Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 16 соединенные штаты Северной Америки
1. Образование США Американские колонии Англии. Первая английская колония на атлантическом побережье Северной Америки была осно- вана в начале XVII в. В последующее время (XVII-XVIH вв.). было создано еще 12 колоний, вытянувшихся вдоль средней части побережья Северной Америки. Колонисты захватывали земли индейцев, которых оттесняли в глубь материка или беспощадно уничтожали. В колониях исполь- зовался труд рабов-африканцев, насильственно вывезенных с их родины. Рабство особенно широко было распростране- но в южной группе колоний, где выращивались сахарный тростник, хлопок, табак. Иной характер приобретала эко- номика северной группы колоний, так называемой Новой Англии, где начали развиваться фермерские хозяйства, мануфактуры. Несколько колоний, оказавшихся между севе- ром и югом, в социально-экономическом плане заняли про- межуточное положение. Направления развития экономики северных и южных колоний во многом определялись неоди- наковым составом господствующих слоев населения. На юге доминировали плантаторы-рабовладельцы - потомки анг- лийской аристократии. Многие из них переселились в Аме- рику во время английской революции. На севере руководя- щее положение занимали купцы, мануфактуристы, а основ- ную часть населения составляли фермеры и ремесленники. Немалое их число покинуло Англию в послереволюционный период, спасаясь от гонений реставраторов монархии. К 70-м гг. XVIII в. население колоний достигло 3, 5 млн. человек, включая 500 тыс. рабов. Политика Великобрита- нии в отношении ее американских колоний. Неодинаковым было управление в колониях. Некоторые из них считались частными владениями (Пенсильвания, Мэриленд). Были ко- лонии с " народным управлением" (Коннектикут, Род-Ай- ленд), а также " королевские колонии", где управление осуществлялось губернаторами, назначавшимися правитель- ством метрополии. Но почти во всех колониях действовали выборные законодательные собрания, составленные из представителей наиболее состоятельных слоев населения. Колонисты считали себя свободными под- данными английской короны, на которых распространялось действие права метрополии: Великая хартия вольностей, Билль о правах, " общее право", " право справедливости" и т.д. Жалованные колониям королевские хартии, казалось, подтверждают это. Однако правительст- во рассматривало колонии как сырьевой придаток метропо- лии и рынок сбыта английских товаров и проводило поли- тику ограбления колоний, сдерживания их промышленного развития. Противоречия между метрополией и ее амери- канскими колониями достигли особой остроты к середине XVIII в. Революционная война за независимость. Деклара- ция независимости. Начались открытые массовые антипра- вительственные выступления американцев. Для координации борьбы были созданы специальные органы - " комитеты кор- респонденции, безопасности, наблюдения". В 1774 г. в городе Филадельфия прошел Первый континентальный конг- ресс представителей колоний в составе 55 делегатов. Он утвердил Декларацию прав, которая выражала протест про- тив таможенной и налоговой политики метрополии. Однов- ременно была составлена петиция к королю, где в самой почтительной форме колонисты просили прекратить притес- нения и не давать повода к окончательному разрыву с ко- роной. В ответ английское правительство открыло военные действия. Тогда в мае 1775 г. собрался Второй континен- тальный конгресс. Он констатировал состояние войны с Англией и принял решение о создании американской армии. Ее главнокомандующим был назначен Дж. Вашингтон'. Нача- лась война за независимость. Каждая колония объявила себя независимой республикойштатом. К этому времени американское общество, несмотря на все препоны, чинимые метрополией, значительно подвинулось вперед в своем со- циально-экономическом развитии. Промышленность и сель- ское хозяйство в основном удовлетворяли потребности страны. Создавался единый национальный рынок, формиро- валась нация североамериканцев. Во многом благодаря Д. Адамсу, Т. Джефферсону, А. Гамильтону и другим руково- дителям и идеологам национально-освободительной борьбы были сформулированы основные принципы идейно-теорети- ческого обоснования войны за независимость. Убедившись в безуспешности попыток защитить права американцев - подданных короны, ссылаясь на свободы английской конс- титуции, они обратились к идеям естественного права. Признание ими прав и свобод человека прирожденными и неотъемлемыми, вытекающими из самой " природы" и поэтому неотчуждаемыми, создавало теоретическую базу для ут- верждения о том, что государство не может нарушать пра- ва и свободы ' Родился в семье плантатора-рабовладель- ца, участвовал в качестве офицера в колониальных вой- нах, но придерживался в основном прогрессивных взгля- дов. человека, более того, оно обязано их защищать. В про- тивном случае, оправданной была борьба с государствен- ной властью, попирающей права человека. Эти идеи легли в основу важнейших программных документов американской революции, таких, как Декларация прав штата Вирджиния и особенно принятая 4 июля 1776 г. вновь созванным Конти- нентальным конгрессом и соответственно общая для всей страны Декларация независимости. В этом документе, сос- тавленном в основном Джефферсоном, объявлялось об окон- чательном прекращении государственной зависимости от метрополии и образовании независимых Соединенных Штатов Америки. Разрыв мотивировался тем, что английское пра- вительство нарушало " естественные" права американцев. " Все люди, - говорилось в Декларации, - сотворены рав- ными, и все они одарены своим Создателем некоторыми не- отчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимс- твующие свою справедливую власть из согласия управляе- мых. Если же данная форма правительства становится ги- бельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, осно- ванное на таких принципах и с такой организацией влас- ти, какие, по мнению этого народа, более всего могут способствовать его безопасности и счастью". Далее сле- довал перечень злоупотреблений и нарушений прав, совер- шенных английским правительством. Так на основании ес- тественно правовой теории провозглашался принцип нацио- нального суверенитета, т.е. полновластия нации, включая обладание ею реальной возможностью отделения и образо- вания самостоятельного государства. За народом призна- валось право на революцию. Декларация независимости, составленная в демократическом духе. явилась выдающимся прогрессивным документом эпохи. Вместе с тем ей была присуща определенная историческая ограниченность. Под давлением плантаторов-южан из проекта Декларации был исключен пункт, осуждавший рабство. Ничего не говори- лось об индейцах, за которыми, как и за рабами, не признавались права человека. Образование конфедерации. Декларация независимости стимулировала законодательный процесс в штатах, включая принятие ими республиканских конституций, в качестве вводной части имевших Деклара- цию или Билль о правах и свободах граждан. К этому вре- мени стала особенно очевидной необходимость консолида- ции штатов: война, шедшая с переменным успехом, требо- вала дальнейшего объединения сил. Однако этот процесс шел не всегда гладко: некоторые штаты не хотели ограни- чивать свою только что завоеванную независимость. Тем не менее на основе компромисса все же удалось составить проект союза штатов, который в 1781 г. был утвержден конгрес- сом из представителей штатов и явился первым конститу- ционным документом, ставшим известным как " Статьи кон- федерации". Штаты вступали в " вечный союз" - конфедера- цию, именуемую Соединенными Штатами Америки. Каждый штат сохранял свою независимость, равно как и все пра- ва, за исключением тех, которые передавались конфедера- ции в лице ее органов. Штаты брали на себя обязательст- ва взаимной помощи и невмешательства в дела друг друга. Их граждане наделялись всеми торговыми и промышленными привилегиями и льготами в равной степени во всех шта- тах, правом свободного выезда и въезда. " В каждом из штатов должно быть оказываемо полное доверие к поста- новлениям и распоряжениям судов и должностных лиц каж- дого другого штата". Но каждый штат мог вводить свои налоги и собирать их. Для ведения общих дел Соединенных Штатов учреждался Конгресс, формируемый из делегатов, ежегодно избираемых в каждом штате числом 2-7 человек. При этом при решении вопросов в Конгрессе каждый штат должен был иметь один голос. Предусматривались свобода слова и прений в Конгрессе, а также неприкосновенность депутатов. Конгрессу предоставлялось право заключать международные договоры, решать вопросы войны и мира, распоряжаться средствами, собранными штатами, для воен- ных расходов, утверждать назначения основной части ко- мандного состава армии. Ему поручалось рассматривать возможные конфликты между штатами. Но большинство реше- ний по этим вопросам приобретало законную силу только после одобрения их не менее чем девятью штатами. Вне рамок указанной компетенции Конгресс не мог рассматри- вать внутренние дела штатов. В период между сессиями Конгресса, которые не могли превышать 6 месяцев, выпол- нение некоторых из его правомочий возлагалось на Коми- тет штатов, составленный из делегатов (по одному от каждого штата). Постановления Конгресса должны были вы- полнять исполнительные власти штатов. Таким образом, предусматривалось не создание единого государства, а государственно-правовое упорядочение союза государств - конфедерация. Учреждение конфедерации содействовало дальнейшему объединению сил страны в войне за независи- мость и в немалой степени обеспечило ее победоносное завершение. В 1783 г. был подписан мирный договор, по которому признавалась полная независимость США. Образо- вание федерации. После окончания войны государственная власть в штатах оказалась в руках политических группи- ровок, которые в конечном итоге выражали интересы ману- фактуристов, купцов в северных штатах и рабовладельцев-плантаторов в южных. Между тем бедствия прошедшей войны основной своей тя- жестью легли на плечи рядовых граждан. Многие ветераны войны нашли свои семьи бедствующими, опутанными долга- ми. В стране не прекращались волнения, нередко перерас- тавшие в вооруженные выступления. Особенно значительным было вооруженное выступление под руководством отставно- го капитана Д. Шейса. И хотя это восстание, как и мно- гие другие, было подавлено, оно тем не менее в немалой степени способствовало изменению умонастроений правящих кругов относительно будущего государственного устройс- тва США. Осознавалась необходимость создания более прочного государственного единства, чем конфедерация. Этому способствовали и другие обстоятельства, каждое из которых было равнозначно важным: упрочение экономичес- ких связей, усиление военной мощи государства, необхо- димой для обороны, равно как и захвата новых земель, окончательного порабощения индейцев. Конституция 1787 г. В 1787 г. в Филадельфии собрался Конституционный конвент, на который 12 штатов (кроме штата Род-Айленд) прислали 55 делегатов. Почти все делегаты имели большой опыт государственно-правовой работы или предпринима- тельской деятельности. Видную роль среди них играли по- литические деятели и юристы: А. Гамильтон, Дж. Вашинг- тон, Д. Мэдисон, Э. Рандольф, Д. Уилсон и некоторые другие. Результаты работы, выполненной учредителями, свидетельствуют о высоком уровне их теоретической под- готовки, творческом подходе к трудам выдающихся евро- пейских ученыхконституционалистов, умении рационально применять общетеоретические установки к конкретным ис- торическим условиям. Итогом четырех месяцев тщательной и всесторонней работы стала Конституция 1787 г., кото- рая в своих главных положениях функционирует и ныне. Одним из определяющих начал, положенных в основу этого документа, явилось разделение властей на законодатель- ную, исполнительную и судебную. Учение о разделении властей было разработано в своих первоначальных очерта- ниях еще античными и средневековыми учеными (Аристо- тель, Марсилий Падуанский и др.) и наиболее развернуто сформулировано в середине XVIII в. французским ученым Ш. Монтескье. Он считал, что разделение властей- это то средство, которое может предотвратить авторитаризацию государственной власти путем учреждения относительно независимых (функционально и организационно) друг от друга, взаимоуравновешивающих и взаимоконтролирующих государственных властей. Законодательная власть вруча- лась Конгрессу, состоящему из двух палат: сената и па- латы представителей. Его важнейшей прерога- тивой было законодательство, прежде всего финансовое (бюджет, налоги и т.д.). В этой области обе палаты на- делялись равными правами за некоторым исключением: за- конопроекты относительно налогов должны были исходить от палаты представителей, сенат мог предлагать поправ- ки. Законопроект, принятый обеими палатами, приобретал силу закона после подписания его президентом в течение 10 дней (по истечении этого срока законопроект считался принятым). Если президент отклонял законопроект. Конг- ресс мог добиться его утверждения, повторно одобрив 2/3 голосов в обеих палатах, т.е. предусматривалось отлага- тельное вето президента. Исполнительную власть возглав- лял президент, который наделялся правомочиями главы го- сударства и главы правительства. Как глава государства он был главнокомандующим, имел право помилования и отс- рочки исполнения приговоров, " по согласию и совету" се- ната назначал послов и других высших должностных лиц, созывал палаты Конгресса в экстренных случаях, а также осуществлял некоторые другие полномочия. Как глава пра- вительства президент руководил текущим управлением страной с помощью подчиненного ему государственного ап- парата, издавал административные распоряжения, которые не должны, однако, выходить за рамки законов. Третья власть была представлена судом. Общефедеральную судеб- ную систему возглавлял Верховный суд США. По наиболее важным делам вводился суд присяжных. Таким образом, предусматривалась конституционная система " сдержек и противовесов". Конгресс мог отклонить законопроекты, внесенные президентом, сенат- не согласиться с предло- женной президентом кандидатурой на важный должностной пост. Конгресс получил право привлечь президента к от- ветственности в порядке импичмента. В этом случае пала- той представителей возбуждалось дело и формулировалось обвинение, а сенат рассматривал дело под председатель- ством главного судьи Верховного суда США. Для признания подсудимого виновным требуется 213, голосов присутству- ющих сенаторов. При этом осуждение должно ограничивать- ся "...удалением от должности, запрещением занимать в США какую-либо должность, с которой соединяется почет, доверие и выгода". В свою очередь президент, используя право отлагательного вето, мог замедлить принятие зако- на, а при поддержке части конгрессменов добиться снятия его с обсуждения. Введение двухпалатной системы (бика- мерализм), обусловленное многими причинами, предполага- ло вместе с тем известную конкуренцию палат, предотвра- щало возможность узурпации законодательной власти одной палатой. Конституция предусматривала правила формирования госу- дарственных властей. Депутаты палаты представителей вы- бирались по штатам (один депутат от 30 тыс. граждан, удовлетворяющих множеству цензов). Сенат состоял из вы- борных законодательными собраниями штатов (два сенатора от штата). Президент избирался в ходе двухстепенных вы- боров (население по штатам избирало " выборщиков", а те - президента, впоследствии выборы президента из косвен- ных превратились в фактически прямые). Члены Верховного суда назначались президентом " по совету и с одобрения" сената. Для предотвращения возможности временного безв- ластия в период выборов были установлены различные сро- ки правомочий властей. Палата представителей выбиралась на 2 года, сенаторы- на 6 лет, причем каждые 2 года об- новлялась 1/з членов сената. Президент избирался на 4 года. Должность членов Верховного суда объявлялась по- жизненной "...пока будут вести себя безукоризненно". Конституция вводила федеративное устройство. Соответс- твенно разграничивались правомочия между общефедераль- ными властями и властями отдельных штатов. Федерация наделялась правом: объявлять войну и заключать мирные договоры (в более широком плане- ведение внешней поли- тики), регулировать торговлю с иностранными государс- твами и между штатами, чеканить монету (регулировать денежную систему страны), устанавливать единую норму мер и весов, набирать, содержать и управлять армией и флотом. Подчеркивалось верховенство федерального права по отношению к праву отдельных штатов. Фиксируя основы федерации, конституция вводила " смешанную" форму прав- ления, при которой представительство корпуса избирате- лей страны в целом стало совмещаться с равным предста- вительством штатов в сенате вне зависимости от числен- ности населения каждого из них. Таким образом, верхняя палата неизбежно становилась более последовательным вы- разителем интересов штатов (особенно малонаселенных). Билль о правах 1791 г. Введение Конституции, которая ограничивалась только изложением государственного строя и обходила молчанием провозглашенные в декларациях пра- ва человека, проходило с большим трудом. В законода- тельных собраниях штатов она была принята незначитель- ным большинство голосов и главным образом при условии включения в Конституцию дополнений о демократических правах и свободах граждан. Законодатели понимали, что большинство американцев хотят видеть в Конституции прежде всего гарантию от любых посягательств государс- твенных властей на их права и свободы. Из этого исходил и Д. Мэдисон, он внес решающий вклад в подготовку конституционных поправок, ставших извест- ными как Билль о правах. Его содержание составило пер- вые 10 поправок к конституции. Они были предложены за- конодательным собранием штатов в 1789 г. и утверждены в 1789-1791 гг. Принципиальной идеей, положенной в их ос- нову, являлось признание недопустимости принятия ка- ких-либо законов, нарушающих свободы граждан: свободы вероисповедания, свободы слова и прессы, мирных собра- ний, права обращения к правительству с просьбой о прек- ращении злоупотреблений (ст. 1). Провозглашалось право иметь и носить оружие (ст. 2). В мирное время запрещал- ся постой солдат в частных домах без согласия их вла- дельцев (ст. 3). Признавалось недопустимым задержание лиц, обыски, выемки вещей, бумаг без выдаваемых соот- ветствующим должностным лицам законно-обоснованных раз- решений (ст. 4). Никто не мог быть привлечен к уголов- ной ответственности иначе, как по решению суда присяж- ных, за исключением дел, возникших в армии. Никто не мог быть подвергнут повторному наказанию за одно и то же преступление, быть принуждаем в каком-либо уголовном деле свидетельствовать против самого себя, быть лишен- ным жизни, свободы, собственности без законного судеб- ного разбирательства (ст. 5). Уголовные дела рассматри- вал суд присяжных. Обвиняемый имеет право на очную ставку со свидетелями, показывающими не в его пользу, ему разрешалось вызвать свидетелей со своей стороны и прибегнуть к советам адвоката (ст. 6). Запрещались жес- токие и необычные наказания (ст. 8). В качестве общего принципа устанавливалось, что названные в Конституции права, включая Билль 1791 г., не должны умалять все другие права и свободы, " оставшиеся принадлежностью на- рода" (ст. 5), и неразрывно связанное с этим, другое не менее важное: " права, не представленные конституцией Соединенных Штатов и не отнятые ею у штатов, принадле- жат штатам или народу" (ст. 10). В сочетании с этими положениями Конституция США приобрела еще большую прог- рессивную направленность. Был создан, как показала пос- ледующая история, наиболее оптимальный вариант госу- дарственного строя для США. Основной закон 1787 г., принятый, как тогда считалось, на окраине цивилизован- ного мира, оказал большое влияние на развитие конститу- ционализма в других странах и прежде всего в части идей республиканского правового федеративного государства, основанного на разделении властей, при котором законо- дательная власть строилась на базе " смешанной" системы бикамерализма; исполнительная - как единоличная, выбор- ная, срочная магистратура с правом отлагательного вето; судебная - с пожизненно назначаемыми судьями и судом присяжных. Вместе с тем прогрессивное, демократическое значение Конституции во многом умалялось сохранением старой из- бирательной системы, отягченной множеством цензов, ли- шавших значительную, наименее состоятельную часть насе- ления права участвовать в легальной политической жизни: выбирать и быть избранными в органы власти и управле- ния. В южных штатах сохранялось рабство. В итоге вве- денная демократия во многом носила элитарный характер. 2. Государство США в конце XVIII - начале XX в. Госу- дарственное строительство и судебная реформа. Первым президентом США стал Дж. Вашингтон. Под его руководс- твом был создан аппарат центральной общефедеральной ис- полнительной власти (учреждены первые департаменты (ми- нистерства): военный, финансовый, иностранных дел). В основном произошла унификация структуры органов власти и управления в штатах: законодательное собрание и гу- бернатор как выборный глава исполнительной власти (но в некоторых штатах его правомочия были весьма обширны, тогда как в других более чем ограничены). Суды были ре- организованы в классическую федеральную систему, состо- ящую из двух параллельно функционирующих структур: от- дельных штатов и федерации. Это соответствовало Консти- туции, которая закрепила право каждого штата устанавли- вать собственную судебную систему. В результате судоус- тройство штатов оказалось неодинаковым, хотя различия были и не столь существенными. Основными звеньями явля- лись: 1) местные суды (рассматривавшие мелкие гражданс- кие и малозначительные уголовные дела); 2) суды первой инстанции (более серьезные уголовные и гражданские дела в границах законодательства штата); 3) верховный суд штата как апелляционная инстанция на решения и пригово- ры судов первой инстанции данного штата. Законом Конг- ресса 1789 г. на судебную систему штатов как бы накла- дывалась общефедеральная судебная система. Вся страна была разделена на судебные округа: 1) в каждом округе учреждался окружной суд по гражданским и уголовным де- лам, рассматриваемым на основе федерального законода- тельства (контрабанда, ограбление почты, государствен- ная измена, шпионаж, гражданские споры, сторонами в ко- торых являлись граждане разных штатов, и т.д.; 2) сле- дующей инстанцией становился апелляционный суд по реше- ниям и приговорам окружных судов (один на несколько ок- ружных судов; соответственно несколько округов объеди- нялись вокруг апелляционного суда); 3) Верховный суд США - высший судебный орган, занимающий особое место в системе высших государственных органов страны. В ка- честве суда первой инстанции он рассматривал дела о преступлениях высших должностных лиц, а также дела, где одна из сторон - какойлибо штат. Вместе с этим он стал высшей апелляционной инстанцией по отношению к другим общефедеральным судам. Но он неправомочен пересматри- вать дела, рассмотренные судами штатов. Исключение сос- тавляют те из них, которые, как признает Верховный суд США, затрагивают федеральное законодательство по прин- ципиальным вопросам. Конституционный надзор. С именем второго председателя Верховного суда США Д. Маршалла (начало XIX в.) связано чрезвычайно важное, но не пре- дусмотренное Конституцией расширение правомочий этого суда. При рассмотрении конкретного дела, связанного с принятым Конгрессом актом об упразднении. ряда создан- ных федеральных судов, Маршалл объявил этот акт наруше- нием Конституции. Хотя Конгресс и президент не подчини- лись этому решению, а Верховный суд не стал на нем нас- таивать, тем не менее впоследствии Верховный суд вер- нулся к практике проверки законов, а также указов пре- зидента на предмет их соответствия Конституции, ссыла- ясь на решение Маршалла как прецедент. После некоторых колебаний эта практика была признана правящими кругами целесообразной, и Верховный суд приобрел исключительное по значению право проверки законов и указов на их соот- ветствие Конституции. При этом Верховный суд при расс- мотрении каждого дела мог проверить конституционность относящихся к нему законов. И если он сочтет их проти- воречащими Конституции, то такие нормативные акты приз- наются утратившими юридическую силу по данному конкрет- ному делу. Однако решение Верховного суда как высшей судебной инстанции в силу прецедента является обязываю- щим, и другие суды при решении аналогичных дел должны отнестись к данному нормативному акту подобным образом. По существу это означало наделение Верховного суда пра- вом конституционного надзора. Верховному суду также принадлежит право толкования законов посредством дачи разъяснения должностным лицам и рядовым гражданам. Вер- ховные суды штатов приобрели аналогичное право по отно- шению к законодательству своего штата. В итоге доста- точно отчетливо определился один из основных критериев в разграничении компетенции общефедеральных судов и су- дов штатов - первые функционируют в пределах общефеде- рального законодательства, вторые- в главном на основе законодательства своего штата. Увеличение числа штатов. Условия их интеграции в США. Быстрый и значительный территориальный рост США происходил за счет прямых зах- ватов земель коренного населения - индейцев; в ходе " индейских войн" была физически уничтожена большая часть индейских племен, а незначительное меньшинство поселено в резервациях. Большие территории были захва- чены у Мексики, а у европейских государств куплены их североамериканские владения. Нарастающий поток эмигран- тов-переселенцев (главным образом из Европы) позволял довольно быстро заселять новые земли. Порядок создания новых штатов в основном определялся ордонансом 1787 г. Когда население вновь осваиваемой территории достигало определенной численности. Конгресс США объявлял ее ав- тономной с местным выборным законодательным собранием. Губернатора назначал президент страны с согласия сена- та. При этом сохранялся достаточно жесткий контроль со стороны центра: губернатор был наделен правом вето в отношении решений законодательного собрания, а Конгресс США мог не только отменить местные законы, но и изме- нить статус самой территории, лишив ее автономии. Через некоторое время, иногда весьма продолжительное, автоно- мия получала право на реорганизацию в штат при условии введения республиканской формы правления, признания Конституции и других конституционных законов США. Выби- рался конвент, который составлял конституцию штата, ут- верждавшуюся голосованием. Создавались соответствующие органы власти и управления. Конгресс США принимал пос- тановление о приеме в союз нового штата. Как исключение были и другие пути возникновения новых штатов (путем самоопределения, отделения от другого штата и т.д.). К началу XX в. число штатов достигло 48. Создание партий. Новым существенным фактором политической жизни страны стало образование политических партий - организаций, формально не являвшихся частью государственного меха- низма, но фактически начавших оказывать на него все бо- лее возрастающее влияние, особенно в области комплекто- вания его кадрового состава (проведение избирательных кампаний и т.д.). Начало положили политические группи- ровки, возглавляемые А. Гамильтоном и Т. Джефферсоном (80-е гг. XVIII в.). Сторонники Гамильтона - главным образом крупные собственники - выступали за конституцию в ее первоначальном виде, т.е. без Билля о правах. Сто- ронники Джефферсона - в основном мелкие предпринимате- ли, фермеры - боролись за Билль о правах, облегчение получения земли. Победа сторонников Билля положила ко- нец этому противостоянию, но опыт и наработанные тради- ции не пропали даром. В 1828 г. была создана партия, вскоре ставшая известной как демократическая. Она опи- ралась на блок весьма разнородных социальных сил. К се- редине 50-х гг. XIX в. в партии стали задавать тон ра- бовладельцы-южане.В 1854 г.образовалась республиканская партия. Столь же неоднородная в социальном плане, она тем не менее тяготела к северянам. В ней вскоре намети- лось два течения: правое (крупная городская и сельская буржуазия) и либерально-демократическое (фермеры, мел- кие предприниматели, радикальная часть промышленной буржуазии). Начало демократизации избирательной системы (первый этап). Борьба партий за голоса избирателей во многом стимулировала демократизацию избирательного пра- ва. Она была весьма успешна, поскольку за нее выступали рядовые американцы. Почти во всех новых западных штатах вводится всеобщее мужское избирательное право. В 40-50-е гг. XIX в. расширяется избирательное право для мужчин и в старых восточных штатах. Во всех штатах от- меняется значительная часть имущественных цензов для занятия должностей. Гражданская война. Упрочение феде- рации. К середине XIX в. обострились отношения между промышленными северными штатами и рабовладельческими южными. На захваченные у индейцев территории направля- лось по существу два потока переселенцев. Из северных штатов двигались переселенцы-фермеры. Приобретение ими земли облегчил закон 1841 г., предоставивший право на покупку участка в рассрочку тем, кто уже обрабатывал его в течение определенного количества лет. Из южных штатов на запад продвигались и плантаторы со своими ра- бами. Столкновение интересов на западе еще более углу- било противоречия между северными и южными штатами. От- ношение северной буржуазии к рабству не сразу стало од- нозначно отрицательным. Текстильные фабриканты были экономически связаны с хлопковым плантационным хозяйс- твом юга. Во многом благодаря их усилиям в 1820 г. был достигнут так называемый Миссурийский компромисс: в фе- дерацию был принят один рабовладельческий штат (Миссу- ри) и один свободный (Мэн), но отныне рабовладельческие штаты не могли создаваться к северу от 36ш 30' северной широты. По существу, это был последний серьезный комп- ромисс. Противоречия между севером и югом приобретали все более острый характер. Политика Президента А. Лин- кольна. Освобоэвдение рабов. Акт о гомстедах. В 1860 г. президентом США был избран представитель либерально-де- мократического крыла республиканской партии А. Линкольн - выходец из простой фермерской семьи, решительный бо- рец за отмену рабства. В ответ рабовладельцы южных шта- тов объявили сецессию (рассечение), т.е. отделение юж- ных штатов и образование самостоятельного государства- Конфедерации южных штатов. В 1861 г. начались военные действия. Первоначально успех сопутствовал южанам, но в конечном итоге перевес оказался на стороне более многонаселенных и экономически развитых северных шта- тов. Немалая заслуга в умелой мобилизации ресурсов се- вера принадлежала правительству Линкольна, проявившего твердость и предприимчивость в борьбе. В мае 1862 г. Линкольн подписал " Гомстед-акт" - закон, предоставляв- ший каждому, желающему заняться сельским хозяйством на западе, право на участок земли в 160 акров (1 акр = 4047 м2). В сентябре 1862 г. была обнародована Прокла- мация о ликвидации рабства. С 1 января 1863 г. негры на территории мятежных штатов объявлялись свободными, хотя при этом не получали ни земли, ни политических прав. Эти меры при всей их ограниченности укрепили позиции северян и их армии, в которой отныне не было недостатка в добровольцах. В феврале 1865 г. Конгресс принял XIII поправку к Конституции, отменявшую рабство по всей стране. К весне 1865 г. войска южан были разгромлены и Конфедерация южных штатов прекратила существование. 14 апреля 1865 г. во время торжества по случаю победы пре- зидент Линкольн был предательски убит заговорщиками. " Реконструкция Юга". По плану, принятому Конгрессом, бывший мятежный юг был разделен на пять военных округов (1867г.) В них вводилось военное управление. Руководс- твом для военной администрации служила XIV поправка к Конституции (1868 г.) о равенстве перед законом всех граждан США (исключение составляли индейцы и, кроме то- го, были временно ограничены в правах участники мяте- жа). Большое значение имела вступившая несколько позже в законную силу (в 1870 г.) XV поправка к Конституции о предоставлении избирательных прав всем лицам мужского пола вне зависимости от цвета кожи. Военное управление могло быть упразднено в том или ином южном штате только после принятия им XV поправки. Усилиями прогрессивно настроенной части военной администрации из радикальных республиканцев было немало сделано для улучшения поло- жения негров. Однако полного коренного изменения их участи не произошло. Земли мятежников-плантаторов в ос- новном не были конфискованы. В результате расисты сох- ранили экономическую власть. Им удалось ввести в южных штатах так называемые черные кодексы, обязывающие быв- ших рабов поступать в " обучение" к своим бывшим хозяе- вам, что, по существу, означало сохранение режима жес- точайшей эксплуатации. Большинство негров было превра- щено в арендаторов-издольщиков. Ставились почти непрео- долимые препоны для приобретения неграми земли, занятия интеллектуальной деятельностью и т.д. Лишившись госу- дарственной власти, бывшие рабовладельцы широко исполь- зовали внесудебную расправу (суды Линча, нелегальные террористические организации типа ку-клукс-клана и т.п.). Тем не менее, начиная с 1872г., военная адми- нистрация на юге начала посте- пенно упраздняться, а в 1877 г. из южных штатов были выведены общефедеральные войска. Это развязало руки ра- систам. В 1881 г. в штате Теннеси был принят норматив- ный акт, известный как закон Джима Кроу, согласно кото- рому негры должны были пользоваться отдельными от белых вагонами. Подобные же унизительные для человеческого достоинства законы о расовой сегрегации вводились и в других южных штатах. В частности, предусматривалось раздельное обучение белых и цветных детей. Во многих южных штатах были приняты поправки к избирательным за- конам, вводившие новые цензы грамотности, проверки на понимание смысла конституции, оседлости, вводились спе- циальные избирательные налоги и т.д. Верховный суд признал соответствующими Конституции законы, устанавли- вающие, как утверждалось, " раздельные, но равные воз- можности для белых и цветных". И все же, несмотря на сохранение расовой дискриминации, огромно значение дос- тигнутой победы. Рабство было ликвидировано. Сложились благоприятные условия для дальнейшего, еще более интен- сивного развития экономики. Государственный строй, ус- тановленный Конституцией 1787 г., выдержал испытание на прочность. Укрепление федерации в свою очередь способс- твовало превращению США в мощную индустриально-аграрную державу.
|