Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормы, создаваемые в рамках Совета Европы. Их значение для правовой системы Российской Федерации.






Интернационализация и интенсификация международных связей неизбежно приводит к необходимости устранения имеющихся препятствий, которыми могут быть различия в правовом регулировании (международном или внутригосударственном) определенных вопросов. решением этой проблемы является унификация правовых норм посредством заключения международного договора, в котором предусматриваются единые для всех его участников нормы. Когда в силу разных причин, заключение такого договора невозможно, государства могут использовать другой путь унификации – усложненный – заключение договоров, содержащих модельные нормы. В последние десятилетия удельный вес таких договоров возрастает. Речь идет о так называемых модельных, типовых, рамочных, единообразных актах как более высокой степени правовой унификации не только национального права, но и международного.
Договорные модельные нормы для своей реализации требуют особой процедуры – «копирования», т.е. использования правовых моделей в международном или внутригосударственном нормотворчестве для создания новых правовых норм.

Типичными международными договорами, содержащими модельные нормы, являются рамочные конвенции, созданные в рамках Совета Европы: Европейская Рамочная Конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980г., Европейская Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств. Договорная форма заключения или фиксации унифицирующих правовых норм получила широкое распространение. С помощью договоров удается достигнуть сближения правового регулирования различными государствами тех вопросов, которые представляют для них общий интерес.
«Задел» будущего нормотворчества может быть обеспечен международными договорами по-разному. Содержанием таких договоров могут быть модели будущих: 1) правовых актов (международных договоров или внутригосударственных законодательных актов) и 2) отдельных правовых норм (международных или внутригосударственных).
В ст. 1 Европейской Рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980г. говорится: «Каждая Договаривающаяся Сторона обязуется поощрять приграничное сотрудничество между территориальными сообществами и властями, находящимися под ее юрисдикцией, с территориальными сообществами и властями, находящимися под юрисдикцией других Договаривающихся Сторон. Каждый участник Конвенции будет прилагать усилия с целью содействия заключению любых соглашений и договоренностей, которые будут сочтены необходимыми для этой цели, с учетом различных конституционных положений каждой из Сторон». Конвенция была подписана Российской Федерацией, но не была ратифицирована вплоть до июля 2002г., что не мешало, однако, использовать содержащиеся в ней положения в нормотворческом процессе. К примеру, Постановлением Правительства РФ от 7.03.2000г. № 197 во исполнение Конвенции была образована Межведомственная комиссия по развитию приграничного сотрудничества, а также утверждены Положение о комиссии и ее состав. Распоряжением Правительства РФ от 9.02.2001г. № 196-р была утверждена Концепция приграничного сотрудничества в России, которая основывается, в том числе на принципах соблюдения Европейской рамочной конвенции. Некоторые положения рамочной конвенции, включая понятие приграничного сотрудничества, были использованы при разработке концепции. На каждого из участников Конвенции возложена обязанность способствовать заключению необходимых договоров. Такие договоры могут базироваться на моделях, которыми являются типовые соглашения, статуты и договоры, прилагаемые к данной Конвенции, с учетом любых изменений в соответствии с конкретной ситуацией (ст. 3). Эти модели определяют главные направления сотрудничества и являются частью Конвенции. Следующая последовательная система модельных соглашений была создана с учетом различий между ними:
• типовые межгосударственные соглашения о приграничном сотрудничестве на местном и областном уровне;
• рамочные соглашения, уставы и контракты, которые могут служить основой приграничного сотрудничества между территориальными административными единицами или местными органами власти,
Межгосударственные соглашения подпадают под исключительную юрисдикцию государств, в то время как модельные договоры другого уровня просто создают юридические рамки для заключения соглашений или контрактов между территориальными властями или сообществами.
В Конвенции предложены следующие модели договоров:
ТИПОВЫЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ

Целью заключения межгосударственных соглашений, согласно Конвенции, является, прежде всего, задача дать точное определение условий, формы и пределов действий местных органов власти и устранить правовую неопределенность, из-за которой могут возникнуть правовые проблемы. 2. РАМОЧНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ, УСТАВЫ И КОНТРАКТЫ МЕЖДУ МЕСТНЫМИ ВЛАСТЯМИ

Подобно государствам, местным органам власти также предложен выбор соглашений и договоров. Предлагаемая система состоит из шести примерных соглашений, договоров и статутов, соответствующих разным уровням и формам приграничного сотрудничества местных властей. В правовые акты, созданные на их примере, можно вносить изменения в зависимости от потребностей использующих их местных властей.
В пояснительном докладе к Конвенции разъясняется: 1) Рамочная конвенция является первым многосторонним правовым обязательным актом, посвященным защите национальных меньшинств в целом; 2) выбор был остановлен на Рамочной конвенции, так как последняя содержит типовые программные положения, излагающие цели, которые преследуют Стороны в соответствии со своими обязательствами.

