Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 3. Древний Вавилон






Государство возникло в южной части долины рек Тигра и Ев­фрата. Это место назвали Месопотамией. Древнее население Ме­сопотамии — шумеры. В 3-м тысячелетии до н.э. в северную часть области пришли аккадцы. В начале 3-го тысячелетия до н.э. появились первые города-государства, которых в то время насчитывалось около 40. По форме правления — это аристокра­тические республики. Они управлялись советами старейшин, ко­торые выполняли также судебные функции. В конце 3-го тыся­челетия до н.э. начинается возвышение города Вавилона (врата бога). Наивысшего расцвета Вавилон достигает во 2-м тысячеле­тии до н.э. при правлении царя Хаммурапи (XVIII век до н.э.). Вавилон неоднократно подвергался нападению горных племен, но восстанавливался. В Ш-м веке до н.э. фактически прекратил свое существование.

Государственный строй Вавилона во время правления Хам­мурапи. Это восточная деспотия. Вся полнота власти находилась в руках царя. Центр управления — царский двор. Население дели­лось на свободных и рабов. Законы Хаммурапи упоминают две свободных, но неравных группы населения: авилум — «сын чело­века — человек» и мушкенум — «падающий ниц». Считается, что авилум — это те, кто покорил шумеров (завоеватели), а мушкенум — завоеванное население.

Законы Хаммурапи. Общая характеристика. Появились в Древ­нем Вавилоне в ХУГП веке до н.э. Состоят из преамбулы, текста и заключения, всего 282 статьи, но сохранились лишь 247. Норма права формулировалась из судебного решения по конкретному делу. Например, «Если человек совершит грабеж и будет схвачен, то его должно убить». Такую формулировку принято называть «казуаль­ной». Причины, породившие возникновение законов: создание еди­ного законодательства для всего государства, укрепление государ­ственной власти, забота об армии, а также необходимость снять социальное напряжение в обществе. Например, долговая кабала ог­раничивалась 3 годами и установлены проценты по договору найма.

Источники законов Хаммурапи. Это — обычай, судебная прак­тика, религия, законы, которые существовали ранее в Месопотамии в отдельных городах-государствах. Хаммурапи часто сам принимал решения по конкретным делам, которые затем были изложены в нормах закона. Если попытаться систематизировать нормы этого закона, то можно изложить их в следующем порядке.

Ст. 1-5 — имеют отношение к процессу.

Ст.6-126 — это имущественные от­ношения и ответственность за имущественные преступления.

Ст. 127-195 — семейно-брачные отношения, наследственные отношения, правовой статус должностных лиц.

Ст. 196-214 — меры по защите личности.

Ст. 215-282, нормы, регулирующие договор най­ма и другие правоотношения.

Регулирование имущественных отношений. В Древнем Ва­вилоне преобладала общинная собственность на землю (80%). Частная собственность на землю не получила своего развития (2%). Собственником земли была община, но верховным собственни­ком был царь, у которого, кроме того, были дворцовые и храмо­вые земли (18%).

Собственником земли «илкум» и всего имущества на ней яв­лялся царь. Эту землю царь давал в пользование своим воинам за то, что они должны были обрабатывать ее и нести воинскую служ­бу. Хаммурапи в законах предусмотрел меры по обеспечению вы­купа из плена своих воинов — «редумов» и «баирумов», сохран­ности их имущества, в том числе земли, в случаях нахождения их в плену или походах. В Древнем Вавилоне существовал высокий уровень развития частной собственности на вещи. Жители госу­дарства знали и пользовались следующими договорами: куплей-продажей, арендой, займом, товариществом, договором хранения, поручения, наймом, меной.

Семейное право. Семейному праву законы Хаммурапи посвя­щают примерно 70 статей. Брак заключался путем брачного дого­вора между женихом и отцом невесты. При выдаче дочери замуж отец давал ей приданое, и оно не нанялось собственностью мужа в случае смерти женщины. Приданое наследовали ее дети. Если де­тей в браке не было, то приданое возвращалось в семью женщи­ны. Также, если приданое растрачивалось, то его восполняли из имущества мужа. В Древнем Вавилоне были разрешены браки между свободными и рабами. Дети от их брака были свободными. Глава семьи — муж. Он решал все вопросы и имел неограничен­ное право на развод и мог выгнать жену из дома или оставить ее в доме рабой и жениться на другой женщине. Женщина могла по­дать на развод при наличии следующих оснований: измена мужа, оставление мужа дома без особых на то оснований и если муж обвиняет жену в измене без каких-либо доказательств.

Право наследования. Имело место наследование по закону и по завещанию. В наследовании по закону все наследство делится между сыновьями. Дочери получали приданое, которое равнялось доли наследования сыновей. Дети рабыни также получали часть наследства в том случае, если отец при жизни признавал их. Отец может лишить наследства сына, который совершил тяжкий грех в отношении отца. Этот вопрос решался в судебном порядке. На­следство по завещанию существовало в зачаточном состоянии. Отец при жизни мог подарить сыну, который ему нравился, определен­ное имущество, например, дом или сад. Договор дарения составлялся в письменной форме. При смерти мужа жена получала «вдовью долю». Если при жизни муж не оставлял ей долю, то ей выделяли часть из общего наследства.

Преступление и наказание. Наказания в законах Хаммурапи были строго определены, но не все указаны. Существовали госу­дарственные, религиозные, должностные, воинские преступления, преступления против собственности, личности, нравственности. За преступления назначались следующие наказания: смертная казнь (простая и квалифицированная); телесные наказания (болезнен­ные, членовредительские и позорящие), изгнание из общины, штраф, отстранение от должности судьи, если тот брал взятки. При этом сохранялась коллективная ответственность общины.

Суд и процесс. Суд и процесс, как в Древнем Египте, не отделен от администрации. Судьями были чиновники, а высшим судьей — царь. Суд велся публично. В больших городах создава­лись и профессиональные суды. В судах происходил обвинитель­но-состязательный процесс. При этом не было деления на граж­данские» уголовные дела. В процессе стороны — равны. Суд исследует свидетельские показания сторон, документы и ведет себя пассивно, формально оценивает доказательства. Решение суда фиксировалось письменно. Право на обжалование принад­лежало только царю. Доказательствами считались также орда­лии — «суд божий», клятвы. Например, ордалии применялись в случаях обвинения женщины в измене мужу и обвинение в чаро­действе. Решение суда о смертной казни и членовредительских наказаниях приводилось публично и немедленно.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал