Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предметная, территориальная и временная компетенция Европейского Суда по правам человека в отношении индивидуальных и межгосударственных жалоб.
Чтобы понять компетенцию европейского суда следует обратиться к корреляции «суд – правовой порядок государства-участника», а точнее к тем возможностям и полномочиям, которыми обладает суд в отношении правовой системы государства-участника и правоприменительной деятельности его органов. Рассматривая жалобу о нарушении какого-либо права, защищаемого конвенцией, властями государства, против которого эта жалоба направлена, суд не может не обратиться к нормам внутреннего права, имевшим значение в данном деле, равно как и к судебной практике данного государства... решение суда по жалобе, каким бы оно не было, по определению приобретает характер оценки этих норм и правоприменительных актов. Европейский суд, признав конвенцию нарушенной, тем не менее, не вправе отменять правовые нормы и акты внутреннего законодательства, требовать такой отмены или осуществления каких-либо иных властных мер по обстоятельствам рассмотренного дела… суд не вправе отменить по жалобе заявителя приговор или решение, вынесенное национальным судом… он не является вышестоящей инстанцией по отношению к национальной судебной системе. Решение европейского суда, в том числе и по тем делам, где в качестве ответчика выступало данное государство, не носят характера обязательного прецедента для законодателя и судебной системы государства-участника… все эти положения - следствие того, что основой, определяющей деятельность суда, является конвенция о правах человека – международно-правовой договор суверенных государств, которые не предусматривали наделение суда подобными полномочиями. Вместе с тем, государства-участники, как правило, серьезно относятся к решениям суда, в определенной мере сообразуют с его практикой свою законодательную и судебную политику, равно как и деятельность исполнительных органов власти. Защита прав и свобод, гарантированных конвенцией, это прежде всего задача самих государств-участников… в соответствии со ст.1 конвенции именно они «обеспечивают каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы», предусмотренные ею. Роль же европейского суда субсидиарна, т.е. носит дополнительный характер и состоит в рассмотрении конкретных споров о нарушении прав и свобод, которые не удалось решить на национальном уровне. Субсидиарность по определению означает, что компетенция европейского суда в отношении национального правопорядка государств-участников существенно ограничена. Однако, она ни в какой мере не должна пониматься как пассивная роль суда в отношении их правовых институтов и деятельности их правоприменительных органов… в процедуре рассмотрения конкретных дел суд имеет широкую возможность оценки, как первых, так и вторых. Более того, признав в итоге рассмотрения дела, что нарушение имело место, суд как бы дезавуирует соответствующие судебные или иные решения властей, хотя отменить их он не вправе. Имея ввиду эти свои возможности, суд подчеркивает, что, говоря о субсидиарности, нужно не забывать о «европейском контроле» за соблюдением конвенции в государствах-участниках, который призван осуществлять суд, учрежденный, как гласит ее ст.19, «в целях обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя высокими договаривающимися сторонами».
Территориальные рамки.
1. Любое государство при ратификации или впоследствии может заявить путем уведомления Генерального секретаря Совета Европы о том, что настоящая Конвенция, с учетом пункта 4 настоящей статьи, распространяется на все территории или на любую из них, за внешние сношения которых оно несет ответственность. 2. Действие Конвенции распространяется на территорию или территории, указанные в уведомлении, с тридцатого дня после получения Генеральным секретарем Совета Европы этого уведомления. 3. Положения настоящей Конвенции применяются на упомянутых территориях с надлежащим учетом местных условий. 4. Любое государство, которое сделало заявление в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, может впоследствии в любое время заявить, применительно к одной или нескольким территориям, указанным в этом заявлении, о признании компетенции Суда принимать жалобы от физических лиц, неправительственных организаций или групп частных лиц, как это предусмотрено статьей 34 Конвенции.
Временные компетенции.
Палата рассматривает жалобы в порядке очередности, который определяется их готовностью к рассмотрению. Однако она может принять решение о разбирательстве конкретной жалобы в приоритетном порядке. Процесс судебного разбирательства может длиться 2-3года.
|