Одной из наиболее важных проблем, стоящих перед участниками договоров, содержащих модельные нормы, является сохранение единообразия при толковании и применении норм в процессе нормотворчества. Основная причина нарушений состоит в существовании различий национальных правовых систем с их правовой культурой и традициями. В результате неверного толкования могут быть сведены на нет все усилия в достижении единообразного регулирования.
Чтобы предотвратить подобные явления принимаются меры как в процессе разработки модельных норм договоров, так и во время их функционирования. К первым относится выработка четких дефиниций, исключение использования правовых категорий, присущих какой-либо одной правовой системе и не имеющих аналогов в других, объяснение в рамках конвенции значения терминов, которые могут получить разную интерпретацию. Так, в ст.2 Рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве говорится, что «термин " территориальные сообщества и власти" означает сообщества, властные структуры или их органы, осуществляющие властные полномочия на местном или региональном уровне и рассматриваемые в качестве таковых в соответствии с внутренним законодательством каждого из государств». Наличие статей, которые возлагают на государства-участников договоров обязательство единообразного применения их положений, необходимо, иначе достижение унификации будет проблематичным. К мерам второго рода относятся наблюдение за единообразным применением норм конвенций, обмен информацией между участниками по вопросам функционирования конвенций. Ст. 6 Рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве: «Каждая Договаривающаяся Сторона будет предоставлять в максимально возможной степени любую информацию, запрашиваемую другой Договаривающейся Стороной с тем, чтобы облегчить последней выполнение ее обязательств по настоящей Конвенции», а также ст. 8: «Договаривающиеся Стороны будут направлять Генеральному Секретарю Совета Европы всю необходимую информацию, касающуюся соглашений и договоренностей, предусмотренных в статье 3» (речь идет о предложенных моделях договоров). Анализ международных договоров, содержащих модельные нормы, позволяет сделать вывод о том, что такие договоры играют значительную роль: во-первых, в процессе сближения внутреннего и международного права; во-вторых, в процессе сближения национальных законодательств и их унификации. Такие договоры также обеспечивают возможность международно-правового регулирования определенных вопросов, требующих единообразных подходов. Такие договоры являются эффективным средством правовой гармонизации и правовой унификации. Перспективной формой обеспечения правотворчества, и ее можно активно использовать в целях развития и совершенствования международной и внутригосударственной правовых систем.

5. История создания Европейского Суда по правам человека. Периоды деятельности. Значение реформы Суда 1998 г. Участие Российской Федерации в деятельности Европейского Суда по правам человека.

Вступившая в силу 3 сентября 1953 г. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами - участниками Конвенции: Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 г., по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским Судом по правам человека. Его местонахождение - Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет.

Исторические предпосылки Объединения Европы лежат в далеком прошлом. Ещё в средние века под лозунгом “Renovatio Imperii Romani” (Возрождение Римской империи) предпринимались попытки создать в Европе, по крайней мере в западной её части, некий Единый центр власти. Эти попытки – добровольного объединения и порабощения путем военной агрессии (что случалось чаще), как известно, потерпели неудачу. Тем не менее, по сей день в речах европейских политиков нередко говорится о " воссоединении" Европы, несмотря на всю неоднозначность подобных аналогий.

Современный этап объединения Европы на основе добровольного ограничения государствами своего суверенитета начался в конце 40х, начале 50 х годов ХХ столетия. Участвовать в нем пожелали сначала только шесть, западноевропейских, стран: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, затем их стало 9 (1973 г.) присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, (1981 г.) вступили Греция – 10, (1986 г.) вступили Испания и Португалия – 12, (1995 г.) Австрия, Финляндия, Швеция – 15. Но на этом процесс расширения Европейского союза не завершился. По инициативе Международного комитета движений за Европейское единство в мае 1948 года в г. Гааге был проведён Конгресс Европы, предложивший создать «Хартию прав человека». Принятая этим движением Декларация принципов, в соответствии, с которыми предлагалось создавать «Европейский союз» содержала в тои следующий пункт:

В состав Европейского союза могут входить только такие государства, которые разделяют основные принципы Хартии прав человека и заявляют о своей готовности гарантировать их выполнения.

Это было отражено в статье 3 Устава Совета Европы, подписанного в Лондоне 5 мая 1949 года, в следующей редакции: «Каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должен пользоваться правами человека и основными свободами».

С 1964 года празднуется день (5 мая) основания Совета Европы. Штаб-квартира Совета Европы находится в Страсбурге.

мая 1949 г. принят устав Совета Европы.

От своих предшественников Союз отличает, прежде всего, универсальный характер его компетенции. Она распространилась теперь не только на экономические и связанные с ними отношения, но охватила также важные области, как внешнюю (в том числе оборонную) политику и вопросы борьбы с преступностью.

Начав свою деятельность в 1959 г., Европейский Суд к настоящему времени. рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство из которых по жалобам граждан. Сегодня можно сказать, что все нормы, содержащиеся в разделе I Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также нормы Протоколов, дополняющие этот раздел, применяются так, как они истолкованы в решениях Европейского Суда.

Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Европейский Суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается статьей 46 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что " каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты". При этом прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал