Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Я ищу тебяСтр 1 из 3Следующая ⇒
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
«Звезды столичной сцены» продолжают серию книг «Выдающиеся мастера», в которой уже вышли мемуары В.О. Топоркова, А.Б. Джигарханяна, А.А. Белинского, «Звезды Малого театра», «Звезды Театра Российской армии», «Звезды нашего кино», «Звезды Театра сатиры». Но в отличие от сборников, посвященных жизни и творчеству актеров одного театра, книга, которую вы держите в руках, объединила мастеров, отдающих предпочтение свободному парению: сегодня — здесь, а завтра — там. Они играют в антрепризах, принимают разовые приглашения от стационарных театров, а иногда и служат в них постоянно, оставаясь единственной звездой в труппе. Мало того, многие из них снимаются в кино и на телевидении, работают на эстраде. Вот далеко не полный список актеров, попавших в этот сборник: Татьяна Васильева, Анастасия Вертинская, Светлана Брагарник, Татьяна Доронина, Оксана Мысина, Любовь Полищук, Наталия Архангельская, Людмила Гурченко, Николай Сличенко, Владимир Андреев, Михаил Козаков, Владимир Стеклов, Олег Меньшиков, Александр Калягин, Альберт Филозов, Лидия Черных… Их имена не нуждаются в дополнительных приставках, они давно уже стали настоящими кумирами миллионов зрителей. Встреча с ними — всегда радость для тех, кто любит театр.
Светлана Брагарник
В ее облике есть нечто такое, что позволяет утверждать: она не такая, как все, другая, иная, инаковая, нездешняя. Возможно, дело в редкой по нынешним временам природной лепке лба и глаз, с особым пространством между высокой бровью и краем века, опушенного ресницами, как у мадонн и знатных дам на полотнах итальянских мастеров Возрождения. Вот уж поистине лицо — зеркало души. Саму же обладательницу такого лица с «необщим выраженьем» нетрудно вообразить иноземкой, пришедшей из другой неведомой страны, а то и незнакомкой, явившейся из далекой эпохи. И хоть вовсе не о ней было сказано «она в семье своей родной казалась девочкой чужой», а словно бы и о ней — яркой индивидуальности, своеобразной личности в кругу актерского братства, приме Московского драматического театра имени Н.В. Гоголя. О народной артистке России Светлане Михайловне Брагарник. Я ищу тебя
Несколько лет назад, выступая на вечере памяти великого Смоктуновского, Светлана Михайловна начала говорить об испытанном ею, студенткой ГИТИСа, потрясении на просмотре только что вышедшего «Гамлета». Как она, когда погас экран, прямиком из зала направилась к очереди в кассу, чтобы снова увидеть фильм. Слушая артистку, припомнила свое: точно так же и мы с друзьями-студентами, выйдя после дневного воскресного сеанса из «России», поспешили попасть еще раз на ошеломившую нас картину. А что, подумалось мне, если наши зрительские впечатления совпадают и по другим позициям и будущая артистка подростком, как и я, с замиранием сердца смотрела, восхищаясь, фильмы с участием Отто Фишера «Пока ты со мной» и «Я ищу тебя»? Родителям, учителям, поглощенным взрослыми заботами — люди и страна приходили в себя после смерти Сталина, оттаивали, опамятовались, просыпались от духовной спячки, и в голову не могло прийти, что образ мужественного австрийского актера, как и названия снятых им в послевоенной Германии фильмов про любовь и настоящую жизнь, крепко-накрепко впечатаются в чьи-то юные головы, что-то подвинут в формирующихся душах. Посему я даже рискну вынести те незабываемые и очень точные словесные формулы в названия двух частей этого очерка. Если и пришлось Светлане Брагарник представлять на сцене девочек-резвушек и подростков-вострушек, для чего особых артистических умений не требовалось, то недолго, когда она после окончания ГИТИСа (курс И.М. Раевского) начинала свой творческий путь в Московском областном драматическом театре имени А.Н. Островского. А в 1972 году последовал дебют в Театре имени Гоголя при тогдашнем главном режиссере Борисе Голубовском в роли Юлии Тугиной (пьеса А.Н.Островского «Последняя жертва»). После чего можно было с уверенностью констатировать: «Открытие нового дарования состоялось!» В этой роли актриса осмелилась по-своему взглянуть на хрестоматийно знакомое лицо. По ее мнению, Юлия Павловна вовсе не была столь безгрешной, чуть ли не святой, какой она словно застыла в передаче многих русских исполнительниц. В убедительной трактовке Светланы Брагарник выходило, что красавица вдова умела соотносить свои стремления с жизненными обстоятельствами, смолоду учась властвовать собой, притушать чувства, сознательно придерживая душу за крылья, когда высокие порывы грозили катастрофическим развитием событий. Такая Юлия Павловна, не будучи, в сущности, женщиной жестко расчетливой, все-таки прекрасно отдавала себе отчет, почему вышла за небедного и немолодого купца. Нет, она не продавалась, нет! — словно бы оправдывалась перед собой героиня Брагарник. Она только искренне желала покоя, а покой, увы, достигался деньгами. Юлия честно исполнила взятые на себя обязательства, сдержала данное перед алтарем слово. И позже, влюбившись в Дульчина и ссужая его деньгами, жертвуя ему, она все-таки любила его не для него, а для себя. В этой любви для себя, эгоистичной по сути, и заключалось ядро характера Тугиной, по представлению Светланы Брагарник. Ведя свою партию в романе с Дульчиным, молодая женщина сознавала, что и с какими последствиями делает, вплоть до роковой просьбы, обращенной к старику миллионщику. Эта Тугина просила у Фрола Федулыча денег, да, но она и готова была к тому повороту событий, что последовал. Двигал ли ею прагматизм? Ни в коей мере, уж слишком горяча и молода, сколь ни сдерживай, была эта натура. Скорее Юлию вела гордыня. Юлия Павловна предпочла сделать выбор самостоятельно, поступить по своей собственной воле, а не по чьему-то хотению. Стараясь не поддаться отчаянию, молодая женщина решала поспорить с судьбой, переиграть ее. Конечно, то был самообман... Странные сближения обнаруживаются при внимательном рассмотрении похожих друг на друга персонажей, сыгранных Светланой Брагарник в 70—80-е годы минувшего века в театре и кино. Рядом с Тугиной поставлю крестьянку Лизавету Пряслину из инсценировки романа «Дом» Федора Абрамова — горькой книги писателя, где содержатся нелицеприятные суждения о русском национальном характере, каким он становился к концу 70-х годов XX столетия. Лиза, олицетворявшая для автора трилогии «Братья и сестры» духовную красоту, женщина, рожденная для счастья, но счастья так и не получившая, обретала в исполнении Светланы Брагарник черты страстотерпицы. Жила, будто шагала босиком по раскаленным углям недавнего пожарища. Она не отрекалась от исконной в нашем народе любви-жалости как от ненужного, напрасного дара. Но у ее современниц улыбка все чаще делалась ироничной. Они словно бы готовились принять совершающееся рядом таким, каково оно есть, — без прикрас и иллюзий, не пытаясь ничего изменить к лучшему. В мире, где убывает добро и оскудевает любовь, эти женщины отказывались взваливать на себя груз ответственности за всех и вся, приучались бороться только за себя. Актриса вслед за такими совестливыми писателями, как Шукшин, Абрамов, Распутин, вместе с ними обращалась к публике с тревожным вопросом: «Что же с нами происходит?» И настаивала на том, что должно делать наперекор всему. Преодолевая апатию, преждевременную усталость, не смиряться с низостью и грязью жизни, даже в малости не уступать бесчестию и пошлости. Порукой тому служило развитое самосознание, чувство собственного достоинства, которым актриса щедро наделяет своих героинь. С роли в «Последней жертве» начался для Светланы Брагарник и по сию пору продолжается побег в другие миры, сочиненные воображением писателей, во «вторую реальность», как сейчас говорят, и превращение жизней сценических персонажей в собственную жизнь и творческую судьбу. С головой окунуться в литературный материал, в драматургию — выплыть на самую глубину, на стремнину, ведь сердцу актрисы предстояло забиться в унисон с сердцем той, что рождена чужой фантазией. Надо суметь зажить в роли так, чтобы самый искушенный зритель не смог провести черту: вот здесь сама актриса, а здесь ее героиня. Нет, между созданными образами и нею самой, женщиной, живущей в России на грани веков, болеющей всеми болями времени, не должно быть и на тонкую иголочку зазора. При всем том актриса не теряет своего собственного острого и памятливого взгляда. Взгляда художника, для кого сцена — то место, откуда можно говорить в надежде, что тебя услышат, о пережитом и понятом в жизни. О таких драгоценных понятиях, как любовь. «Любите любовь!» — с полным правом могла бы написать на своем знамени Светлана Брагарник, ибо играла истинную любовь чуть ли не во всех регистрах. Драматическом — Эмма Герберт в «Береге» по роману Юрия Бондарева; трагикомическом — четыре роли в инсценировке «Декамерона» Дж. Боккаччо; комическом — грузинская сваха Ханума в «Проделках Ханумы» А. Цагарели. Актрисе удается показать и отсутствие любви, то «скорбное бесчувствие», то мучительное состояние неспособности полюбить, которое, как болезнь, настигает людей с душой остывшей, тех, чье сердце одичало или оледенело. Разве забудешь, как в игранном на Малой сцене спектакле «Плюшевая обезьяна в детской кроватке» по пьесе Марианны Яблонской актриса пробивалась к вялым, сонным, прохладным чувствам зрителей. Исполнительнице хотелось, чтоб зал проникся сочувственным пониманием искалеченной женской судьбы. И в то же время Брагарник дистанцировалась от своей героини, не приемля в принципе подобную завоевательную, растиньяковскую систему взаимоотношений с людьми и миром. Речь шла о любви обманутой, преданной, а разрушительницей, предательницей выступала сама женщина. В сущности, это была расхожая для позднесоветских застойных времен коллизия, только намеренно заостренная и подчеркнутая средствами искусства. Актерской карьере в столичном театре энергичная провинциалка Алиса Флоринская жертвовала долгожданной любовью и жизнью носимого под сердцем ребенка. В сознании Алисы свершилась чудовищная подмена понятий: не она сама, оказывается, сделала губительный выбор, а театр, как языческий идол, требовал человеческих жертвоприношений, причем не метафорических — искусство, мол, требует жертв, — а всамделишных, взаправдашних. Впрочем, кто из наших соотечественниц цветущего возраста, разрывавшихся между домом и работой, которая осознавалась очень существенной частью жизни женщины, не оказывался тогда перед похожим выбором? И сколько наших сестер, обожавших в дружеской компании порассуждать о нравственном и духовном, о корнях и истоках, вершили собственный сокровенный выбор вослед героине Яблонской и Брагарник — лишая еще не родившегося человека права жить! Если на том в пьесе и спектакле была бы поставлена точка, мы бы имели очередное, исполненное в жизнеподобных картинах произведение на весьма актуальную тему. Но вышло по-другому. Рано ушедшая из жизни Марианна Яблонская обладала сверхчутьем на правду, почти провидческим даром и сумела, ударяя по людским сердцам с пронзительной силой, сказать о ложности цели, к которой шла, образуя вокруг себя полосу отчуждения, упорная, суровая, жесткая, не щадящая ни себя, ни других Алиса. До сих пор помню, как Светлана Брагарник демонстрировала сложнейшие, ведущие к совершенному владению телом приемы, которыми истязала себя ее героиня, готовясь покорить столицу своим артистическим дебютом. И когда оставалось всего ничего, чтобы вступить на лестницу славы, костюмерша недовольно заметила, что Алиса полнеет, и нужно расставлять уже сшитое к премьере платье. Потрясенный вестью, что Алиса сделала аборт, ее друг старел на наших глазах, а заодно прозревал: все вещи вдруг представились ему в их истинном виде. Из мужской груди рвался вопль, а выходил лишь хриплый шепот, но это было страшно. «И ты сделала это ради слов, написанных каким-то драмоделом? На возможность произносить никчемные слова ты променяла нашего ребенка?» (Не поручусь за точность воспроизведенных фраз, но за смысл ручаюсь. За окнами театра брезжила заря перестройки, так что потом это объяснение героев не раз всплывало в памяти как пророческое.) Зрителю предлагалось самому додумывать мысль. Так что же мы за люди такие, коли разучились ценить и беречь величайшие дары жизни? Зато, родившись в России — стране словоцентричной, где слово традиционно стоит в центре культуры, как горячо мы верим в слова чужие, нелепые, пустые, в слова, от которых не горячо, не холодно, зато много блеска и шума. Как высоко возносим приглянувшихся ораторов, производя их аж в вожди нации, как покупаемся на слова, как рады обманываться словом, а обманувшись, им же утешиться. Еще немного — и слова заменят нам живую жизнь... Одна надежда осталась. На подлинное, живое, нелгущее русское слово, коим писали наши классики и, наверное, пишут сегодняшние таланты, которые, верится, скоро выйдут из потемок и будут востребованы отечественной культурой.
|