать темы, хорошо и всесторонне освещенные в науке, что чревато определенными проблемами для начинающего автора. Работать над такими темами сложнее, ведь здесь требуется владение методами поиска новых подходов освоения проблемы, умение проводить собственный научный анализ, синтез и обобщение. Научные работы студентов должны представлять собой достижение определенного научного результата, а не компиляцию. Положительно, когда избранная тема является дальнейшим развитием предшествующих научно-исследовательских работ студента. Однако это требование не является обязательным. В то же время необходимо учитывать, что недопустимо дублирование изучаемой проблематики. Каждая курсовая или дипломная работа должна представлять собой новый этап или новый аспект изучаемой проблемы, что обязательным образом должно найти свое отражение и в формулировке темы. (Типичная ошибка, встречающаяся в предлагаемой тематике: «Социальная работа с многодетной семьей», «Многодетная семья как объект социальной работы», «Роль социальной работы в решении проблем многодетной семьи». В данном случае речь идет о раскрытии одной и той же проблемы. Кроме того, в первых двух вариантах не определена сущность проблемы.) Особое внимание следует обратить на стилистическую грамотность формулировки темы научного исследования. Недопустимы повторы слов, предлогов, понятий и т.д. (например, «в России в ХХ1 веке», «социально-медицинская работа в системе социальной работы»). С целью результативного взаимодействия с потенциальными работодателями и повышения конкурентоспособности выпускника на рынке труда желательно согласовывать тематику выпускной квалификационной работы с организацией – базой практики или будущим местом трудоустройства. Оформленные заявки от организаций на дипломные исследования, востребованные практикой, представляются на кафедру вместе с заявлением на тему дипломной работы. Основные требования к выбору темы научного исследования:
Методика выбора темы научного исследования:
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД НАУЧНЫМ ИССЛЕДОВАНИЕМ Подготовка и проведение исследования в области социальной работы предполагают определение системы логически последовательных методологических, методических и организационных процедур, связанных между собой единой целью – получить достоверные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе. Календарный план устанавливает логическую последовательность, очередность и сроки выполнения отдельных этапов работы. Сроки эти определяются самим студентом, а корректируются и утверждаются научным руководителем. Календарный план является отчетным документом студента, в котором фиксируются контрольные точки работы над исследованием. В соответствии с выполнением этого календарного плана научный руководитель ежемесячно аттестует студента, о чем делается запись в графе выполнения плана и в соответствующих ведомостях деканата. Календарный план сдается студентом в комиссию по защите курсовых работ и предзащите дипломных работ. Практика доказывает несомненную целесообразность составления такого плана. Он дисциплинирует исполнителя, лимитируя время, отводимое на подбор литературы, проведение исследований, анализ и обработку результатов, составление выводов, заключений, рекомендаций, литературное и техническое оформление работы, а так же регламентирует взаимодействие научного руководителя и студента. В календарном плане устанавливаются конкретные даты планируемой и фактической готовности каждого раздела, а также предоставления научному руководителю. Организация научного исследования в социальной работе предполагает реализацию обязательных этапов и операций, которые должны найти свое отражение в календарном плане: · утверждение темы научного исследования; · первичное ознакомление с научными источниками; · составление и согласование плана научной работы; · определение цели, задач, объекта и предмета научного исследования; · подбор научной литературы и составление списка необходимой литературы, согласование его с научным руководителем; · подбор и изучение нормативно-правовой базы по изучаемой проблеме; · определение и обоснование актуальности изучаемой научной проблемы; · обзор научной литературы; · подготовка теоретической части научной работы; · изучение и описание конкретного опыта социальной работы по изучаемой проблеме; · определение эмпирической базы исследования; составление программы исследования; выбор и обоснование методик и инструментария проведения собственного исследования; · сроки проведения собственного исследования; обработка результатов и дата представления анализа результатов исследования; · разработка проектов, моделей, практических рекомендаций; · представление заключения работы; · представление полного варианта научной работы; · работа над исправлением замечаний научного руководителя; · подготовка научных статей для публикации, тезисов докладов для выступлений на научных конференциях; · оформление работы в соответствии с требованиями; · подготовка презентационных материалов; · сдача окончательного варианта научному руководителю для оценки работы и написания отзыва; · сроки представления работы на кафедру; · подготовка доклада студента для защиты научной работы в комиссии; · дата защиты курсовой или предзащиты дипломной работы на кафедре; · для студентов – дипломников в календарном плане должны быть указаны даты представления окончательного варианта работы на кафедру, заседания кафедры о допуске к защите, представления внешнему рецензенту и собственно защиты выпускной квалификационной работы.
|