Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судебная власть.






Единственное судебное учреждение Конституции - Верховный суд. Число его членов в настоящее время 9 человек, включая главного судью. Все они назначаются президентом по совету и с одобрения Сената и занимают свою должность до тех пор, пока ведут себя безупречно.

Право судебного надзора за соответствием Конституции правовых актов было сформулировано самим Верховным судом в 1803 году в решении по делу Мэрбери против Мэдисона. Суть решения - любой закон, противоречащий Конституции ничтожен. Судебный и конституционный контроль выражается в двух основных формах:

1. Проверка Конституционности правовых актов в ходе рассмотрения конкретных дел (законов Конгресса, парламентов штатов, распоряжений муниципалитетов и актов исполнительной власти).

2. Проверка Конституционности действий (Решением Верховного Суда от 1974 года по Уотергейтскому делу ему было предписано выдать все магнитные записи бесед, проходивших в Белом Доме. За это Никсона в последствии сняли с поста президента)

Законы, признанные антиконституционными в решении суда не отменяются, а теряют всякую правовую силу, так как впредь им отказано в реализации с помощью государственных органов. Неписаное «право вето» Верховного

Суда отличается от «вето» Президента:

1. Свойством окончательности - не подлежит обжалованию.

2. Не ограничено сроком.

В судебной практике существует ряд доктрин, ставящих предел политической деятельности Верховного Суда:

1. Согласно доктрине «строгой необходимости» суды должны толковать законы так, чтобы по возможности избежать рассмотрения вопроса об их конституционности

2. По доктрине «явной ошибки» суды должны признавать законы антиконституционными только в случае, если придут к выводу, что законодатель не просто ошибся, но ошибся столь очевидно, что нарушение Конституции несомненно.

3. Условием судебного контроля является «исключение неправовых критериев». Суд в своем решении должен высказаться о соответствии закона Конституции, а не о его мотивах, разумности, отражения в нем общего духа Конституции.

4. В соответствии с доктриной «делимости законов» признание судом неконституционной части законодательного акта не означает того, что закон в целом недействителен.

Билль о правах от 1791 г.

1. Самое уязвимое место Конституции - отсутствие «Билля о правах» в ее проекте. Подавляющее большинство участников Конвента были сторонниками естественно-правовой теории: права человека существуют независимо от того, записаны они в законе или нет.

2. Многие участники ссылались на то, что права граждан и так уже закреплены в Конституциях отдельных штатов.

3. Сама Конституция, в широком смысле слова, есть билль о политических правах. Зачем нужен еще один?

4. В текст Конституции уже включены некоторые свободы...

# Конгресс не может принять законопроект о лишении гражданских и имущественных прав, имеющий обратную силу

Но I Об основных демократических правах и свободах в Конституции не упоминалось. Поэтому в период ратификации отдельные штаты выдвигали требования включить в Конституцию Декларацию гражданских прав. 12 первых поправок приняты в сентябре 1789 г. Из них после ратификации 10 были включены в виде «Билля о правах» как часть Конституции (декабрь 1791 г.). Эти поправки были заимствованы из английского «Билля о правах» от 1689 г., Конституций штатов и сочинений ученых просветителей.

Все поправки регулировали взаимоотношения между гражданами и федеральной властью и были направлены на ограничения последних.

Конгресс не в праве издавать законы, ограничивающие свободу совести, печати, право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями. Провозглашались охрана личности, жилища, бумаг и имущества от неосновательных обысков или арестов. Приказы об обысках/арестах могли издаваться только при наличии основательных причин и в законном порядке. Гражданам предоставлялось право на суд присяжных в уголовном процессе, нельзя 2 раза наказывать за одно и то же деяние, можно отказываться от дачи показании против самих себя в уголовном деле. Обвиняемый мог требовать, чтобы его поставили в известность о характере и поводе обвинения, обеспечили возможность иметь желательных свидетелей, пользоваться услугами адвоката. Билль запрещал налагать чрезмерные налоги, исключительные штрафы, жестокие наказания.

Вторая поправка гласит, что для безопасности государства надо хорошую милицию, народ может хранить и носить оружие.

В целом XIX в. характеризовался доминантным положением Конгресса, исключая президентство Джефферсона и особо Линкольна, который в годы гражданской войны севера с югом без санкции Конгресса увеличил численность армии, издал распоряжение об освобождении рабов, произвольно использовал средства казначейства. Все диктовало сравнительно простые нормы регулирования и законы разрабатывал преимущественно сам Конгресс.

Небольшие размеры правительственного аппарата и отпускаемых ему средств позволяли Конгрессу через различные комитеты составлять обоснованный федеральный бюджет. Эта функция передана исполнительным органам только в 1921 г.

Вследствие следующих факторов заметно усилилась и качественно изменилась власть президента:

1. Усложнение общественной жизни;

2. Более активное вмешательство государства в социально-экономическую сферу (особенно при Рузвельте);

3. Расширение внешнеполитической активности США (особенно после 2-ой Мировой войны)

 

Вследствие гибкости, оперативности и связи с реализацией программ, государственное регулирование социально-экономических отношений по своей природе более подходит исполнительной власти. В 30-40-е годы правительство занималось реформами налогообложения, ассигнованиями на социальное обеспечение, контролем над зарплатой и ценами, перераспределением доходов. Исполнительная власть располагает и качествами, совершенно необходимыми для внешней политики:

• внутреннее единство;

• постоянство курса;

• компетентность;

• решительность;

• секретность;

• быстрота реагирования.

 

В связи с технической революцией крупные силы американского ВПК сконцентрировались в администрации и, прежде всего, в исполнительном управлении Президента (создан при Рузвельте) с его бесчисленными отделами, бюро, проблемными группами. Здесь исследуются отрасли, требующие научной разработки, программирования, прогнозирования. Современная американская политика формируется в этом органе.

Законодательные органы уступают исполнительным по кадровой оснащенности. Конгресс обслуживает около 18 000 чиновников, а аппарат исполнительной власти - 2 млн. 500 тыс. человек. Таким образом, к социально-экономическим и внешнеполитическим факторам усиления президентской власти добавился еще управленческий фактор.

К расширению полномочий президента вели также «горячие» и «холодные» войны, экономические кризисы. При этом важно понимать, что прямолинейного усиления президентской власти не происходило. Об этом свидетельствует определенные укрепления позиций Конгресса в период правления Форда и Рейгана (с 1987 года). Полномочия президента США велики:

1. Его конституционные полномочия:

• Глава государства;

• Глава правительства;

• Главнокомандующий;

• Руководитель дипломатической службы страны;

• Важная сила в законотворчестве.

 

2. Будучи главой правительства, Президент контролирует федеральную исполнительную власть и проведение в жизнь законодательных актов.

3. Возглавляет армию и флот США, назначает в Офицерском корпусе, принимает решение о начале боевых действий и пользуется широкими полномочиями в период войны.

4. Заключает договоры и исполнительные соглашения (договоры, не требующие ратификации Сената), а также устанавливает дипломатические отношения.

5. а) Хотя президент формально не имеет права законодательной инициативы, но фактически он использует его своими посланиями о положении страны, о состоянии экономики и о бюджете, где содержится общая, а иногда и развернутая программа законодательной деятельности Конгресса, либо формулируется конкретные законодательные предложения.

б) Делегирование - передача Конгрессом президенту законодательных полномочий по отдельным вопросам в целях детализации внутренней и внешней политики. Один из видов делегации - наделение Конгрессом президента правом издавать реорганизационные планы, с помощью которых осуществляется реорганизация в аппарате управления. Если конгресс в течение 60 дней со дня представления президентом этого плана не выступит против него абсолютным большинством голосов какой-либо из палат - план вступает в силу.

в) Президент сам издает приказы, прокламации, инструкции и распоряжения. Законы, принятые Конгрессом, не всегда четко сформулированы, следовательно возникают определенные пробелы, связанные с их точным исполнением. Ликвидировать такое положение дел и призваны акты президента.

г) Эффективность президенте


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал