Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 5. Индия. Законы Ману






К источникам древнеиндийского права относятся: Дхармашастры — сборник религиозно-правовых предписаний; Артхашастры — трактат о политике и праве. Правило (дхарма), имеет мно­гогранное значение. Это и норма поведения, свод правил для каж­дого правоверного индуса, религиозная добродетель и мораль. Дхармашастры сначала были составлены брахманами для своих учеников, но со временем были признаны источниками права. Создание Артхашастры предписывается Каутилье, советнику царя из династии Маурьев Чандрагупты (конец 4-го века до н.э.). В этом произведении содержатся обширные сведения: об админист­рации и финансах Древней Индии, судопроизводстве, организа­ции суда, преступлениях и наказаниях.

Законы Ману были созданы примерно в период (1 век до н.э. — I век. н.э.), предположительно, жрецами-брахманами. Всего в за­конах 2685 статей. Язык, на котором они написаны, называется санскритским, на котором говорили древние индусы. Законы со­стоят из 12 книг (глав), но интерес для юристов представляют лишь некоторые главы, в которых содержится информация о го­сударстве и праве. Особое внимание в законах уделяется «варнам» или «кастам». Рабы не входили в касты. Древние индусы считали, что бог создал касты. Из уст своих он создал брахманов, из рук — кшатриев, из бедра — вайшьи, а из своих стоп — шудры. Первые три касты были дважды рожденными. Человек попадал в касту только по рождению. Брахманы имели право читать и толковать закон. Кшатрии были воинами. Вайшьи занимались торговлей, ремеслом и земледелием. Шудры были батраками.

Регулирование имущественных отношений. В основном все земли составляли собственность царя, но также имело место и об­щинное землевладение. Законы Ману закрепили законные способы приобретения имущества: по наследству, получение в дар, завоева­ние, ростовщичество, исполнение работ, получение милостыни. Вор никогда не становился собственником имущества. При обладании спорной вещью необходимо указать на ее происхождение. Законы Ману установили правило недействительности сделки, совершен­ной с пьяным, малолетним, безумным. Обязательным условием лю­бого договора была его публичность. Дееспособность женщин и несамостоятельных членов семьи (сына, зависящего от отца, отца, зависящего от сына, и др.) была ограничена. Неправомерные сдел­ки считались недействительными и наказывались штрафом. Напри­мер, по договору займа устанавливались определенные проценты, максимальные и минимальные, для каждой касты. Невозможность уплаты долга приводила к долговому рабству.

Семейное право. Характерно господство мужчины (муж, отец). Брак заключается по воле родителей, но вдова после смерти мужа, обычно, становилась женой деверя; муж умершей жены, вступает в брак с ее сестрой. В Артхашастре указано несколько форм бра­ка: правильный или торжественный (когда приданое жены пере­ходит в собственность мужа); брак с выкупом или покупкой жены; брак, основанный на свободном соглашении супругов; похищение жены, как взятие в бою трофея. Для жены развод невозможен. Муж мог бросить жену в ряде случаев: если она сварливая, нена­видит мужа, длительное время не рожает детей. Для женщин до­пускалась свободная добрачная половая жизнь, но супружеская верность в браке поддерживалась суровыми карами.

Наследственное право. Наследство делится между сыновьями поровну. Если наследники на разделяются, живут в старом отцов­ском хозяйстве, то управляются страшим братом. Дочерям выде­лялась доля, но только в виде приданого.

Преступление и наказание. Законы Ману различали и давали понятия: умысла и неосторожности, первое правонарушение и ре­цидив, тяжкое и легкое преступление. В законах неотвратимо дей­ствовал несправедливый принцип снисходительности к высшим кастам и беспощадность расправы для низших каст. В законах выделялись следующие преступления: государственные преступ­лении, преступления против личности и при этом не было четкого различия между чисто правовым правонарушением (деликтом) и преступлением, имущественные преступления, должностные и правонарушения, носящие характер святотатства. Одним из тяж­ких преступлений, прежде всего для женщины, было прелюбодеяние, за которое предусматривалась смертная казнь. Наказывался и мужчина за преступное сожительство со свободной женщиной. Например, если шудра вступал в связь со свободной женщиной из высшей касты, он подлежал кастрации. В законах Ману нет ис­черпывающего перечня наказаний. Царь применял следующие на­казания: смертную казнь (простую и квалифицированную — сажание на кол...), заточение, заковывание в цепи, различные виды телесных наказаний, а также применялся штраф, замечание, выго­вор. Смертная казнь могла быть заменена крупным штрафом. Смертная казнь к брахманам не применялась, а заменялась изгна­нием из касты и страны.

Суд и процесс. Процесс был публичным, носил обвинитель­ный характер как по уголовным, так и по гражданским делам, и начинался с подачи искового заявления. В случае бегства истца или ответчика из суда, последний безоговорочно признавал за ними вину. В процессе действовал общий принцип, согласно которому свидетели должны быть равны по своему социальному статусу. При отсутствии таковых судом принимались свидетельские пока­зания других свидетелей. Широко использовались в суде ордалии (суд божий), то есть испытание весами, огнем, водой, ядом. Суд также рассматривал письменные доказательства, особенно, при разрешении имущественных споров.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал